Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

3.3. Социально-психологические особенности организации свободного времени


В социологии свободного времени актуализируется вопрос регулирования и организации свободного времени. Регулирование последнего имеет объективный характер, является составной частью организации жизни общества и человека. Но если задача регулирования и организации рабочего времени сравнительно широко рассматривается в научной литературе, то проблемы регулирования и организации свободного времени сравнительно новые.

Регулировка свободного времени можно определить как процесс целенаправленного воздействия на него с целью расширения границ, создание условий для совершенствования его структуры и содержания в соответствии с постоянно растущих производственно-технических и социальных требований, которые относятся к человеку. Регулировка свободного времени должно быть обоснованным, оно должно учитывать имеющиеся ресурсы и реальные возможности, основываться на таких принципах: дифференцированность, последовательность, преемственность и непрерывность регулирования, скоординированность, всесторонность, планомерность и т.д.

В самом общем виде процесс регулирования свободного времени начинается с определения задач и завершается достижением предполагаемого результата. Этому циклу присущи: выработка цели; составление программ действий; непосредственное осуществление намеченного; контроль за выполнением; корректировка программы действий в соответствии с обстановкой, что меняется. При этом следует различать свободное время, которое регулируется обществом (социальными институтами) и личностью (саморегулирования). Методологической основой такого разделения являются два взаимосвязанных критерии: форма организации свободного времени и характер самой деятельности в свободное время.

Общественное регулирование и саморегулирование рассматриваются нами как две стороны влияния на свободное время, единство которых образует «механизм» взаимосвязи общества и личности. Пределы общественного регулирования свободного времени определяются диалектикой общественной необходимости и возможностями становления социально значимых видов деятельности в свободное время. Общественное регулирование использования свободного времени лица - это, главным образом, обеспечение объективных условий для проявления активности человека, нахождения оптимальных форм воздействия на него, целенаправленное формирование потребностей, интересов, ценностных установок личности. Осуществить общественное регулирование свободного времени можно через систему взаимодействующих определенным образом социально-экономических, правовых, нормативно-ценностных и идейно-воспитательных средств.

Общее направление использования свободного времени задается социальной средой, а качественное содержание его зависит от самого человека. Активность, которую проявляет лицо в свободное время, может быть разделена на два вида: первый (например, обучение без отрыва от производства, общественно-политическая деятельность, регулярные занятия в технических, художественных коллективах, кружках, спортивных секциях) может быть подвержен значительному и непосредственному воздействию общества; второй (например, самообразование, индивидуальное творчество, занятия физкультурой, общения и т.п.) меньше подвергается непосредственному общественном влияния или же не поддается совсем.

В современной социально-психологической литературе [77, 32] выделяются три уровня регулировки свободного времени: 1) административный, или авторитарный, то есть такой, который основывается на принуждении, внешнем авторитете, навязанный человеку извне, даже если желание или интересы человека противоречат тому, что от него требуют; 2) стимулирующий, при котором извне навязана человеку деятельность (поведение) сочетается с частичным использованием ее интересов, но когда деятельность (поведение), которая требуется, еще не стала для человека ее внутренним убеждением, потребностью. Это своего рода „социальный контроль", который использует все рычаги влияния на регулирование деятельности человека в свободное время; 3) мотивационный, сущность которого заключается в том, чтобы регулировать использование свободного времени через внутренние интересы и убеждения человека. Все эти уровни взаимосвязаны, они редко выступают в чистом виде. Соотношение между ними зависит от конкретных условий, ситуации «регулирования». Естественно, наиболее приемлемый есть третий уровень регулирования.

Приоритетное положение саморегулирования свободного времени по сравнению с общественным регулированием обусловлено, прежде всего, процессом демократизации и гуманизации образа жизни людей, ростом роли свободного времени как ресурса, условиями развития личности. Человек рассматривается нами не как некий очаг, вокруг которого свободно и произвольно размещаются прошлое, современное и будущее, а как субъект своей жизни и его организации, предусматривающий регулирование, организацию свободного времени самим человеком.

Саморегулирование свободного времени следует рассматривать как свойство личности, как показатель зрелости, потенциала ее развития, сложившейся способности к организации своего биографического времени.

На саморегулирование свободного времени влияет целая система факторов. Среди них: реальное поведение человека, осознание им своего смысла жизни, социальная активность личности, ее потребности и интересы, социальные ориентации, восприятие свободного времени как ценности, жизненные планы-цели, чувство ответственности, решений общей культуры, состояние здоровья, адекватное определение (оценка) лицом своих возможностей и др. Саморегулирование свободного времени может набирать оптимального или неоптимального характера. Это зависит от способностей человека непротиворечиво совместить все уровни регуляции разрешительной и более возвышенной деятельности. Если те или иные виды деятельности являются жизненно важными, регуляция свободного времени не нуждается в тех волевых усилий, которые необходимы при низкой значимости деятельности.

Назрела проблема самоменеджмента свободного времени - разработка определенных приемов и методов (технологии) индивидуального освоения свободного времени, его организации. В системе самоменеджмента свободного времени определенное значение имеет внедрение человеком планирование использования своего свободного времени. Планирование реального (хронологического времени) своих действий на будущее является стратегией активного преобразования свободного времени в условие своего развития, реализации своих жизненных целей.

Те или иные виды человеческой деятельности могут осуществляться с различной степенью интенсивности. На основании параметров активности лица, а также некоторых общих характеристик можно выделить четыре типа саморегуляции свободного времени:

1) творчески-преобразовательный тип, когда человек пролонгирован осуществляет регуляцию своего свободного времени, связывая его с выполнением важных жизненных планов;

2) созерцательно-пролонгированный тип, когда человек пассивно относится к своего свободного времени, у нее нет четкого его регулирования;

3) функционально-действующий тип, когда человек активно организовывает свое свободное время лишь в отдельные периоды своей жизнедеятельности или только в осуществлении отдельных видов деятельности;

4) стихийно-будничный тип, когда человек находится в плену стихии времени, не способна организовать последовательность разрешительной и более возвышенной деятельности, пассивная в регуляции своего свободного времени.

