Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

6.2. Социально-педагогические условия функционирования технологий культурно-досуговой деятельности


Изучая влияние объективных условий на технологию культурно-дозвілл"ной деятельности, следует исходить из положения о том, что основное детерминантой является категория "образ жизни". В зависимости от социальной микросреды, социальной группы или личности совокупность условий, факторов, причин, которые детерминируют образ жизни, и сама роль этих факторов является постоянно-переменными. Способ жизнь тем и отличается от условий жизни. Это - конкретная жизнедеятельность объекта и субъекта культурно-досуговой деятельности.

Объективные условия различаются по степени и силой влияния на формирование и развитие психологии сообществ, социальных групп, коллективов, личности. Для оценки возможностей влияния культурно-досуговой деятельности на сознание и поведение людей необходимо среди объективных условий, прежде всего, выделить главные, определяющие и второстепенные. Причем те же условия могут быть определяющими в отношении отдельных направлений культурно-досуговой деятельности учреждений культуры и играть второстепенную роль по отношению к другим. Возможны и другие перемещения в структуре объективных условий: через определенный промежуток времени доминирующие становятся второстепенными, а те, которые ранее занимали подчиненное и неголовне положение (по направленности, степенью и силой воздействия на психологию общественных групп), становятся определяющими. Всесторонний анализ объективных условий - реальная предпосылка для определения результативности влияния культурно-досуговой деятельности.

Анализ объективных условий, внешних и внутренних, непосредственных и опосредованных относительно деятельности учреждений культуры показывает, что объективные внешние условия преломляются в сознании индивидов и групп, опосредуются их опытом, интересами, установками и выступают уже как внутренний фактор, который непосредственно участвует в культурно-дозвіллєвій деятельности в качестве реальной практической сознания. Этот фактор является внутренним в том смысле, что социальные процессы, которые происходят вне культурно-дозвіллєвою деятельностью, отражаются в сознании посетителей.

Безусловно, влияние объективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности неравнозначен. Среди факторных нагрузок, которые положительно влияют на технологию культурно-досуговой деятельности, более высокий рейтинг имеют демократизация общества, свобода личности, потому что это факторы, которые возникли в процессе перехода нашего общества к рыночным отношениям.

Демократизация означает поворот от ведомственных, местнических нужд и интересов к потребностям общества (имеются в виду и макро - и микроуровне общественности), к личности, преодоление безликой единообразия деятельности учреждений культуры, содержания, форм и методов, создание условий для их вариативности и полифоничности; раскрепощения суб'єктно-объектных отношений, переход от связей субординации в связи сотрудничества, открытости. Эти факторы по-разному влияют на технологию культурно-досуговой деятельности как в городских, так и сельских учреждениях культуры. В определенных пределах смещаются приоритеты, труд может уступить место проблеме заработка, а условия и характер труда - климата в коллективе.

Выявление влияния объективных условий на технологию культурно-досуговой деятельности допускает определение: объективного состояния социальной среды (в первую очередь актуальных нерешенных экономических проблем, противоречий жизни и т.д.), уровня общественного сознания, который отражает условия их жизни, специфические особенности восприятия и оценку действительности.

Объективные условия создают возможность для закрепления и дальнейшего развития общественного сознания, превращение знаний в убеждения, а через них - в позитивное социальное поведение, творческую деятельность и активность во всех сферах жизни. К числу довгостроководіючих объективных условий, влияющих на технологию культурно-досуговой деятельности, относится прекращение роста культуры населения.

Однако перечисленные и некоторые другие условия находятся в постоянном развитии, который образует различные объективные возможности для технологии культурно-досуговой деятельности. Изменения в структуре и динамике объективных условий означают, что на технологию культурно-досуговой деятельности влияют новые факторы, происходит модификация ранее действующих. Реконструкция экономики повлекло за собой изменения и в политической структуре общества, что, в свою очередь, влияет на развитие инициативы населения.

