Электронная онлайн библиотека

 
 Дозвіллєзнавство

7.2. Досуг народов мира


Еще в античную эпоху философы и историки пытались определить феномен досуговой деятельности человека, необходимость и назначения праздника как такового, выяснить его роль в жизни общества. Эта проблема остается предметом исследования ученых и в наши дни. Многофункциональность досуговой деятельности: торжественное восстановления жизни, эмоционально-психологическая направленность, идеологическая, нравственно-воспитательная и другие функции еще раз доказывают большую значимость и значимость праздников как таковых, особенно календарных, которые наиболее тесно связаны с культурной традиции народов. Праздник представляет собой главную звено в досуге человека. Знакомство с этим феноменом позволит нам рассмотреть особенности проведения досуга различных народов мира в быту, ознакомиться с культурой стран мира.

Досуг по-болгарськи. Особенно уважают болгары древние обряды и ритуалы. Самый продолжительный отдых у них во время народных и религиозных праздников.

Ежегодно в Болгарии 21 января отмечают „бабушкин день". Это праздник бабушек-повивальниць. Традиции этого живописного фольклорного празднования начатые еще в глубокой древности. Некогда в этот день бабушкам-повивальницям вручали подарки и букеты цветов, перевязанных красной лентой.

Во многих местах отмечают веселый праздник зятьев, которые живут в доме родителей жены, то есть в кого-то. Непросто жить такому зятю, ведь если он хочет, чтобы его положение было терпимым, то он должен придерживаться таких правил, которые описаны в „уставе зятя", что существует издавна: любить тестя и тещу как своих родителей, благодарить их за то, что именно его выбрали в зятья, не возражать им даже мысленно, детей называть в честь тещи и тестя и всем говорить, что они похожи на родственников жены и имеют все положительное от их рода. Кроме того, зять-приймак должен быть выносливым, трудолюбивым, мастером на все руки. На первый взгляд, праздник как праздник, ничего особенного. Однако судите сами: за последние годы не было ни одного развода. Следовательно, в этом празднике есть воспитательный момент и для молодых людей, которые, женившись, приходят в чужую семью, и для тех, кто их принимает.

Также существует „союз усатых". В Болгарии усы всегда были признаком мужской доблести и благородства. Поэтому все, кого принимали в этой союза, брали обязательства помогать в благоустройстве города, помогать больному по хозяйству: ведь настоящий мужчина всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Заработанные деньги используют на организацию праздника усачей, во время которого те, кто имеет усы, разные по длине, форме и цвету, проходят парадом по улице, угощают людей, развлекают их песнями и танцами.

Досуг по-фінськи. Финны любят в вечерние часы и выходные дни прогуливаться на свежем воздухе, зачастую отдавая это время спорта. Каждый четвертый житель страны является членом одной из спортивных организаций. Любимые виды спорта - лыжи, гребля, бег и борьба.

У финнов, как и в других народов Европы, первое апреля-День смеха. „День обманов", считают некоторые ученые, сюда пришел с востока. Подобные обычаи существовали в Индии, Китае, Японии еще с давних давен. Правда, этот день в европейских народов вступил местного колорита. Трудно, конечно, сказать, кто и когда основал День сміхуна, и это, видимо, не очень важно. Главное другое - кто засмеялся первым и заразил веселым смехом других. И замечательно, что этот древний обычай сохранился до наших дней. В этом проявляется чувство юмора, оптимизм, жизнерадостность и вера людей во все светлое.

В Финляндии в 1994 г. состоялся первый чемпионат по изготовлению скворечников. Причиной этого необычного соревнования является традиционная любовь финнов к птиц, а изготовление скворечников-один из способов ее обнаружения. Чемпионат организовала союз охраны природы страны.

В стране существует много различных союзов. Одна из них - „Скепсис". В конце каждого года ее члены объявляют свое решение о награждении почетной грамотой глупую книжку. Например, грамотой „Нелепость -99" отмечено издательство

„Вернер Седерстрем", которое выпустило „Справочник астролога". Его авторы советуют читателям сообщать своему начальству о тот знак зодиака, под которым они родились. В этом месяце начальники должны быть более снисходительны к своим подчиненным.

Досуг по-японськи. Конечно японцы спокойные, сдержанные и внешне не проявляют своих чувств. Однако один раз в год, накануне новогодних праздников, они могут снять напряжение. Этот период называют коротким периодом крика. Японцам не запрещается стучать ногами по уличных фонарях и перебрасывать свалки, кричать во все горло, давая выход эмоциям. В городах проводят конкурсы крикунов, в которых оценивается как сила крика, так и его содержание. Кричать можно на произвольную тему, но есть и конкурсные задания. Например: „Что меня больше всего взбесило в этом году?". Накричавшись, японцы снова замыкаются в себе, вежливо улыбаются, сгибаясь в поклоне, и тихо накапливают напряжение, которому дадут выход только в конце следующего года.

