Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

4.4. Организационные особенности досуговой деятельности молодежи


Исходя из вышесказанного, необходимо обратить внимание на методические рекомендации по организации досуга молодежи, на организацию городских, районных и сельских культурно-досуговых комплексов.

Приведем пример общего положения о культурно-досуговый комплекс.

 Положение о культурно-досуговый комплекс

 И. Общие положения

1. Культурно-досуговый комплекс создается для координации и кооперации сил культурологических, образовательных, спортивных учреждений и других организаций по обеспечению условий для реализации прав населения на культурно-дозвіллєву, спортивно-оздоровительную деятельность, а также для более полного и рационального использования материально-технической базы и кадров учреждений культуры, образования, спорта, молодежных организаций.

2. В состав культурно-досугового комплекса входят, независимо от ведомственного подчинения, учреждения культуры клубного типа, библиотеки, музеи, музыкальные, художественные, спортивные школы, физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, спортивные сооружения, культурно-спортивная база школьных и внешкольных заведений и другие организации, деятельность которых направлена на развитие духовности, воспитание патриотизма и уважения к культурно-исторического наследия украинского народа, его обычаев и традиций, укоренение в общественном сознании общечеловеческих нравственных ценностей, воспитание социального оптимизма и уверенности каждого гражданина в своем будущем, формирования здорового образа жизни.

3. Культурно-досуговый комплекс создается решением сельского (например) совета, которым определяется конкретный перечень учреждений и организаций, которые входят в комплекс.

4. Учреждения и организации, входящие в комплекс, сохраняют свое ведомственное подчинение и самостоятельность, осуществляют хозрасчетную деятельность, расширяют ассортимент платных услуг для населения в соответствии с действующим законодательством и в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

5. Культурно-досуговый комплекс работает в тесном контакте с общественными, религиозными организациями, профессиональными художественными коллективами, театрами, філармоніями, учреждениями здравоохранения, торговли, бытового обслуживания населения и другими институтами.

 II. Задачи культурно-досугового комплекса

 

1. Основные задачи комплекса: 

- создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей населения, развития физической культуры и спорта, организации содержательного досуга с целью повышения социально-культурной активности населения;

- совершенствовать содержание и формы социально-культурной, образовательной, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности на основе изучения потребностей и запросов населения, расширять культурно-дозвіллєві, дополнительные образовательные услуги и охватывать культурно-спортивными мероприятиями все слои населения.

 III. Организация деятельности культурно-досугового комплекса

1. Культурно-досуговый комплекс осуществляет свою деятельность, руководствуясь этим положением и Уставами (Положениями) организаций участниц и действует в соответствии с единым комплексным планом работы, сформированным по предложениями организаций, которые входят в комплекс. К плана работы включаются:

- подготовка и проведение массовых мероприятий, проведения общегосударственных и календарно-бытовых праздников и обрядов, проведение фестивалей, конкурсов, смотров, соревнований;

- мероприятия по созданию новых коллективов любительского творчества, любительских объединений и клубов по интересам, кружков народной технического творчества, физкультурно-спортивных секций и других;

- организация экскурсий, посещение выставок, музеев, театров, концертов, спортивных соревнований и других культурно-спортивных мероприятий за счет личных средств участников таких мероприятий;

- вопрос благоустройства учреждений культуры, образования, спорта и других мест общественного досуга, укрепление их материальной базы.

Каждая организация и учреждение, которое входит в комплекса, способствует развитию своей деятельности в зоне обслуживания культурно-досугового комплеку.

2. Для финансирования совместных массовых мероприятий могут привлекаться средства предприятий, организаций различных форм собственности, добровольные взносы организаций и граждан.

3. Материальные ценности, приобретенные для проведения совместных массовых мероприятий из централизованных средств, передаются на баланс одной организации - участницы культурно-досугового комплекса или районного, сельского (как пример) совета.

 

IV. Управление комплексом

1. Руководство культурно-дозвіллєвим комплексом осуществляется координационным советом, в который входят руководители и специалисты организаций и учреждений из учреждения культурно-досугового комплекса.

