Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

6.4. Организация досуговой активности людей преклонного возраста


Безусловно, увеличение продолжительности жизни в стране в определенной степени отражает позитивные изменения качественных характеристик современного социума. Но при этом старение населения - это очень острая социальная проблема, которая влияет на планирования и осуществления социальной политики государства. Она ставит перед обществом острые вопросы экономического, социально-культурного, психолого-педагогического, морального плана.

К сожалению, социально-культурный статус людей преклонного возраста не всегда соответствует общемировым нормам и стандартам. Предельно ограниченный набор социальных ролей и культурных форм активности, которые могут быть доступны им. Сужены рамки образа жизни, предельно ограниченный выбор социально-санкционированных возможностей в сферах жизнеобеспечения, коммуникации, рекреации. В результате пожилые люди практически лишены осмысленных стимулов к преодолению своего состояния.

Роль досуга в жизни пожилого человека индивидуальна и зависит от психофизических возможностей, общественного положения и условий. Проживание пожилого человека в определенных условиях накладывает существенный отпечаток на ее жизненный тонус, активность, психологический настрой, изменение ценностных установок, уровень притязаний.

Среда пожилых людей и его субкультура - явление довольно статично. Это связано с общей усталостью от жизненных проблем, в значительной потерей умение радоваться и удивляться, снижением уровня эмоциональных реакций, преимуществом безразличия к проблемам, не связанных с собственной личностью, затруднением в передвижении через физические недуги, общим снижением двигательной активности и прогрессированием умственной инфантильности.

Исходя из собственного практического опыта, можно прийти к выводу, что эффективность досуговой деятельности как целостной системы социально-культурной активности пожилых людей во многом зависит от таких факторов:

- финансовой и материальной базы: размеров собственной пенсии, бюджетного финансирования (в том числе на социально-культурные мероприятия), спонсорских и благотворительных вложений (в том числе гуманитарной помощи), частичной коммерческой деятельности отдельных учреждений;
- модели организации свободного времени: преимущества традиционного блока досуговых мероприятий и технологий;
- кадрового ресурса: наличия специалистов, которые обеспечивают реализацию социально-культурных технологий с людьми преклонного возраста;
- морально-психологического ресурса: социальной активности пожилых людей, их интереса к досуговых форм и средств, уровня культурных запросов и потребностей;
- информационно-методического ресурса: банка методической литературы, специализированных журналов;
- социально-демографического ресурса: потенциала историко-культурной самобытности региона, территориального положения, профессионализма работников сферы социального обслуживания, социально-психологической и культурной атмосферы.

Досуг должно быть ориентировано, прежде всего, на активизацию личной активности пожилого человека, формирования ее жизненного тонуса. Человек рождается, живет и умирает по законам той культуры, в которой проходит его жизнь. Именно ценностные смыслы культуры создают предпосылки восстановление социальных связей личности и общества, развивая механизмы ресоциализации средствами досуговых интересов. На основании такого подхода можно выделить следующие основные функции досуга людей пожилого возраста:

- сохранение связи с широким кругом людей. Социальные контакты пожилых людей естественным образом скорочуються.Зайняття различными видами досуговой деятельности создают возможность встреч с широким кругом людей;
- удовлетворение потребности в визнанні. ее испытывают все поколения, однако для людей пенсионного возраста она имеет особое значение в связи с уходом из сферы профессиональной активности. Благодаря хобби можно приобрести репутацию знатока в той или иной отрасли, получать премии, призы, радоваться признанию со стороны большого количества людей;
- улучшение и поддержание психофизического состояния. Каждый вид досуга улучшает те или другие психофизические задатки, настроение, расслабляет человека, оптимизирует ее, вызывает удовлетворенность жизнью;
- сохранение и усиление социальной активности личности - своеобразный генератор творческой активности, духовных потребностей и социального опыта.

Проведенное исследование убедило нас в положительном результате двух модулей социально-культурных технологий: базового и вариативного.

Базовый модуль предопределяет необходимость использования традиционных досуговых форм деятельности, методов, технологий, услуг, к которым относятся: проведение мероприятий, посвященных государственным, местным, народным, большим личным датам и событиям; художественное творчество (музыкальное, песенное, танцевальное, фольклорное, ремісно-прикладное и пр.); работа с книжным фондом и периодическими изданиями; экскурсионная деятельность; коммуникативная деятельность (беседы, обсуждения, чаепитие и т.п.); просмотр телевизионных и видеопрограмм, прослушивание радиопередач; посещение разнообразных культурно-досуговых учреждений; концертная деятельность как самих людей преклонного возраста, так и приглашенных для них исполнителей; оздоровительные занятия и выезды на природу; лекционно-просветительская тематическая деятельность.