Новогодние праздники в японцев отражают разнообразие обычаев и обрядов, связанных с чаяниям людей на благополучный, счастливый и удачный год. В японском языке есть специальное название для первого дня Нового года- „гандзіцу" - "День начала", что означает „возрождение" или „отправления в новую дорогу". Его можно также выразить словами „если сбился с дороги, то лучше начать сначала", или, как говорят современные японцы, „если потерял дорогу в горах, то лучше вернуться к подножию". В канун праздника особое внимание уделяется уборке жилья, оно имеет специальное название - „очистка от сажи". Одним из необходимых компонентов украшения дома является сосна, которая символизирует силу, твердость, долголетия, здоровья, радостная и счастливая жизнь. Другой обязательной составной частью украшения как внутри, так и снаружи жилья, является бамбук - символ стойкости, противостояние невзгодам жизни, а также стремительного процветания Ведь бамбук растет очень быстро (за ночь он может удлиниться на 12 см). Даже тончайшие его ветви при сильном ветре не ломаются, а только гнуться. их кладут по разные стороны от входа. Сосну и бамбук соединяют соломенным жгутом - сименава, что, согласно народных поверий, оберегает от злых духов и несчастий.

Ярмарка занимает одно из самых любимых мест в жизни предновогодней Японии. Один из самых известных ярмарок в Асакуса расположен у буддийского храма (район в Токио). Он поражает своей многолюдностью (не случайно в свое время существовало пословица: „Выбравшись из толпы, попадешь в еще большую толпу"), ряды которой тянутся на 1 км и более. На ярмарке можно купить все традиционные товары, необходимые во время Нового года, а также множество ненужных вещей, которые покупаются только потому, что все охвачены в эти дни азартом покупок. На предновогодних базарах наибольшей популярностью пользуются такие талисманы на счастье, как грабли. Считается, что подобно тому, как человек загребает граблями зерновые во время сельскохозяйственных работ, так она „загрібатиме" и счастье. Грабли иногда украшенные очень пышно: золотыми монетами, фигурками семи богов удачи, журавликами. В зависимости от украшений цена на них может быть от 2 до 700 тысяч иен.

Особым блюдом на новогоднем столе есть каша адзуки, богатая витамином В. Кашу делают из мелких красных бобов и рису. их долго парят в большом количестве воды, пока масса не загустеет. По старой традиции ее готовят преимущественно мужчины. Во всех рыбных магазинах лангусты идут нарасхват, а свежий сакэ льется рекой.

О приходе Нового года сообщают колокола буддийских храмов, которые отбивают 108 ударов. Перезвон транслируется по радио и телевидению. Цифра 108 выбрана не случайно. Японцы считают, что у человека бывает шесть пороков - жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность, любостяжание. Каждая из них имеет 18 оттенков. С каждым ударом колокола происходит постепенное очищение от этих пороков. Затем нужно сразу лечь спать, чтобы подняться на рассвете, выйти на улицу и встречать Новый год с первыми лучами солнца.

В Японии в зимние месяцы проводят снежные праздники, которые тесно связаны с земледельческим трудом крестьянина. Одно из значительных мартовских праздников - праздник девочек (Хинамацури). Праздник знаменует приход весны - важного события в жизни крестьян. В домах, где есть дочери, устраивают выставки много одетых кукол, которые отражают жизнь и обычаи императорского двора. Выставляют также и всевозможные живописные игрушки, домашнюю посуду. В понимании японцев куклы - не просто игрушки, а символическое изображение богов или людей. Издавна они служили как бы защитой от болезней, стихийных бедствий и других несчастий.

В Японии в апреле изобилует весна. После 10 апреля цветет сакура - японская вишня. Любования сакурой, что цветет, - один из самых древних обрядов японцев. Цветение сакуры кратковременное - лишь несколько дней или даже несколько часов. Это вызывает у японцев ассоциации с прошлой любовью, юностью, что созвучны с текучкой жизни. Цветки сакуры считались символом храброго, доблестного рыцарства, особенно в период средневековья, когда жизнь японского воина, который служил своему феодалу, было нередко такое же кратковременное, как ее цветения.

Пятого мая - праздник мальчиков. По традиции, в этот день в каждом доме готовят специальную пищу. Мальчикам обязательно вручают подарки. Раньше это были ритуальные куклы, которые отражали самураев и различных исторических героев.

Тауэ-сай - праздник посадки риса - празднуют во всех селах. Повсюду в Восточной Азии отношение к черту особенное. Рис считают живым существом со своим сознанием и волей: она очень обижается, не терпит малейшей невнимания и требует, чтобы ей всячески угождали и развлекали. Это особое отношение к черту сохраняют и люди, далекие от предрассудков.

Осень в Японии богата на праздники, связанные с культом природы. Из осенних праздников одно из самых главных - праздник Луны. Считают, что он дает людям здоровье, добавляет возраста, приносит счастье, удачу, достаток в дом. Есть много других праздников - хризантем, любование кленовыми листьями, а поздней осенью-снегом.

Отмечают японцы праздник детей, что в переводе означает- „семь", „пять", „три", то есть тех детей, которые в текущем году достигли возраста трех, пяти и семи лет. Дома родители устраивают для них веселые вечера с песнями, танцами, угощением. Виновники торжества получают недорогие, но памятные подарки. На улицах специально для детей продают воздушные шары, сувениры и сладости.

