Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

2.1. Деловая этика в бизнесе


В кинофильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс" героиня обращается к купцу за помощью, а он ей отвечает: "Не могу. Я дал купеческое слово". - "А что же такое - это купеческое слово?" - "Это тяжелые цепи, которые я не могу разорвать". Купеческое слово, слово чести офицера - это этические принципы, которые определяли жизнь и деятельность наших предков. Известно, что за рубежом очень часто крупные сделки осуществляются по телефону. В то же время, известно также, что инвестиции в Украину предоставляются иностранными инвесторами не очень охотно, потому что не доверяют нам, поскольку наши предприниматели не всегда придерживаются не только слова, но и подписанных контрактов, нарушают этические принципы ведения бизнеса, деловую этику.

Этика - это представление о правильное или неправильное поведение во время достижения конкретной цели [144, с. 394]. Деловая этика - это система общих этических норм и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и взаимодействия. Она проявляется как на микроуровне - это нравственные отношения в организациях, так и на макроуровне - это моральные отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Деловая этика регулирует отношения бизнесмена, предпринимателя, менеджера со своими партнерами, конкурентами, клиентами, сотрудниками и т.д. Учитывая нее происходит [54, с. 14-16]:

• регулирование отношений между экономическими субъектами рынка на основании выполнения договорных обязательств и соблюдение права. Речь идет о выполнении сторонами контрактных обязательств, покрытие убытков партнеру в случае причинения вреда, предотвращения нарушением деловой практики и свободной конкуренции; соблюдения правил и норм, касающихся рекламы, использование товарных знаков, защиты прав промышленной собственности, справедливых условий осуществления совместной предпринимательской деятельности. Отдельные нормы деловой этики включаются в условия договоров, как например: добросовестное выполнение обязательств, соблюдение интересов контрагента, условий договора, разумные действия и др.;

• выполнение норм и правил государственного регулирования, устанавливающие меры контроля со стороны государства за соблюдением законодательства, стандартов, постановлений и распоряжений по конкретным вопросам предпринимательской деятельности. Уважение к закону является одним из важнейших жизненных принципов, которым должен руководствоваться бизнес, потому что он может нормально развиваться только в правовом государстве на основе развитого законодательства. В то же время государство должно способствовать повышению этических норм и культуры бизнеса стимулированием честности, добросовестности и порядочности и наказанием за нарушение морали соответствующими санкциями;

• регулирование отношений бизнеса с потребителями. Речь идет о добросовестное отношение к потребителю. Реклама должна иметь честный и достоверный характер, а также удовлетворять требования потребителей относительно количества, качества, ассортимента, новизны, технических характеристик выпускаемых товаров на рынок. Предусматривается обязательное соблюдение стандартов и требований по сертификации продукции, обеспечения интересов потребителей;

• отношения бизнеса с обществом. Предполагается, что руководители обязаны принимать решения и осуществлять действия, направленные на повышение уровня жизни как сотрудников самой организации, так и общества в целом;

• культуры делового партнерства - соблюдение партнерских отношений, построенных на доверии, добропорядочности, честности, чувстве долга, умение держать свое слово; исключение обмана, безответственности, злоупотреблений доверием партнера и др., а также обеспечения этичного отношения предпринимателя до своих работников, уважение к людям и чувство гуманности.

В международной коммерческой практике этика бизнеса - это совокупность норм и правил, разработанных и принятых на многосторонней основе, которые определяют отношения между хозяйственными субъектами разных стран, выступающих контрагентами в международных соглашениях. Из международных этико-правовых норм должны выходить многосторонние соглашения, резолюции, декларации, документы, которые производятся международными экономическими организациями (как межправительственными и неправительственными), к которым присоединилась страна - участница международного соглашения. Поскольку международный бизнес подразумевает как деловые операции между фирмами, которые выступают как независимые субъекты рынка, так и внутрифирменные операции, которые осуществляются в рамках транснациональных корпораций (ТНК), которые расположены в разных странах и взаимодействуют между собой, то регулирования этико-правовых отношений охватывает международную коммерческую практику в целом и все виды операций, которые осуществляются фирмами [54].

