Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

2.3. Мораль, нравственные ценности и моральная культура


Моральные принципы общения, а в то же время моральные правила и нормы, которые регулировали человеческое взаимодействие, закладывались в процессе развития человеческой жизни. Эти правила и нормы накапливались, с одной стороны, в обычаях и писаных и неписаных традициях народов разных стран, а с другой - они узагальнювались в трудах мыслителей и ученых, которые осмысливали универсальные этические правила и нормы, традиции и законы.

Еще в Древнем Єгипті этической требованием была такая: "Не имей злых намерений относительно других людей, иначе боги накажут тебя" [261]. В наиболее общем виде этические поиски дошли до наших дней в Золотом правиле нравственности. В этике так называют библейскую заповедь: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними". Как видим, в этом правиле заложено одно из первых в истории человечества формулировки морального принципа равенства между людьми. Согласно им моральные требования в равной мере должны распространяться на всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. В личностном плане этот принцип предусматривает, что при оценке поведения других людей каждый человек должен исходить из тех же требований, которые она предъявляет к себе. В уточненном виде Золотое правило нашло отражение в "Моральном (этическом) законе" И. Канта. Он дал такую его интерпретацию: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству [310]. Кстати, на том, что и в бизнесе должно действовать Золотое правило нравственности и подчеркивает Дж. Сорос [314].

Еще в древнерусской летописи "Повесть временных лет", составленном монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, подано своеобразный образ "коллективной морали" или, точнее, коллективной моральной ответственности. Логика этой ответственности такова, что все люди, которые живут и страдают вместе, должны жить праведно. Со времен крещения Руси церковь начала разграничивать такие понятия, как "преступление" и "грех". Если "грех" - это моральная несправедливость или нарушение Божьего Закона, то "преступление" - это нарушение закона общечеловеческого [276, с. 219].

Своеобразным первым моральным кодексом "Поучения" князя Владимира Мономаха. К этических норм принадлежат его требования: "не ленитесь", "берегитесь лжи и пьянства и блуда", "до старшего надо относиться, как к отцу, а к молодым, как к братьям" и др. В его "Поучении" находим: "...надо иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и придерживаться слова Господня..., мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви находиться, без лукавого умысла назидая, а больше вдумываться, не бесится словом, не осуждать языке, не много смеяться, стесняться старших; ...вести себя благочестиво, научиться глазами управлению, языке содержанию, ума упокорюванню, телу підкорянню, в мнении соблюдать чистоту, побуждая себя к добрых дел...; не забывайте того доброго, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь...; ни одного человека не пропустите, не поприветствовав ее и не подарив ей доброе слово..." [299, с. 194]. То есть здесь уже речь идет о морали во взаимоотношениях между людьми и общении.

Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь. Это то, что в реальной жизни управляет поведением человека. Когда мы рассматриваем мораль, то имеем в виду ее [70]:

• во-первых, как характеристику личности, совокупность ее моральных качеств (правдивость, честность, благотворительность и др.);

• во-вторых, как характеристику взаимоотношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, правил, заповедей).

Поскольку человек живет в обществе и зависит от него, то события, которые происходят в отдельной стране и в мире в целом, заставляют п пересматривать свою систему ценностей. На ранних стадиях становления капитализма взаимоотношения между людьми как в быту, так и при решении экономических вопросов в определенной степени регулировались высшими ценностями, в том числе религиозными. В условиях развития рыночных отношений человек становится более прагматичным, а общество под влиянием денег делается все более рациональным. Деньги начинают выступать средством любого обмена, в частности в экономике, в искусстве, в науке. Проявляется отношение к себе и к другим как к товару, который можно продать и купить якнайвигиднише. В конце концов, сам человек становится товаром [352]. Однако такое общество, которое стоит на пути "деньги ради денег", "производство ради производства" обречено к моральному упадку, а хуже всего то, что к упадку приводит людей. Для того чтобы этого не случилось, необходимо вернуться, но уже на более высоком уровне, к обязательной первичности этических норм над стремлением достичь экономических результатов любой ценой.

Известный американский ученый, представитель неофрейдизма гуманистической направленности Е. Фромм разделяет людей на тех, у кого главная цель жизни - "быть" (то есть стать значимой, неповторимой личностью), и тех, которые в основном стремятся к тому, чтобы "иметь" [351]. Люди, которые живут руководствуясь принципом "мать", обязательно хотят получить нечто от любой взаимодействия с другими: работу, повышении в должности, определенные знания, денежное вознаграждение, какую льготу для себя и др. Эти люди страдают, если некто (даже друзья) получил больше. Они старательно готовятся к любой встрече, продумывают тему разговора, специально подбирают средства, с помощью которых будут влиять на другого, чтобы достичь своей цели. Они могут показаться интересными и притягивать к себе, но это нередко лишь результат воспроизведения выбранной роли, скрытого желания манипулировать другими. Полной противоположностью таким людям есть те, которые руководствуются в жизни принципу "быть". Они подходят к конкретной ситуации без специальной подготовки, их реакция непосредственная и производительная. Оставаясь всегда собой, они рассчитывают на то, что во время общения с другими обязательно появится нечто новое и цікаве. их мало беспокоит то, что они могут потерять нечто. Эти люди не завистливые, не страдают, если другой имеет более. Они не соперники, а партнеры, потому что пытаются иметь от взаимодействия и общения с другими еще и радость, а не победу любой ценой.

