Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

4.2. Структура молодежного досуга


Ценностям, ценностном компонента культуры, ценностным ориентациям молодежи посвящено немало страниц научной литературы по различным отраслям знаний. Изучение ценностного сознания и ценностных представлений в социологии и психологии - это традиция еще с времен М. Вебера. Такие аспекты изучения ценностей заключаются в изучении особенностей влияния системы ценностей на формирование социально-психологического знания, его объективность, возможность быть инструментом социального управления.

Несмотря на достаточно широкий спектр научных проблем исследования ценностных ориентаций, многие ее аспекты остаются неизученными. Дискуссионным остается такое направление, как ценностное структурирование досуга молодежи.

Система ценностей развивается и функционирует в определенной социальной среде, на определенной материальной основе, которая, с одной стороны, формирует потребности молодежи, а с другой - представляет собой условия, механизмы и: факторы их удовлетворения. Влияние социальных условий на общественные процессы имеет макро - и микроуровне, но последний, как правило, с несколькими операционными системами конкретизацию первой, ее эмпирическим проявлением через такие механизмы, как формальное (учреждения культуры) и неформальное (квартира, улица) микросреды, различные формы межличностного общения, социально-культурная символика и, конечно, технические средства ретрансляции произведений искусства.

На удовлетворение культурных потребностей молодежи, проведения досуга значительно влияют социально-экономические факторы: социальный статус молодых людей и их родителей, среднедушевой доход в семье, имущество (собственность), наличие свободного времени. При этом материальное положение двояко отражается на удовлетворении культурных потребностей - в непосредственной актуальной форме, когда определенные социальные группы молодежи уже владеют предметами и способами освоения культуры, и в опосредованном потенциальной, когда они только обладают реальной возможностью приобрести эти предметы и средства. Анализ данных, полученных в ходе исследования, свидетельствует, что в настоящее время наиболее распространенными техническими средствами есть телевизор, магнитофон и радиоприемник. Наличие в продаже широкого спектра простых в использовании и относительно недорогих любительских фотоаппаратов повлияло на то, что это техническое средство не является предметом розкоту, и его имеет почти каждая пятая молодой человек независимо от возраста, пола или образования. Можем наблюдать такую тенденцию, что рост научно-технического прогресса все влияет на потребность молодых людей в пользовании такими новейшими техническими средствами, как компьютер, CD-проигрыватель, видеокамера. И, наоборот, такой уже довольно устаревший техническое средство, как диапроектор уже потерял свою актуальность.

Рыночные отношения в сфере культуры обернулись большими негативными последствиями для молодежи. До невероятных размеров уменьшилось количество источников, с помощью которых обеспечивается передача культурных ценностей молодым людям. Резко сократилась сфера профессионального и любительского творчества, в частности сотни тысяч кружков художественной самодеятельности, прикладного искусства, а вместе с этим - и количество самих духовных ценностей.

Если проанализировать систему приоритетов ценностей досуга молодежи, то оказывается, что интеллектуальные формы досуга занимают лишь третье место, а первое - пассивные формы. Лишь 5,6% от общего количества опрошенных среди занятий, которыми чаще всего молодежь заполняет свой досуг назвали „посещение музея", 10,9% - „сходить в театр, на балет, в оперу". Это может быть обусловлено тем, что очень большие цены на билеты в театры сделали их недоступными для подавляющего большинства молодых людей. И сейчас практически единственным каналом, который обеспечивает широкий доступ абсолютного большинства молодежи к художественных ценностей отечественной и мировой культуры, стало телевидение и частично магнитофон. В наше время уже никого не удивишь наличием такого привычного атрибута быта, как телевизор, и это никак не зависит ни от типа поселения, ни от возраста и пола. Однако, это сразу отразилось на структуре свободного времени молодых людей, наибольшее количество которых проводит свое свободное время у экрана телевизора.

Увлекается техникой сравнительно мало молодежи. Более значительную ценность для молодежи представляют возможности общения с друзьями. Причем в течение последних лет такие ценности, как общение, контакты, взаимопонимания с людьми остаются неизменными по рангу. Эта группа тесно корректируется в возрасте молодежи: чем меньше возраст, тем больше возможностей для общения. На общение с друзьями влияет и материальный уровень и семейное положение: холостые, с высоким уровнем прибыли молодые люди могут себе позволить проводить свободное время в кругу друзей, в кафе или баре. Как и ранее, ценности обучения, духовного потребления, образования и творчества занимают ведущее место в сознании лишь незначительной доли молодежи. Постоянное повышение уровня образования, творческий самовыражения - реализация таких и подобных им ценностей требует не только определенных наклонностей, но и много времени, отказа от других возможностей.

Таким образом, каждая из возрастных групп молодежи имеет свою собственную, отличную от других, модель жизненного самоопределения. Преимущество гедонистических и потребительских установок порождает трансформацию потребностей (в условиях неразвитого культурной среды и засилье массовой культуры), которые ведут к снижению вкусов, нового потребления, что усиливает первичные потребности. Пассивные формы проведения досуга, которые имеют информационно-развлекательную направленность - примета нашего времени. Телевизор-дома и компания друзей - вне дома поглощают почти все свободное время молодых людей. Складывается впечатление некоторой нерешительности молодого поколения. Насколько это связано с общественным настроением, что преобладает, или с особенностями образа жизни этой социально-демографической группы - ответить непросто. В любом случае в преодолении такого состояния молодыми людьми и заключается одна из главных предпосылок успешного жизненного самоопределения.

В молодежной среде возник своеобразный духовно-идейный вакуум, связанный с кризисом прежней системы социальных ценностей и возникновением рис новой социально-духовной парадигмы и возрождения национальной ментальности. Отсутствие социального идеала и потеря прошлых стимулов не только порождают духовную апатию, но и усиливают напряжение в поиске жизненных ценностей как стержня культуры личности.



Назад