В содержание вариативного модуля предлагается включение дополнительного блока мероприятий и технологий, которые ставят социально-культурную деятельность на более высокую ступень организации, а также усиливают терапевтический, интеллектуальный, социальный эффект проведенной работы. К ним следует отнести: работу в саду, на земельном участке, в приусадебном хозяйстве, домашнее цветоводство; коллекционирование; занятия живописью, рисунком; кулинария; клубы знакомств; работа на компьютере; игровая деятельность (настольные и подвижные игры, конкурсные программы); волонтерская практика; театральные виды деятельности; общественно полезная работа; техническое творчество; нетрадиционные виды оздоровления (йога, лыжи, бег, тренажеры); театр моды (шитье, вязальная и парикмахерское дела); занятия икебаной и флористикой; уход за животными; различные кафе (литературные, музыкальные, исторические, туристические, интернет); другие, более сложные, дозвіллєві формы и технологии.

Социально-культурная трансформация образа жизни, быта и досуга людей преклонного возраста основывается прежде всего на расширении их самостоятельных связей с окружением. Круг интересов пожилого человека нельзя представить без приобретения ею навыков самостоятельного поиска и развития межличностных контактов, ее включение в информационное пространство (телевидение, радио, пресса, книги), посильного участия в общественно полезном труде, организации повседневного досуга и развлечений.

Поэтому социально-культурные технологии не могут и не должны быть средством только "приятного часопроведення", удовольствие гедонистических потребностей людей преклонного возраста в развлечениях. Каждой из технологий следует выполнить определенную утилитарную, сугубо прагматическую функцию. По сути одно из надзадань социально-культурных технологий заключается в том, чтобы каждую пожилого человека включить в повседневные социальные контакты, научить поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в стандартных социально-культурных ситуациях ежедневно и ежечасно. Именно полноценный досуг позволяет людям преклонного возраста надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные невзгоды представляются не столь значительными, как раньше. Поскольку назначение социально-культурных технологий допускает и адаптацию старших граждан при отборе видов занятиям приоритетным становится их практическая полезность, а развлекательный момент вторичный.

Наиболее типичным ограничением в разработке программ социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста является невостребованность многих апробированных технологий социально-культурного досуговой деятельности. Практически отсутствуют технологии связей с общественностью, стимулирование гражданской инициативы и благотворительности, технологии формирования общественного мнения в деятельности средств массовой информации. Чаще всего специалисты по социальной работе не используют возможности специализированных вузов и привлечение студенческой молодежи к волонтерской деятельности в условиях прохождения производственной практики. Фактически в процессе организации социально-культурной реабилитации специалисты видят только ее объект, хотя не менее важным оказывается фактор общественной рефлексии на проблему одиночества пожилых обитаемый в социуме. В большинстве случаев именно от общественного резонанса и социально-педагогической деятельности центров зависит развитие идеалов милосердия, толерантности и благотворительности в нашем обществе.

Одной из наиболее острых проблем пожилых людей в современном социуме является дефицит общения с родственниками, друзьями, младшим поколением. Одним из инструментов решения этой проблемы может стать повсеместное создание специальных центров - клубов пожилых людей на базе действующих учреждений культуры (филармоний, библиотек, музеев, культурно-информационных центров, домов культуры и т.д.). Эти учреждения, оснащенные оборудованием, связью с интернетом, локальными телестанциями. Таким образом, создаются совершенно новые ресурсы для резкого расширения возможностей старшего поколения пользоваться культурными, эстетическими и другими знаниями, а значит, и самому активизировать культурные потребности, создавая мотивацию к деятельности.

Важное значение для организации досуговых программ имеет активизация гражданской позиции пожилого человека. Это может быть ее участие в социально-значимых акциях: переписи населения, выборах, фестивалях, разработке различных программ и проектов, в том числе межгосударственных, по решению проблем пожилого населения.

Для обогащения практики организации досуговой деятельности людей преклонного возраста целесообразно обобщить формы и методы работы. Сейчас применяется более тридцати различных видов такой деятельности. Практически в каждой социальной учреждении и клубном формировании для пожилых людей используют целый комплекс культурной деятельности, включая и досуга. Особенностью организации досуга и творческой деятельности в клубных объединениях является дифференцированный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей каждого человека. Сохранение и поддержка древних интересов и хобби - одна из частей политики учреждений социальной обслуживания, потому что много прежних увлечений человека могут иметь продолжение, несмотря на здоровье, которое ухудшилось, или изменение места жительства.

Одним из способов решения проблемы досуга является кооперация деятельности различных социальных учреждений для престарелых и культурно-досуговых учреждений. Иногда организуются взаимные посещения клубов, центров в том самом регионе для проведения дискуссий, командных игр и соревнований, праздников, корпоративных пикников на природе и других культурных мероприятиях.