Все больше японцев стремятся провести досуг на природе. В Японии насчитывается 11 млн альпинистов, 17 млн рыбаков, 27 млн туристов, 14 млн велосипедистов, 500 тыс членов Общества друзей птиц.

Самое древнее и самое любимое занятие японцев - запуск бумажных змеев. С каждым годом бумажные птицы летают все дальше и все выше. В последнее время японцы делают и запускают змеев, удивительно похожих на птиц. Причем не только люди принимают их за ласточек ли буревестников, но и сами пернатые иногда считают змеев своими собратьями. Некоторые искусственные птицы могут продержаться в воздухе несколько часов.

Досуг по-английски. Своеобразный исторический развитие Англии наложил отпечаток на большинство сторон ее жизни - на быт и общественное жизни, содержание и характер проведения досуга.

Англия - родина многих спортивных игр. Этой стране, особенно в наше время, принадлежит мировое первенство в создании новых игр. Крикет, кегли, рекете, скрэмбл и другие - национальные игры англичан.

В Англии ежегодно происходит соревнование с хождения по воде. Такой способ передвижения заключается в том, что человек влезает до контейнера из специального прочного пластика. Затем контейнер герметично закупоривают, запаса воздуха хватает на шесть часов. А уж способ передвижения нужно выбрать самому: можно просто шагать можно ползти на четырех или еще как. Это дело вкуса и желания. Однако это развлечение связана с опасностью.

В стране работает много оригинальных клубов. Один из них - клуб опасного спорта. Обед на вулкане - лишь одна из эксцентричных развлечений этого клуба. Прием первых его членов происходило на краю отвесных прибрежных скал в Шотландии, после чего все они должны были прыгнуть в ледяные волны. Члены клуба спускались с альпийских гор, сидя верхом на глыбах льда, но их любимыми номерами остаются прыжки с мостов и небоскребов.

А вот этим спортом - запуск бумажных голубей - занимаются взрослые. Даже проводятся международные чемпионаты. Призы разыгрываются в четырех категориях: за продолжительность полета, точность приземления, техническое решение и художественное оформление модели.

Событие, о котором пойдет речь далее, происходит регулярно вот уже более 700 лет. Каждого года, начиная с лета 1267-го, в английском городе Эгремонт разворачивается яблочный базар. Развлечения довольно экзотические, хотя для данного праздника и традиционные - подъем по столбу, вимазаному жиром, соревнования бардов, которые выполняют сентиментальные, шутливые и охотничьи песни. Однако гвоздь программы - всемирный чемпионат ... пик. Не стоит возмущаться - в этом термине нет ничего оскорбительного: в Егремонті на самом деле собираются со всего мира те, кто умеет кривляться.

Всевозможных конкурсов, которые происходят в стране, не перечислить. В 1991 г. в Лондоне состоялся конкурс натуралистов на лучшее записи звуков представителей животного мира. Много здесь было пения птиц, кваканье, шипение, уханье, свист и т.п., а первую премию получил англичанин, который записал на магнитофонную ленту звуки, которые издает улитка, когда ест салатный лист.

Одна из многих английских традиций - гонки с блинами. Условия соревнования простые: молодые хозяйки выходят на старт, держа в руке горячую сковороду с блином. Побеждает тот, кто быстрее добежит до финиша и чаще на бегу перевертатиме свой блин, не уронив его. Вкусовые качества изделия во внимание не берутся.

Не счесть в Англии курьезных соревнований. Недавно в Лондоне состоялся необычный музыкальный конкурс, точнее музыкальный бліцтурнір. Победил житель британской столицы, который смог за 84 секунды сыграть на 314 разных инструментах.

Досуг по-бразильские. Бразильская национальная культура-это прежде всего переплетение португальских, индийских и африканских традиций. Основная доля свободного времени жителей этой страны приходится на праздники. Карнавалы - любимое развлечение бразильцев, во время которых белые, индейцы, негры выполняют сложные, экзотические танцы, например самбо-ба-папы. В этом танце, который выполняют в кругу и сопровождают хоровым пением, отражен процесс уборки сахарного тростника. Особую группу составляют ритуальные и магические танцы. К магических действий обращались при изготовлении лекарств, лечении от „дурного глаза", в случае финансовых затруднений и любовных неудач.

Ежегодно в Бразилии отмечают праздник Матери Воды. По обычаю, задолго до этого торжественного дня готовят особые подношение богине. Подарки в нарядно украшенных лодках отвозят в самых глубоких мест залива и в сопровождении ритуального пения опускают в воду. После этого совершают обряд омовения водой, освященный присутствием богини. Вечером в честь Матери Воды устраивают танцы в африканских костюмах.

