Электронная онлайн библиотека

 
 Философия глобальных проблем современности

1. Методологическое знание, его уровни и характерные черты


Методология - это учение о методах, принципы, подходы к познания и преобразования мира, совокупность приемов исследования в любой науке. Методология является специальной формой рефлексии над научным познанием, особый тип осознания науки. Современная методология не ограничивается изучением методов и приемов научного познания и исследования. Она исследует также устои, структуру и свойства научного знания, его генезис и функциональные закономерности развития и трансформации. На уровне методологии создаются условия определения адекватной аксиологии науки - системы критериев и оценок научной деятельности и ее результатов, таких как истинность, объективность, рациональность, эффективность, прагматизм и т.д.

Одной из наиболее актуальных проблем современного этапа развития методологіїї науки является проблема выделения рядом с эмпирическим и теоретическим уровнями еще и метатеоретичного уровня научного познания. В современной философии такие конструкции встречаются в методологических концепциях Т. Куна, И. Лакатоса и других философов. Это в первую очередь такие понятия: «парадигма», «стиль мышления», «картина мира», «архетип научного мышления».

Парадигма - интегральная характеристика той или иной науки в определенную эпоху. Она включает, во-первых, символические обобщения (формализованные компоненты теории), во-вторых, картину мира (модельные представления, образы объектов науки), в-третьих, общепринятые в обществе ученых методологические требования и ценностные ориентации, по-четвертых, распространенные в научной общине образцы описания, объяснения, базисные примеры решения конкретных научных проблем.

Стиль мышления - определенный исторически конкретный тип мышления, который, будучи общим для данной эпохи, устойчиво проявляется в развитии основных научных направлений и обуславливает некоторые стандартные представления в метамовних контекстах всех фундаментальных теорий.

Картина мира - это совокупность общих представлений о структуре того или иного фрагмента объективной реальности.

Архетип теоретического мышления - совокупность принципов, которые на конкретном историческом этапе развития науки определенный способ теоретической деятельности для объяснения явлений, определяют выбор средств этой деятельности, отбор ее конечных результатов, определенное видение мира.

Методологический инструментарий науки состоит из трех основных уровней методологии: философского, общенаучных, специально-научного.

Самый общий, метанаучный характер имеет философская методология. История философии фиксирует два противоположных методологических подходах к созданию философских систем познания и понимания системы «Человек - Мир» - диалектику и метафизику. Существует много модификаций метафизики (механицизм, редукционизм и т.д.) и диалектики (стихийная, идеалистическая, материалистическая, негативная и др.). Конкретизацией диалектики общенаучного уровня можно назвать системно-структурный подход, синергизм, принципы неопределенности и дополнения, критический рационализм и т. д.

Методологию второго уровня связывают с общенаучными методами познания: моделированием, системно-структурным анализом, формализацией, абстрагуванням, индукцией, дедукцією, аналогии.

Методология третьего уровня в нашем случае опирается на теорию (теория ноосферогенезу, глобальный закон внутренней компрессии экономики, законы общественной интеграции, глобальной безопасности и т.д.) и специальные методы глобалистики (экстраполяция, глобальное моделирование, факторный анализ и др.).



Назад