2. Председателем координационного совета является сельский (как пример) председатель.

3. Координационный совет культурно-досугового комплекса:

- объединяет усилия и использует возможности организаций и учреждений, входящих в комплекс, обеспечивает согласование их действий для проведения культурно-массовой, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;

- разрабатывает предложения по вопросам развития образования, культуры и спорта населенного пункта и вносит их на рассмотрение местных и районных советов;

- организует изучение культурных запросов и потребностей населения в сфере организации досуга;

- привлекает общественный актив населенного пункта к проведению массовых мероприятий, руководства любительскими коллективами, кружками, спортивными секциями, клубами и объединениями по интересам.

4. Заседание совета проводится по необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Таким образом, типовую структуру культурно-досугового комплекса можно представить в виде схемы (рис. 1).

1-1

Рис. 1. Типовая структура культурно-досугового комплекса

Исходя из типовой структуры культурно-досугового комплекса возможно очертить основные положения об района (например) координационный совет по работе культурно-досуговых комплексов.

 

Положение о районной координационный совет по работе культурно-досуговых комплексов

1. Районный координационный совет по работе культурно-досуговых комплексов (далее - районный совет) является консультативно-совещательным органом, целью которого является координация сил культурологических, образовательных, спортивных учреждений и других организаций

по обеспечению условий для реализации прав населения на культурно-дозвіллєву, спортивно-оздоровительную деятельность, а также для более полного и рационального использования материально-технической базы и кадров учреждений культуры, образования, спорта, молодежных организаций. Районный совет обеспечивает согласованность действий в решении вопросов, связанных с культурно-дозвіллєвою, спортивно-оздоровительной деятельностью.

2. Районный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией и Законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министр Украины, распоряжениями главы районной и областной государственных администраций.

3. Районный совет для выполнения возложенных на нее задач:

- объединяет усилия и использует возможности организаций и учреждений, которые входят в культурно-досуговых комплексов, обеспечивает согласование их действий для проведения культурно-массовой, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;

- разрабатывает предложения по вопросам развития образования, культуры и спорта населенного пункта и вносит их на рассмотрение Главы райгосадминистрации и Председателя районного совета;

- организует изучение культурных запросов и потребностей населения в сфере организации досуга;

- привлекает общественный актив населенных пунктов к проведению массовых мероприятий, руководства любительскими коллективами, кружками, спортивными секциями, клубами, объединениями по интересам.

4. Основные задачи районного совета:

- координировать работу сельских и поселкового культурно-досуговых комплексов;

- создавать наиболее благоприятные условия для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей населения, развития физической культуры и спорта, организации содержательного досуга с целью повышения социально-культурной активности населения;

- совершенствовать содержание и формы социально-культурной, образовательной, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности на основе изучения потребностей и запросов населения расширения культурно-досуговых, дополнительных образовательных услуг и охват культурно-спортивными мероприятиями всех слоев населения;

- готовить и проводить массовые мероприятия, отмечать общегосударственные, традиционные народные и календарно-бытовые праздники и обряды, проводить фестивали, конкурсы, смотры, соревнования;

- проводить мероприятия по созданию новых коллективов любительского творчества, любительских объединений и клубов по интересам, кружков народной, технического творчества, физкультурно-спортивных секций и др.;

- организовывать экскурсии, посещать выставки, музеи, театры, концерты, спортивные соревнования и другие культурно-спортивные мероприятия за счет различных источников финансирования;

- рассматривать вопросы благоустройства учреждений культуры, образования, спорта и других мест общественного досуга, укреплять их материальную базу.

5. Районный совет имеет право:

- создавать рабочие группы по организации и проведению мероприятий, относящихся к компетенции совета;

- получать в установленном порядке безвозмездно необходимые для ее деятельности информацию и материалы;

- заслушивать на своих заседаниях руководителей местных органов исполнительной власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции районного совета.