На досуге дети и взрослые любят играть, например, в „монетный двор" или „кота в мешке". Для игры в „монетный двор" игроки вонзают в землю полуметровую бамбуковую палку. Сверху на палку кладут монетку, вокруг палки чертят круг диаметром не более одного метра. Игроки пытаются сбить монету другой. Однако лишь сбить ее не достаточно, монета имеет упасть на землю вне круга. Кому это удается, получает очко. Очки подсчитываются после десятого тура. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков. „Кот в мешке" - игра, известная почти во всех латиноамериканских странах. Для нее нужен большой мешок, в который составляют „подарки" для игроков: тряпки, цветные камни, старые веревки, рваные ботинки и т.д. Подарков столько, сколько игроков. Они по очереди подходят к мешку и вынимают из него подарок. За него они имеют остроумно поблагодарить и рассказать, как его использовать. Самая удачная и веселая ответ награждается призом.

На ипподроме бразильского города Императрис состоялись смешанные скачки, в которых принимали участие верховые лошади и напівдомашні страусы нанду. В роли жокеев выступали школьники. Четвероногие и пернатые бежали по разным дорожкам, разделенных невысоким барьером. На дистанции абсолютным чемпионом стал двухлетний страус Шімбу, он прошел дистанцию за две минуты.

Досуг по-китайски. Отдых - труда помощник, так считают китайцы. В первый день зимы китайцы совершают обряд поклонения предкам, который называют отправления зимней одежды душам умерших. Изготовлен бумажная одежда сжигают за ритуалом. Китайцы празднуют день зимнего солнцестояния, в который считается плохой приметой ссориться, смеяться и говорить о неприятных вещах. Местные жители на праздник одеваются во все новое.

Особое место в обрядовых праздниках занимает встреча Нового года. В обрядах новогодней ночи оказывалось соединения китайской семьи и всего рода, включая и его умерших представителей. Живые должны были встречать Новый год вместе с усопшими предками. Душам мертвых, что вернулись в родной дом, подносили блюдо с фирменными блюдами. Как говорят древние китайские обычаи, прежде чем вступить в Новый год, все должно быть очищено: наши сердца, наши отношения с другими людьми - ли-то сосед или просто прохожий.

Необычное значение китайцы придают финансовому обязательству наступающем году. Никаких долгов не должно быть в Новом году, или, как говорят в Китае, старый пыль в комнатах не должен оставаться на Новый год. Конечно кредитор не начинает никаких юридических мер против должника-неплательщика, потому что контракты редко содержат пункты по этому вопросу. Но должник, который не соблюдает этот обычай, „теряет лицо" и, что также важно, - свой кредит. У него остается только одна возможность. Он может исчезнуть. Тогда кредитор понимает, что должник хотел вернуть долг, но не мог этого сделать, потому что его нет и находится в длительной поездке - командировке". А в это время наш бедный должник может просто прятаться в доме в течение этой недели и первого дня Нового года. А лучше всего - провести этот критический период в каком-нибудь храме, что даст ему убежище на эти дни. Тем более, в наличии все преимущества добровольного заточения: во-первых, в эти дни в храме бога непрерывно идут театральные представления в честь этого бога, а во-вторых, ни полицейский, ни раздражен кредитор и не подумают прервать веселье требованием уплаты долга.

Стремление перенять животворящий веяния наступившего года, отразилось, в частности, в такой характерной черте весенней обрядности, как прогулки по весенней траве, - обряд, который называют конечно гулянием по зеленые, или гулянием по весне.

Праздник истинной середины (середины лета) считается кульминационной точкой роста светлого, активного, животворящего начала в мире. На празднике выполняется обряд поклонения Земле, проводятся гонки на лодках-драконах.

Осенью отмечается праздник Двойной девятки, которое сопровождается восхождением на холмы и запуском воздушных змеев. Конечно змеев делают в виде птиц, бабочек, драконов, летучих мышей и других реальных и фантастических животных. Участники стремятся протаранить змея соперника или перерезать веревку, которую он держит. Популярная китайская поговорка такая: если порвется веревка воздушного змея, из дома уйдет половина богатства.

Традиционно китайцы увлекаются резьбой по камню, работами по металлу, ткачеством и вышивкой, изготовлением фарфоровых и керамических изделий, плетением корзин и циновок, искусством лакирование изделий, созданием художественных композиций.

В последние годы развиваются такие направления этого искусства, как изготовление картин из ракушек, щепы, хлопчатобумажных нитей, шерсти, а также цветов из синтетических материалов.

Досуг по-ісландськи. В стране, которая почти не имеет материальных исторических памятников, существует большое количество литературных и фольклорных воспоминаний. Исландец в часы радости, печали или в торжественных случаях непременно обращается к поэзии, и не только вспоминает строки любимых поэтов, но и сам сочиняет стихи.

В школах устраивают соревнования, в которых команды обмениваются стихами: ответ на куплет, который предложен, следует начинать с его последней буквы. И так продолжают до тех пор, пока у одной из команд не иссякнет поэтическое вдохновение.

Из всех стран мира Исландия, как свидетельствует статистика, - страна где больше всего читают. Каждый исландец пытается иметь личную библиотеку.

В свободное время исландцы увлекаются спортом, проводят различные соревнования. Многочисленных зрителей собирают в стране такие виды спорта, как перенос камней большого веса, толкание валунов, прыжки с шестом в длину и, конечно же, толкание деревянных столбов, которые не только толкнуть, но и удержать трудно. Однако тренированные спортсмены легко решают эту задачу.

