Электронная онлайн библиотека

 
 Философия глобальных проблем современности

3. Классификация методов прогнозирования


Прогностика насчитывает более двухсот методов прогнозирования. Австрийский футуролог Е. Янч условно разделил их на пять групп:

1) методы экспертных оценок;

2) методы экстраполяции существующих тенденций развития;

3) методы моделирования;

4) методы исторических аналогий;

5) сценарии будущего.

Методы экспертных оценок базируются на сборе и систематизации как индивидуальных, так и коллективных оценок экспертов-ведущих специалистов в данной области. Здесь не просто учитывается опосредованное мнение экспертов, но и анализируются и «об'єктивізуються» их субъективные оценки с помощью специальных процедур. Это существенно повышает надежность и достоверность прогнозов.

История экспертных оценок берет свое начало в древнем прошлом. Аж с тех пор проводят экспертизу вин, духов, пряностей, чая, кофе, сыров и других пищевых продуктов. Существуют кинологическая, спортивная, судебно-медицинская, социологическая экспертизы и т.д.
В процессе экспертных процедур возникают три основные проблемы, успешное решение которых необходимо для получения надежного прогноза: 1) подбор экспертов; 2) организация их работы; 3) обобщение и обработка результатов опроса.

В последние годы разработано немало методов подбора экспертов - объективных (по количеству научных трудов, опытом работы, рекомендациями сотрудников, результатами специальных тестов и т.д.) и субъективных (тайное голосование по каждой кандидатуре в экспертную группу, взаимная оценка будущих экспертов с помощью специальных шкал и др.). Однако ни один из этих методов нельзя считать совершенным и универсальным. На практике обычно применяют различные их комбинации.

Например, экспертная группа состоит из 6-12 экспертов (по заочных опросов около 50-60). Далее встает вопрос о способе проведения экспертизы. Традиционные дискуссии и непосредственный обмен мнениями имеют много недостатков: давление авторитета, нежелание экспертов публично отказываться от своего мнения и противоречить общепринятым взглядам. Поэтому наибольшую популярность приобрел так называемый метод Дельфи, название которого происходит от древнегреческого города, известного своими оракулами. Этот метод был предложен в 60-е годы ХХ в. компанией РЭНД (США). Согласно его правилам, экспертный опрос проводится анонимно, в несколько туров с ознакомлением экспертов с мыслями их коллег после каждого тура.

Первые оценки экспертов, как правило, завышены. Во время повторных опросов экспертам пропонється на выбор или обосновать свое мнение, или изменить ее с учетом выводов других экспертов. После нескольких циклов эксперты обычно доходят почти одинаковым выводам. На всех этапах опроса они работают анонимно. Связь между экспертами осуществляется, как правило, с помощью электронной почты.

Другая распространенная версия опроса экспертов - «мозговая атака». Суть ее - в полном запрете любой критики в то время, когда предлагаются идеи применительно к решению проблемы. Кроме того, для стимулирования оригинальных, даже «сумасшедших» идей, для их генерирования приглашают экспертов-дилетантов. Они - дилетанты относительно предмета экспертизы, но авторитетные специалисты в других областях знания.

Отложена по времени критика, которую осуществляют уже эксперты-специалисты, не отождествляется с критикой персоны, которая выдвинула идею. Как правило, эта методика значительно стимулирует творческую активность экспертов-дилетантов, детонирует «цепную реакцию» оригинальных идей, вызывает эффект так называемого интеллектуального резонанса. Мозговой штурм дает возможность за час получить гораздо больше удивительных результатов, чем это происходит в случае применения обычных методов за несколько лет.

Существует еще один вариант экспертных оценок - опрос общественного мнения. Он используется для решения ряда социальных, экономических, этнокультурных, экологических проблем, когда мнение рядового гражданина не менее важна, чем оценка самого квалифицированного эксперта, ведь в вопросах повседневной жизни каждого гражданина можно рассматривать как эксперта с богатым опытом.

Обработка результатов экспертных оценок во время прогнозирования принципиальных трудностей не вызывает и сводится к поиску среднеарифметической оценки, при этом крайние значения в ряде оценок экспертов отбрасываются, поскольку они чаще всего обусловлены случайными факторами. Ряд модификаций и усовершенствований метода экспертных оценок было предложено украинскими учеными (В. М. Глушков, Г. М. Добров, Есть. С. Жариков, Есть. И. Суименко, Есть. М. Головаха и др.).