Безусловно, эта типология достаточно условная, требует дальнейшей разработки, уточнения. Но и она свидетельствует, что в одних людей проблема свободного времени - осознанная жизненная проблема, а для других она просто не существует.

По способам использования свободного времени людей можно разделить на несколько типов, ни один из которых в „чистом" виде не существует. Первый тип представлен людьми, которые стремятся в свободное время максимально удовлетворить свои духовные потребности в творчестве. Второй - связан с поиском в свободное время, прежде всего развлечений. Третий тип представляют люди, которые отдают значительную часть времени своем доме, семье, детям. До четвертого принадлежат люди, которые основную часть свободного времени посвящают спорта. Представителей пятого типа можно назвать активистами. Почти все свободное время они отдают общественной работе. Представители шестого типа посвящают его в первую очередь приобретению материальных благ. Седьмой тип объединяет людей, деятельность которых имеет откровенно выраженный антиобщественный характер. И, наконец, восьмой тип представляют люди, которые рассматривают свободное время как бегство от жизни.

Следовательно, изучение свободного времени с помощью количественных методов дает представление лишь о его структуре. А полное представление о свободное время дает комплексное изучение его структуры и содержания. Это имеет большое значение в научном и практическом плане, потому что дает возможность выработать научно обоснованную методику рационального использования свободного времени.

Рациональное использование свободного времени - это объединение видов занятий, их активных и пассивных форм, что эффективнее воздействует на личность, ее развитие сущности, физических, эмоциональной, интеллектуальной сфер его жизнедеятельности.

Поэтому важно знать факторы, которые способствуют рациональному использованию свободного времени. Первый фактор безусловно, один из важнейших - это наличие достаточного его количества. Ведь развитие культурных потребностей населения, рост нервных перегрузок актуализируют необходимости увеличения количества свободного времени. Второй фактор, который влияет на использование свободного времени, - удаленность жилья не только от места работы, но и от учреждений культурного и спортивного назначения. Это увеличивает время на всякие переезды и значительно уменьшает фонд свободного времени. Третий фактор связан с социально-психологическими особенностями человека, ее субъективной готовностью к проведению свободного времени, умение сочетать активные и пассивные формы потребления духовных ценностей, стремление к общению и т.д. Важное значение при этом имеет восприятия человеком свободного времени как действительной социальной ценности. Изучение особенностей этих факторов и социальных механизмов их воздействия на функции, структуру и содержание свободного времени определяет основные направления и методы его социологических исследований.

Таким образом, изучение тенденций и проблем развития разрешительной и более возвышенной деятельности в свободное время, путей преодоления существующих противоречий в этой сфере дает возможность развивать духовные потребности и интересы людей и тем самым способствовать росту культуры использования ими своего свободного времени, гуманизации и демократизации последнего.

Темпы изменений, происходящих в нашем обществе, в сознании и образе жизни людей, отказ от стереотипов в поведении и деятельности, всеобщее переоценка ценностей требуют новых исследований во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени как на общенациональном, так и на региональном и местном уровнях. Проблема свободного времени в конечном итоге сводится к проблеме человека, его развития. Поэтому социальная политика государства в области свободного времени должна быть долгосрочной, ориентированной на человека. Интересы общества в сфере свободного времени должны гармонично сочетаться с жизненными интересами каждой личности.

Вопросы для самопроверки

1. Современные концепции досуговой деятельности и их социально-психологическая основа.

2. Особенности фактора времени в жизни человека и общества.

3. Основные социально-психологические категории свободного времени.

4. Противоречия в сфере свободного времени и проблемы их регулирования и организации.

Задания для самоподготовки

1. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимозависимость общественных отношение и свободного времени.

2. Определите основные направления саморегулирования и самоменеджмента свободного времени.

3. Охарактеризуйте основные положения деятельности социального работника как организатора досугового среды.

Литература

Аргайл М. Психология счастья. - М.,1990. - 224 с.

Артемов ВА. Социальное время: проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1997. - 465 с.

Байкова ВТ. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.

Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984. - 231 с.

Бовкун В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. - М, 1997. - 432 с.

Бутатабаев М.Т. Рабочее и свободное время у трудящихся: социально-экономический механизм взаимодействия. - М., 1999. - 251 с.

Вишняк AM. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - К.: Высшая школа, 1988 - 53 с.

Головаха Е.И., Кронах А.А. Психологическое время личности. - К., 1987. - 332 с.

Горбатова И. Создавать защитную среду / / Встреча. - М., 1996. - №3. - С. 2-4.

Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М . : Профиздат, 1990. - 153 с.

Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / / Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. - 49 с.

Ерошенков ИМ. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.

Иконникова СМ. Диалоги о культуре. - М: Лениздат, 1987. -167 с.

Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1997 - 141 с.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социальный педагог в культурно-досуговой сфере. - М., 1991. - 236 с.

Киселева ТТ., Красильников ИУД. Основы социально-культурной деятельности. - М., 1995. - 112 с.

Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности / / Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.

Корсун С. Социализация старшеклассников в сфере свободного времени. - Луганск, 1996. - 201 с.

Кулътурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Издательство МГУК, 1991. - 248 с.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М., 1990. - 512 с.

Новаторов В.Е. Организаторы досуга. - М.: Россия, 1989. - 62 с.



Назад