Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

2.2. Этические кодексы, их значение для формирования этического поведения в организации


Первым универсальным кодексом, который олицетворял собой набор общечеловеческих ценностей, можно назвать возведение религиозных правил (в частности, Десять заповедей Ветхого Завета). Кодекс этики в бизнесе - это свод нравственных принципов, моральных норм и правил поведения одного лица или группы лиц, которые определяют оценку их действий с точки зрения взаимоотношений с другими субъектами бизнеса, отношений в коллективе и в обществе на основе соблюдения моральных норм и принципов, которые разделяются ними [54].

На предприятиях, в организациях разрабатываются кодексы общения и поведения работников. В науке чаще всего употребляется понятие "этические кодексы". Ученые выделяют такие типы этических кодексов:

• кодексы, регулирующие документ с детально разработанным правилам, включая санкции, предусмотренные в случаях нарушения кодекса (например, контракты);

• кодексы, регулирующие обязательства перед клиентами, вкладчиками, акционерами, сотрудниками и т.д. Это социальные кодексы;

• кодексы, которые включают положения о ценности организации, ее философию и цели (преподают основы корпоративной культуры). Это корпоративные кодексы;

• кодексы, которые определяют межличностные отношения в организации и согласовывают интересы работников и организации (например, соглашения, заключаемые между администрацией и профсоюзом). Это профессиональные кодексы.

Рассмотрим корпоративные кодексы, регулирующие деятельность организаций как на внутреннем, так и на международном рынке. Считают, что родоначальниками корпоративных кодексов были японские компании, которые доказали регламентации поведения работников до абсолюта. Потом кодексы стали широко внедряться в Соединенных Штатах Америки, особенно после скандала, который привел к отставке президента Г. Никсона. Тогда много американских компаний, чтобы заверить общественность в своих добродетелях, опубликовали свои этические кодексы. В них помимо общих положений об этике рынка и бизнеса было включено этические нормы, которые касались поведения ее работников. Этими нормами запрещались взятки, мошенничество, подарки, выплаты незаконно полученных денег, разжигания конфликтов, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной на доверчивых условиях, противоправное поведение ради интересов фирмы.

Каждый, кто знаком с историей создания и развития известной американской компании IBM, согласится с тем, что своим успехом она в большой степени обязана морально-этическим идеям ее основателя Т. Дж. Уотсона-старшего. Он, как честолюбивый предприниматель, безусловно, хотел видеть свою компанию успешной, но, имея собственные моральные ценности, не хотел это сделать в любой способ. Он решил объединить людей, которые у него работают, единственной целью, и для этого разработал кодекс поведения работников, принципы которого очень просты: 1) каждый человек заслуживает уважения; 2) каждый клиент компании имеет право на особое внимание и самое лучшее обслуживание; 3) все, что делается в компании, должно постоянно совершенствоваться. Этот подход стал стержнем существования и деятельности компании. Установленных этических принципов придерживаются и в настоящее время все сотрудники компании - от администраторов высшего ранга до пособников. Видимо поэтому за годы существования IBM здесь никого не уволили по сокращению программ, штатов, ассортимента продукции или бюджета. Но независимо от должности расставались с тем человеком, который нарушал моральные нормы компании и не желала сотрудничать с другими [288, с. 60-67, 263-268].

Этический кодекс может иметь любая организация - как крупная корпорация, так и немногочисленная структура. Каждая компания разрабатывает свой кодекс и дает ему свое название, например: "Кодекс деловой этики" "Проктор энд Гэмбл" (Procter and Gambl), "Кодекс принципов деловой этики" "Юнилевер" (Unilever), "свод правил деловой этики" (Галф), "свода общих деловых принципов компании" "Ройял-датч-Шелл" (Royal Dutch Shell), "Кодекс делового поведения" "Кока-кола" (Coca Cola). По оценке журнала Fortune в США 450 из 500 лучших американских компаний и почти 50% всех других имеют этические кодексы [54]. В кодексе этики компании "Эпл Консалтинг" (Apple-Consulting), что уже несколько лет работает в Украине, среди прочего записано: "Консультанты компании берут на себя обязательства ставить интересы текущих и перспективных клиентов свыше собственные, сохранять независимость взглядов и действий, держать дела своих клиентов в строгом секрете, стремиться постоянно повышать свое профессиональное мастерство, соблюдать и развивать стандарты управленческого консультирования, поддерживать честь и достоинство профессии и придерживаться высоких стандартов личного поведения". В последнее время этические кодексы начали разрабатывать и внедрять в жизнь и наиболее жизнеспособные украинские организации. Ключевыми стандартам компетенций (рабочей поведения) в них следующие: ориентация на клиента, мотивация на успех, надежность, творчество, доброжелательные отношения руководства с персоналом, командная работа и др.