Методы экстраполяции тенденций развития также эффективно применяются в глобальном прогнозировании. Центральной концепцией этих методов является предположение о непрерывности развития большинства процессов реальной жизни. Если для определенной системы (технической, биологической, социальной) в прошлом был ха -
рактерний развитие (рост или спад) с постоянной швидкіс -
тю или ускорением, то есть основания считать, что эти скорость или ускорение останутся неизменными некоторое время и в будущем.

Следовательно, можно графически и аналитически (с помощью специальных математических функций) продлить кривые роста или спада процесса на определенный временной интервал и вычислить количественные характеристики будущего состояния объекта прогнозирования. Однако необходимо быть очень осторожным в выборе временных интервалов прогнозирования. Необоснованное удлинение на будущее тенденций прошлого часто приводит к абсурду. Дело в том, что на определенном этапе развития вследствие действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений начинается замедление роста или спада, которое потом вообще прекращается, и система переходит в стационарное состояние. Кривая развития имеет в этом случае S-образную форму и называется экспонентой (логистической кривой).

Большинство глобальных процессов, которые порождают сегодня обеспокоенность общественности (рост населения в густонаселенных регионах, загрязнение окружающей среды, увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере планеты, расширение «озоновых дыр» и др.), тоже можно изобразить логистическими кривыми, и они неизбежно стабилизируются. Однако очень трудно определить, на каком этапе начнется замедление процессов и когда наступит стабилизация.

Для построения надежного долгосрочного прогноза методом экстраполяции тенденции развития необходимо иметь надежные статистические данные о ходе процесса в прошлом за определенный промежуток времени, который вдвое-втрое превышает горизонт прогноза. Кроме этого, необходима тщательная оценка возможных качественных изменений в ходе процесса, что изучается.

Методы моделирования - это методы, с помощью которых осуществляется построение и исследование прогностических моделей объекта прогнозирования. Эти модели достаточно разнообразны. В их состав входят формализованы и неформалізовані историко-логические модели, сценарии, графы, имитационные и игровые модели, «дерево целей», «дерево проблем», системы показателей и т.д.

Имитационное моделирование - один из самых современных способов исследования и прогнозирования сложных систем. Его эффективность особенно возросла с появлением новых мощных информационных систем и технологий.

Имитационное моделирование можно определить как процесс конструирования математической модели реальной системы с дальнейшим исследованиям и проведением экспериментов на этой модели. В результате изучения поведения модели при различных условиях и разных значений параметров появляется возможность прогнозировать поведение реальной системы, предвидеть последствия тех или иных управленческих действий или изменений. Иначе говоря, эксперименты с самой системой или объектом моделирования заменяются экспериментами с его модельным описанием.

Это особенно важно во время исследования региональных и глобальных экологических и экономических процессов, когда прямой эксперимент или принципиально невозможен, или может привести к непредсказуемым последствиям.

Особенностью имитационного моделирования является также и то, что оно не требует точного формализованного описания системы. Вполне достаточно лишь в общих чертах знать главные принципы функционирования и взаимодействия элементов системы. Однако модель всегда должна быть построена по определенной научно обоснованной концепции или теории процесса, который исследуется. За имитационного моделирования определенного процесса или системы выполняются следующие основные операции:

1) дается словесное описание системы или процесса, что исследуется, его особенностей и целей, в достижении которых должно помочь имитационная модель;

2)   точно ставится задача, определяются первостепенные параметры модели устанавливаются взаимосвязи между ними;

3)   системы и процессы подвергаются формализованном описании, разрабатываются соответствующие компьютерные программы;

4)   на компьютере проводятся имитационные эксперименты с моделью, анализируются полученные результаты, прогнозируется будущее состояние поведения системы, процесса с учетом изменений тех или иных начальных условий.

Имитационное моделирование не требует больших человеческих и финансовых затрат: количество исследователей в группе не превышает семи человек. Их подбирают учитывая условия обеспечения комплексного междисциплинарного подхода. Г. Шеннон так описывает идеальную группу исследователей из имитационного моделирования:

- один или несколько специалистов по системному анализу;

- один или несколько специалистов по вычислительной техники, компьютерных технологий;

- один или несколько специалистов-эрудитов с богатым практическим опытом применительно к объекта моделирования;

- один или несколько экономистов-представителей фирм, учреждений, организаций, заинтересованных в результатах исследования.

