Электронная онлайн библиотека

 
 Философия глобальных проблем современности

1. Предмет и структура дисциплины


Сложные проблемы, стоящие перед человечеством в течение последних десятилетий и могут быть разрешены только в масштабах всей планеты, получили название глобальных. Эти проблемы охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов: экологических, экономических, демографических, политических, моральных и др. В них, как правило, относят следующее:

  • необходимость обеспечение мира на планете, разоружения;
  • проведения оптимальной демографической политики;
  • обеспечение быстрорастущего населения качественными продуктами питания;
  • рациональное использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • эффективный выход из энергетического кризиса;
  • модернизация и универсализация системы образования;
  • борьба с эпидемическими и генетическими заболеваниями, создание надежной системы здравоохранения;
  • информатизация общества;
  • воплощение «высоких технологий»;
  • екуменізація религиозной жизни;
  • демократизация общественной жизни и обеспечения прав человека;
  • экологизация мышление и человеческой деятельности;
  • гуманизация рыночных механизмов;
  • культурная, экономическая, политическая интеграция человечества, создание единой планетарной цивилизации;
  • повышение качества жизни людей, безопасности их существования.

Можно без преувеличения утверждать, что будущее человеческой цивилизации зависит от того, как будут решаться эти проблемы: удастся ли людям победить ядерную угрозу, обеспечить потребности быстрорастущего населения планеты в продуктах питания, энергии, природных ресурсах, ликвидировать разрыв между бедными и богатыми странами, спасти окружающую среду, прекратить международный терроризм, СПИД и т.п.

Именно всеобъемлющий, комплексный, взаимообусловленный характер глобальных проблем современности приближает их к философии и философского миропонимания.

Предмет философии, как известно, состоит из широкого взгляда человека на мир. Философия изучает общее в системе «Человек - Мир». Отношения в этой системе включают много аспектов: мировоззренческий, антропологический, онтологический, гносеологический, методологический, праксеологический, аксиологический и др. Согласно аспектов изучения системы «Человек - Мир» можно структурировать философское знание. Оно состоит из онтологии (учение о мире), философской антропологии (учение о человеке), гносеологии (теории познания), философской методологии (учение об общие принципы, подходы к пониманию бытие), истории философии (ее саморефлексии, самопознание), аксиологии (учение о эстетические и моральные ценности), праксеологии (учение о практическое освоение и преобразование мира), логики (учение о формах и структуру правильного мышления), философии истории (учение о возникновение, развитие и изменение человеческих цивилизаций), социальной философии (философии истории) и других структурных элементов или дисциплин. К философского знания относят также предельные, фундаментальные, общенаучные проблемы каждой отрасли научного знания. В современной философии такие проблемы называют «философскими проблемами специальных наук», или философией науки. То есть если существуют фундаментальные теоретические знания в областях экономики, физики, биологии, інформології, права и т. д., то должны существовать и соответствующие области философии физики, политической экономии, биологии, інформології, права.

Глобальные проблемы современности сформировались в специальную междисциплинарная отрасль знания - глобалістику, поэтому также существуют и требуют изучения определенные философские проблемы в ее составе. Можно изучать философию глобалистики как философию науки, а можно философии глобальных проблем современности рассматривать в пределах традиционных элементов философского знания: аксиологии, методологии, философской антропологии, философии истории, политологии, социологии, религиоведения. Назад определение предмета дисциплины «Философия глобальных проблем современности» лежит в плоскости определение предмета философии и философии глобалистики.

Первая тема спецкурса как раз и связана с определением предмета спецкурса, его места в системе философского знания, практического значения для ноосферогенезу, философских, научных, технических, информационных предпосылок возникновения глобальных проблем современности.

Вторая тема спецкурса принадлежит к философской, логической, методологической аргументации предмета и структуры глобалистики, анализа практического вклада этой науки в направленный процесс глобального развития. В конце ХХ в. глобалістика получила все признаки специальной науки: в ней есть четко определенный предмет (глобальные проблемы современности), специфическая терминология (глобальное моделирование, политическая глобалістика, глобальная экология, экологический императив, коэволюция и т.п.), законы (самоорганизации систем, выживание, гомеостаза и др.). Ее существование конституційовано наличием определенных государственных и негосударственных институтов, научных исследований и программ изучения дисциплины в высшей школе.

В третий теме спецкурса систематизируется и анализируется методологический инструментарий глобалистики. Как известно, существуют попытки применения методологического инструментария философии марксизма, позитивизма, герменевтики, неотомизма, экзистенциализма и т. д. для анализа глобальных проблем современности. Однако из-между философских систем обращают на себя внимание такие, которые непосредственно связаны с глобалістикою. Речь идет прежде всего о методологии ноосферогенезу В. И. Вернадского, синергизма И. Пригожина, циклов М. Д. Кондратьева, коэволюции М. М. Моисеева, геліотараксії О. Л. Чижевского. Им передува -
ли некоторые философские системы конца XIX - первой половины ХХ вв.

В пределах четвертой темы рассматриваются общие принципы и методы глобального прогнозирования: экстраполяции, моделирование, сценариев, экспертных оценок и др. Ставится проблема качества и верификации прогнозов. Анализируются прогнозы-предупреждение Римского клуба и других организаций и учреждений.

Заключительная пятая тема дает представление о цивилизационных контуры решения глобальных проблем современности: исторические, моральные, эстетические, религиозные, социокультурные, экономические, правовые, научные, технико-технологические, парадигмальні, политические.



Назад