Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

6.3. Социально-психологическая атмосфера в учреждениях культурно-досуговой деятельности


Сегодняшняя действительность такова, что все чаще психическое состояние людей, их настроение в самых различных областях нашей жизни определяется негативными процессами, изменением духовно-нравственных отношений, которые складываются в обществе. Поэтому в культурно-дозвіллєвій деятельности появляется понятие "социально-психологическая атмосфера". Стали привычными понятие "атмосфера общества" (региона, коллектива), "театральная атмосфера" (праздничная, клубная, спортивная) и др. Создание благоприятной жизнедеятельности является одновременно и средством для успешного осуществления целей реформирования нашего общества, самоцінністю новых идей. Изучение социально-психологической атмосферы аудиторы учреждений досуга даст возможность сделать шаг на пути постижения этого малоизвестного феномена в технологии культурно-досуговой деятельности, осмыслить специфику аудитории клуба как одну из разнообразных моделей человеческой общности с социально-психологических позиций, раскрыть резервы и преимущества педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности перед другими формами массового воздействия. Провести качественные, инновационные изменения в технологии культурно-досуговой деятельности - актуальная проблема, поскольку на (юные стремительного роста аудиторий массовых коммуникаций (прежде всего ТВ, шоу-программ, ночных клубов) педагогические возможности аудитории кажутся ограниченными, исчерпанными, легко заменяемыми и не соответствуют современной динамике жизни. Обоснование содержания и специфики социально-психологической атмосферы в культурно-досуговых учреждениях, определение путей ее оптимизации, позволяющие наиболее полно осветить весь комплекс явлений, связанных с взаимодействием людей в данной общности, осмыслить ее феноменологическую суть, аккумулировать ответы на многочисленные вопросы быта, работы, отдыха человека. Поэтому пшикає необходимость управлять аудиторией, ее эмоциональным состоянию на основе законов общения и восприятия.

Понятие "атмосфера" широко используется в научной литературе. Говоря о специфике массово-аудиторных форм культурно-досуговой деятельности, авторы ссылаются на особую, неповторимую клубную атмосферу. Но единого понимания сути этого явления нет. В социальной психологии это явление относительно других форм коллективной жизнедеятельности достаточно давно и глубоко изучено. Четко определено понятие социально-психологического климата, же, в отличие от социально-психологической атмосферы, более устойчивое и менее подвержено ситуативным изменениям. Оба эти понятия означают психическое состояние той или иной общности, под которым подразумевается подавляющий психическое настроение ее членов, что проявляется, прежде всего, в отношениях людей к совместной деятельности и друг к другу. Многолетний опыт изучения этого вопроса показывает, что психический настрой аудитории можно и диагностировать и прогнозировать, и сознательно регулировать.

В последние годы теория культурно-досуговой деятельности все интенсивнее сталкивается с социальной психологией. Уделяется внимание и эффекта социально-психологической атмосферы клубной аудитории, подчеркивается необходимость формирования, указывается наряд факторов, которые оказывают влияние на ее становление.

Понятие социально-психологический климат и социально-психологическая атмосфера стали научными терминами благодаря трудам ВЬЕТНАМ. Зотової, А.Г. Ковалева, Б.Д. Паригіна, К.К. Платонова, А.Н. Лутошина, В.М. Шепеля, Е.В. Шорохової и др. И хотя формулировок значений этих понятий в современной науке большое количество, уже не возникает сомнений в реальной определенности данных явлений. В культурно-дозвіллєвій деятельности принципиально можно использовать теорию социально-психологического климата коллектива и его духовной атмосферы для понимания социально-психологической атмосферы аудитории учреждений досуга.

В учреждениях культурно-досуговой направленности доминируют отношения эмоционально-личностного характера, потому что на первый план выходят потребности в эмоциональном коллективном контакте в условиях публичности. Эта потребность в зрелищном, публичном общении настолько необходима людям, что часто приобретает ведущее значение в самых разных аудиториях (в театре, кино, на спортивных соревнованиях, клубе), превалирующие над эстетическими и гностическими потребностями. Исходя из осмысления теории социально-психологического климата и феномена публичности, можно определить социально-психологическую атмосферу аудитории учреждений досуга как такое психическое состояние аудитории, под которым подразумевается подавляющий психический настрой людей, который оказывается на уровне их эмоциональной восприимчивости культурно-досуговой программы.