6. Районный совет возглавляет председатель. Председатель имеет четырех заместителей по вопросам культуры, физической культуры и спорта, образования и молодежной политики. В состав районного совета входит секретарь совета. Голову и первичный состав районного совета утверждает председатель райгосадминистрации. В дальнейшем изменения в состав районного совета вносит ее председатель.

Председатель, члены районного совета работают на общественных началах.

7. Основной формой работы совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседанием районного совета руководит председатель или по поручению председателя один из его заместителей.

8. Решение районного совета оформляются в виде протоколов, рекомендаций, подписанных ее головой, и являются обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, координационными советами низшего уровня.

В случае необходимости могут вноситься рекомендации Председателю райгосадминистрации относительно принятия соответствующих актов.

9. Районный совет систематически информирует общественность о своей деятельности и принятия решений.

10. Финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности совета осуществляет районная государственная администрация и отделы культуры, по вопросам физической культуры и спорта, образования, по делам семьи и молодежи райгосадминистрации.

11. Организационное обеспечение деятельности совета осуществляет отдел культуры райгосадминистрации.

[как заключение в методических рекомендаций по организации досуга молодежи приведем пример плана работы культурно-досугового комплекса (центра) на i полугодие 2005 года.

 

План работы культурно-дозвіллсвого комплекса на i полугодие 2005 года

Раздел I. Основные задачи и направления работы культурно-досугового комплекса.

1.1. Создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения духовных, нравственных и интеллектуальных потребностей населения, развития физической культуры и спорта, организации содержательного досуга с целью повышения социально-культурной активности населения;

1.2. Совершенствование содержания и форм социально-культурной, образовательной, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности на основе изучения потребностей и запросов населения, расширение культурно-досуговых, дополнительных образовательных услуг и охват культурно-спортивными мероприятиями всех слоев населения.

Раздел II. Социально-культурная деятельность. Организация досуга.

 

Название, краткое содержание мероприятия Время проведения Состав аудитории Исполнители Источники финансирования
ответственные исполнители соисполнители
2.1. Общегосударственные праздники. Меры по народному календарю
2.1.1. Путешествие по сказкам "Новогодний калейдоскоп" 03.01 Читатели библиотеки Библиотека    
2.1.2. Тематические классные часы
"22 января - День соборности Украины"
22.01 Ученики школы ООШ    
2.1.3. Литературный вечер к 85-й годовщине битвы под Крутами 28.01 Жители села СБК ОШ,
библиотека
 
2.1.4. Праздник русского языка, культуры, духовности "Чудо"калиновое 4.03 Ученики школы ООШ СБК, библиотека  
2.1.5. Шевченковские дни. 04.03-10.03 Ученики школы ООШ Библиотека  
2.1.6. Праздничный концерт, посвященный Международному женскому Дню 7.03 Жители села, ученики школы СБК, ООШ   Платные
услуги
СБК
2.1.7. Тематический вечер «Тарас Шевченко - гений украинской 9.03 Жители села, ученики школы СБК. ОШ, библиотека    
2.1.8. Школьный конкурс чтецов-декламаторов произведений Тараса Шевченко в рамках XII Всеукраинского конкурса 11.03 Ученики школы ООШ СБК,
Библио -
папка
 
2.1.9. VII районный (открытый) конкурс собственной детской поэзии „Провесинь" 21.03 Ученики школы Библио -
папка
ООШ  
2.1.10. Выставка произведений изобразительного искусства, народной вышивки, писанок, пасхальных яиц „Пасхальные колокола Полесье" 01.04-07.04 Жители села, ученики школы Библио -
папка
СБК ООШ  
2.1.11. Книжно-іллюстративна выставка ”Колокола Чернобыля" 26.04 Читатели библиотеки Библио -
папка
ООШ  
2.1.12. Праздник ко Дню Матери „Когда поет мама весной" 06.05 Жители села СБК. ООШ    
2.1.13. Памяти жертв Великой Отечественной войны 09.05 Жители села СБК ООШ    
2.1.14. Концерт ко дню Победы 09.05 Жители села СБК ООШ Спонсоры
2.1.15. Праздник последнего звонка 30.05 Ученики школы.
родители
ООШ Сельский совет  
2.2. Развитие художественной любительского творчества
2.2.1. Активизировать работу народного любительского ансамбля народной песни с целью его участия в массовых праздниках и концертах СБК Постоянно Участники коллектива Руководитель коллектива Дирекция
больницы,
СБК
 