Такая совокупность специалистов при условии их целеустремленных, согласованных действий обеспечивает комплексный, междисциплинарный характер исследований, что особенно важно для изучения сложных систем и процессов. Этот своеобразный «коллективный разум», заложенный в модель, превращает ее в форму самоосознания человека, поскольку объектом изучения становится мир, что окружает человека, то есть система «Человек - Мир».

Среди первых попыток построить имитационную модель следует отметить разработки 70-х годов группы сотрудников Вычислительного центра АН СССР во главе с Г. М. Моисееву. Эта группа создала имитационная модель истории политического, экономического и военного «соревнования» греческих полисов время Пелопоннесской войны. К построению такой модели были привлечены также ученые-историки, военные. Авторы составили около 2000 уравнений, которые достаточно полно описывали моделированные процессы. Модель помогла впервые обнаружить и понять много новых фактов истории Древней Греции: установлено реальную тогдашнюю стоимость шерсти и некоторых других товаров, выяснено количество вина (0,5 л в день), которую получал каждый раб, и т.д.

Кроме имитационных моделей, широкое применение получили исторические аналогии и сценарии будущего. Сценарий можно рассматривать как историко-системную модель социального или биосоциального развития. Впервые сценарий как метод выявления закономерностей и механизмов развития сложных биосоциальных систем был построен Г. Каном и А. Вейнером в книге «Год 2000» и определялся как гипотетическая последовательность событий. И этот, и другие сценарии выясняют:

  • во-первых, каким образом, шаг за шагом, может быть реализована та или иная теоретическая ситуация;
  • во-вторых, какие есть варианты на каждом этапе для каждого участника событий для того, чтобы отвлечь, облегчить или избежать негативного развития событий.

Построение «дерева целей» или «дерева проблем» - это графическое изображение этапов достижения целей или этапов решения определенных проблем. Цели или проблемы, изображены графически во взаимосвязи, имеют вид разветвленного дерева и отражают все потенциально возможные события, открытия, опасности, риски, альтернативные способы достижения цели.

Очень близким к рассмотренных методов является морфологический анализ, который широко применяется для изучения всех возможных альтернатив тех или иных процессов. Современный вид он приобрел благодаря трудам известного швейцарского астронома Ф. Цвикки.

Морфологический анализ основывается на том, что сложную проблему разбивают на отдельные «цели» прогнозирование, которым предоставляют определенную «вес». За каждой «целью» наброске 3-4 вероятные пути ее достижения, то есть варианты прогноза; предусматривают вероятность реализации каждого варианта.

Таким образом получают математическое ожидание как результат умножения «веса цели» на вероятность варианта ее достижения. Тот вариант, что имеет максимальное математическое ожидание, считается оптимальным и берется за основу практических действий.

Стоит отметить, что ни один из рассмотренных методов не может обеспечить высокую надежность прогноза. Поэтому на практике обычно обращаются к комбинированных, комплексных методов. Такой подход позволяет избавиться от недостатков отдельных методов и гарантировать большую точность и надежность прогнозов.

Типовая методика построения комплексного прогноза состоит из целого ряда стандартных операций:

¨    По-первое, это предварительная ориентация, определение целей, направлений, оптимальных временных интервалов прогноза, составление предварительных сценариев в мире политических, идеологических и социальных задач на прогнозируемый период, выбор основных методов и организационно-технических мероприятий.

¨    По-второе, это разработка выходного (базового) прогноза и определение основных параметров и факторов, влияющих на его поведение, уборки «фоновых» характеристик (социокультурных, экономических, политических и др.), которые могут влиять на состояние объекта прогнозирования.

¨    По-третье, разработку поискового прогноза прежде методами экстраполяции тенденций и экспертных процедур, построение на его основе «дерева проблем», которые необходимо решить.

¨    По-четвертое, разработка нормативного прогноза и построение на его основе «дерева целей», которых надо достичь оптимального решения имеющихся проблем.

¨    По-пятое, контрольная проверка точности и надежности прогноза на практике или с помощью экспертных процедур.

¨    По-шестое, формулировка рекомендаций для оптимального программирования, планирования, проектирования, управления.



Назад