В настоящее время очевидна тенденция социально-психологического подхода к проблеме аудитории учреждений досуга, потому что уже не обычная совокупность личностей стоит за этим широким понятием. Активно ищутся путь сближения со зрителем, участником. Максимально приблизиться к зрителя, слушателя, читателя стремятся все институты массового воздействия, однако наибольшие возможности для этого имеются в аудитории клуба, где есть все условия для пристального персонифицированной внимания к членов аудитории, для налаживания межличностных контактов в их среде. Г. О. Товстоногов утверждал, что именно театр в первую очередь призван поддерживать разнообразные формы общения с залом, и это должно привести к неминуемой и роковой для искусства изменения психологического климата в театральном зале. Мысль о том, что подлинное единство сцены и зала возможна на клубном мероприятии, не новая.

Не менее эффективен и высоко-персонифицированный подход к аудитории - максимальное выявление личности каждого участника программы. Ориентация на более высокий уровень личностно-ориентированного общения в процессе организации аудитории учреждений досуга может послужить созданию такой атмосферы, в которой растет возможность, во-первых, решение актуальной проблемы, как не потерять в массовой аудитории отдельного человека; во-вторых, реализация главной цели общения в клубной аудитории - содействие познанию людьми друг друга; в-третьих, стимулирование росту индивидуальной значимости каждой личности, гармонии ее развития. "Дойти до каждого" необходимо не только в групповой, но и в массовой работе учреждений досуга, тем более, что аудиторные формы работы привлекают основную массу населения, которое предпочитает эпизодически посещать дозвіллєві программы. В основе интереса этих людей лежит потребность " посмотреть на других и показать себя", реализовать неосознанную, но насущную потребность в публичной виду, признании, самовыражении.

Нещоденність, эмоциональная приподнятость социально-психологической атмосферы массовой формы культурно-досуговой программы облегчает возможность, особенно во время праздника или обряда, проявить положительные чувства, способствует высокой оценке людьми друг друга. Это исключительно важно, потому что оценка окружающих, что является существенным фактором проявления социальной активности человека, в условиях публичности приобретает еще большее значение. Выходит, атмосфера аудитории может служить формированию и утверждению позитивной Я-концепции у членов аудитории на основании доброжелательного, эмоционально-непосредственного отношения друг к другу, способствовать развитию личности, повышению уровня ее социально-психологической культуры. Оптимальная социально-психологическая атмосфера аудитории учреждений досуга характеризуется как коллективный эмоционально-положительный настрой аудитории, ориентированный на максимальное выявление неповторимых индивидуальностей в своей среде, что оказывается в возвышенной психоэмоциональной активности каждого ее члена (как созерцательной, так и деятельной), отличается высокой степенью внимания и интереса друг к другу. Такая атмосфера расширяет объективные возможности социального самоутверждения личности и способствует росту социально-психологической культуры людей.

Оценка реального состояния психического настроя аудитории учреждений досуга осложняется временной ограниченностью ситуативных и импровизированных по своему характеру культурно-досуговых программ. Поскольку диагностирования атмосферы - это, прежде всего, определение уровня эмоциональной вродженості в коммуникативные отношения, где главным критерием этой атмосферы является наличие или отсутствие контакта в коммуникативных связях в аудитории и с аудиторией. Кроме того, для определения атмосферы очень значимым является критерий эмоциональной удовлетворенности-неудовлетворенности членов аудитории. Эти моменты в совокупности с динамичностью эмоциональной картины исследуемого явления потребовали особого инструментовка самих приемов исследования, что было основанием для выбора в качестве основного инструмента диагностики данного явления приема записи индивидуальных эмоциональных состояний, разработанного для эмпирического изучения социально-психологического климата. Преимущество этого приема заключается в том, что его легко перевести на язык игры, чтобы сделать исследование естественным, а не посторонним моментом программы, что является одним из весьма тяжелых и необходимых задач в определении путей ее диагностики. Правомерные способы перевода опроса в игровую и наглядно-образную форму.

