Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

7.1. Семейно-бытовые традиции и организация культурного досуга


В мире нет ни одного народа, который не имел бы своих традиций и обычаев, которые передают новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни. Они обеспечивают преемственность нового и старого, способствуют гармоничному развитию общества и личности. их существование поддерживается народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной. Согласно особенностей различных форм и видов общественных отношений выделяются национальные традиции, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научном, творческом в сельском и городском среде. Например, проведение выпускных вечеров - традиция, которая поддерживается в учебной среде, а праздник урожая проводится только в сельской местности, карнавальные шествия - в основном в городах.

Традиции - это прочно устоявшиеся, унаследованные от предыдущих поколений и поддерживаемые общественным мнением формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Когда речь идет о семейно-бытовую сферу, чаще употребляется слово "обычаи", которые является древнейшей формой сохранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконена властями массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности этого обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизведена действиями множества людей.

В традиций и обычаев есть определенное сходство. Они основаны, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они имеют одинаковые черты и признаки (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, моральными нормами, общественными привычками, стандартами поведения); в-третьих, они имеют одинаково значительное распространение. Через систему традиций и обычаев новые поколения общества наследуют произведенные в нем отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением дает возможность обществу с меньшими затратами идти по пути социального развития. Способствуя этом, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причем некоторые из них исчезают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Традиции и обычаи, включенные в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально-необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также образовательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной мере избавились бы общественного содержания. Традиции и обычаи сближаются, потому что выполняют подобные по своей общественной направленностью функции. Однако это еще не свидетельствует об их абсолютное сходство. Именно их различие проявляется в том, что свои функции они выполняют в обществе разными путями и в разной форме.

Содержанием обычая есть правило поведения, детальное распоряжение поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жестко фиксирует действие или запрещает ее. Традиция не имеет четкого связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит приобщение к социального опыта человечества.

Разный и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и прохождение их формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а прохождение традиций способствует формированию не только сложных привычек, и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального).

Различия между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими. Например, воспитательное влияние обычаев очень значимый в том отношении, что люди, придерживаясь их, медленно прививают себе определенные духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Специфика обряда, как и ритуала, заключается прежде всего в его символическом и строго определенном временном плане. В любой традиции (особенно в обычаях) существует их обрядна, ритуальная сторона. Свадьба, как традиция и обычай по своему смыслу и содержанию, пожалуй, мало чем отличаются в разных странах. Но обрядовое оформления этого события имеет существенные различия в разных народов.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей едином эмоциональном настроения на основе которого разум и чувства, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Для обряда характерна впечатляющая, яркая форма, которая имеет эстетическое и психологическое воздействие. Много обрядов, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Например, в свадебном обряде ярко выраженная народное творчество во всех ее жанрах: поэтическом, музыкальном, песенном, драматическом и даже прикладном (особое оформление свадебной одежды, помещения).

Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в определенном обрядовом ритуале, все участники его внутренне активные, испытывают одинаковые чувства. Как подчеркивают исследователи обрядов, на свадьбе, например, даже самые умеренные его участники в определенные моменты из зрителей превращаются в соучастников.

Обряды особым образом выполняют важные социальные функции: массового общения, воспитательной, социально-нормативную, социального наследования (особенно социально-культурного). Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется непосредственными личными контактами.

Социальная природа обряда обусловила его колективістськість. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует и развивает чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, общества (участие в военном параде, посвящение в рабочие и т.д.). Если учесть, что в основном обряды происходят в решающие моменты в жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет понятно, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий и поведения людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество в течение ряда исторических эпох, он очень эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно переборную антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса. Поэтому в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, отвечающей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности.

Особое значение в этом аспекте имеет проблема развития традиций и обычаев. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является их обусловленность экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Значительное влияние социально-экономические отношения имеют на семейно-бытовые традиции и обычаи.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительный, очень глубокое влияние религии, национальной психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания. Именно в семейно-бытовой сфере чаще всего случаются рецидивы старых, потерявших и экономическую, и идейной основы обычаев и традиций. Борьба против старых, вредных обычаев и обрядов должна вестись не абстрактными призывами, а делом, активной деятельностью по внедрению и развитию новой бытовой обрядности.

