Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

3.2. Содержание и структура свободного времени


Важные категории свободного времени - это „структура" и „содержание". Структура свободного времени - совокупность видов деятельности, которые характеризуют проведения свободного времени. Она охватывает: индивидуальное потребление культуры (чтение книг, журналов, газет, слушания радио, просмотр телепередач и т.д.); публично-зрелищное потребления культуры (посещаемость театров, кино, концертов, музеев, спортивных зрелищ и др.); общение с членами семьи, родственниками, соседями, друзьями и т.д.; физические занятия (утренняя и вечерняя гимнастика, занятия в спортивных секциях и т.д.); развлечения и игры, которые способствуют снятию умственной и физического напряжения, созданию хорошего настроения; пассивный отдых (прогулки, спокойствие, дневной сон и др.); занятия, которые являются явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, хулиганство, наркомания); бесцельное времяпрепровождение. Содержание свободного времени - формы занятий в свободное время, обусловленные социальной средой, уровнем культуры личности, ее самосознанием, потребностями, интересами, психологическими качествами.

Это один из самых трудных для анализа аспектов феномена „свободное время". Существует несколько принципов оценки содержания свободного времени. Один из них основывается на изучении его структурных элементов. Чем больше видов занятий содержит структура свободного времени, тем содержательнее и разнообразнее деятельность человека в свободное время, то есть тем выше оценка содержания свободного времени.

При изучении содержания свободного времени используют такой показатель, как продолжительность времени, затрачиваемого на определенный вид деятельности в свободное время. С его помощью устанавливают место в жизни современного человека разнообразных способов проведения свободного времени.

Содержание свободного времени помогает охарактеризовать данные о видах занятий, их продолжительность, частоту, распространенность, соотношение между ними и т.д. Однако они не дают ответа на ряд важнейших вопросов. Например, какая из структур свободного времени более рациональная, содержательная: та, которая охватывает 2-3 виды занятий, или та, которая охватывает 7-8? Что лучше способствует развитию личности: посещаемость кино или концерта чтение художественной литературы, периодики? Всегда ли правильным является утверждение, что чем больше продолжительность занятий в свободное время, тем лучше его содержание, тем эффективнее развивается личность?

Поэтому, стремясь дать характеристику содержания свободного времени человека, нельзя ограничиваться только количественными аспектами. Совокупность занятий в свободное время, их продолжительность и частота не исчерпывают его сущности. Необходимо знать, каким видам занятий человек предпочитает, происходит это по необходимости или заинтересованности. Важно выяснить ее отношение к конкретным видам занятий, удовлетворенность или неудовлетворенность ними. Не менее существенно - установить форму проведения свободного времени (активная, пассивная), что должно дать подробную характеристику его содержания, то есть выявить, как содержание свободного времени влияет на развитие личности, ее способностей, улучшение физического, эмоционального, социального бытия.

Различается свободное время за использующего его социальными группами: рабочих, колхозников, служащих, инженерно-технических работников и других категорий населения (пенсионеров, домохозяек, студентов, учащихся и т.п.).

Границы между рабочим и свободным временем изменяется в зависимости от продолжительности рабочего дня, числа дней ежедневного отдыха и продолжительности оплачиваемых отпусков, связанных с обучением без отрыва от производства и др. Важную роль в увеличении свободного времени призваны сыграть научно-технический процесс и развитие на этой основе непроизводственных отраслей и сферы услуг, сокращение малоэффективных расходов в домашнем хозяйстве.

Уже сейчас наблюдаются качественные изменения в взаимосвязи между рабочим и свободным временем. По своему объему свободное время вплотную приблизился к рабочего. Содержание свободного времени сказывается на поведении человека во время работы, как и особенности работы влияют на содержание свободного времени. Чем интереснее и важнее работа, тем более содержательный свободное время работника. Жизненный опыт свидетельствует, что свободное время, оторванный от работы и против-поставленный ей, не может быть полноценно использован для духовного и личностного развития человека. Работа и отдых не должны противоречить друг другу, а гармонично сочетаться. Взаимозависимость между содержанием занятий в свободное время и характеру работы не исключает, а предполагает своеобразие форм и способов заполнения свободного времени. Деятельность в свободное время связана, прежде всего со спецификой работы общества в целом. Что касается индивидуальной работы, то она не всегда играет решающую роль относительно свободного времени личности. Сейчас на личность влияют другие обстоятельства, в частности, воспитательная работа государства, коллектива, общественных организаций, неформальных объединений и др. Поэтому и у человека, который выполняет нетворческой, малокваліфіковану работу, может быть интересный, содержательный отдых. Другое дело, что во творческой работой мы привыкли понимать лишь технические элементы этой работы. А социальный субъект работы, отношения в производственном коллективе не могут быть нетворчими, поэтому особенно влияют на развитие личности работника в свободное время.

