Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

2.3. Современный этап организации культурно-досуговой деятельности в странах зарубежья


В этом контексте необходимо подчеркнуть, что характерной чертой деятельности традиционных учреждений культуры в 60-80-х годах XX в. была их ориентация на поддержку художественных, спортивных, культурных форм организации досуга. Изменение социокультурной ситуации и новые тенденции развития общества повлекли рождения и распространение культурно-досуговых учреждений комплексного типа. Так, центры досуга в городах Харлоу, Биллингем, Блетчли (Великобритания) ориентировались только на спортивном досуге. Однако со временем, по инициативе руководства, помещения спортивных заведений начали использоваться для проведения различных культурно-досуговых мероприятий - танцевальных вечеров, небольших самодеятельных концертов, спектаклей, игровых программ.

Деятельность центра досуга м. Перама (муниципалитет на южном западе Афинского агломерата в Греции. Начал застраиваться в 20-е годы XX века. Сейчас насчитывает около 30 тыс. человек) сначала сосредоточивалась на культурно-художественном направлении: в пределах учреждения действовали музыкальные, танцевальные, театральные кружки. Со временем сфера деятельности учреждения распространилась, и в центре начали действовать женские курсы, курсы информатики, судостроение, кройки и шитья, проводились развлекательные и спортивные мероприятия. Как указывает Г. Чейнен [80] постепенно функции заведения охватывают предоставление информации, укрепление доверия, обеспечение помещениями для проведения встреч, определение главного направления развития волонтерного сектора, обеспечение контактов с другими группами, поддержка групп денежным поступлениям из внешних источников и содействия общению внутри сектора (например, через издание общественной газеты). В случае необходимости члены центра становились представителями микрорайона в структурах власти. Целью деятельности центра является не только организация досуга населения, но и организация всестороннего содействия развитию местности.

Широкая перспектива общей политики руководства большинства традиционных учреждений досуга и, как результат, успешная адаптация стратегических задач культурно-досуговых учреждений к условиям современности, расширение совокупности услуг и направлений деятельности стали причиной преобразования учреждений культуры узкого направления на многопрофильные полифункциональные рекреационно дозвіллєві учреждения, способные обслуживать большое количество посетителей, независимо от социального или профессионального состава, возраста, религиозных или политических убеждений.

Так, центр досуга в Уїндлі (Великобритания) ежегодно посещает более 1 млн человек. Многоплановая и содержательно насыщенная программа заведения предполагает почти 500 курсов, 600

специальных проектов и культурных акций (среди них большой популярностью пользуются внешкольные рекреационные мероприятия, программы эстетического воспитания, летние рекреационные проекты, целью которых является организация досуга жителей сельской местности, подростковые и молодежные культурно-спортивные мероприятия).

Центр досуга м. Краутрі (Великобритания) предоставляет комплекс социальных, культурных, функциональных услуг, охватывая почти 1 млн человек ежегодно. На его территории расположены несколько бассейнов (один из них для любителей серфинга), спортивные помещения, площадки для активного и пассивного отдыха, конференц-зал, комнаты для кружковых занятий, сеть кафе и баров, ночной клуб, мини-магазины, игровые залы.

Примером быстрого реагирования на изменения окружающей среды может служить деятельность „Солнечного центра" Северного Уэльса (Великобритания), который был открыт в начале 80-х годов: обычный дом отдыха на побережье превратили в закрытый центр досуга. Его открытие способствовало позитивному решению двух важных проблем: занятости населения города и предоставление возможности для интересного проведения досуга.

Особым аспектом эффективного функционирования любого заведения досуга комплексного типа, что фокусируется на стремлении наилучшего удовлетворения и развития потребностей посетителей, является упорядоченность его организационных компонентов, которая способна рационально изменять и реализовывать задачи учреждения в соответствии с внешних и внутренних обстоятельств и отмечается творческой мобильностью, функциональной гибкостью и динамичностью.

Так, тематическом комплекса досуга м. Оберхаузен (земля Северная Рейн-Вестфалия, Германия), который открылся в 1996 г., присущая широкая палитра разнообразных видов деятельности: он сочетает развлекательный, спортивный, культурный, торговый направления. Центр расположен на территории бывшего сталелитейного завода. Комплекс охватывает сеть магазинов, ресторанов, кафе-клубов. На его территории действует парк развлечений и отдыха, тематические секторы („Кока-колы", „Бунте гассе", „Арена", „Променад" и др.), каждый из которых работает по определенной культурно-дозвіллєвою тематикой. Так, работники „Арены" предпочитают театральной деятельности; „Променад" обеспечивает работу ряда небольших ресторанов, предлагающих гостям заведения кухню народов мира, их обычаи, обряды и традиции через проведение культурных программ; „Бунте гассе" - это место встречи профессионалов и любителей живописи.