Поединок на палках - еще одна давняя любимая игра исландцев. В игре используют палки длиной около двух метров и толщиной в три-четыре сантиметра. Бойцы разделяются на пары и начинается бой. Конечно, не обходится без синяков и ушибов.

Распространено в Исландии и такое соревнование, как бег на ходулях.

Досуг по-австралийские. На проведении досуга в семье австралийского предпринимателя, работника или фермера сказываются взаимоотношения между ее членами. В австралийских семьях распространен обычай избегание - самая высокая вежливость, наибольшее внимание к теще или свекрови заключаются в том, чтобы отворачиваться, не смотреть на них, - словом, всячески их избегать. Очень распространен этот обычай у коренных жителей Австралии. Зять, только увидев, что теща к нему приближается, имеет куда спрятаться. Выходит он из тайника только тогда, когда ему скажут, что теща ушла прочь. Но если все же надо поговорить с тещей, что тогда делать? Племя камільярів придумало для этого такой способ: зять и теща поворачиваются друг к другу спиной и громко кричат, будто стоят не рядом, а их разделяет большое расстояние.

Много австралийцев в наше время проводят свой досуг так же, как и жители Великобритании: посещают клубы, увлекаются спортом, особенно катанием на досках по волнам прибоя. В последние годы приобрел популярность виндсерфинг - катание на досках под парусом.

Любимая игра на континенте - метание бумеранга. Любители этой игры объединены в союзы, которые регулярно проводят соревнования.

Досуг по-американски. В некоторых небольших городках США введены правила „тихого дня". Так, в штате Нью-Джерси в небольшом городе Ошен-Граве принят закон, согласно которому последний день недели объявлен „тихим днем". В воскресенье запрещено движение транспорта, перегораживают улицы тяжелыми цепями и закрываются на замки. Отдыхать так отдыхать.

В некоторых местностях проводят тараканьи соревнования, в которых принимают участие тараканы размером до пяти сантиметров в длину.

Зрителей собирает „чемпионат мира" по прыжкам в высоту среди лягушек. Порой пользуются популярностью блошиные скачки. Но вот, оказывается, в США все больше сторонников привлекает бег тарантулов. Внешне бег имеет довольно странный вид: большие ядовитые пауки бегают по дорожкам, изредка останавливаясь, чтобы начать бой и съесть некоего соперника. Кстати, именно это обстоятельство вызывает особый азарт у сторонников паучьих бегов.

В США проводятся чемпионаты, организованные клубом лжецов.

Несмотря на свою занятость, американский фермер в течение года две недели отводит на отдых, обязательно покидает родные места, путешествуя часто к океану. Несколько лет назад на берегу океана было построено из песка фантастическое „Затерянный город - Атлантиду". На побережье южной Калифорнии была основана традиция строить из песка скульптуры. Это стало увлечением не детей, а взрослых в их свободное время.

Зимой американцы также находят себе увлечение, принимая участие в зимних карнавалах. Например, на карнавале в городке Стимбот (штат Колорадо) можно испытать силы в традиционных зимних видах спорта, но больше всего зрителей и участников собирают нетрадиционные виды - лыжную аэробику.

Землебол - так называется новая массовая спортивная игра. Придумал ее американец Стюарт Фрейдом. Мяч, который подбрасывают игроки, настолько большой, что участники соревнований в шутку сравнивают его с земным шаром, отсюда и название игры.

Как известно, соревнования по бегу - самое древнее в мире. За право считаться самым быстрым боролись и борются не только люди, но и животные. Общеизвестные скачки на лошадях и оленях, менее распространенные соревнования по бегу слонов, верблюдов и собак. Сейчас еще и поросята претендуют на звание найшвидкіших.

В Карсон-Сити отмечается традиционный фестиваль свистунів, на который съезжаются мастера художественного свиста со всей страны. Свист во многих странах был средством общения. К этому времени на одном из Канарских островов сохранилась язык свиста, изобретенная местными жителями еще в незапамятные времена. Традиционное пересвистування собеседников можно услышать местами в Гватемале и Мексике, Турции, странах Африки. Подобной языке общались пастухи и крестьяне в Испании.

Досуг по-австрійськи. Две трети австрийцев никогда не ходят в кино и лишь четвертая часть опрашиваемых изредка посещает театр. Самым популярным видом досуга оказалось выполнение дома различных ремесленных работ, далее идут захвата фотосправою и киносъемкой. Сердце австрийцев, если речь идет об спортивные занятия, преданно плаванию, не менее популярные лыжи. В среднем австрийцы тратят на отдых около 30% своей зарплаты, это свидетельствует о том, что они предоставляют досугу большого значения. В Австрии концом сельскохозяйственного года считается первая половина ноября - день св. Мартина, когда проводятся все полевые расчеты, заканчиваются договорные обязательства, сроки найма и т.д. Мартин пришел - работа пошла. В этот день завершаются основные сельскохозяйственные работы. В ноябре пастухи ходят по дворам и бьют животных ветвями березы, липы или можжевельника. Вера в магическую силу ударов ветвью, питательные соки которой будто переходят при прикосновении к животные и охраняют ее, приносят большой приплод.

