Электронная онлайн библиотека

 
 Философия глобальных проблем современности

2. Формирование современных парадигм глобалистики


Современные парадигмы глобалистики сформировались в конце ХХ ст. По мнению авторов монографии «Глобализация и безопасность развития», на базе методологического разграничения в мире сложилось шесть относительно самостоятельных школ глобалистики.

Первую школу представляет Римский клуб. Она применяет методологию определения «Пределы роста». Достижение этой школы заключается в результативных попытках моделирования мировой динамики на основании глобальной модели Дж. Форрестера. Для этого брались пять взаимосвязанных переменных величин: население, капиталовложения, использование невозобновляемых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, производство продуктов питания. Было предложено рабочую гипотезу о дисфункциональность глобальной системы. В ходе ее проверки было доказано, что в случае сохранения существующих тенденций роста человечество очень быстро приблизится к крайнего предела демографической и экономической экспансии. Значение этих результатов заключается еще и в том, что они указывают на истинные причины проблем глобального развития: господство и жесткий эгоцентризм транснациональных корпораций, псевдосуверенітет многих государств, конфликтная конкуренция между ними, эгоистичный дух элитаризму западной цивилизации, дезинтеграция человеческого сообщества.

Особое значение в глобальном развитии приобретают «качества человека». Основатель Римского клуба А. Печчеи отмечал, что именно в человеке содержатся источника всех наших проблем, в ней сосредоточены все наши стремления и чаяния, все принципы и свершения. Трансформация человека должно основываться на принципах «Нового Гуманизма» , который состоит из следующих компонентов:
1) чувство глобальности; 2) любви к справедливости; 3) отказа от насилия в борьбе за свободу. На основании принципов «Нового Гуманизма» А. Печчеи определяет шесть стартовых целей для человечества. Первая цель вытекает из необходимости признания «внешних пределов» развития человечества, то есть из необходимости проведения соответствующей демографической политики; вторая цель связанная с «внутренними пределами» самого человека, то есть с ее физическими и психологическими возможностями; третья цель направлена на защиту и сохранение культурного наследия в качестве ключевого момента человеческого прогресса; четвертая цель должен способствовать формированию мирового единства человечества в рамках концепции «разумного распределения национального суверенитета»; пятая цель потребует проведения значительных строительных работ, которые по масштабам можно сравнить разве что с теми, что совершали последние пятьдесят поколений; шестая цель определяется как необходимость реорганизации существующей экономической системы в соответствии с потребностями мирового сообщества.

Методологическим ориентиром для наработок Римского клуба есть человек в ее цивилизационных измерениях. Многочисленные доклады Римскому клубу в зависимости от мировоззренческих убеждений их авторов опирались на философскую антропологию марксизма, экзистенциализма, фрейдомарксизму.

Вторую школу глобалистики представляет Институт всемирных наблюдений (США, Вашингтон). Ему принадлежат разработки проектов под названием «Состояние мира». Основатель школы Л. Браун опирался на парадигму «устойчивого развития» . Генеральная Ассамблея ООН приняла на базе этой концепции специальную резолюцию «Экологическая перспектива до 2000 года и в дальнейшем», согласно которой устойчивое развитие должно быть руководящим принципом деятельности ООН, правительств и частных предприятий, общественных организаций и учреждений. Эта школа признает существование планетарных пределов экономического роста. Причиной и следствием чрезмерного демографического роста ее представители называют неэффективность и недоразвитость традиционного общества. По их мнению, человечество потребляет значительно больше ресурсов, чем позволяют законы стабильного функционирования глобальных экосистем, поэтому необходимо, во-первых, остановить глобальный демографический взрыв в развивающихся странах, во-вторых, пересмотреть концепции экономического роста западного типа. Высшую цель программы устойчивого развития ее инициаторы видят в поисках новых путей, которые бы обеспечили прогресс человечества не только в элитарных регионах и на короткий период, но и на всем глобальном пространстве и на долгую перспективу. Разработки школы привлекают постепенностью, поетапністю, требованиями эволюционных изменений.

Третья школа - универсального эволюционизма. По мнению ее основателя М. М. Моисеева, глобальную природу следует рассматривать как самоорганизованная систему, реакция которой хоть и непрогнозируемая через огромное количество критических пороговых факторов, но неизбежная в долгосрочном плане. Сторонников концепции «устойчивого развития» М. М. Моисеев сравнивает со страуса, прячущего голову в песок. Он противопоставляет «устойчивому развитию» конструктивную коеволюцію системы «человечество + природа», которая достигает состояния «ноосферы», то есть ноосферной цивилизации.

Эту школу называют также школой глобальной экологии, потому что ею предложено новую этику отношения человека к природе - этику «экологического императива». В рамках этой школы разработан глобальную компьютерную модель «Гея», с помощью которой просчитаны последствия мировой ядерной войны («ядерная зима»), доказана возможность мировых соглашений кооперативного типа для решения глобальных проблем, предложено идею создания «Институтов согласия» для достижения стабильных и эффективных компромиссов. Методологическим обеспечением своих разработок школа считает материалистическую диалектику, достижения ситемно-структурного анализа и неопозитивістське учение В. И. Вернадского о «ноосфере».

Четвертая школа вошла в историю глобалистики под названием «Школа митоза биосфер» . Ее представляют французские последователи учения Е. Леруа, П. Т. де Шардена и В. И. Вернадского о ноосфере. Сугубо практическая работа Международного института екотехніки в области космонавтики направлена на создание искусственных биосфер малого масштаба с заданными качествами. Достигнутые результаты, по мнению М. Нельсона, можно также использовать для улучшения земной биосферы и для формирования ноосферы. Суть ноосферы в таком понимании толкуется как гармоничный синтез биосферы и техносферы. При этом понятие «техносфера» по смыслу является тождественным понятию «глобатех», но «глобатех» в отличие от «техносферы» распространяется за пределы планеты. Экспансия «глобатеху» в космосе означает, что полная экологическое равновесие возможна лишь в случае выхода за пределы земной биосферы в космос. На этой почве «ноосфера» превращается в важный фактор эволюции Вселенной. В разработках школы митоза биосфер чувствуется влияние философии русского космизма.

Пятая школа основана Д. М. Гвишиани. Она известна в глобалістиці как школа контролируемого глобального развития. Создана с целью проработки системы моделей альтернативного глобального развития и оптимальных управленческих стратегий. Предлагает развивать глобалістику с позиций загальносоціологічної теории и методологии исторического материализма. Переход к информационному обществу рассматривает как магистральный путь решения глобальных проблем.

Шестую школу основан И. Уоллерстайном (США). Она известна как школа «мир-системного анализа» . Разрабатывает парадигму, в центре которой является развитие экономик, история систем и цивилизаций. Конец ХХ в. рассматривает как кризис, связанный с переходом от капиталистической мир-системы (доминирует на планете с 1500 года) пока еще неопределенного посткапиталистической системы. Причем капиталистическая мир-система рассматривается как первая историческая форма глобальной системы, которая непрерывно развивается во взаимодействии ядра («золотого миллиарда»), напівпериферії и периферии мира. Для этого мир-системы характерны циклические кризисы с периодичностью 50-100 лет, которые напоминают длинные экономические волны Г. Д. Кондратьева. Парадигма мир-системного анализа склоняется к концепции «глобальной социализации» будущего развития, выдвинутой Международной социологической ассоциацией 1994 года.



Назад