Однако при наличии даже одинакового количества свободного времени у двух людей одного возраста и одной профессии осознания ими ценности этого времени может быть совершенно различным. Человек может быть вполне довольна своей деятельностью в свободное время. С точки зрения общества, эта деятельность может быть оценена как бесполезная трата времени или даже вредная для индивида. Иначе говоря, все зависит от того, кто является субъектом оценки - индивид или коллектив, общество в целом. Важно также знать то, что критерием такой оценки - самочувствие человека или некоторые более объективно значимые показатели. Свободное время, безусловно, является ценностью для человека, поскольку это время его жизни, его развития. Но главная ценность свободного времени заключается в том, что человек может его свободно, по своему усмотрению использовать.

Классификация видов деятельности в свободное время возможна прежде всего на основе принципа зависимости определенных типов использования свободного времени от материально-производственной деятельности людей. Определенном способа производства соответствует определенный образ жизни людей. Каков их образ жизни, таким является и способ использования свободного времени. Поэтому существуют определенные исторические типы его использования. В каждую эпоху возникают новые способы проведения свободного времени. В XX в. появились средства массовой информации, которые способствовали росту культурно-образовательной и общественно-политической деятельности людей. Развитие современных средств передвижения вызвал появление массового туризма. Недавние традиционные занятия исчезли или исчезают (чтения в семейном кругу, сельские вечерницы и др..). Происходит переворот в способе жизни общества, быта и отдыха людей. Расширяется материальная база для проведения свободного времени, создается индустрия досуга.

Простираясь виды деятельности в свободное время, следует различать категории населения, учитывать различия задач рабочего и свободного времени, значение видов такой деятельности для жизни общества.

Существует немало различных классификаций, включающих от полутора десятка до сотни определенных занятий и способов проведения времени. Всего сфера свободного времени людей насчитывает более 500 видов деятельности.

Как уже говорилось, под досугом понимаем совокупность занятий, с помощью которых восстанавливаются физические, умственные и психические силы человека. Но время досуга - это и время развития личности. К нему можно отнести:

1) индивидуальное потребление культуры (чтение книг, журналов, газет, прослушивание радио, просмотр телепередач и т.п.);

2) публично-зрелищное потребления культуры (посещение театров, кино, концертов, музеев, спортивных зрелищ и др.);

3) общение (с членами семьи, родственниками, соседями, друзьями и т.д.);

4) физические занятия (утренняя и вечерняя гимнастика, водные процедуры и т.п.);

5) развлечения и игры, что снимают умственное и физическое напряжение, создают хорошее настроение;

6) пассивный отдых (прогулки без определенной цели, спокойствие, изменение напряженности уравновешенностью и др.);

7) занятия, которые можно считать явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, хулиганство, преступность, наркомания, азартные игры, бесцельное времяпрепровождение - как распущенный образ отдыха).

Относительно более возвышенной деятельности, то к ней следует отнести занятия, которые больше всего способствуют развитию сутністних сил человека, его всестороннему удосконаленню. их можно сгруппировать следующим образом:

1) обучение без отрыва от производства;

2) повышение квалификации;

3) самообразование;

4) общественно-политическая деятельность;

5) участие в воспитании детей;

6) творческая деятельность и любительские занятия;

7) спортивные занятия и туризм.

Такая структура свободного времени включает основные его элементы. Звеном, которое соединяет все другие элементы, является индивидуальный лейтмотив, через который осуществляется всестороннее развитие личности, им может оказаться и нерациональная деятельность, тогда сами собой прогрессивные элементы могут играть негативную роль. Занятия во время досуга и более возвышенной деятельности - это последовательный, единый процесс воздействия на личность. Однако в этом единстве проведенной является более возвышенная деятельность, поскольку она направлена прежде всего на всестороннее развитие личности. Поэтому важной задачей социального регулирования и саморегулирования свободного времени является установление оптимального соотношения часов досуга и более возвышенной деятельности.



Назад