Не следует забывать, что много старых семейно-бытовых традиций, обычаев и обрядов имеют изначальное морально-эстетическое значение. Например, традиционной особенностью семей всех народов было по возможности раннее включение детей в трудовую жизнь семьи. В средней полосе России отец сажал ребенка верхом на лошадь и телегу по селу в поле. Сначала 6-7-летний малыш был ездовым (водил коня), а позже становилось за плуг. Дети утром выгоняли скот в поле и выполняли другую несложную работу. Эти традиции формировались под влиянием экономической необходимости, они были наиболее действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закаливания детей. И уважение к результатам труда, и понятие о долге, и много других моральных качеств формировались в подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самом семейно-бытовой жизни было некогда значительно больше объектов для посильного труда детей. Под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту уменьшилось этих объектов, да и сами традиции стали угасать. И последствия не заставили себя ждать, четко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых определяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческого благополучия. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, которые будто роднятся при рождении детей.

Неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др. Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые портят их суть и снижают эстетическую ценность. Например, всем известный обычай одарування новобрачных во время свадьбы. Еще в недалеком прошлом подарки были вещественными: гости дарили разные вещи, необходимые для устройства быта молодой семьи. Сейчас дарят в основном деньги, причем в такой торжественной события наблюдается примесь безнравственности: в дарении денег много кто стремится перещеголять друг перед другом, а в адрес тех, кто меньше дал денег, даже со стороны некоторых родителей новобрачных ползут грязные оговора. Вряд ли можно сравнить эстетическое удовольствие от того, как ранее молодожены после свадебного пира рассматривали подарки и любовались ими, с тем, как сейчас с налетом жадности перечисляют деньги, а родители потом рассуждают о "выручка" от свадьбы. В такие "торги" превращаются праздники, посвященные дням рождения, юбилейным датам.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - калыма, выкупа за невесту. Пышные свадьбы, разрушительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как нельзя и красивые народные обычаи превращать в мещанский культ.

Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрожденные, которые несут в себе положительные морально-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развития современной культуры. Ведь вполне уместно поставить вопрос: что для именинника - пятилетнего малыша ценнее: подаренная ему красивая игрушка или совсем недоступен для его понимания акт вручения родителям денег? Но праздник устраивается ради него и для него!

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные праздники, должны быть средством развития эстетической культуры, коллективной развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейную жизнь так неразрывны в народном сознании. Недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющие в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всей народном творчестве, которая важнейшим элементом эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, и осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, расточительство и другие человеческие пороки, которые происходят от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда. И это вполне естественно, потому что труд всегда была, есть и будет основой образа жизни.

Важную роль играют семейно-бытовые традиции в формировании идейно-нравственных качеств человека. их поддержка и развитие осуществляются в основном путем коллективного участия в событиях семейного, общенародного значения и организации досуга как в семье, так и вне ее.

События общенародного значения касаются каждой семьи. По-разному в семьях относятся к событиям общенародного значения. В одних семьях стало традицией в наиболее важные дни общенародных торжеств дарить друг другу памятные подарки, в других - только готовиться к праздничному застолью, а в третьих - организовать коллективный культурный отдых (всем вместе сходить в кино, в театр, музей, на стадион). Хорошей общей традицией стало поздравления с тем или иным праздником своих родственников, друзей, хороших знакомых. Воспитательный эффект соблюдение этих важных традиций не только в масштабе страны, города, каждого села, и в каждой семье зависит от морально-эстетического колорита. Например, большие возможности в этом отношении имеет празднования Международного женского дня, Дня Победы. В некоторых семьях существует такая традиция: в день 8 Марта дети матерям и бабушкам, мужья - женам, сестрам, матерям тайно готовят подарки. В некоторых семьях матерей и бабушек освобождают от домашнего труда на весь день, отдавая дань уважения их повседневным домашним заботам. Все в такой день важно: оригинальность подарка (особенно сделанного детьми своими руками), красиво накрыт праздничный стол, эмоционально насыщенный тост за праздничным столом. Самое главное - чтобы все это делалось с искренностью и теплотой.

В жизни любой семьи есть события, которые отмечаются по традиции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, вступление к трудовой жизни, выход на пенсию. Многие эти события отмечает в общепринятом порядке и не только в семейном кругу (например, выход на пенсию организуют вместе с производственным коллективом), но некоторые из них - в каждой семье по-своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны отмечаться по-разному, но главное, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были покидать их. И наоборот: чтобы дети не оказывались в таком положении на торжестве родителей.