Растущая популярность тематических, центров досуга, отличающихся вариативной подвижной полифонической структурой, отражает концепцию многопрофильности культурно-досуговой деятельности. Большинство комплексов досуга создается с помощью партнерской участия правительственных, частных учреждений, органов местного самоуправления, ведь доминирующим фактором в достижении оптимального результата при реализации любого проекта является, прежде всего, деятельность ряда агентств, учреждений, объединений, заинтересованных в эффективном решении проблемы. Например, семейный развлекательный центр „Трокадеро" (г. Лондон, Великобритания) возобновил свою деятельность при поддержке компании „Бут форд"; „Центр-С" сооружался с участием немецких и английских инвесторов. При поддержке ряда бизнес-структур с 1997 г. начал действовать культурно-досуговый центр „Шоу кейс" (Кливленд, штат Огайо, США). Строительство комплекса, который имеет разнообразные аттракционы, театр, сеть общественного питания, стоило более 90 млн долларов.

Интегрирующим компонентом системы взаимосвязей местной общины, культурно-досуговой учреждения и различных структур государственного, коммерческого, добровольного секторов является положительное влияние на социокультурное жизни населенного пункта, эффективное решение его проблем, идентификация потребностей общины. Большинство зарубежных теоретиков и практиков, как подчеркивает К. Скутович [74], склоняются к мысли, что угодно-каким группам нужны союзники и помощь в решении насущных проблем. Характерно, что деятельность культурно-досугового центра, которая активизирует общество, превращаясь в действенную силу духовной интеграции социокультурной жизни общества, привлекает все большее внимание органов государственного управления и бизнес-структур.

В этом контексте интересным может оказаться опыт работы центра семейного досуга „Старая каток" (г. Берлин, Германия). Проект был реализован при поддержке молодежных, культурных, спортивных, образовательных организаций города, а также местных органов власти. Центр досуга относительно молодой - он начал работать в августе 1997 г. Благодаря усилиям работников клуб довольно быстро превратился в любимое место проведения свободного времени не только для детей и подростков, но и их родителей. По мнению работников заведения, „Старая каток" имеет возможность для организации спектра различных видов досуговой деятельности населения: клиент центра может пользоваться услугами спортивного, оздоровительного, образовательного, развлекательного характера. На территории центра расположены площадки для катания на коньках, роликах, велосипедах; действует молодежное кафе, в котором посетители имеют возможность не только утолить жажду или голод, но и отдохнуть - с помощью опытного организатора свободного времени в помещении кафе проводятся игровые программы, небольшие самодеятельные концерты, относятся детские спектакли. Богатая палитра культурно-спортивных мероприятий учреждения направлена на удовлетворение потребностей самой привередливой семьи: консультационные бюро, психологические тренинги, материнские группы, встречи со спортивными тренерами и социальными педагогами, семейные вечера отдыха, образовательная и учебно-познавательная работа (курсы, творческие кружки и мастерские) и т.д.

Работники центра „Старая каток" считают, что досуг является одним из главных формирующих факторов в сфере нравственного, социального, интеллектуального развития личности, а ничегонеделания в свободное время приводит к нежелательных явлений в жизни не только подростков и молодежи, но и людей среднего и пожилого возраста. Подтверждением этому стали социологические исследования, проведенные зарубежными учеными, результаты которых свидетельствуют, что именно культурно-досуговая деятельность имеет возможность решить проблемы адаптации и социализации лиц, которые по определенным причинам недовольны служебным или социальным положением в обществе. Анализируя материалы социологических исследований, ученые приходят к выводу о взаимозависимости физического, психологического, морального состояния человека, его места в обществе и характера досуговой активности личности.

Отметим, что переориентация культурно-досуговых учреждений на политику активного сотрудничества имеет большие преимущества: эффективно решаются экономические, социальные, хозяйственные вопросы, финансовые и технические аспекты деятельности культурно-досуговой учреждения, маркетинговые проблемы. Кооперирование усилий учреждения культуры с другими организациями предусматривает возможность возникновения проблем разного характера: неумение наладить отношения между общественными учреждениями, социальными организациями, правительственными структурами; осложнения решения законодательных, политических, организационных и финансовых вопросов; ограничения участия отдельных структур лишь проблемами финансирования и местонахождение объекта, а не управление им; ориентация учреждения культуры не на удовлетворение потребностей своих членов, а на удовлетворение желаний спонсоров и приспособления культурно-досуговой деятельности к их требованиям. Все это мешает реализации поставленных перед культурно-дозвіллєвою учреждением планов и задач, созданию соответствующей заложенных целей структуры. Сочетающим фактором в решении этой проблемы должно быть учета потребностей посетителей, их жизненных интересов, художественно-эстетических запросов, содействие духовному взаимообогащению населения.

