Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

3.1. Время как значительная социальная ценность


Что такое время? Этот вопрос волновал человечество всегда. Над загадкой времени задумывались мудрецы прошлого, спорили литераторы, скрещивались в дискуссиях наиболее спорные направления философии и психологии. И это не удивительно. Ведь вне времени невозможно представить развитие человека и человечества, их прошлое, настоящее и будущее.

Неумолимый, загадочный, непостоянный, тяжелый, неверный, всесильный - какими только эпитетами не наделяли время люди! Человеческая душа всегда дрожала перед его величием, воспринимала его почти как чудо, чье влияние на судьбу человека, или всего народа не может сравниться ни с одним другим фактором. Отношения людей к времени с давних пор является эмоциональным, страстным и даже предвзятым.

Восприятие и переживание человеком пространственно-временных измерений своей жизни происходит по-разному, в зависимости от характера, исторических, культурных и социальных условий его существования, специфики конкретного состояния развития общества, его личной биографии, от принадлежности человека к тому или иному классу, наконец, от особенностей его духовного и эмоционального склада. Не только отдельный человек, но и каждое новое поколение, каждая эпоха в истории человечества стремится выработать свое отношение к времени, дать ему свою оценку, свое толкование его свойств.

Определенное понимание времени сказывается на мировоззрении и поведении человека, является выражением природы и направленности исторической культуры, что ее сформировало, и вместе с тем фактором осмысления организации ее собственной жизни.

Различным научно-философским картинам мира, сменявшие друг друга на протяжении всей культурной истории человека, отвечали определены формы и толкование времени. Тысячи лет назад образ времени появился в эпосах и мифах. Интересно он истолкован древними греками. Титан Кронос (Хронос), отец богов-олимпийцев, что испытал и смертные муки, и наивысшее счастье бытия (ведь ему дарована вечная жизнь), воплощал в Элладе неумолимость и непрочность времени. Отношения древнего народа к постоянному изменению времени передают три мифические богини судьбы - мойры: Лахесис, - которая предоставляет человеку право выбора (жребий) своего пути во времени; Клото, которая прядет нить судьбы каждого (пока вьется нить-человек живет, порвется - умирает); Атропос - та, которая неизбежно приближает будущее.

Как нельзя остановить движение Земли - невозможно остановить и время.

Время человека и общества в целом - это нематериальная форма богатства, значительная социальная ценность. Его главные составляющие - рабочее время, которому человек посвящает свой труд, и время, которое человек использует по собственному усмотрению. Каждая из этих составляющих имеет свое назначение, социально-экономическое содержание и функции. Общество заинтересовано в полной реализации функций, в оптимальном использовании фонда времени, рациональном использовании обеих составляющих. Поэтому сейчас актуален научный анализ данной проблемы, связанный с характером и масштабом личных и общественных потребностей в свободном времени, степени их удовлетворения.

Впервые исследование проблемы времени как социальной ценности появляется в экономических теориях XIX ст. Первые исследования свободного времени сосредоточивались на его структуре, которую можно было описать, сделав соответствующие выводы, с помощью усиленных количественных методов, которые использовали в то время в различных экономических и эмпирических социологических исследованиях. Но использование этих методов не давало полного отображения этого феномена. Поэтому ученые, которые исследовали проблемы свободного времени, склоняются к поиска качественно новых методик изучения, которые дали бы возможность, с одной стороны, глубже понять структуру свободного времени, а с другой - исследовать особенности свободного времени различных категорий населения (ученых, политиков, деятелей искусства и т.п.), свободное время которых очень трудно, а иногда даже невозможно изучать с помощью количественных методов.