Однако изменение условий не всегда порождает немедленно положительный сдвиг в сознании. Стереотипы мышления и поведения, выработанные в условиях командно-административной системы, преодолеваются далеко не сразу. Одним из условий воздействия на культурно-просветительскую деятельность является удовлетворенность трудом. Удовлетворенность трудом прямо сказывается на отношении как в рабочем, так и в нерабочее свободного времени.

Чаще всего забывается влияние такого объективного фактора на культурно-дозвіллєву деятельности, которым является самоопределение личности. Самоопределение личности в сфере досуга происходит через освоение духовных ценностей такого порядка, как человечество, Родина, Конституция, демократия, правовое государство, моральный закон, семья, труд, гражданская ответственность и др. Сейчас отмечается полярное отношение к понятие самоопределения личности. В ходе наших исследований 72,6% опрошенных ответили, что "...этого никогда не будет, поскольку существует очень много бюрократических барьеров, которые мешают участия широких масс в управлении, становлении самоуправления в сфере досуга. Как видим, курс на развитие самоуправления в сфере культуры хотя и воспринят основной массой, однако на практике не реализуется. Поэтому первоочередной задачей является формирование у населения настроения на творческое участие в самоуправлінському процессе в сфере досуга и прежде всего - в учреждениях культуры.

Другим не менее важным фактором, который имеет влияние на технологию, является престиж культурно-досуговой деятельности в обществе. В этом смысле важным фактором является деятельность общегосударственных и местных региональных средств массовой информации. Но объем и качество передаваемой ими информации о деятельности учреждений культуры, ее разнообразие, актуальность и конкретность не способствуют подъему престижа. В связи с этим следует отметить, что именно средства массовой информации должны создавать условия максимальной включенності во внутриполитическую жизнь общества людей, которые на примере своего района, города, области создают условия непосредственной причастности личности к культуре в широком смысле этого слова.

Без критического отношения к окружающей действительности, без постоянной критической самопроверки сделанного невозможно развитие культурно-досуговой деятельности. Критика теряет свою силу, если она лишена конкретных предположений, имеет сугубо негативный смысл. Сейчас наблюдается значительное повышение уровня гражданской активности людей - они стали более внимательно относиться к окружающей действительности, к производству, к выявлению механизмов рыночной экономики, их личного места в ней, роли учреждений культуры в адаптации личности к новым условиям.

В деле создания и усовершенствования объективных условий для функционирования технологии культурно-досуговой деятельности первостепенное значение имеют усиление социальной помощи семьям в воспитании детей (строительство новых детсадов, увеличение материальной помощи и продолжительности отпусков матерям); увеличение строительства дорог и жилья, особенно в сельской местности; улучшение организации труда и производства на предприятиях и в учреждениях; повышение учета мнений, критических замечаний и предложений населения при принятии решений государственными и общественными органами всех уровней.

Сейчас люди достаточно четко представляют задачи, которые стоят перед обществом в ближайшие годы, однако иерархически ценностное размещения этих задач в структуре общественного сознания не всегда еще отвечает требованиям времени, общественной необходимости и главной задачей сегодняшнего дня. Ухудшение экономических условий жизни, коррумпированность части государственного аппарата, отсутствие подлинной демократии и свободы негативно сказались и на условиях социального бытия, и на психологии людей, и на их отношении к собственности и организованности. Рост организованной преступности и массового хулиганства ухудшает возможность успешной борьбы с ней и ее преодоление социальными мерами, путем последовательного улучшения социально-экономических условий жизни населения.

К объективным факторам, которые имеют влияние на технологию культурно-досуговой деятельности, относится и культурная политика государства. Плановые и финансовые органы страны рассматривали культурное строительство как некоторое нерентабельно нагрузки на экономику, как напрасные расходы. В годы реформ прекратилось строительство учреждений культуры.

