Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

Вступление


На пороге третьего тысячелетия западный бизнес, по оценкам некоторых аналитиков, начал переживать кризис лидерства. Лишь 21% руководителей крупнейших корпораций мира выразили уверенность в том, что смогут эффективно управлять своими организациями в XXI веке. Исследованиями Колумбийского университета установлено, что топ-менеджер современной американской корпорации держится в среднем 4 года (а в некоторых компаниях 2,5 года), то есть вдвое меньше, чем его предшественники несколько десятилетий назад. Если раньше причиной увольнения их были плохие финансовые показатели, то сейчас - отсутствие способностей к лидерству, неумение работать с людьми, то есть общаться и взаимодействовать с ними [368]. Все больше ученых по менеджменту и практиков склоняются к мысли, что XXI век требует командной модели лидерства.

Основные тенденции развития экономики требуют соответствующих изменений менеджмента. Организации должны быть гибкими, чтобы быстрее реагировать на потребности рынка и действия конкурентов, более оперативно внедрять в повседневную жизнь новые технологии и новые идеи, они имеют все время развиваться, чтобы быть конкурентоспособными. Таким организациям требуются менеджеры-архитекторы, которые смогут создавать будущее, предвидеть изменения и своевременно осуществлять их, задействовав в этих процессах других людей, умело общаясь и взаимодействуя с ними. При этих условиях менеджеры должны относиться к культуре общения как к инструменту своей профессиональной деятельности. "Навыкам общения, которые имеют очень большое значение для менеджера, можно научиться. Для этого нужны внутреннее стремление, мотивация и соответствующий коэффициент умственных способностей," - отмечал в одном из интервью Уоррен Бенніс, ведущий межнациональный эксперт по вопросам культуры бизнеса и лидерства.

Менеджеры не только сами должны заботиться о повышении своей коммуникативной компетентности, но и создавать в организации, где работают, такую атмосферу, чтобы и другие общались и взаимодействовали на гуманистическом уровне, то есть способствовать формированию в ней корпоративной культуры. Между корпоративной культурой, основой которой является культура общения, и экономическими результатами деятельности организации существует очень тесная связь.

Исходя а этого и с целью оказания помощи в подготовке менеджеров, способных успешно работать в современных условиях, автором разработан учебный курс "Культура делового общения менеджера". До этого курса автором подготовлено учебное пособие, который состоит из 11 тем. При составлении тематического плана их можно разбить на два модуля. До первого рекомендуется отнести 1-б темы, где освещаются культура общения как инструмент профессиональной деятельности менеджера, этические принципы, психологическая природа общения, его средства и формы. Второй модуль охватывает 6-10 темы, в которых говорится о культуре общения как основу корпоративной культуры организации, ценности и психологические механизмы взаимодействия в организации, внешние признаки корпоративной культуры и особенности делового общения с иностранцами. Последнюю тему о роли менеджмента в формировании культуры в организации (как личностной работников, так и корпоративной) можно рассмотреть на завершение всего курса.

К каждой теме прилагается перечень контрольных вопросов и темы для рассмотрения на практических занятиях. Отдельно подается список использованной и рекомендуемой литературы.

При подготовке пособия автором использованы научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, литературу по менеджменту, социологии, этики и психологии, изучено лучший опыт работы в этом направлении самых известных менеджеров мира (как в печатном виде, так и поданном в Интернете). Кроме того, автор опирается и на собственный многолетний опыт практической и научной работы.

Пособие посвящено памяти Георгия Семеновича Чайки, менеджера и просто замечательного человека. Своей жизнью, отношением к людям он учил, что в любой звене управления главной ценностью является человек и надо бережно относиться к ней.

Автор выражает искреннюю признательность профессору Киевского гуманитарного института Чмут Тамаре Купріянівні, которая в свое время приняла автора к такой интересной и важной проблемы, как культура общения. Она всегда искренне делится своими знаниями, сама является образцом культуры общения. Искренне благодарю также преподавателям, сотрудникам и студентам Киевского гуманитарного института за совместную и плодотворную работу, взаимопонимания и взаимообогащения. Особая благодарность заведующей кафедрой менеджмента внешнеэкономической деятельности, профессору Шепелюк Галине Александровне за предоставленную возможность разработать и читать этот курс, создание прекрасной атмосферы для работы, раскрытия профессионального и творческого роста.

Искреннюю благодарность автор выражает молодой художницы Елене Науменко за художественное оформление книги и желает ей дальнейших успехов и творческих взлетов.

Пособие может быть использовано для дневной, заочной и дистанционной форм обучения будущих менеджеров, а также пригодиться всем тем, кого интересуют проблемы повышения культуры общения.



Назад