Дальнейшее исследование свободного времени активизировалось после Второй мировой войны, что связано со многими факторами: переход к мирной жизни значительно укрепил ценности и социальные функции свободного времени, что внесло существенные изменения в его организацию; за счет сокращения рабочего времени в результате внедрения новейших технологий и развития прогрессивной техники значительно увеличился объем свободного времени; развитие способов массовой коммуникации сказался на характере и содержании видов деятельности в свободное время; во многих развитых странах начинает формироваться индустрия свободного времени, направленная на максимальное удовлетворения разнообразных потребностей как отдельной личности, так и потребностей отдельных социально-демографических групп по возрастным, половым, профессиональными, национальными признаками. Так, были исследованы особенности мотивации и поведения многих социально-демографических групп, структура и их приоритеты относительно проведения свободного времени, разные потребности по развитию его инфраструктуры. Методологические и теоретические аспекты социологии свободного времени активно разрабатывали В. Артемов А. Гордон, Г. Зборовский, Е. Клопов, И. Малинова, Г. Орлов В. Орлов В. Патрушев, Б. Грушин, Г. Пруденський и др. их исследования касались таких проблем: определение категории „свободное время", его структуры и содержания; изучение факторов, которые влияют на рациональное использование свободного времени; изучение бюджетов и особенностей свободного времени различных групп населения; изучение взаимосвязи свободного времени с трудом, образованию, культурным уровнем и т.п.; социальное регулирование свободного времени.

В настоящее время усилилась внимание к проблемам свободного времени, что объясняется, прежде всего, повышением его роли в жизни человека и общества в целом. Свободное время рассматривается как социальная ценность, как важный фактор всестороннего развития человека, его потребностей, интересов, склонностей. Его значение возрастает с развитием и усложнением производственно-технических условий труда, что требует от современного человека умение адаптироваться к ним, обеспечивать высокоэффективный труд. Это делает свободное время основным фактором воспроизводства рабочей силы. Свободное время непосредственно влияет на решение важных для всего человечества проблем: экологических (охрана и восстановление природной среды), медико-социальных (удлинение продолжительности человеческой жизни, улучшения самочувствия населения, качества жизни) и др. Все это привлекает внимание к проблемам свободного времени не только ученый различных областей (социологов, экономистов, психологов), но и широких групп населения.

Как уже указывалось, человек использует время на трех уровнях: физическом, биологическом, социальном. Понятие „социальное время" характеризует человеческую деятельность и социальные отношения во время общественных процессов. По определению современных социологов и психологов, социальный время характеризуется длительностью, последовательностью, становлением. Длительность - это период, в течение которого продолжаются социальные процессы, явления социальной жизни. Последовательность - порядок возникновения и реализации социальных процессов и явлений. Категория становления используется для раскрытия изменений, происходящих в социальных процессах.

Социальное время охватывает две сферы жизни человека и общества: производственную и непроизводственную. Производственный время - узаконенный обязанность человека, во время которого она должна работать, чтобы удовлетворить свои потребности. Нерабочее время распределяется на время, связан с домашней работой и бытовыми делами, и время, направленный на удовлетворение физиологических потребностей (сон, прием пищи и т.п.) и свободное время,

Понятие „свободное время общества" и „свободное время личности" - не одно и то же. Первое понятие означает время, проведенное обществом непосредственно на удовлетворение своих интеллектуальных и эстетических потребностей. Оно охватывает время, выделенное обществом на развитие науки, искусства, управления общественными делами. Свободное личное время есть в распоряжении каждого человека и используется им в соответствии с индивидуальными наклонах, потребностей, интересов, а также возможностей, которые предоставляет ей общество. Поэтому различают свободное время различных социальных групп: рабочих, колхозников, фермеров, предпринимателей, служащих и других категорий населения (пенсионеров, домохозяек, студентов и т.п.).

Исходя из вышесказанного, необходимо различать свободное время и досуг, свободное время и отдых. Досуг-составная часть свободного времени, которое представляет собой совокупность занятий, направленных на восстановление физических, умственных и других сил человека. Понятие "отдых" шире, чем свободное время. К нему относится не только часть свободного времени (например, пассивный отдых), но и некоторые составляющие позаробочого времени (сон).



Назад