Этическая ориентация предпринимателей влияет на их деловые и личностные качества предпринимателей и тем самым на содержание всех отношений, в которые они вступают. Основными этическими типами современных предпринимателей сегодня выступают "акулы" и "дельфины" [319, с. 168-170]. "Акулы" - этот тип стал первым в историческом времени и более распространенным; "дельфины" - это более поздний тип в историческом времени, но начинает ныне широко утверждаться. Между ними можно выделить определенные различия в отношении (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Этические типы предпринимателей и их моральные ценности

Отношение "Акулы" "Дельфины"
1 2 3
К людям Люди, кроме меня, в основном, плохие; они не ценят добро и понимают только силу. Это объекты, которые следует использовать. Конкурент - мой враг, которого следует устранять Большинство людей достойны уважения и доверия. Добром можно достичь большего, чем силой. Искренность и доверие - основа деловых отношений. Других следует пытаться понять
К обществу Это собрание людей, одни из которых могут быть мне полезны, другие - нет Общество следует уважать, а законы соблюдать
К себе Я лучше всех Я, в общем, неплохая человек и достойна уважения
До мира и природы Мир враждебен, реальны только материальные ценности. От природы следует брать все, что можно Мир прекрасен, а жизнь - величайшее благо. Ценности существуют не только материальные, но и духовные. Природу надо беречь
К духовных ценностей Может Бог и существует, но его законы и законы бизнеса - разные вещи. Однако, выгодно иметь репутацию человека верующего Есть законы, которые мы ощущаем в себе: совесть, сочувствие к горю других людей. Я нахожу в вере опору и поддержку, а помогаю другим том, что этим самым помогаю себе
К делу Мое дело - основа моей власти, средство защиты от людей и общества Мое дело - мое назначение, способ самореализации. Это возможность жить лучше самому и помогать в этом другим
К риска Определяется только соотношением между ожидаемым доходом и потенциальной опасностью Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемым доходом и опасностью уничтожить дело, навредить другим людям
К цели жизни Я живу для себя, чтобы иметь больше денег, власти, все лучшее и жить как можно дольше Я живу, чтобы сделать жизнь - свою и других - лучше, чтобы оставить добрую память о себе, чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением
К засобівдосягненнямети Любой моральный выбор определяется только материальными результатами Средства выбираю такие, которые соответствуют закону и не противоречат моим моральным принципам. Опора на свои силы и доверие к партнерам
К друзей и врагов Потенциально все люди конкуренты в борьбе за материальные блага, но с некоторыми можно временно кооперироваться Потенциально все люди могут быть партнерами во взаимовыгодном сотрудничестве. Главный критерий выбора - деловая репутация, подобные ценностные ориентации

По данным психологических исследований в Украине в последнее время происходит смена ценностей (куда делись такие ценности, как дружба народов, патриотизм, коллективизм и др.). Приоритетными становятся другие ценности - более частные, индивидуалистические. Люди, в основном молодежь, ориентируются на те ценности, которые являются важными для обустройства собственной жизни. Те же ценности, которые являются важными для общества и государства, их интересуют меньше. Чаще всего можно услышать такое: "А что я от этого буду иметь?" [369]. Происходит отчуждение человека от общества, от других людей, в некоторых доминирует желание получать прибыли любой ценой, за счет других. Примером может служить выпуск и продажу контрафактной продукции, то есть продукции, выпускаемой с нарушением исключительных прав патентообладателей, авторских прав (пиратское тиражирование аудиовідеопродукції, программного обеспечения, использование чужих товарных знаков и т.п.). Есть исследования американских специалистов этой проблемы о том, что потери от производства и продажи контрафактной продукции только в США составляют миллиарды долларов в год [105]. Только за последние два года 37% компаний во всем мире пострадали от экономических преступлений, при этом размер причиненных им убытков составлял в среднем около 2 млн долларов. 47% опрошенных руководителей компаний заявили, что мошенничество повлияло на биржевой курс их акций. Самыми распространенными преступлениями является неправомерное присвоение чужого имущества, искажения финансовой информации [420]. Такие действия рассматриваются как преступление и к нарушителям принимаются строгие меры. В связи с этим Всемирная торговая организация разработала принципиально новый документ - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В нем изложены этические требования в отношении авторских прав и предусматриваются меры, направленные на то, чтобы предотвратить нарушения прав производителей, среди них: тюремное заключение, денежные штрафы, уничтожение контрафактных товаров и средств их производства, моральное осуждение в обществе.