Слабое развитие материально-технической базы учреждений культуры заставил ученых искать новые пути более эффективного ее использования, влияния на технологию культурно-досуговой деятельности. Это выражается через такие показатели, как сеть, технической состояние учреждений культуры, вместимость зрительских и лекционных залов, наличие комнаты для кружковой работы, средняя наполняемость залов при проведении различных культурно-досуговых программ и т. п. Как показатели работы социальной эффективности приняты количество, структура предоставляемых услуг, уровень обслуживания. Показателями, которые характеризуют условия, в которых работает данная сеть является качественный состав кадров, оснащенность учреждений культуры, доступность центров культуры населению, наличие принятых нормативов обеспеченности населения учреждений культуры. Очевидно, что не только экономический фактор рентабельности производства влияет на уровень развития сети учреждений культуры, а более широкий перечень социально-экономических факторов, в целом определяющий уровень жизни в том или ином районе. Районы, что лучше обеспечены сетью транспортных путей, могут активнее проводить изменения в социальной и профессиональной структуре сельского населения. Лучшая организация в сфере культурно-бытового обслуживания способствует высокой занятости трудоспособного населения, улучшает демографическую структуру района.

Материально-техническая база учреждений культуры влияет на технологию культурно-досуговой деятельности через емкость клубов, количество комнат, а также ряд экономических показателей: чистый материальный доход, который остается в хозяйстве; стоимость валовой продукции на одного работника; рентабельность хозяйства; процент занятости населения в производстве.

Отсюда можно сделать вывод, что учет объективных факторов дает возможность создать социально-педагогические условия функционирования новейших технологий культурно-досуговой деятельности.

Механизм влияния объективных факторов на технологию такой деятельности начинается с их влияния на цели и задачи деятельности учреждений культуры. Это влияние неравнозначен. Наивысший рейтинг занимают образ жизни, культурная политика, успехи в экономике, престиж культурно-досуговой деятельности, материально-техническая обеспеченность учреждений культуры. Среди объективных факторов, затрудняющих эффективное функционирование новейших технологии культурно-досуговой деятельности, следует особо выделить низкий уровень культурного развития населения, обусловлен историческими, психологическими, семейными и индивидуальными обстоятельствами.

Проанализировав влияние основных объективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности, необходимо обратить внимание на субъективные факторы этого процесса.

Для культурно-досуговой деятельности принципиально важным является положение о том, что из двух существенных элементов субъективного фактора сознательности и организованности элемент сознания предшествует элемента организованности. Влияние в культурно-дозвіллєвій деятельности начинается с возникновения определенной потребности, интереса, мотива, психологической установки у людей.

Влияние субъективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности влияет косвенно, через психологию личности, социальной группы, то есть аудитории учреждений культуры или домашнего досуга, где происходит формирование личности. Поэтому прав академик О.М. Леонтьев, считая, что "...формирования личности предполагает развитие процесса целесообразности и, соответственно, развитие действий субъекта". В культурно-дозвіллєвій деятельности осуществляется формирование личности по отношению к окружающему миру, окружающей среды, вещей, товарищей и до самого себя, семьи и работы в диалектической взаимосвязи. Эту мысль подтверждает и М.С. Каган, считая, что "...диалектика бытия индивида состоит в том, что составляющие его система качеств, с одной стороны, проявляется в его деятельности, а с другой - в этой деятельности формируется. Поэтому пре характер человека мы судим по тому, как она раскрывается в обращении, но именно в практической деятельности характер формируется, закаляется". Субъективный фактор в культурно-дозвіллєвій деятельности - это целенаправленная деятельность специалистов и их актива. В культурно-дозвіллєвій деятельности понятие "субъективный фактор" чаще всего отождествляется с понятием "субъект", то есть специалист учреждения культуры. Объясняя это вопрос, O.K. Ульодов считает, что "...субъективный фактор - не просто сознательная деятельность, его нельзя отождествлять с сознательной деятельностью; и это не субъект деятельности. Субъективный фактор - это качества субъекта, которые проявляются в деятельности, качества идеологические и социально-психологические".