Рождество в Австрии - это семейный праздник, когда вся семья собирается за общей трапезой. Раньше считали, что приход чужих в настоящее время не предвещал ничего хорошего, даже угрожал смертью кому-нибудь из домашних. По-другому относятся к бедных людей: их охотно приглашают к праздничному столу.

С декабря по селу ходят ряженые, желают всем счастья и благополучия, их угощают сладостями, дают деньги. Последняя ночь старого года, этот день имеет много разных примет и запретов. Так, никто не должен лежать в постели, даже больной, иначе будет болеть весь год, нельзя сушить белье - это предвестник смерти. Гадание стали традицией в этот день.

Ужин 31 декабря должно быть очень сытным. Считается, что для того чтобы быть счастливым, нужно съесть кусок головы или свиного рыла - это называется „участвовать в свином счастье".

Досуг по-шведськи. Шведы умеют эффективно работать и рационально отдыхать, тратя на отдых до 10% своего бюджета.

В значительной степени это является результатом регулярного занятия спортом (80% жителей). В стране много футбольных стадионов, открытых и закрытых плавательных бассейнов, катков, гимнастических залов, велотреків и лыжных трасс. В лыжных кроссах участвуют все - от мала до велика. Футболом и хоккеем восхищаются и женщины. Большой популярностью пользуется бег по пересеченной местности с ориентированием по карте и компасу.

В городах активно действуют союзы по интересам, которые объединяют тех, кто интересуется живописью, вышиванием, декоративным искусством, фото - и киноискусством.

Самый популярный праздник в Швеции - Рождество. В эти дни жители небольших населенных пунктов навещают своих родных в городах, но чаще всего городские жители - сыновья и дочери, внуки и племянники приезжают на фермы до своих родителей и родственников.

В весенние дни Пасхи горожане всей семьей выезжают за город. Молодежь по традиции отправляется в лыжные походы на север страны, где еще лежит снег.

На праздник Троицы шведы совершают прогулки в лес, на берега озер, на парусных яхтах и моторных лодках отправляются в шхеры - маленькие скалистые острова, разделенные узкими проливами, что находятся недалеко от материка.

Летом, когда наступают белые ночи, все жители Скандинавии празднуют Иванов день - день летнего солнцестояния. Его отмечают в субботу, что приходится на период от 20 до 26 июня. Праздник начинается с вечера в пятницу и продолжается три дня. По всей стране зажигают огромные костры и устанавливают высокие шесты с перекладиной сверху, которые украшают гирляндами, зелеными и желто-голубыми лентами. Такую шест называют майским деревом. Вокруг костра и майского дерева до утра старый и малый в национальных костюмах водят хоровод и поют народные песни под аккомпанемент скрипок и аккордеонов. Молодежь соревнуется в прыжках через костер, купается в озерах.

Досуг по-немецки. Отличительной чертой немецкого характера есть привычка к порядку, аккуратности и чистоте, экономии. Немецкий характер существенно влияет на поведение во время досуга, а также на выбор его вида. Раз в год, на масленицу, фермеры деревень близ Мюнхена спускаются на санях с горы. Трассу выбирают как можно более сложную, иногда участникам приходится совершать прыжки длиной до 20 метров. Это и спорт, и здоровье, и удовольствие.

Огромной популярностью у немцев пользуется соколиная охота. В настоящее время в европейских странах любителей этого вида развлечений объединяют около 40 клубов на север от Бремена есть даже два специально оборудованных „соколодроми", на которых собираются тысячи зрителей, чтобы посмотреть на пируэты соколов, гоняющихся за горлицями и перепелками. Обычно для этого соколов специально дрессируют.

Свиные соревнования устраивают в Люнебурге на севере страны. По специально огороженной трассе длиной 50 метров свиньи должны пробежать туда и обратно.

Не меньше зрителей, чем спортивные игры, соревнования собирают по профессиям, которые проходят очень азартно, добавляя еще и престижа той или иной профессии. Например, в Цюрихе владельцы ресторанов каждого года организуют бег с барьерами для официантов. Немалая дистанция - полтора километра. Гарсони должны донести до финиша поднос на котором стоит бутылка ликера, бутылка вина, бутылка минеральной воды и бокал с коктейлем. И при этом нужно преодолеть все барьеры, не пролив ни одной капли. Победитель последних соревнований прошел дистанцию за 9 минут 19 секунд.

Из всех приведенных примеров видно, что народы мира проводят свой досуг качественно, весело, разнообразно.

Особое внимание заслуживает этнография досуга на свадебных церемониях.

Создание семьи никогда не было вполне личным делом человека. Будь-какому роду было нужно продолжение, сельской общине - новые работники. Естественно, старшее поколение пыталось ненавязчиво подвести молодых в решение о своевременном создании новых семей.