Специалисты учреждения культуры не ограничиваются только этими методами при диагностике атмосферы. Это объясняется сложностью исследуемого явления. Порой бывает, когда игровая ситуация и методы записи не эффективны, и тогда только визуально можно зафиксировать динамические явления, для чего применяют традиционный метод фиксации зрительских реакций. Однако, для изучения данной атмосферы этих методов недостаточно. Поэтому предлагается модель учета степени включенности в коммуникативную деятельность данных потенциалов в совокупности с учетом процессов отображения аудитории в индивидуальных эмоциональных состояниях.

Оценка реального состояния социально-психологической атмосферы аудитории происходит на основании информационных данных о индивидуальный эмоциональное состояние каждого члена аудитории и на основе его отношение к окружающим, в частности, степени включенности в коммуникативную деятельность членов аудитории. Через призму этой оценки можно судить не только об уровне эмоционально-психологической включенности членов аудитории в коммуникативную культурно-дозвіллєву программу, но тем самым и об уровне психологического, духовного комфорта личности в условиях публичного общения и о степени развертывания психического потенциала аудитории в целом, о величину внимания и интереса друг к другу членов аудитории, а также о социально-психологический климат в учреждениях проведения досуга.

Опираясь на этот метод, необходимо решить главную задачу в деле оптимизации данной атмосферы - создать социально-педагогические условия, способствующие удержанию в поле коллективной внимания каждого члена аудитории, и практические возможности, которые будут способствовать преодолению психологических барьеров. Для этого предлагается осуществить личностно-ориентированный подход к аудитории в процессе:

- перед коммуникативного и пост коммуникативного периодов подготовки культурно-досуговой программы (индивидуальный подход в объявлении участников предстоящей встречи, персональное внимание к каждому из них до начала и по окончании программы с целью формирования у них ощущение собственной особистішої значимости, чувство уверенности, что их присутствие в аудитории желательно);
- организации групп общественности (создание в среде публики контактных групп-сообществ, в которых их члены имеют возможность непосредственно общаться и взаимодействовать друг с другом, что облегчает управление аудиторией, способствует удержанию в поле коллективной внимания и внимания создателей программы каждого присутствующего, раскрытию возможностей с индивидуализации массового воздействия, стимулированию межличностного общения, обеспечению психологическим комфортом, защищенности каждого присутствующего). Контактные группы могут быть реальными и сконструированными. Распределение аудитории на малые контактные группы стимулирует не только личностное общение внутри каждой группы, но и міжгрупове общения на основе інтергрупового эффекта, позволяет формировать личностно-ориентированное общение в неразрывном единстве с чувством общности.

Здесь большая роль принадлежит лидерству по ведению программы. Это отход от традиционного понимания роли лидер-ведущего в аудитории - конферансье, актера-исполнителя, затейника, распорядителя, - определение основной функции ведущего как регулировщика запланированных и спонтанных действий, импровизаций на основе максимального использования возможностей всех членов аудитории. В культурно-дозіллєвій программе важное выявления пассивно-созерцательных моментов. Особое внимание следует уделить использованию коллективного лидерства, сменяемости лидеров, созданию условий для самовыражения максимально возможного количества членов аудитории, раскрепощению инициативы людей, выявлению неформальных лидеров, которые обладают эффектом особистішого притяжение, что необходимо для формирования такой социально-психологической атмосферы в аудитории, в которой наиболее полно реализуются сущностные черты деятельности учреждений досуга.