Много родителей, празднуя день рождения сына или дочери, не умеют сделать этот торжественный день семейным праздником. Они думают в первую очередь о угощение, о убранство комнаты, о приглашении гостей и забывают главное: надо сделать так, чтобы сын или дочь с нетерпением ждали своего праздника, чтобы это было именно их праздник, чтобы они с благодарностью думали о людях, которые подарили им в этот день много радости.

В дни семейных праздников принято дарить подарки. Это очень хорошая традиция. Но с точки зрения нравственно-эстетической культуры далеко не однозначным оказывается их назначение, порядок их вручения, их последующая судьба. Ведь не секрет, что часто взрослые, собираясь на день рождения детей своих родственников или знакомых, думают не о том, какую ценность для именинника будет иметь их подарок, а о том, как бы удовлетворить взрослых.

Относительно этих семейно-бытовых традиций существуют основные общепринятые правила. Сложнее с такими, как празднование начала и окончания трудового пути, учебного года детьми В трудовых, особенно производственных коллективах, установилась прекрасная традиция - торжественные проведения на заслуженный отдых. В семьях нужно все делать так, чтобы праздничный день был действительно памятным прежде всего для того, кто является его "виновником". Первый день школьной жизни, например, для первоклассника должен быть особенно значимым. И эту значимость необходимо подчеркивать. Каждый взрослый в семье должен поинтересоваться, какое впечатление на первоклассника сделала школа, новые товарищи, первые уроки, учительница. Праздничный стол должен отвечать прежде всего вкусам самого первоклассника. Хорошо, если принято дарить подарки, но они должны быть, с одной стороны, скромными, а с другой - не кратковременного пользования (лучше всего - книги).

Окончание обучения в школе завершается выпускными вечерами. У выпускников есть очень хорошая традиция: в этот вечер они собираются в каком-нибудь памятном месте, посвящают друг друга в свои замыслы, дают обещания в верности и дружбе.

Особым памятным днем необходимо делать день совершеннолетия. Если день окончания школы может в другой вариации повторяться с днем окончания техникума, Вуза, то день совершеннолетия всегда празднуется по-разному, в том числе и с пролерігійними обрядами, но суть этого события у всех одна: человек переступает тот жизненный рубеж, когда общество признает ее уже не ребенком, а взрослым. И надо не только провозглашать это праздничным тостом, но и создавать такую обстановку, в которой бы вчерашняя ребенок почувствовала себя взрослой (наряду с предоставлением ему большей самостоятельности, доверенности более сложных и ответственных дел).

Хорошей традицией в трудовых коллективах стали проведения на пенсию. Однако с повышением у людей жизненной и трудовой дееспособности все чаще перед ними возникает вопрос: чем же заниматься дальше? Поэтому не случайно, когда это событие празднуется в семье. Близкие, родственники, друзья не только вспоминают трудовые заслуги, но и строят планы на будущее, причем планы не пассивного безделья, а активной жизненной деятельности. Несомненно, за праздничным столом во время этой семейной события не обходится без шуток, воспоминаний, притом, всевозможных забавных, поучительных.

Совсем изменилась в нашем обществе такая семейно-бытовая традиция, как проведение на военную службу. Ушли в прошлое оплакивание, горестные сетования на злосчастную судьбу, грустные песни и прощание. Сейчас проведения сопровождаются бодрыми напуттями, оптимистичными пожеланиями, шутливыми советами. И если уже где сплакне втихаря иметь, то по естественной причине - разлуки с сыном.

Как составная часть морально-этической культуры немало-важное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. В любой сфере конкретными формами моральных отношений являются отношения взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности, благодарности, великодушия, соучастия, сопереживания, любви и верности.

В каждой семье вырабатывается определенный стиль и характер взаимоотношений, а если он приобретает такой черты, как стабильность, то те или иные отношения превращаются в привычные. И мы можем говорить о них как о традиционные. Есть немало семей, в которых успехи и неудачи каждого члена семьи (как взрослых, так и детей) переживаются совместно. Если кто в семье заболел, ему пытаются помочь и сделать все услугу, причем не только в лечении, айв служебных и учебных делах. Эти маленькие семейные традиции - неотъемлемый элемент морально-бытового семейного уклада, без чего не может быть сформирована и высокая нравственная культура личности.

В семейно-бытовых традициях особое место занимает организация культурного досуга.