Корпоративные кодексы в организациях выполняют следующие основные функции:

• управленческую - регламентируют поведение персонала, приоритеты во взаимодействии с клиентами, акционерами, партнерами, конкурентами, внешней средой; определяют порядок принятия решения и неприемлемые формы поведения;

• развития корпоративной культуры в организации - транслируют корпоративные ценности, ориентируют работников на единые корпоративные цели, тем самым повышают корпоративную идентичность работников;

• репутационный - формируют доверие к организации со стороны внешней среды, повышают ее инвестиционную привлекательность.

Как правило, корпоративные кодексы имеют две части: идеологическую и нормативную. В идеологической части закладывается философия организации (формулируются миссия, цели и ценности). Она включает в себя этические принципы, положенные в основу мышления и деятельности руководства. Формирование этих ключевых принципов имеет главной целью создать определенный образ организации, изложить то, что будет способствовать ее репутации. Нормативная часть (здесь есть стандарты поведения различных групп работников, регламентируются нормы их общения и взаимодействия) содержит в себе положения, отражающие принципы и правила делового поведения в конкретной организации, ответственность администрации в отношении работников, регламентируют взаимоотношения с окружающей средой - клиентами, акционерами, партнерами, конкурентами.

Если организация закрепила свою философию в виде кодекса, то для преобразования задекларированных принципов в жизни нужно, чтобы:

• руководство организации, ее менеджеры ежедневно их выполняли, показывая личный пример;

• внедрение принципов тесно было связано с мотивацией работников, системой материального и морального поощрения;

• выбранная философия сначала стала реальностью в организации, а затем переносилась во внешнюю среду;

• философия доводилась до потребителей под лозунгом: "Вот такие принципы, по которым мы работаем для вас, оценивайте нас по результатам".

Профессиональные кодексы выходят из профессиональной этики и регулируют отношения в профессиональных сообществах и эффективные для "свободных профессий". Профессиональная этика - это конкретно определенный набор моральных норм, который служит руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональные кодексы основываются на таких же принципах этики, как и корпоративные кодексы, но содержат в себе стандарты поведения относительно конкретной профессии или вида деятельности. Кодексы регламентируют поведение специалистов в сложных ситуациях, характерных для определенной профессии, повышают статус сообщества в обществе, формируют доверие к представителям этой профессии, усиливают ее значимость.

Одним из первых профессиональных кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Ныне кодексы профессиональной этики разрабатывают союза предпринимателей, объединения банкиров, ассоциации рекламных агентств и т.п. Например, Союз промышленников и предпринимателей России создала комиссию по этике и разработала "Хартию корпоративной и деловой этики", в которой предполагается объявления бойкота тем предпринимателям, которые нарушают деловую этику. Эта хартия рассматривается как шаг к цивилизованному разрешению противоречий между предпринимателями. Кодекс этики и стандартов профессиональной практики утвердила недавно создана Украинская ассоциация менеджеров-консультантов. В нем закреплено, что члены ассоциации обязуются сохранять высокий нравственный и гражданский уровень деятельности, осуществлять ее таким образом, чтобы служить обществу в соответствии с существующих профессиональных стандартов компетентности, объективности и честности.