Определяя ведущее значение реализации личностных потенциалов, характеризующих уровень социально-психологических притязаний и возможностей человека в коммуникативной деятельности для формирования оптимальной атмосферы в аудитории, не надо снижать необходимость учета других факторов, под влиянием которых может состоять атмосфера высокого уровня, но другого типа. Прежде всего, следует выявить положительную социально-психологическую атмосферу клубной аудитории в двух основных типах. Один из них (атмосфера первого типа) аккумулирует в себе ощущение, осознание публикой целостности и ценности своей общности как совокупности неповторимых индивидуальностей. Другой (атмосфера второго типа) характеризуется этой самой психологической единством, выраженной в чувстве многомерного "МЫ", где каждый идентифицирует себя со всеми. Атмосфера второго типа чаще всего случается в клубной аудитории. В ее рамках происходит уподобление себя другим и других себе, причем "другой" в аудитории абстрактный, имеет очень обобщенные характеристики, тогда как атмосфера первого типа возникает на основе проникновения в мир друг друга. Две ценности - "личностная автономия" и "чувство общности" - находят здесь свое выражение в неразрывной связи. В условиях такой атмосферы респонденты более раскрепощены, более разнообразная палитра их индивидуальных эмоциональных состояний.

Оба типа свидетельствуют о том, что контакт в середине аудитории и с аудиторией состоялся, поэтому мы говорим о сложившуюся атмосферу. Ситуативная сплоченность публики находит в них свое отражение и, наоборот, эта атмосфера объединяет публику. Вместе с тем, ресурсы педагогических возможностей атмосферы первого типа значительно богаче. Всего можно зафиксировать шесть основных типов, которые характеризуются: наличием или отсутствием контакта в аудитории и с аудиторией; уровнем ориентации массового влияния на жизнедеятельность локальной общности, к которой принадлежат те, что собрались, и уровнем индивидуально-личностной ориентации массового воздействия. Первым двум описанным типам свойственна положительная, эмоционально-поднята атмосфера с высоким уровнем присутствия и готовности к активности. Двум другим свойственна негативная атмосфера активного или пассивного неприятия интереса к действию и к влияния. Но в каждой дозвіллєвій программе есть зоны спокойной, уравновешенной и несформированной атмосферы. Также имеет свою специфику официальная атмосфера. Опыт показывает, что динамичное явление атмосферы может в одной и той же программе претерпевать неоднократные изменения, выявлять возможность использования различных способов фиксации уровня розгорнутості потенциалов, притязаний и возможностей человека в коммуникативной деятельности и фиксации зрительских реакций для наблюдения за перманентным развитием данной атмосферы.

Выдающийся режиссер О. Д. Попов писал: "Научившись видеть и чувствовать атмосферу в окружающей среде, мы увидим и откроем для себя целый ряд совершенно конкретных ее выразителей: темпоритм, психофизическое самочувствие людей, тональность, в которой они разговаривают, мизансцены, в которые они невольно, без какого-нибудь режиссера группируются, и прочее. А когда мы научимся все это видеть, нам легче будет найти соответствующие средства сценического воплощения атмосферы в спектаклях. Итак, атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окружены целым миром звуков и всевозможных вещей".

Поскольку все культурно-дозвіллєві программы, посвященные тем или иным событиям, месту и времени действия, то они имеют разные атмосферы.

Разрабатывая методику регуляции атмосферы для различных типов досуговых заведений, целесообразно в основу положить сравнительную характеристику социально-психологической атмосферы в аудитории клубных вечеров, решенных традиционно, и реализации этих самых программ в условиях, которые предлагает, диктует каждый член аудитории. Чтобы получить надежную социально-психологическую информацию, было осуществлено измерения исследуемой атмосферы в идентичных ситуациях в аудиториях различных культурно-досуговых учреждений. Стало очевидно, что уровень атмосферы, сформированный по условленному методике пути, как правило, превышает уровень подобной атмосферы на традиционном вечере. Особенно заметна разница в эмоциональном самочувствии членов праздничной и повседневной аудиторий. Там, где формировалась атмосфера целенаправленно, зрители в соответствии почувствовали свою личностную значимость. Здесь наблюдалось сохранение эмоционального эффекта от клубной встречи на более длительное время, готовность людей повторить ее, возникновению новых дружеских контактов в дозвіллєвому среде.

