Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

5.1. Специфические признаки культурно-досугового среды


Во многих случаях культурно-дозвіллєве среду вполне визичається деятельностью. Примером такого рода может быть театраіьний спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами, с залом для зрителей и др. Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Діяльнісне освоения человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на ее поведение и деятельность является, пожалуй," центрально проблемой віднощення к культурно-досугового среды.

В определенном культурно-дозвіллєвому окружении человек ведет себя по-особому: активно переживает и оценивает это окружение, производит до него эмоциональное отношение, сохраняет в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором находится и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досугового среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то она сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей с другими предметами, действием, тем, который разворачивается в культурно-дозвіллєвому среде.

Специфическими признаками культурно-досугового среды является предметность и пространственность. По этим признакам культурно-дозвіллве среду наполняется содержанием предметных искусств: художественного и рекреационного дизайна. К пространственных видов искусств культурно-досугового среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые, в свою очередь, включают следующие подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и др. К специализированных образований могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративная, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла.

Предметно-пространственное окружение в культурно-дозвіллєвій учреждении, которое насыщено произведениями искусства и соответствует дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может всегда быть культурно-дозвіллєве среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Только во взаимодействии с людьми предметы искусства, все культурно-дозвіллєве среду будто одухотворюється и начинает жить.

Без людей, без человека, без деятельного начала культурно-дозвіллєве среда представляет собой неживой предметно-художественное пространство. Исходя из этого, дозвіллєві программы учреждений культуры должны быть ориентированы на различные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальное или внутреннее, духовное включения человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и прочее создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что она может измениться, стать лучше.

Следовательно, культурно-дозвіллєве среду как самоценно явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Культурно-дозвіллєве среда является фактором активного формирующего влияния на человека. Создавая устойчивое культурно-пространственную среду, дозвіллєві учреждения в целом формируют определенное эмоциональное отношение к окружающей среде, и к деятельности человека в целом. Таким образом, культурно-дозвіллєве среду выступления в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру и духовные ценности. Это, в свою очередь, является основой личности и ее образа жизни.

Создание культурно-досугового среды учреждениями кулыури - это разработка культурных, воспитательных программ и в кінщзому результате - ситуаций деятельности в этой среде. В цп учреждениях предметное, культурно-дозвіллєве среду помехи должно формироваться с учетом конкретных занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями будто переносится в пережитый мир и в то же время сохраняет (ведомость своего присутствия в реальном мире.

Это одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга знание специфических особенностей восприятия культурно-досугового среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, которые непосредственно влияют на человека.

Гармоничность культурно-досугового среды обусловлено соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в культурно-дозвіллєвому среде, способность ориентироваться в нем, в его культурном значении; самооценка, которая выражается в ощущении покоя, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данного культурно-досугового среды;
б) собственная эстетическая оценка, которая вызывает чувство радости, здивівання; образ культурно-досугового среды, его эстетическое наполнения определяет ощущение причастности не только в культурно-досугового среды, но и к внешнему, окружающей среды - дома, города, края;
в) оценка социальной значимости культурно-досугового среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятники культуры, искусства, чувство гордости, уважения и самоуважения, чувства причастности к культуре, искусству и истории;
г) оценка практического удобства и психологического комфорта, микроклимата культурно-досугового среды, что, в свою очередь, формирует общее представление о мере взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досугового среды.

Культурно-дозвіллєві программы, которые рассчитаны на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей как персонажей действия. Это могут быть группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Одиночество в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

В наше время идет развитие позитивных тенденций по созданию культурно-досугового среды, адекватного современным социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры, таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры с целью создания положительного культурно-досугового среды должно гарантироваться: высокое качество предоставляемых населению культурных услуг; постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности; демократичность условий включения личности в активную культурную деятельность.

Таким образом, основные функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннюю структуру, непосредственно связанные с феноменом культурно-досугового среды и могут быть выражены следующим направлениям своей деятельности:

- организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии согласно потребностей, интересов и возможностей всех групп населения;
- разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы досуга в целом;
- апробация, отработка и внедрение новой техники, которые разрабатываются промышленностью для их использования в сфере досуга;
- выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе клуба;
- объединение различных видов развлекательных программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т. п.);
- приспособление существующих зданий, изначально не предназначенных для образования культурно-досугового среды: реконструкция жилых домов, особняков, досуговых сооружений, использования дворов и т. д.;
- использование парковых зон, непроездных улиц, прилегающих к клубных территорий;
- создание специализированных клубов: туристов, молодежи, любителей животных, филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и студий, дискотек, выставок.



Назад