2.2.2. Постоянно работать с ученическими художественными коллективами, пополнять их репертуар, повышать исполнительское мастерство Постоянно Участники коллективов ООШ СБК  
2.2.3. Содействовать участию коллективов художественной самодеятельности села в районных праздниках, конкурсах, фестивалях Согласно графикам Участники коллективов СБК ООШ Сельский совет  
2.2.4. Организовывать в СБК и школе выставки декоративно-прикладного и народного искусства Май-октябрь Жители
села,
дети
СБК библиотека ОШ,
детсад,
мастера
народной
творчества
 
2.3. Физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность
2.3.1. Рождественские эстафеты 08.01-10.01 Ученики школы ОШ,
детсад
ОШ,
детсад
 
2.3.2. Участие школьных команд в районных соревнованиях по различным видам спорта Согласно календаря Ученики школы ООШ    
2.3.3. Турнир по настольному теннису ко Дню соборности Украины 22.01 Жители села ООШ ОШ, хлебозавод  
2.3.4. Участие сборной команды села в конкурсе „Все мы в армии служили" 23.02 Жители села СБК ЗОШ. хлебозавод Спонсоры
2.3.5. Турнир по мини-футболу, посвященный Дню защитника отечества 20.02-22.02 Жители села ООШ ООШ  
2.3.6. Турнир по волейболу, посвященный международному Дню 8-го марта 06.03-07.03 Жители села ООШ ОШ, хлебозавод  
2.3.7. Неделю физкультуры и ДПЮ в школе 08.04-14.04 Жители села ООШ    
2.3.8. Неделю военно-полевых сборов юношей 03.05-05.05 Ученики школы ООШ Сельский совет  
2.3.9. Детские эстафеты, посвященные Дню матери 06.05 ШКОЛА, детсад ШКОЛА, детсад ШКОЛА, детсад  
2.3.10. Казацкие забавы, посвященные Дню Победы 08.05 Жители села СБК Сельский совет  
2.3.11. Школьная военно-спортивная игра „Заграва" 10.05 Ученики школы ООШ Сельский совет  
2.3.12. Районный финал военно-спортивной игры „Заграва" 12.05 Ученики школы ООШ   Спонсоры
2.3.13. Участие спортивного клуба „Звездная" в районных соревнованиях В соответствии с графиком соревнований Жители села Спортивный клуб   Спонсоры
2.3.14. Занятия теннисной секции спортивного клуба Жители села Жители села Спортивный клуб, СБК    
2.3.15. Занятия волейбольной секции спортивного клуба Согласно графику занятий Жители села Спортивный клуб, СБК    
2.4. Деятельность на помощь  образовании и самообразовании
2.4.1. Проводить беседы и обзоры литературы возле тематических книжных выставок и полочек Согласно
планом
работы
ПШБ
Читатели библиотеки Библиотека ШКОЛА, детсад  
2.4.2. Лекция „Социальные и психологические аспекты наркомании" 21.02 Ученики школы ООШ Центр ССМ  
2.4.3. Проведение экскурсий учащихся младших классов на предприятиях га в организациях района 20.05-26.05 Ученики школы ООШ    
2.4.4. Проведение экскурсий учащихся средних и старших классов на предприятиях и в организациях района 03.06-09.06 Ученики школы ООШ    
2.5. Информационное обеспечение населения
2.5.1. Областные Дни информирования Согласно графику ОГА Жители села, учителя школы, работники хлебозавода
 
Сельский совет Сельский совет, ОШ, хлебозавод  
2.5.2. Оформление и деятельность „Информации вестников" всеукраинской, областной и районной периодики Постоянно Жители села Сельский совет, библио -
папка
   