Одной из особенностей культурной активности людей преклонного возраста баланс групповой и индивидуальной участия. Хоровое пение, дискуссионные клубы, физические упражнения, игры, мастерские по изготовлению предметов народного творчества, образовательные курсы - такие мероприятия не только повышают статус человека в его собственных глазах, удовлетворяют ее личные, культурные потребности, но и повышают коммуникативность, которая очень важна для людей преклонного возраста.

Главная задача социально-культурной работы заключается в том, чтобы объединить индивиды, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенного статуса. Больше развивает силы человека и деятельность, которая направлена не на потребу, а на производство материальных и духовных ценностей и отдачу результатов своего труда другим.

Организаторы социально-культурных программ должны понимать процессы старения и иметь в своем распоряжении большой перечень досуговых услуг для людей преклонного возраста. В социально-культурной работе должны быть задействованы хорошо подготовлены и восприимчивые люди, которые получили специальное образование в рамках специальных программ. Ускоренный рост численности старших возрастных групп и связанные с этим проблемы поставили руководителей и специалистов социально-культурной сферы в сложную ситуацию, поскольку подготовка социальных педагогов и социальных работников по организации досуга людей преклонного возраста практически не развернута. Все увеличиваются по масштабам и содержанию потребности социально-культурного обслуживания граждан старшего возраста, что требует подготовки специалистов, владеющих геріатричними знаниями, умениями, навыками.

Социально-культурные технологии имеют неограниченные возможности применения, они очень мобильны и восприимчивы к инновациям. В основу типологии этих технологий могут быть возложены и другие признаки. В этой связи речь не может идти о некую универсальную технологию, а надо говорить о множество технологий, каждая из который согласуется со спецификой конкретной деятельности.

Для определения оптимальной социально-культурного технологии целесообразно использовать наработки педагогической науки; в частности, будут полезны критерии выявления технологичности:

- критерий результативности, направленный на внедрение наиболее производительной технологии, которая обеспечивает высокую заинтересованность в деятельности пожилых и старых людей, в нормализации их психического и физического здоровья;
- критерий оптимальности, что предусматривает максимальную эффективность при минимальных физических, умственных и временных затратах со стороны людей преклонного возраста;
- критерий мотивационной значимости технологии, то есть создание условий, при которых повышалась бы желание действовать, принимать участие в проводимых мероприятиях, в организационных делах;
- критерий управляемой технологии, что допускает осуществление диагностики настроения, состояния здоровья, склонности летних к разного рода досуговой деятельности;
- критерий системности технологии, то есть системное использование той или иной технологии проведения свободного времени при наличии целей социально-культурной деятельности, формулировка ее задач, определение ее содержания, подбор методов, методик, конкретных форм проведения досуга. Каждая из технологий досуга должна быть включена в повседневного быта, непременно способствовать продолжению творческой, активной жизни пожилого человека, предоставления широких возможностей для его самовыражения, максимального использования жизненного, профессионального опыта, сохранения энергии и оптимизма. Только в этом случае организация летнего досуга населения сможет осуществить свою главную миссию - утверждать настоящие права старшего поколения на свою дееспособность и активную роль у. жизни общества.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятиям "субъективный" и "объективный факторы".
2. Какие субъективные и объективные факторы непосредственно влияют на технологию культурно-досуговой деятельности?
3. Каков механизм влияния субъективных и объективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности?
4. Как различается атмосфера массовых, групповых и индивидуальных форм работы?
5. Какова роль сценариста и режиссера в создании социально-психологической атмосферы в дозвіллєвій учреждении?

Задания для самоподготовки

1. Составьте схему субъективных факторов, которые влияют на технологию культурно-досуговой деятельности, указав их влияние на основные компоненты технологического процесса.
2. Составьте схему объективных факторов, которые влияют на технологию культурно-досуговой деятельности, указав их вход на технологический процесс учреждения.
3. Составьте схему клубного вечера в учреждении культуры для людей старшего возраста.

Литература

Грушин Бы. Творческий потенциал свободного времени. - М-Профиздат, 1990. - 153 с.
Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / / Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М o ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. - 49 с.
Ерошенков К.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.
Киселева Т.И. Теория досуга за рубежом: курс лекций. - М . 1992. - 163 с.
Красилъников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие. - М., 1992. - 162 с.
Культурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. -М.: МГУК, 1991. - 248 с.
Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов / Под. ред. Ж.Т. Тощенко. - М., 1989. - 171 с.
Петрова ЗА. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие-М: МГИК, 1990. - С. 92 - 108.
Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг - М 1994.
Стрельцов Ю.Л. Методика воспитательной работы в клубе. - М.: Просвещение, 1979. - 95 с.
Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М., 1991. - 332 с.



Назад