Поэтому в культурно-дозвіллєвій деятельности этот процесс следует рассматривать как деятельность двух направленных навстречу друг другу сторон: субъекта (высокопрофессиональных специалистов учреждений культуры, его актива) и объекта (взгляды, характер слушателей, зрителей, постоянных участников художественных и технических коллективов). В процессе взаимодействия происходит взаимовлияние: субъекты передают свои мысли, отношения, оценки, чувства объекта, а объект, в свою очередь, передает субъекту свое отношение к тому, что происходит, выражает настроение, чувства. В связи в этим как основные характеристики культурно-досуговой деятельности выступают такие, как наличие спонукально-мотивационной части (потребность - мотив - цель); предмет деятельности; соответствие предмета деятельности ее мотива; наличие продукта или результата деятельности характеризуется планированием, структурністю, целеустремленностью (целесообразностью), предметом деятельности, основанным на удовлетворении потребностей людей и изменении их сознания.

Поэтому, прежде всего, необходимо выявить наиболее характерные черты социального самоутверждения, формы самореализации личности в учреждении культуры, следовательно, нужно охарактеризовать источники и формы: уровни, виды и другие приоритетные формы участия личности в культурно-дозвіллєвій деятельности, мотивы этой деятельности, степень удовлетворенности ею, меру ее включенности в деятельность учреждения культуры. За всем этим можно составить реальную картину влияния субъективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности.

По обобщенной мнением населения о том, что представляют собой современные учреждения культуры, представляется такая характеристика: это площадка для концертов самодеятельности и профессионалов; близкое к дому место регулярного просмотра кинофильмов; место, где встретишь друзей и заграждай новые знакомства; помещения для занятий художественной самодеятельности; источник знаний о событиях в мире и стране.

Различные группы по-разному относятся к учреждениям культуры. Наиболее типичные формы проявления культурно-досуговой деятельности для представителей первой группы, в которую мы включили молодых людей в возрасте до 20 лет, которые отличаются инициативным поведением: частые выступления в клубном объединении, других местах; высокий ранг личного мнения в системе факторов, которые влияют на формирование убеждений и ориентации; лидирования в общении как в учреждении культуры, так и в трудовом коллективе; широта интересов к вопросам других сфер жизни общества; высокая критичность в оценке проведенных культурно-досуговых программ; компетентность в вопросах организации досуга.

Вторая группа - люди в возрасте 20-40 лет. Они отличаются инициативным в сочетании с реактивным (то есть поддержкой

инициативы других) поведением. Здесь показатели по своим набором примерно совпадают с показателями первой группы, однако правительстве случаев превалируют не только инициативный, но и ориентированное на вопросы политического, культурного, экономического жизни обращения, низкая критичность в оценке культурно-досуговых программ, неопределенная мотивация и низкая активность в расширении знаний; активное участие в решении различных производственных вопросов.

Третью группу представляют люди старше 40 лет, которые отмечаются индифферентным поведением в культурно-дозвіллєвій деятельности. Для этой группы характерна: узость круга источников информации, которые в основном случайные, ситуативные; почти полное отсутствие общения на темы культуры; отсутствие выраженных интересов к культуре и стремление к расширению знаний и в то же время активное участие в общественной работе учреждения культуры.

Сильнейший субъективный фактор, который имеет влияние на технологию культурно-досуговой деятельности, - неформальное движение. Он определяет атмосферу во многих городах и селах страны. Неформальная группа является антитезой сложившейся системе воспитания, ее антиподом, который во всем ей противостоит и за счет этого существует.

Молодежные группировки для сверстников - это для них целый сит, общество в миниатюре. Здесь подростки имеют возможность самореализоваться. В группе они "проигрывают" свои будущие социальные роли. Здесь происходит адаптация подростков к обществу. При этом идет не пассивное приспособление к существующим структур, а активное "навязывания" обществу норм и ценностей, которые культивируются в группах. Агрессия со стороны групп держит в страхе ш только "среднего обывателя", но и все слои населения.