По мнению некоторых специалистов источник этических нарушений в определенной степени заключается в том, что мы называем успехом деятельности. Они отмечают, что отрицательной стороной успеха является снижение моральной мотивации человека, в том числе руководителей, через привилегированный доступ к источникам информации и ресурсов, слабый контроль за их действиями. Постоянный успех уменьшает расстояние между собственными интересами и безнравственностью. Есть даже рекомендации, чтобы руководители держали у себя этических менеджеров, которые предостерегали бы их от нежелательных действий.

Конечно, люди должны хорошо зарабатывать, да сбудется жить в приличных условиях. Но когда все время человек посвящает только работе и ради денег, игнорируя собственные потребности и интересы семьи, то она в конце концов рано теряет здоровье, не рождает новых идей, перестает быть интересной для общения с другими. Для того чтобы такое не случилось, надо все-таки больше ориентироваться на принцип "быть", а не на принцип "мать" (в конце концов, то, что имеешь, с собой не заберешь, а в жизни человеку хочется оставить свой след. Его оставляют, как правило, те, кто отдает себя и свой труд для других).

Нравственные отношения в обществе опираются на ценности. Ценности - это объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, которые воплощают в себе идеалы и обобщенные выступают благодаря этому как эталон [144, с. 367]. Это то, что человек больше всего ценит в жизни, окружающем ее мире, людях, материальной и духовной культуре; это то, чем он особенно дорожит и почему придает важнейшее значение [229, ч. 2, с. 306]. Ценности бывают ожидаемые и реализованы. Психологи считают, что общественные идеалы усваиваются личностью и уже как "модель того, что должно быть" толкают ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; эти же предметно воплощены ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и так бесконечно. Раскрывая смысловую природу ценностей, психолог Д.А. Леонтьев предлагает рассматривать их не только как "идеал", но и как модель того, что должно быть [179, с. 227]. Особую роль играют ценности, которые человек ставит перед собой в качестве цели. Тогда все то, что она делает для их достижения, приобретает особый смысл. При этом происходит перенос веса с самой цели на процесс деятельности [373]. Конечно, когда рассматриваем ценности, накопленные человечеством, то отмечаем такие как добро, долг, ответственность, справедливость, честь и достоинство человека, совесть и тому подобное. Они заметно влияют на поведение людей и их взаимоотношения с другими, на характер и культуру общения. Если собеседники, например, во время решения конфликта демонстрируют свою ответственность за состояние дела, умение быть справедливыми по оппонента, желают не только себе, но и собеседнику добра, то есть много шансов, что они достигнут согласия, а их общение будет происходить на гуманистическом уровне.

Ценности могут быть личными и коллективными, или корпоративными. Под коллективными, или корпоративными ценностями, понимаем общественное значение и достоинство человеческой личности; моральные характеристики действий должностных лиц - руководителей и рядовых сотрудников; моральные нормы, принципы, идеалы, которыми руководствуются в организации. Личностные ценности разделяют на несколько групп:

• к первой группе личностных ценностей относят материальные (то есть все то, что поддерживает физическую и умственную активность людей) - здоровье, безопасность труда, материальное благосостояние, профессиональное мастерство и др.);

• ко второй группе относят социальные ценности (социальную уважение, социальные достижения, социальную активность и т.д.). Восприняты лицом социальные ценности, выступающие целью жизни и основными средствами их достижения и поэтому приобретают функции важных регуляторов ее социального поведения, выступают как ценностные ориентации. Некоторые психологи определяют ценностные ориентации как осознанное представление личности о собственные ценности. Они влияют на мотивацию личности, формируют ее концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и др. [180];

• к третьей группе относят наиболее абстрактные ценности - духовные, или моральные (они, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др.). Именно моральными ценностями определяются установки на взаимодействие и общение между людьми.

Кроме того, специалисты выделяют еще ценности, которые закрепляются в жизнедеятельности и оказываются как качества личности - коммуникабельность, активность, любознательность, сочувствие и др.; а также наиболее характерные способы поведения личности, которые проявляются в реализации и закреплении ценностей-качеств [16, с. 35].