Безусловный интерес и перспективную целесообразность составляет опыт управления подобными культурно-дозвіллєвими учреждениями: умение руководства заведения четко определять первоочередные цели и задачи учреждения; качественное управление персоналом; эффективное использование материально-технических, финансовых, человеческих ресурсов организации; умение квалифицированно проектировать деятельность учреждений досуга и т.д.

Ключевым компонентом разработки проекта построения культурно-досугового центра комплексного типа становится основательный анализ соответствующего географического размещения учреждений: максимального приближения к центру населенного пункта, наличия удобной транспортной развязки. Перед инициативной группой, которая занимается открытием учреждения, возникает три основные альтернативы: купить участок земли; использовать существующее место, которым владеет муниципалитет; приобрести земельный участок от третьей стороны (коммерческой или частного лица).

Следующим шагом в создании центра досуга является сбор объективных данных о материальный, социальный, демографический, культурный состояние района; изучение уровня заинтересованности будущих клиентов в работе заведения; проявление мотивов нежелание участвовать в культурно-дозвіллєвій деятельности; определение состава потенциальной аудитории заведения с присущими ей дифференцированными интересами.

Так, перед началом строительства центра семейного отдыха в общине Мідвестерн (США) проводилось социологическое исследование, результаты которого показали, что почти 85% населения одобряют открытие центра семейного досуга на территории общины; ежегодно учреждение может посетить почти 2,2 млн человек; оптимальная дневная стоимость посещения допустима в пределах 5-7 долларов. К тому же, большинство респондентов предпочитает дневной входной плате, а не годовым членским взносам.

Концепция центра семейного отдыха при ее тщательном анализе и изучении может заинтересовать и отечественных работников социокультурной сферы.

Одним из основных вопросов результативного и эффективного повседневного функционирования культурно-досугового учреждения является положительное решение кадровой проблемы. Помочь в правильном персональном управлении может условное разделение руководством учреждения всех лиц, имеющих отношение к деятельности заведения, на отдельные группы, а именно: работников, членов, волонтеров. Каждая из групп требует различных механизмов управления и методов решения определенных их потребностей. Так, к категории работников относятся лица, для которых учреждение культуры является местом работы. Главными критериями отбора работников является наличие соответствующего уровня специальных знаний, навыков и опыта; умение работать в коллективе; желание саморазвиваться и повышать свою квалификацию; понимать цели организации и способствовать их достижению. К членов организации принадлежит круг лиц, которые принимают активное участие в деятельности учреждения, выполняют определенные уставом центра, клуба, объединения обязанности, пользуются определенными в документах организации правами.

Неотъемлемым компонентом перспективного развития учреждения должна быть деятельность, направленная на увеличение количества членов, без чего невозможен интенсивное воздействие организации на личность. До работы организация привлекает волонтеров, то есть лиц, которые работают на пользу организации и не получают вознаграждения за свою работу. Сотрудничество с этой категорией лиц часто имеет спорадический характер, требует индивидуального подхода и налаживания тесного контакта. Однако, как отмечает Г. Земба [53], общим в работе со всеми группами, участвующими в жизнедеятельности организации, должно быть: безопасное и приятное среду работы; предвидение системы вознаграждений и служебного роста; работа, которая дает признание; оперативное и эффективное руководство; положительная профессиональная репутация.

Другими словами, базовым критерием внутренней жизнедеятельности заведения является эффективное использование человеческих ресурсов (умение подбирать кадры, сотрудничать с ними, правильно распределять обязанности, контролировать их исполнение и т.п.).

Подытоживая, можно констатировать, что апробация и объективная оценка деятельности культурно-досуговых учреждений зарубежных стран поможет создать принципиально новую модель отечественной учреждения культуры, которая будет отвечать новейшим тенденциям общественного прогресса, будет способствовать совершенствованию функционирующей социокультурной системы на основе современных мировых достижений науки и передовой практики и оживит теоретические и практические исследования по изучению и развитию отечественных культурно-досуговых учреждений комплексного типа.