Можно заметить не только прямую, но и обратную зависимость в звене "интенсивность активности личности в аудитории - коллективное внимание к личности в аудитории". Вместе с тем, нельзя зневірювати понимание необходимости преобразования участника массовой программы в активно действующую действие, потому что ощущение себя равноправным, значимым в аудитории не меньше, а тем более важное, чем непосредственно-действующий, видимое проявление активности. При анализе зрительских реакций замечено, что наиболее активные реакции, яркие положительные среди тех членов аудитории, кто оказывался в центре коллективной внимания (в составе всей общности или отдельных групп и в одиночку). Это особенно наблюдается в ходе импровизационных ситуаций, когда индивидуальное своеобразие людей проявляется наиболее ярко. Эти и другие моменты указывают на то, что публичное внимание к человеку служит не только удовлетворению ее насущных потребностей, но и специфическим средством познания людьми друг друга.

Разработаны приемы регуляции атмосферы аудиторы помогают планировать и прогнозировать атмосферу уже на сценарном уровне. Более того, кардинальное переключение внимания автора-сценариста с задачу создания взгляды на создание необходимой атмосферы в аудитории стимулирует его творческий поиск. Можно найти много конкретных способов того, как зрелищную программу в клубе выполнить вместе с публикой, как втянуть в орбиту коллективной внимания каждого из присутствующих. Конкретные игровые ситуации, влияют на развертывание особистішого потенциала человека, способствуют раскрепощению его сущностных сил, повышению психоэмоциональной активности. Важно также создать своеобразную копилку творческих находок в этой сфере организаторской деятельности.

Изучение социально-психологической атмосферы досуговой, клубной аудитории убеждает в том, что основным показателем клубного характера аудитории является ее социально-психологическая атмосфера, а именно: направленность, ориентация коллективного психологического настроя на выявление, освещение конкретной жизнедеятельности общности, к которой принадлежат те, что собрались, а также личностей, ее составляющих. В условиях такой атмосферы эмоционально-непосредственного, доброжелательного внимания и интереса к человеку в аудитории массового общения расширяются объективные возможности социального самоутверждения личности, через реализацию ее потребностей в публичном признании, публичной виду, публичном самовыражении, что стимулирует ее социальную и творческую активность. Благодаря этому можно наиболее полно реализовать главную цель общения в клубной аудитории - познать людьми друг друга, сформировать новый позитивный опыт человеческих отношений, что, в свою очередь, способствует росту социально-психологической культуры людей, а значит, и усовершенствованию их социальной жизнедеятельности в целом.

Таким образом, социально-психологическая атмосфера досуговой аудитории отражает меру ситуативной эмоциональной сплоченности ее членов, меру их эмоциональной удовлетворенности и особистішої самореализации. Именно это является существенным фактором этих явлений. Двигаясь через призму осмысления специфики социально-психологической атмосферы досуговой аудитории, открываются существенные преимущества массово-аудиторных форм культурно-досуговой деятельности перед другими аудиториями массовых коммуникаций на пути индивидуально особистішої ориентации массового воздействия. Эти преимущества характеризуются широким возможностями:

- преодолением формально-ролевых наклонностей контакта и психологических барьеров в общении;
- удовлетворением человеческих потребностей, нереализованных в других сферах социальной жизнедеятельности, и, прежде всего, потребностей в публичной виду, публичном признании, публичном самовыражении, в утверждении образа самого себя в ходе публичного общения;
- познания людьми друг друга.

Основным показателем благоприятной социально-психологической атмосферы досуговой аудитории является уровень реализации потребностей человека, ориентированных на общение с другими, на внимание к нему других и адекватную оценку своего участия в совместной деятельности.

Множество моделей социально-психологической атмосферы досуговой аудитории находят свое выражение в шести основных типах позитивного и негативного плана. Богатейшими ресурсами педагогических возможностей владеет атмосфера, которая характеризуется психологической единством "МЫ" как совокупности неповторимых индивидуальностей.

Регуляция социально-психологической атмосферы досуговой аудитории с целью ее оптимизации требует реализации индивидуально-личностного подхода к аудитории в процессе организации перед коммуникативного и пост коммуникативного периода клубного массового мероприятия, а также непосредственно в коммуникативном периоде: групп в среде публики; пространства клубного зала; лидерство по ведению программы усилиями публики.



Назад