Джим Коллинз в книге "От хорошего к великому", которая по рейтингу вошла в лучших бизнес-книг, написанных за последние двадцать лет, писал: "объединяя культуру дисциплины с этикой предпринимательства, вы получаете магию выдающихся результатов" [138]. К сожалению, приходится констатировать, что среди тех, кто сегодня занимается бизнесом, есть немало таких, кто находится в противоречии с законодательством и этическими требованиями. Поэтому предпринимательская деятельность в сознании людей плохо связывается с моралью, этикой и культурой. Одной из причин является тотальный кризис доверия как морально-психологической основы деловых взаимоотношений [39, с, 86-124]. Согласно проведенным опросам 65% респондентов считают, что общий уровень деловой этики в Украине за последние десять лет снизился. Среди сомнительных видов деловой активности, что все чаще применяются, опрошенные назвали взятки, подделку документов, неправильные финансовые отчеты, манипулирования, ценовой сговор. По результатам опроса, 80% населения Украины негативно оценивают работу чиновников, считают их взяточниками. Согласно другому опросу более 40% респондентов отметили, что начальство заставляет их делать то, что они считают неэтичным. Наше общество имеет циничный взгляд на этические стандарты и нормы управления, потому что все знают, что руководителю иногда приходится поступаться моральными принципами в своей деятельности. Однако некоторых это совсем не шокирует, а некоторые считают это неотъемлемой частью бизнеса [248, с. 113]. На вопрос, что нужно делать, чтобы достичь успеха в бизнесе, молодые люди в основном отвечают так: "врать", "не иметь совести", "выявлять наглость" [197, с. 98].

В связи с этим, можно ли говорить об этике бизнеса? Иногда говорят, что понятие "этика бизнеса" является оксюмороном (понятие, введенное П. Друкером), то есть противоречивым в самом сочетании слов, противоположных по своему значению (типа "мокрый огонь" или "горячий снег") [149]. К тому же о какой культуре" о какую этику можно говорить в условиях жесткой конкуренции, борьбы за выживание, прессинга со стороны властных структур? К сожалению, в нашем обществе бизнес-деятельность ассоциируется с жестким поведением относительно друг друга. Проблема заключается в том, что то, что является благом для одного, не всегда будет благом для второго. В таком случае возникает своеобразная моральная спор, когда каждая из сторон считает свою (и только!) позицию правильной. Но на уровне здравого смысла мы понимаем, что экономика может быть эффективной, бизнес успешным только тогда, если его участники будут руководствоваться общечеловеческими моральными ценностями. Кто же захочет иметь дела, тем более долгосрочные отношения с партнерами, которым нельзя доверять? Поэтому менеджерам для успешного бизнеса необходимо формировать имидж "хорошего"., надежного партнера. И те, кто это понимают, прилагают много усилий и средств для создания положительного имиджа и его постоянного поддержания, чтобы партнеры по бизнесу и клиенты относились к ним с доверием. Если же повседневные действия не соответствуют такому имиджу, то рано или поздно партнеры пойдут прочь, клиенты потеряют доверие. Следствием этого может стать банкротство организации.

Развитые страны мира очень заботятся о формировании позитивного имиджа своих компаний и его повседневную поддержания. Например, в Соединенных Штатах Америки в законодательстве относительно бизнеса учитываются такие общечеловеческие ценности, как честность, прямота, доверие и справедливость в коммерческих отношениях. Здесь большое значение придают раскрытию информации как одному из правил этики бизнеса. Это делается для того, чтобы не допускать монопольного положения производителей на рынке; не давать возможности кому диктовать обществу свои условия и стандарты поведения; не допускать преимуществ иностранных компаний над национальными и т.п . [54, с. 19]. В американском бизнесе неэтичным поведением является взяточничество, мошенничество, коррупция, неуплата налогов (это преследуется законом). Если менеджера будет пойман на том, что взял ценный подарок от клиента, то от его услуг компания сразу отказывается, хотя он и является успешным менеджером и приносит компании прибыль.

Говоря об этике бизнеса, известный менеджер Джордж Сорос в книге "Кризис мирового капитализма" пишет, что современное общество страдает от острой нехватки общечеловеческих ценностей и что рыночные ценности проникли в такие отрасли общества, которые ранее руководствовались нерыночными отношениями (например, политику, право, медицину, образование и т.д.), и накладывают на них, а также на межличностные взаимоотношения свой отпечаток. Особенно это проявляется в странах с переходной экономикой, где моральные нормы иногда рассматриваются как препятствие для достижения прибыли, а социальные ценности уступают рыночным. Когда же мотив прибыли возвышается до уровня морального принципа, то начинает процветать коррупция. Тогда компании, которые создаются, например, в области здравоохранения, работают не ради спасения жизни людей, а для того, чтобы получать прибыль. А худшим является то, что в таком

обществе о людях судят не по их добродетелями, деловыми и умственными способностями, а за тем, сколько денег они приносят. "Возведение прибыли в ранг этического принципа - это самая большая ошибка человечества, - пишет Дж. Сорос, - а подменять меркантильными ценностями все остальные - значит толкать человечество в направлении опасного дисбаланса и подавлять все человеческие надежды" [314].

Для успешного развития предпринимательства и общества в целом такую ситуацию следует изменить. Лучшие организации, их менеджеры это делают, излагая свои морально-этические нормы и правила в форме кодексов.



Назад