2.5.3. Подготовка информации к тематической страницы районной газеты „От села до села" и выступлений проводного радиовещания „Говорит Березно" Согласно с графику Жители села Сельский совет    
2.5.4. Своевременное информирование населения о чрезвычайных ситуациях по местному радиовещанию Согласно
потребностью
Жители села Сельский совет    
2.5.5. Проведение лестницы села Согласно графику Жители села Сельский совет    
2.5.6. Своевременное информирование населения о событиях местного значения на Досках объявлений в многолюдных местах Постоянно Жители села Сельский совет    
2.6. Развитие творческих способностей. Организация досуга детей и молодежи
2.6.1. Работа школьных предметных кружков, спортивных секций, клубов во время школьных каникул   Ученики школы ООШ    
2.6.2. Встреча учащихся школы с выпускниками, студентами высших учебных заведений     ООШ    
2.6.3. Участие во Всеукраинском литературном смотре-конкурсе „Село моє. ты для меня единственная"   Ученики школы      
2.6.4. Литературно-музыкальная гостиная „Встреча с вдохновением"   Ученики школы ООШ    
2.6.5. Экологический месячник „Зеленая весна"   Ученики школы ООШ Библиотека  
2.6.6. Неделя детской и юношеской книги   Ученики школы      
2.6.7. Акция „Певучесть в судьбе ребенка"   Ученики
школы
     
2.6.8. Творческие отчеты молодых учителей и их наставников   Ученики школы ООШ    
2.6.9. Неделя музыки   Ученики школы ООШ ДМШ, СБК  

Раздел III. Финансово-экономическая деятельность.

3.1. Улучшить финансово-экономическую деятельность культурно-досугового комплекса за счет спонсорских поступлений и платных услуг структурных подразделений комплекса.

Постоянно. Структурные подразделения КДК.

3.2. Добиться выделения средств из бюджетных ассигнований на проведение массовых мероприятий по празднованию календарных и религиозных праздников государственного значения в сметах учреждений, организаций и учебных заведений, входящих в состав КДК.

Январь. Структурные подразделения КДК.

Раздел IV. Развитие и укрепление материально-технической базы

4.1. Переучет библиотечного фонда учебников.

10-16.06.2005 года Библиотека - филиал

4.2. Провести ремонт фасада помещения СБК за счет спонсорских средств.

И полугодие СБК, сельский совет, хлебозавод

4.3. Ремонт спортивной площадки школы.

Июнь-август ОШ, сельский совет

Вопросы для самопроверки

1. Дайте социально-психологическое определение молодежи.

2. Укажите отличные качества культуры молодежного досуга.

3. Определите субкультурну активность современной молодежи.

Задания для самоподготовки

1. Определите социально-психологические особенности молодежного досуга.

2. Обозначьте основные причины возникновения молодежной субкультуры.

3. Охарактеризуйте современные объективные условия социализации молодежи.

Литература

Байкова ВТ. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.

Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М: Политиздат, 1984. - 231 с.

Бовкун В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. - М., 1997. - 432 с.

Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - К.: Выща школа, 1988 - 53 с.

Горбатова ИМ., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. - М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994. - 35 с.

Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.

Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1997 - 141 с.

Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: курс лекций. - М., 1992. - 163 с.

Корсун И.В. Социализация старшеклассников в сфере свободного времени. - Луганск, 1996. - 201 с.

Мансуров И.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. - М.: Просвещение, 1976. - С. 40 - 43.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М., 1990. - 512 с.

Орлов, ГЛ. Букреев А.Б. Активный отдых как фактор развития личности. - М., 1991. - 222 с.

Пича В.М. Культура свободного времени (философско-социальный аспект). - Киев, 1990. - 29 с.

Полупаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество самоопределение. - М., 1988. - 332 с.

Разумный В А. Клуб и культура общения. - М., 1989. - 98 с.

Скрипунова ЭЛ., Морозов АЛ. О предпочтениях городской молодежи / Социс - М, №1. - 2002. - С 105-110.

Шкурин В. Молодежь: свободное время и клуб. - М., 1990. -203 с.



Назад