Электронная онлайн библиотека

 
 Философия глобальных проблем современности

3. Парадоксы глобальной и региональной (национальной) безопасности


Высшая цель глобальной цивилизации - создание наднациональной мира человека, гражданина планеты Земля, единой человеческой общины. Но глобальный мировой дом «без стен» может оказаться неспособным обеспечить основные права человека, потому что отдельные люди и группировки могут потерять свою локальную (этническую, конфесіональну, традиционную) самоидентификацию и не выдержать конкуренции в глобализированном мире. Кроме того, ускоренный процесс глобализации неизбежно влечет за собой в новую цивилизацию старые социальные болезни (бедность, безработица, преступность, терроризм, коррупцию, эпидемии, демографический кризис, неконтролируемой миграции и др.).

ООН определила шесть основных причин криминализации человеческого общества под влиянием стремительной глобализации: по-первое, развитие демократии в обществах и странах, которые «не доросли» до либеральных ценностей и не могут ими правильно пользоваться (вследствие чего распространяются межэтнические, межконфессиональные, политические, территориальные конфликты, увеличивается количество беженцев); по-второе, расширение сферы влияния экономического либерализма (за счет чего международные и национальные олигархи захватили почти всю прибыль, возросла доля бедных людей, углубился раскол между бедными и богатыми в национальных обществах); по-третье, процесс интеграции мировой экономики, трансформация ее в глобальную систему (через который распространяется отток капиталов, квалифицированной рабочей силы и интеллекта в развитые страны-лидеры, криминализация власти, капитала и др.); по-четвертое, рост опасности для человека (в результате чего порождается экономический, психологический, информационный дискомфорт человека, ограничивается фактическая ее свобода и т.д.); по-пятое, осуществление идеологического диктата и насилия над человеком с помощью средств массовой информации (с целью чего тиражируются опасные образцы поведения человека, культ силы, безнравственность и т.п.); по-шестое, усиление административного давления на людей, лишения их реального права выбора (для чего монополизируется власть, собственность, появляется феномен подражания не только собственности, но и власти).

Под термином «глобальная безопасность» будем понимать безопасное развитие человечества, человеческой цивилизации, экосистемы «Человек - Мир». Термин «региональная (национальная) безопасность» определим как безопасный свободное развитие каждого составляющей этой системы, то есть каждого человека, страны, локальной цивилизации. При этом термин «безопасность» охватывает экономические, политические, научные, технические, экологические, правозащитные, социальные, медицинские и другие аспекты жизнедеятельности людей и различных форм общественной организации. Что касается термина «парадокс», то он характеризует ситуацию острой разногласия с общепринятой ортодоксальной мнением. В более узком и специальном формально-логическом смысле парадокс - это два несовместимых противоположных утверждения, для каждого из которых есть убедительные аргументы и доказательства.

Еще И. Кант выделял четыре антиномии, или четыре пары взаимоисключающих теорем:

1) мир является конечным в пространстве и времени (тезис); мир бесконечен в пространстве и времени (антитезис);

2) все в мире является простым и неделимым (тезис); все в мире является сложным, и все можно поделить (антитезис);

3) в мире существует свобода, все происходит случайно (тезис); в мире нет свободы, все происходит за необходимыми законами природы (антитезис);

4) существует Бог как первопричина мира (тезис); не существует никакой первопричины мира (антитезис).

С помощью формальной логики мыслитель доказывает все эти тезисы и антитезисы и делает вывод, что они существуют только в уме человека, а не в объективной действительности. Именно поэтому И. Кант не видел способов их теоретического решения.

Гегель и Маркс эти тезисы и антитезисы рассматривают как объективные противоположные стороны развития, бытия и мышления. Разница между ними лишь в толковании первоосновы развития: у Гегеля она идеальна, у Маркса - материальная.

Первый парадокс глобальной безопасности лежит в плоскости противоречия «глобальность - региональность». Проблема, которая заложена в этом парадоксе, фиксирует некоторые расхождения между требованиями относительно понимания безопасности на глобальном и региональном уровнях. Например, с точки зрения глобалистики необходимо отказаться от оружия массового уничтожения, но конкретная политическая ситуация в некоторых регионах такая, что только наличие такого оружия в известных государствах сдерживает их потенциальных противников от попытки «помыть свои сапоги в водах Индийского океана».

Второй парадокс глобальной безопасности заключается в противоречии «свобода - необходимость». Проблема, которая отражена в этом парадоксе, касается степени ограничений свободы, чтобы человеческое общество не превратилось в планетарный концентрационный лагерь. Она формулируется так: чрезмерная безопасность порождает чрезмерную несвободу, но и чрезмерная свобода приводит к нехватке любой безопасности. Можно проиллюстрировать этот парадокс примером по безопасности движения на дорогах: идеальная работа службы ГАИ связана с ограничением свободы движения автотранспорта и пешеходов, и наоборот, свободное движение автотранспорта и пешеходов приводит к снижению безопасности на дорогах. Разрешение этого парадокса возможно в поисках степени свободы и степени необходимости в создании определенных защитных механизмов как против лозунга Н. Махно («Анархия - мать порядка»), так и против лозунга «старшего брата» из антиутопии
Дж. Оруэлла («Свобода - это рабство»).

Третий парадокс глобальной безопасности - в противоречия «стабильность - изменчивость» и пов'заний с несовершенством законодательной базы как на региональном (национальном), так и на международном уровнях (глобальном), а также с синергетическим эффектом тенденций «порядок - хаос». Парадокс в том, что с точки зрения глобалистики международные правовые документы более универсальные, открытые, направленные в будущее, а региональные (национальные) более уникальны, закрытые, ограниченные прошлым, традициями, а иногда и выходом за пределы норм правового поля, то есть изменения «правил игры в ходе самой игры». С одной стороны, безопасность нуждается в стабильности, постоянства, а с другой - без развития нельзя обеспечить жизнеспособности никакой системы. Кроме того, нет глобальной безопасности без региональной (национальной) безопасности, и ни одну региональную (национальную) безопасность нельзя обеспечить вне системы глобальной безопасности.



Назад