Знакомились парни и девушки в основном на сельских праздниках, ярмарках. их организовывали специально для молодежи брачного возраста. Девушки занимались рукоделием - пряли, вязали, вышивали. Таким образом и оказывались их умение, и готовилось приданое. Ребята приходили позже, или даже, например, в некоторых районах Австрии, просто встречали девушек по дороге домой и провожали.

Гуляния часто сопровождались гаданиями. В Италии, например, девушки бросали на горячий металлический лист, лежащий на костре, листьев оливы или мирта, загадывая имя парня. Если письмо начинал, нагревая, потрескивать, - ожидалось свадьбы. Распространены были и гадание с водой, зеркалом, где ночью, при свечах, можно увидеть лицо жениха. Так гадали в России, Испании, Германии. Гадание считались особенно „правдивыми" в праздничные дни и ночи - на Рождество, в Иванов день. Многие „магических" ритуалов было связано со свадьбой старших подруг. Коснуться невесты, получить в подарок цветок из букета, бант, булавку - означало для испанских девушек быстрое и удачное замужество. И в наше время на свадьбах мечтают поймать букет невесты ее молодые и не очень молодые подруги.

Существовали и более откровенные способы подтолкнуть молодых людей к созданию семьи. Так, в селах Тоскане, Пьемонта было принято совершать обряд выбора пробных помолвленных. Пары из юношей и девушек складывались по жребию, и им предлагалось вести себя как действительным помолвленным - обмениваться подарками, проводить время вместе. Некоторые „пробные" оказывались настолько удачными, что начинали готовиться к действительных свадеб. Если же случайный выбор не приводил к сближению, союз разрывался без каких-либо последствий.

Похожий обычай существовал и в некоторых землях Германии. Девушек „продавали" или с аукциона играли „по жребию". При следующей встрече девушка показывала свое отношение к парня соответствующим подарком. Например, букет с розой говорил о том, что ее устраивает такой союз, а без розы - наоборот. Некоторые из этих временных союзов также заканчивались сватовством.

Во многих странах были значительно расширены и „ярмарки невест", конечно посвященные крестьянских или церковных праздников. Знакомства, которые завязались в такие дни, поощрялись общиной и часто заканчивались сватовством. По знакомству почти обязательно следовал длительный период ухаживания. Молодые люди получали возможность чаще видеться днем, прогуливаться под руку, часто - в обязательном сопровождении старшей родственницы.

Обычай „ночных ухаживаний" характерен для Бельгии. Франции, Испании и других стран. Юноши пели под окнами девушек серенады или разговаривали через оконные решетки. В регламентации отношений этого периода заметный конфликт церковной морали и древних народных обычаев. Формально близкие отношения до брака осуждались обществом, однако в некоторых областях, например, Бельгии, на юге Франции на это не обращали внимания. А если обратиться к истории, например, Руси Х-XI ст., то есть к более давних времен, можно заметить, что внебрачные отношения даже поощрялись обществом. Так, молодая одинокая мать становилась завидной невестой как та, что подтвердила свою способность к рождению сильного, здорового ребенка. Очевидно, к концу XIX в. это понятие осталось в прошлом.

Однако, знакомство и ухаживания были самым началом долгого, часто строго регламентированного процесса создания новой семьи. Следующим этапом становилось обязательное сватовство.

Если при знакомстве и залицянні молодежи были достаточно самостоятельны и, так сказать, выясняли свои преимущества на уровне компании сверстников, то сватовство было делом всей семьи. Основной задачей сватовства был вывод имущественных договоренностей, определение экономической основы нового брака. Сватом конечно становился отец или летний родственник юношу, крестный, уважаемый друг семьи. Довольно давно, например, в Италии, Германии, Швейцарии, появились и профессиональные сваты, посредники. Реже сватовством занимались женщины преклонного возраста.

Сватовство часто происходило тайно, чтобы в случае отказа можно было избежать нежелательной огласки. Сваты в аллегорической форме выражали желание юноши взять в жены девушку из дома, который они будто случайно посетили. В каждой местности существовала система условных знаков, заменявших прямое согласие на брак или, тем более, отказ. Так, в некоторых областях Германии, желаемого свата угощали пирогом, нежелательного приглашали чистить картошку. В Испании символом отказа могло быть вынесения сватам тыквы (такой же обычай попадался в Беларуси, Украине). Каталонцы, желая отказать жениху, начинали подметать пол в доме, стараясь, чтобы пыль летел на гостей, которые сватаются.

Большинство обычаев подобные тем, что согласие на брак обязательно символізувалася совместным принятием пищи, чаще праздничной, например, специального пирога.

Иногда заключения соглашения предшествовал ответный визит родителей невесты в дом жениха. Целью таких визитов было. лучше узнать о имущественное положение будущей родне. Нередко, например, в Венгрии, семья жениха могла прибегнуть и к обману, выставляя в доме домашняя утварь, взятое в долг у соседей и даже показывая под видом своих-чужие земельные участки. Поэтому семья невесты стремилась нанести такой визит врасплох.