Участие в группировке дает молодому человеку возможность выплеснуть отрицательную энергию, которая накопилась. Это своеобразный клапан социально-психологической, физиологической разрядки. Официальная культура этого не дает, потому что исходит только из "сознательных" элементов психики, отбрасывая подсознательные и бессознательные влечения. Это и определенный способ заполнения досуга. Учреждения культуры в своей деятельности ориентированы на благополучных молодых людей, но они не удовлетворяют всего объема потребностей. Кроме того, традиционная система культурно-досуговых программ формирует зрелищно-потребительское отношение к культуре (дискотеки, кинофильмы, концерты), не развивает самодеятельные наклонности. Молодежные группировки позволяют неблагополучным ребятам компенсировать существующие недостатки в культурно-дозвіллєвій деятельности за счет максимальной загрузки посредством участия в активно-деятельных формах (в данном случае, криминогенную направленность). В этих группировках существует внутренний механизм их самопродвижения.

Столкновения, конфликты между группами в данном случае есть способ их существования. Таким образом, міжгрупова агрессия является средством поддержки идентификации сплоченности и стабильности групп. Более того, в условиях усиления конкурентных форм межгрупповой взаимодействия растет міжгрупова сплоченность.

Среди факторов, которые способствуют усилению активизации деятельности підлітково-молодежных группировок, стоит выделить: усиление социально-экономической напряженности в стране, введение карточной системы на продукты питания, дефицит товаров первой необходимости. Сложная семейная ситуация, отсутствие у каждого четвертого подростка одного из родителей и невысокий культурный уровень родителей - самые распространенные негативные факторы.

Проблемы взаимодействия учреждений культуры с неформальными подростковыми группировками нуждаются доверительного отношения. Поиск, отход от стандартных, привычных форм, смелость в утверждении нового - все это соответствует социально-психологическим особенностям подростков, их потребностям и ориентациям. Престижность инициативных подростковых объединений будет расти и дальше.

До сих пор при выборе метода подготовки и проведения культурно-досуговых программ не учитывался главный момент - восприятия их человеком, которое происходит через призму нервно-психической системы. Каждый человек воспринимает их по-своему и по-своему осмысливает. Затем эта информация попадает во внутренний духовный мир личности, где происходит следующая ее объективная переработка. Внешняя информация по меньшей мере дважды субъективно осваивается личностью в соответствии с ее интеллектуальных способностей, полученного воспитания, жизненного опыта. Механизм восприятия срабатывает, если учитываются такие особенности аудитории учреждениями культуры: подготовленность, склонность (наставление), активность. При подготовке и проведении программы важно знать прежде всего определенные свойства аудитории и механизм восприятия окружающей действительности. Человек непрерывно пополняет и корректирует свои впечатления, ее опыт постоянно обогащается. И все это выражается в том или другом состоянии сознания. Поэтому новым аспектом в функционировании технологии учреждений культуры является их ориентация не на процесс воспитания, а на обеспечение процесса социализации, что по своему диапазону значительно шире. Социализация же подразумевает использование не только систем этих воздействий, но и спонтанных воздействий, с помощью которых человек приобщается к культуре в условиях досуга в его социальном значении.

Важным аспектом технологии в деятельности учреждений культуры является ориентация на повседневное сознание. Действительно, было бы упрощением изображать дело таким образом, если активное участие широких народных масс в повседневной практике может базироваться только на тех знаниях, которые усваиваются через различные каналы информации, то эти знания функционируют в практической деятельности масс, так сказать, в чистом виде, не обогащаясь опытом, почерпнутим из жизни. Не следует принижать значение обыденного сознания, в рамках которой осмысляется людьми их собственный опыт, выражаются их повседневные заботы, жизненные факты поднимаются до уровня крупных обобщений и принципиальных выводов.

Таким образом оптимальный технологический процесс - дело очень сложное, потому что, создавая условия для оптимального восприятия, которое происходит в учреждении культуры, специалисты предполагают переработку и реализацию содержания, структуры и различных средств смыслового и эмоционального воздействия на аудиторию Каждая форма-программа имеет в своем распоряжении свой диапазон действия и имеет вполне доступен для обзора духовно-практический влияние, которое происходит в определенный пределах времени и места с элементами импровизации или художественно-образного сравнения. Именно они способствуют активизации интеллекта и эмоциональной сферы человека.