На Третьем Европейском симпозиуме по менеджменту, который состоялся в 1973 г. в г. Давосе, была предпринята попытка упорядочить этические нормы менеджмента. Было предложено примерный кодекс этики поведения менеджеров. В нем было заложено, что профессиональным задачей менеджера является служение клиентам, акционерам, сотрудникам и обществу, приводились в равновесие их интересы, которые часто противоречат друг другу [31, с. 47].

Много крупных фирм и корпораций на Западе, принимая этические кодексы, вводят до штатного расписания психологов и специалистов по этике. Сейчас это уже норма, а не исключение. Опыт в этом направлении США, Германии, Японии свидетельствует, что затраты на морально-психологическую поддержку персонала является не только объективно необходимыми, но и такими, которые окупаются. Организации гораздо дешевле создать нормальные условия для продуктивной деятельности своих работников, чем потом компенсировать дополнительные затраты на обучение и переподготовку новых людей или на возмещение расходов через конфликты и забастовки.

Отдельные организации в Украине также уже имеют определенный опыт организации этико-психологической поддержки работников. В некоторых высших учебных заведениях, например, работают психологические службы, задачами которых является содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов, профилактика и коррекция отклонений в нем. В Киевском гуманитарном институте, например, осуществляется программа психологической поддержки подготовки менеджеров. На отдельных предприятиях Украины создан этические службы, а в некоторых - протокольные службы, которые обеспечивают соблюдение этикета во взаимоотношениях с иностранцами, особенно во время установления контактов и проведение официальных переговоров. Однако такой опыт пока внедряется медленно. Большинство руководителей еще не осознали необходимости морально-психологической поддержки людей. Не хватает соответствующих методических разработок, нет средств для решения этой проблемы.

С распространением международных экономических отношений проблемы этического регулирования бизнеса в конце прошлого века приобрели интернационального характера. В связи с этим усилиями ООН, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной торговой палаты было принято международные свод правил, регулирующих поведение субъектов хозяйственной деятельности, которые занимаются международным бизнесом. Значительную работу в этом направлении ведет и Совет Европы. Международной торговой палатой было принято два сводных документы, адресованных предпринимателям, общие нормы поведения инвесторов в иностранном государстве и в борьбе с коррупцией [54].

Особое значение этот вопрос приобрел в связи с расширением деятельности транснациональных компаний (ТНК). Они через свою организационную структуру не могут быть объектом регулирования и подлежать праву одного государства. Именно поэтому был поставлен вопрос о создании и принятии кодекса поведения для международной них. Проект кодекса поведения ТНК, разработанный в ООН, было принято в 1980 г., а пересматривался он и уточнялся в 1985 и 1988 гг. Работа над кодексом продолжается и ныне. С целью регулирования деятельности ТНК в этическом плане рассматривались следующие вопросы:

• обеспечить уважение со стороны транснациональных корпораций к национального суверенитета стран, в которых они оперируют, и обязать соблюдать местных законов, постановлений и административных распоряжений;

• обязать ТНК отвечать в своей деятельности целям, приоритетам и политике стран, в которых они оперируют, а также уважать местные социальные и культурные принципы и ценности;

• обеспечить уважение со стороны ТНК прав человека и основных свобод;

• запретить ТНК вмешиваться во внутриполитический процесс суверенных государств и в межгосударственные отношения;

• содержать ТНК от коррупции в экономике и политике.

Большое значение межправительственными организациями, объединениями предпринимателей разных стран предоставляется вопросам этического регулирования рекламной деятельности, установлению нормативов и этических норм, которые должны быть положены в основу национального законодательства о рекламе. Международной торговой палатой уже разработан Международный кодекс рекламной деятельности, которым руководствуются предприниматели в 17 странах. В нем содержатся этические нормы и стандарты рекламной деятельности, основные из них следующие: реклама должна быть законной, приличной, честной и правдивой; она должна соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности; она не должна злоупотреблять доверием общественности и потребителя и не должна вводить потребителя в заблуждение [54].

Следовательно, развитие партнерских отношений и растущая зависимость бизнеса организаций как на национальном, так и международном рынке стимулировали развитие деловой этики. Этические требования находят отражение в корпоративных и профессиональных кодексах и становятся ядром корпоративной культуры организаций.



Назад