В случае положительного ответа по сватовством происходило обручения. Практически, помолвка уже были заключению брака. Разрыв отношений после помолвки осуждался, мог сопровождаться выплатой морального ущерба „пострадавшей стороне". Однако, по жизни молодых после помолвки, то обычаи довольно сильно отличаются. Так, в крестьянских семьях Вестфалии молодежи уже после помолвки вступали в супружеские отношения. А вот в Италии помолвлены могли встречаться и разговаривать только в доме невесты, под присмотром ее родителей.

Помолвка часто происходили во время любого праздника, сопровождались знакомством всей будущей родные, обменом подарками. Во многих областях было принято дарить жениху свадебную рубашку, которую невеста, естественно, шила сама. Жених дарил невесте платок, золотой крестик, украшения, часто - обручальное кольцо. Подарки имели „залоговый" характер и при разрыве помолвки обычно возвращались. Свадьба организуется прекрасно: торжественная встреча гостей, музыка, праздничный ужин. Жених и невеста открывают праздник прекрасным танцем. В конце вечера молодежи вручают всем гостям памятные разнообразные подарки.

Интересно, что в Швейцарии помолвлены должны были сдавать своеобразный экзамен. Они разговаривали со священником, который выяснял степень их готовности к браку, зрелости и ответственности. Во время помолвки обсуждались и имущественные вопросы, в частности размер приданого невесты.

Интересное свадьбы в Казахстане. Перед свадьбой юноша просит согласия в любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата. В назначенный день сваты жениха приходили в дом девушки с подарками и сладостями. Родители и родственники парня привозили обручальное кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сюрпу. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты обручальное кольцо. После этого устраиваются смотрины будущей невесты, из гостей берут за это выкуп. Это начало обручения. Певец под аккомпанемент саза или домбри поет обрядовые песни. Начинают танцевать только родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы. Утром родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в то время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение - бесбармак. Потом невесту вводят во двор дома под пение. Невесту отвозят после того, как она попрощается со своими родителями. После входа молодых в дом тамада приглашает гостей к столу. Утром невесту с прикрытым лицом выводят в главную комнату, где собираются родственники и соседи жениха. Поднимают края платка и открывают лицо молодой. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют „Бет ашар". Невестки выводят ее под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями.

В Китае существует несколько стадий свадебного комплекса обрядов: сватовство, приготовления к свадьбе, встреча невесты в дом жениха, обряды после свадебного периода. Сначала семья жениха высылает семье предполагаемой невесты так называемую цао те узы - „предварительную записку" или карточку с указанием „8 иероглифов жизни", в которых сообщается фамилия жениха, а также год, месяц, день и час его рождения. В семье по этим данным гадают на возможность заключения о браке и в случае успешного результата гадания, высылают семье жениха сообщение о дате рождения предполагаемой невесты. Родители жениха также взимаются в ворожія об результат намеченного бракосочетания. Кроме того, они в течение трех дней держат на семейном алтаре карточку, полученную от семьи невесты, и если за это время случалось какое-нибудь несчастье - например, заболевал кто-нибудь из семьи, то сватовство могло быть немедленно прекращено. Если сватовство было успешным, семья жениха высылает невесте украшения и другие подарки, что в просторечии называется юедин - „малой соглашением". После этого семьи жениха и невесты обмениваются брачными поручительствами, которые пишутся на бумаге красного цвета, нередко украшенные изображениями дракона (для юноши) и феникса (для девушки). В поручительствах сообщаются подробные сведения о будущих молодых и их семьи, а также указывается сумма внесенного выкупа за невесту - „чайного подарка" (чай в Китае - символ плодородия и супружеской верности).

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются особенности отражения национальной психологии в дозвіллєвій деятельности человека?

2. В чем заключаются психологические основы национальных праздников и развлечений?

Задания для самоподготовки

1. Охарактеризуйте место традиционных видов досуговой деятельности в национальном мировоззрении.

2. Приведите примеры, характерные для проведения досуговой деятельности различных народов мира.

Литература

Байкова ВТ. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.

Головаха ЭМ., Кронах А.А. Психологическое время личности. - К., 1987. - 332 с.

Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М . : Профиздат, 1990. - 153 с.

Ерошенков ИМ. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.

Киселева ТТ. Теория досуга за рубежом: курс лекций. - М., 1992. - 163 с.

Культурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Изд-во МГУК, 1991. - 248 с.

Мосалев Б.Г. Досуг. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 85 с.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, развлечения и зрелища. - М., 1988. - 152 с.

Никифорова Е. Перестали работать на глазок / / Клуб. - М., 1998. - №10. - С. 23 - 25.

Орлов ГЛ. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983. -312 с.

Орлов ГЛ. Свободное время - условие развития человека и мэра общественного богатства. - Свердловск, 1989. - 105 с.

Орлов, ГЛ. Букреев А.Б. Активный отдых как фактор развития личности. - М., 1991. - 222 с.

Пича В.М. Ваше свободное время. - К., 1988. - 221 с.

Пича В.М. Культура свободного времени (философско-социальный аспект). - Киев, 1990. - 29 с.

Пича В.М. Свободное время: тенденции и проблемы развития. - К., 1992. - 106 с.

Подольский Р.Г. Освоение времени. - М., 1989. - 169 с.



Назад