Первое направление исследований связано с изучением затрат времени на конкретные занятия в свободное время. В развернутой форме показатели затрат времени являются своеобразными бюджетами времени и характеризуют деятельность в свободное время как отдельной личности, так и определенной социальной общности. Применение этого метода даст возможность исследовать характеристики свободного времени личности и различных групп населения: количество свободного времени, которым распоряжаются, объект исследования; затраты времени на основные занятия в свободное время; изменения ежедневного и еженедельного фонда свободного времени, их отклонения от средних показателей; изменения в частоте и продолжительности занятий различными видами деятельности в свободное время.

Однако бюджетные исследования свободного времени - не единственный способ получения информации о нем. Изучение бюджетов времени требует больших материальных затрат, причем для получения детальных достоверных сведений об отдельные группы населения нужны значительные выборки, охватывающие десятки тысяч людей.

Характеристику затрат времени можно получить, применив метод наблюдения. Но он по сложности не уступает бюджетном метода, поэтому используется очень редко. Широкое и длительное наблюдение за деятельностью в свободное время личности, группы невозможно по различным причинам, прежде всего, с социально-этических соображений. Поэтому за помощью бюджетного метода и метода наблюдения изучают только конкретную деятельность в свободное время в течение одного дня или недели, а также общие тенденции в изменениях свободного времени.

Значительное место в социологических исследованиях свободного времени занимает изучение социально-бытовых условий жизни человека, его семьи, группы, к которой она принадлежит. Для этого используют различные методы, но чаще всего - анализ официальных документов и опрос населения. В основном используют такие группы первичных показателей, характеризующих социально-бытовые условия жизни, которые непосредственно влияют на деятельность людей в свободное время: показатели материально-экономического положения (доход в расчете на одного члена семьи, соотношение в нем натуральных и денежных поступлений); жилищные условия; обеспечение бытовой техникой и предметами культурно-бытового назначения; развитие системы бытового обслуживания, доступного этой группе людей; показатели культурного развития (уровень образованности, культурные ориентации); показатели развития материальной базы для проведения свободного времени и доступа к ней, количество лиц, занимающихся творческой деятельностью, художественной самодеятельностью, спортом и т.п.

Для изучения социально-демографических и социально-психологических особенностей, обусловленных влиянием социально-бытовых условий жизни на деятельность человека в свободное время, применяют метод опроса. С помощью этого метода становятся доступными: социально-демографические показатели (пол, возраст, семейное положение, наличие детей, социальное происхождение и т.п.); показатели сферы сознания личности (жизненные ценности, направленность потребностей и интересов, мотивационная сфера и т.п.); удовлетворенность свободным временем, работой учреждений культуры, спорта; соотношение реальных и желаемых видов занятий в свободное время.

Вопросы для самопроверки

1. История организации и становления деятельности досуга.

2. Историко-культурный анализ досуга и досуговой деятельности в 30-е - 90-е годы XX века.

3. Современные концепции досуга и культурно-досуговая деятельность.

4. Социально-психологические особенности исследования свободного времени.

Задания для самоподготовки

1. Охарактеризуйте историческое развитие деятельности отдыха в Украине.

2. Определите основные современные направления в сфере международного обмена и сотрудничества относительно деятельности досуга.

3. Охарактеризуйте организацию досуга в других странах.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 1998. - 325 с

Байкова ВТ. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с. Бутатабаев М.Т. Рабочее и свободное время у трудящихся: социально-экономический механизм взаимодействия. - М., 1999. - 251 с.

Трушин Бы. Творческий потенциал свободного времени. - М . : Профиздат, 1990. - 153 с.

Ерошенков ИМ. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.

Киселева Т.Т. Теория досуга за рубежом: курс лекций. - М., 1992. - 163 с.

Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Узи-во МГУК, 1991. -248 с.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М., 1990. - 512 с.

Мосалев Б.Г. Досуг. - М: Изд-во МГУК, 1995. - 85 с.

Орлов ГЛ. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983. -312 с.

Орлов Т.П. Свободное время - условие развития человека и мэра общественного богатства. - Свердловск, 1989. - 105 с.

Орлов Т.П., Букреев А.Б. Активный отдых как фактор развития личности. - М., 1991. - 222 с.

Пича ВМ. Ваше свободное время. - К., 1988. - 221 с.

Пича ВМ. Культура свободного времени (философско-социальный аспект). - Киев, 1990. - 29 с.

Пича В.М. Свободное время: тенденции и проблемы развития. - К., 1992. - 106 с.

Смирнов А. Фактор времени в жизни общества. - М., 1986. -226 с.



Назад