Многообразие используемых форм, средств и методов деятельности, разноплановость программ открывают возможность для включения в нее большего числа участников с различными интересами и духовными запросами. Возникновение разнообразных форм различных акций: театрализованных шествий-ходов, рок-митингов, митингов спектаклей и митингов-концертов, демонстраций и многих других является отражением жизненных процессов. Для их подготовки и проведения нужны и новые профессиональные качества специалистов: способность эмоционально-чувственного, художественно-образного, индивидуально-оценочного восприятия действительности, умение их объединить с рыночными отношениями.

Поскольку использование средств художественной выразительности строго обусловлено конкретной темой, которая сама представляет живой и острый интерес для потенциальной аудитории, отражает актуальную общественную потребность, влияет на сознание аудитории, то стремление специалистов использовать буквально весь арсенал художественных приемов, как правило, подавляет содержание программы. Ранее считалось, что достаточно включить кинокадры, слайды, музыку, выстроить их органично с тезисами выступлений по единой художественно-ілюстраційною структурой, и зрительская внимание будет обеспечена. Сейчас же художественные средства нужны только тогда, когда они способны сделать зрителя активным участником программы.

Анализ работы учреждений культуры показывает, что наиболее распространенными просчетами в организации их деятельности являются нарушения в самой структуре технологического процесса, ограничения его только передачей некоторой суммы знаний, без определенной направленности на конкретную практическую реализацию.

Каждая группа специалистов учреждений культуры представляет собой сложное по структуре социально-психологическое образование, которое имеет своих лидеров. Это наиболее подготовленные люди, которые пользуются авторитетом у товарищей, к высказываний и комментариев которых прислушиваются не меньше, чем к мнению руководителя учреждения культуры. Именно лидеры общественного мнения способны осуществить на практике принцип соборности в технологии культурно-досуговой деятельности.

Подготовка и проведение культурно-досуговых программ побрезгует учета большого количества субъективных факторов, которые вшивают на технологию культурно-досуговой деятельности. Тему в практической деятельности учреждений культуры следует максимально учитывать всю совокупность этих субъективных факторов, максимально добиваясь гармонии коллективных и индивидуальных целей, совпадения общей направленности в деятельности коллектива с личными творческими устремлениями и планами отдельных его членов. Для достижения поставленной цели важное значение имеет методика подготовки проведения программ, которая должна бум рассчитана на написание высококвалифицированного сценария под творческим влиянием самих посетителей.

На процесс технологии культурно-досуговой деятельности огромное влияние имеет наличие в громадькості социального опыта, который порождает новые качества и действия во имя высших общественных целей. Практика показывает, что большая часть населения никогда не принимала участия в подготовке и проведении культурно-досуговых программ. Поэтому положение еще остается очень серьезным - не срабатывает основной субъективный фактор сознания людей, их положительное отношение к культурно-досуговой деятельности.

Положительное влияние субъективного фактора наиболее эффективен, если цель сотрудников и посетителей учреждений культур совпадают с установками и интересами. Это, в свою очередь, требует целостного, завершающего технологического цикла, который имеет свой регулирующий направление с помощью средств смыслового и эмоционального воздействия. В связи с этим технологический процесс представляется динамической саморегулирующейся системой, которая может функционировать под влиянием субъективных факторов. При этом активность посетителей учреждений культуры, которая основывается на демократичности и общедоступности, должна постоянно стимулироваться.

В основе активности населения в культурно-досуговых программах лежат жизненные потребности и запросы, которые превращаются в те или иные мотивы деятельности и поведения в разнообразных конкретных обстоятельствах. Эти мотивы могут определенным образом направляться, регулироваться в культурно-дозвіллєвій деятельности. Стимулы как способы влияния на мотивы посещения учреждений культуры, участия в самодеятельном художественном и техническом творчестве и других видах предметной деятельности обеспечивают тесное единство общественных, коллективных и личных интересов личности. Среди субъективных факторов, которые серьезно затрудняют наиболее эффективное функционирование технологии культурно-досуговой деятельности, следует особо выделить уровень культуры различных социальных слоев населения, который обусловлен историческими, психологическими, семейными факторами, индивидуальным выбором.



Назад