Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

5.2. Современные культурно-дозвіллєві центры как центр создания положительного культурно-досугового среды


Необходимо обратить внимание на то, что при создании современного, положительного культурно-досугового среды особое значение придается разработке досуговых программ в культурно-досуговых центрах. А именно: необходимости значение не только психологических закономерностей взаимодействия людей в клубных объединениях, учета многообразия связей между ними в процессе общении, личных и групповых интересов, мотивов посещения, но и хотя бы общих особенностей досуговой ориентации людей, которая складывается стихийно, независимо от деятельности той или иной клубно-досуговой учреждения. В этой связи продуктивное обращении к типологии форм поведения в досуге. Эту типологию можно представить в виде, представленном в табл. 1.

Таблица 1

Формы поведения в дозвіллєвій деятельности
Типы ориентации поведения с точки зрения самоценности предмета занятия Формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия
Культурно-ориентированное
Социально-ориентированное
Рекреационно ориентированное
Целевая
Поисковая

Рекреационно ориентированное поведение как тип досугового поведения допускает восстановление біопсихічних ресурсов личности, потраченных в сфере исполнения обязанностей на производстве, быту и т.д. Здесь часто не столь важный уровень владения, который достигается той или иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с гиподинамией, психофизиологическим перегрузками. До занятий, где чаще реализуется такое поведение, можно отнести прогулки на природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не означает, что данному типу досугового поведения (как и другим, рассмотренным ниже) можно всегда однозначно приписать твердый набор занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативний эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь может идти скорее о некоторых преобладающие тенденции заполнения "рекреационных ниш" оздоровительными и развлекательными программами. Но главная характеристика рекреационно ориентированного поведения все-таки не в этом.

Важная (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровья украины, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном отдыхе. Психические нагрузки стремительно нарастают, каждому важно не переутомляться, а если уж такое случилось, то необходимо уметь быстро их снимать, восстанавливаться. Сейчас стоит вести речь о привития навыков психотренування большинства населения. Особенно нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою активность и часто попадают в стрессовые ситуации. В таких случаях незаменимы психотренування, с помощью которых можно добиваться ощущение покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.

Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль программ по досуга, реализующих рекреационную ориентацию, будет расти. Таким образом, будет расширяться именно культурно-дозвіллєве среду.

Особое значение при реализации рекреационно ориентированного поведения имеет игра. Она сама характеризуется розважальністю, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением. Каждая игра многофункциональная. В жизни человека она способна внести значительный интерес: научить мыслить творчески, активно действовать, развить особые умения. Здесь человек выступает свободной от естественной зависимости и самой способной выступать как субъект, который творит, не подвержен каком-либо принудительные. Важная характеристика игры заключается в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от других сфер и находится вне обычной жизнью. Игра требует отделения участников от повседневной жизни, от производственной деятельности, от нормативного социальной среды. Прелести игры заключаются в том, что каждому участнику необходимо выявить много личностных качеств: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует именно жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся изменения психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидания, нетерпение, напряженность, радость победы, горечь поражения. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжается новой энергией.

Социально-ориентированное поведение - это дозвіллєве обращения, основу которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации этого интереса - неформальное общение, которое не зависит от тех или других "официальных" ролей в обществе (прежде всего от производственных ролей, обязанностей), именно эта ориентация является основным клубным "ферментом", что обеспечивает возникновения и самосохранения клубных сообществ, объединяющих людей их социально-культурного самоідентифікаціею.

Неформальное дозвіллєве общения является основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в твердых ролевых однозначно очерченных пределах, а в процессе реальных досуговых ситуациях, которые состоят. Такие клубные объединения обладают более высоким по сравнению с традиционными дозвіллєвими самодеятельными коллективами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправления. Свободный выбор видов деятельности, эмоционально-насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительских видов досуговой деятельности. Как характерные признаки таких объединений можно назвать общий интерес к любого вида групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияния особистіших общность интересов, мотивов деятельности участников, которая обусловлена социально-значимыми целями.

В организационном плане в таких объединений тяготеют "салоны", гостиной, клубы с фиксированным социально-демографическим составом. Учитывая социальное расслоение общества, которое в последнее время усиливается, можно утверждать, что значение таких объединений будет расти.

Культурно-ориентированное поведение - доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде занятиям. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы является рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения и обучения. Нельзя не отметить увеличение количества новых учебных образований в клубе, что является следствием перестройки. Это прежде всего разнообразные курсы менеджеров, иностранных языков программирования, бизнеса, стенографии и др.

Демократизация общественной жизни нашла свое вывода и в усилении ориентации на самостоятельный выбор занятиям, стремление освоить новые технологии досуговой активности, которые присущи обществу потребления.

Такой вид досуговой активности присущ людям, которые желают в совершенстве овладеть определенным занятием, дозвіллєвою квалификацией. Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. Например, каждый член "Клуба юных моряков" должен овладеть учебной программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком-начинающим.

Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и др. Для их членов специалисты читают лекции, проводятся практические занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой своеобразное искусного воспитания. Ведь каждый из членов этого объединения стремится передать людям свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаємовихованню. Интерес к занятиям превращается на интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научиться чем, а научившись, остается, потому что по-настоящему здружується с людьми. Здесь привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности. Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлены в детских и подростковых объединениях художественной самодеятельности, краеведения, фольклора, центрах эстетического воспитания.

Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятия можно определить формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. Выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой интерес в его вещественном, материальном воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.

Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности избранное занятия и форм ориентации, с точки зрения предмета досуговой деятельности порождает такие сочетания:

- рекреационно ориентированное целевое поведение, то есть ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения;
- рекреационно ориентированное поисковое поведение - посещение объекта развлечений, отдыха без заранее намеченной программы;
- социально-ориентированное целевое поведение - запланирован заранее социальный контакт с конкретной личностью или группой людей;
- социально-ориентированное поисковое поведение - стремление завязать новые знакомства, расширить социальные контакты;
- культурно-ориентированное целевое поведение - посещение заранее выбранной культурной программы;
- культурно-ориентированное поисковое поведение - стремление расширить свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее ориентации на конкретный вид занятия.

Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов ориентации (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку целево-поисковое поведение). Пока же ограничимся этим перечнем как исходной типологии досугового поведения, что позволяет оценить типологию развития клубной общности, которая может применяться в культурно-досуговых учреждениях (табл. 2).

Таблица 2

Типология досугового поведения
Тип досугового поведения
Тип клубной общности Соответствующий тип клуба-учреждения
Рекреационно ориентированное целевое поведение Подростковые клубы-общности с развлекательной направленности; любители какого-нибудь вида развлечений в группе; оздоровительный клуб и др. Клубное учреждение с доминированием одного вида или спорідних видов рекреационных услуг (видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс и др.)
Рекреационно ориентированное поисковое поведение Временный игровой коллектив, который возникает в процессе посещения рекреационной развлекательной программы (например, команды участников игры) Клубное учреждение с набором различных видов рекреационных услуг (например, кафе, развлекательный центр,"кабаре")
Социально-ориентированное целевое поведение Социально-ориентированные клубы-общности которые оформлены организационно (членство, программа, правовой статус) Клубное учреждение, орієнтованан на однородный по любым социально-демографическому принципу состав посетителей (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, религиозным признакам)
Социально-ориентированное поисковое поведение Социально-ориентированные клубы-общности, которые не оформлены организационно (объединенные в основном за образом жизни и социальными проблемами.
Клубное учреждение, ориентированная на взаимодействие различных социально - демографічннх групп для решения общей социальной проблемы (например, клубы знакомств)
Культурно-ориентированное целевое поведение Коллектив самодеятельного творчества; постоянная аудитория просветительских и учебных программ Клубное учреждение как система кружков, студий, курсов
Культурно-ориентированное поисковое поведение Дискуссионный клуб «Клуб интересных встреч" и др. Клуб как система кружков, студий, курсов

Анализ деятельности культурно-досуговых учреждения показывает, что в практике наименее распространены поисковые дозвіллєві программа Тем временем значительная часть населения ориентирована в первую очередь на них. Это необходимо учитывать в работе культурно-досуговых учреждений, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживание на двух основных основаниях: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевых форм досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разовой участия в отдельных типах досуговых программ). Именно эта главный признак будет способствовать образованию современного культурно-досугового среды.

Важно, чтобы все эти возможности были представлены в одном регионе, городе, селе и обеспечивали сохранение демократических начинаний в организации культурно-досуговой деятельности. Некоторые развитые любительские объединения предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения. Следует создать разветвленную клубную сеть, в которой была бы специализация учреждений, входящих в нее, в зависимости от характера социокультурных ориентаций местных жителей.

В зависимости от местных условий можно объединять различные типы клубов-учреждений в единые культурно-дозвіллєві центры, комплексы.

Подводя итог, скажем, что современные культурно-дозвіллєві центры выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, где люди приобретают навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И они постоянно должны заботиться о качественное улучшение содержания и форм своей деятельности, о создании положительного культурно-досугового среды. Для того чтобы этого достичь, необходимо отказаться от заорганизованности, однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм, в основу деятельности положить структуру и характер запросов человека, постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и нестандартные формы развлечений, образования, общения и творчества различных слоев населения.

Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах негативно сказывается на их престиже.

Модель культурно-досугового среды выступает не только как упорядоченность, но и как образное представление культурного пространства культурно-досуговых учреждений; культурно-досуговая учреждение и ее культурная среда представляют собой художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объект образного решения художественного творчества специалиста учреждения культуры. Принципы создания композиционной структуры культурно-досугового среды культурно-досуговых учреждений заключаются в выявлении духовного содержания, сущности проектируемого культурно-досугового среды, учета особенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач, поиска художественного образа объекта культуры, его структуры и формы выражения.

Таким образом, в наше время происходит развитие позитивных тенденций по созданию культурно-досугового среды, адекватного современным социально-культурным потребностям общества. Современные культурно-дозвіллєві центры должны стать носителями целостного культурно-досугового среды. А оно, в свою очередь, будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга и вызвать у людей потребность активного участия в ней.

Вопросы для самопроверки

1. Организация отдыха как целостный комплекс услуг.
2. Социально-психологические особенности культурно-досугового среды.
3. Разнообразие форм проведения досуга.

Задания для самоподготовки

1. Определите специфические признаки современного культурно-досугового среды.
2. Охарактеризуйте современные положительные тенденции развития культурно-досугового среды.

Литература

Байкова В.Г. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.
Бутатабаев М.Л. Рабочее и свободное время у трудящихся: социально-экономический механизм взаимодействия. - М, 1999. - 251 с.
Головаха Е.И., Кронах 0.0. Психологическое время личности. - К., 1987. - 332 с.
Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом: курс лекций. - М., 1992. - 163 с.
Культурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М: МГУК, 1991. - 248 с.
Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М., 1998. - 222 с.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, развлечения и зрелища. - М., 1988. - 152 с.
Орлов Г.П. Свободное время - условие развития человека и мэра общественного богатства. - Свердловск, 1989. - 105 с.
Пича В.М. Ваше свободное время. - К., 1988. - 22Г с.
Подольский Р.Г. Освоение времени. - М., 1989. - 169 с.
Скрипунова ЭЛ., Морозов А.Л. О предпочтениях городской молодежи / / Социс. - М. - №1, 2002. - С. 105-110



Назад