С увеличением свободного времени проблема досуга становится все более важной социальной проблемой. Психологи и социологи все чаще пишут о рационализации, оптимизации досуга, педагоги и родители указывают на недостаток использования свободного времени и на растущую загруженность школьников; юристы и правоведы одной из причин преступности и антиправового обращения называют низкую культуру досуга значительной части населения. Очевидно, все, кто занимается вопросами человекознания, не могут обходить эту проблему. В связи с этим необходимо иметь более четкое представление о досуге и его культурную организацию как в большом общественном масштабе, так и в масштабе семейно-бытового характера.

Время досуга - это свободное от работы или иной обязательной деятельности время. В это время человек свободно (но в рамках норм и правил человеческого общежития) выбирает те или иные занятия, проводит время в соответствии со своих интересов и склонностей, своих духовных и физиологических потребностей. Досуг можно классифицировать как активное и пассивное (так же, как и отдых), культурное и безкультурне, индивидуальное и коллективное, семейное, школьное, общественное, увлекательно и разнообразное. В любом случае досуга связано со свободным временем.

Стремление к увеличению объема свободного времени каждым членом семьи - явление закономерное.

С ростом уровня образования, культуры, развитием источников информации, которыми располагает современная семья, увеличиваются возможности разнообразия досуга.

В организации культурного досуга большое место занимает телевидение. Но непомерный просмотр телепередач детьми нередко приводит к крайне нежелательным последствиям. У детей не только портится зрение и ухудшается здоровье, но и производится бесчестность к информации, притупляется эмоциональное восприятие. Запрет смотреть все подряд телепередачи ничего не даст, если родители не будут стремиться разумно направить деятельность ребенка в часы досуга. Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг было активным, разнообразным, способствовало духовному росту и родителей, и детей.

Семейный досуг занимает особое место в развитии нравственно-эстетической культуры. Это, во-первых, объясняется тем, что в семье создаются наиболее интимные условия жизнедеятельности людей, их общения и взаимоотношений. Во-вторых, большинство людей проводят значительную часть свободного времени именно в семейном окружении. В-третьих, семейный досуг характеризуется относительной стабильностью и связано с семейно-бытовыми традициями и обычаями.

В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. Это умение зависит от организованности, розпорядливості, деловитости во всем, от понимания того, что время-это то богатство, которое ничем не заполняется. А научить этому детей надо с установления и поддержания правильного режима дня, распределения трудовых обязанностей в семье, выполнение простых правил семейного и общечеловеческого общежитии. Необходимо помнить, что самыми сильными средствами формирования духовного богатства детей является зачастую не формальные воспитательные воздействия, а косвенные: чтения и рассказывания сказок (позже - других книг), беседы о жизни простых и выдающихся людей; игрушки, а потом приобщение к творческих любительских занятий; прогулки в лес, совместное посещение кино, театров, выставок, музеев.

Разумное и рациональное использование времени, в том числе времени досуга, должно быть одной из главных семейно-бытовых традиций.

В организации досуга огромную роль играет чтение литературы. Однако уровень читательской культуры в значительной части как детей, так и взрослых очень далек от желаемого. Родители очень редко оказывают помощь детям в выборе литературы.

Нужно возрождать и такую семейную традицию, когда взрослые в общении с детьми открывают им многообразие окружающего мира. Это тем более необходимо в нравственно-эстетическом отношении, потому что в значительной части современных детей развивается рационализм мышления и восприятия окружающего во вред развитию эмоционального мира. Для формирования эмоционального мира детей (да и самих взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры (имеются в виду игры интеллектуальные, которые обогащают духовный мир человека). Возьмите, например, домашние географические путешествия, исторические викторины, различные лингвистические соревнования. И один из эффективных путей для этого - преобразования полезных, захватывающих игр в семейные традиции.

В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки. Важно, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой семейной традиции, и именно - совместные прогулки. Ведь часто бывает, что родители и дети прогуливаются отдельно, будто с тактичных соображений - не мешают друг другу. Это вполне естественно: у взрослых и детей в силу возрастной психологии интересы разные. Но есть и должны быть общие интересы. Это уже зависит от идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно создавать и которым нужно управлять.

Очень важно в организации культурного досуга в семье развивать любительские занятия (коллекционирование, техническое конструирование, вязание, фотография, собирание грибов, выращивание цветов, рыбалка и др.), туризм, проведение интеллектуально насыщенных семейных вечеринок. Главное - надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха и помнить при этом, что они теряются легче, чем зарабатывают. Привычки позитивного досуга остаются надолго, если становятся традицией. Создание и поддержка семейно-бытовых традиций и организация культурного досуга в семье - основное условие формирования личности.



Назад