Известный эксперт по вопросам моральных ценностей М. Рокіч разделяет их на такие, которые представляют цель или состояние, которого желательно достичь (терминальные ценности) и такие, которые представляют метод или средства достижения цели (инструментальные ценности). Это соответствует традиционному разделению на ценности-цели и ценности-средства. К первой группе М. Рокіч относит: активную и продуктивную жизнь, жизненную мудрость, здоровье, интересную работу, красоту природы и искусства, любви и счастливой семейной жизни, материальную обеспеченность, наличие хороших и верных друзей, самопознание и саморазвитие, свободу, счастье других людей, творчество, уверенность в себе; ко второй - аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, дисциплинированность, независимость, нетерпимость к недостаткам, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своих взглядов, твердую волю, терпимость, широту взглядов [271].

В духовном отношении ценности творят или возрождают самого человека со всеми его потребностями [200]. Известный ученый протоиерей Александр Мень писал: "Если в человеке не будет развиваться дух человечности, она рано или поздно станет "потребителем", циником, обывателем, сделает символом своей веры шкурные интересы. Главная наша беда - это размывание духовных ценностей. Недаром в последнее время появилось такое понятие, как "экология культуры" [210, с. 72 - 78].

Человек сотрудничает с другими, если раскрывает свой потенциал совести и любви. Тогда для нее приобретают значение только такой образ жизни, такие действия, которые гармонизируют ее интересы с интересами других на основе гуманистической морали. Тогда человек живет в согласии с миром и собой. "Размышляя о счастье, я давно пришел к выводу, что его приносят не деньги и не высокая должность, слава или успех у женщин, а отношение к тебе других людей, их доверие, уважение, любовь", - сказал однажды в одном из интервью Г. Амосов.

Вместе с созданием ценностей одновременно начали формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и взаимоотношения между людьми. Сначала это были правила, регулирующие поведение человека, позже в науке они получили название норм. Различные нормы имели разную степень влияния И значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшего значения, становились общепринятыми. Когда говорят о моральные нормы, имеют в виду стандарты обычаев или поведения, которые приняты в конкретном обществе и стали образцом поведения и обязательными для исполнения. Они не имеют юридической силы, но большинство людей руководствуются ими [144, с. 177].

Если люди руководствуются общепринятыми моральными нормами, то они формируют моральную культуру. Когда говорят о моральную культуру личности, имеют в виду [310]:

• знание ней общих моральных принципов, умение их "переплавлять" в убеждения;

• культуру и этического мышления, то есть способность морального суждения;

• культуру чувств - способность к сопереживанию, умение прийти на помощь;

• культуру поведения, то есть превращение знаний о моральные принципы в повседневную норму поступков;

• этикет - внешнее проявление моральной культуры, манеры поведения.

Раскрываясь в реальных действиях и поступках людей, в которых воплощаются их стремления, цели, внутренние потребности и интересы, моральная культура возвышает и облагораживает личность. Она выступает как стимул, внутренний регулятор значимой деятельности человека, становится материальной основой, фактором общечеловеческого прогресса. Нравственная культура является общечеловеческим моральной ценностью, потому что ее требования имеют общее и необходимое для человечества значение.

Конечно, человек сам определяет для себя общую линию поведения, моральные принципы, такие как коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм. Выбирая принцип, человек выбирает моральную ориентацию в целом. Научить моральной культуре нельзя, но научиться самому можно. Моральную позицию можно произвести самостоятельно, читая литературу, изучая действия других людей, анализируя свои действия, размышляя над смыслом жизни. Древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных благотворительных черты человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Они считали, что, опираясь на эти черты, человек может прийти к совершенству. Но понятно, что человек не является верхом совершенства, а одно положительное качество не может перекрыть недостатки. Мало иметь отдельные положительные черты, они должны дополнять друг друга, создавая общую картину ее поведения.

Когда говорят о моральную культуру общения, то имеют в виду соотношение, сопоставление наших чувств, мышления, поведения, говорение, слушание, языка с вечными моральными ценностями и нравственными принципами и нормами. Это культура, которая связана с утверждением в обществе гуманистических справедливых взаимоотношений между людьми. Это культура, которая активизирует стремление человека к личностного самовыражения, самоутверждения человеческого достоинства. Это способность человека к тому, чтобы руководствоваться в отношениях с другими людьми и совместной деятельности общепринятыми моральными ценностями. Если личность воспринимает гуманность как ценность, то ее коммуникативные установки будут гуманистическими. Тогда во взаимоотношениях с другими эта личность будет выходить из приведенных выше моральных ценностей. Именно ориентация на совокупность этих общечеловеческих ценностей может способствовать повышению эффективности делового общения с иностранными партнерами.

В то же время нравственная культура общения является составляющей культуры общения в целом. Исходя из этого, можно выделить следующие уровни нравственной культуры общения [371]:

• ритуальный, когда люди общаются в повседневной жизни, придерживаются общепринятых правил этики и этикета;

• манипулятивный, когда люди общаются с целью достижения своих целей, нередко за счет других;

• гуманистический, когда люди общаются, уважая друг друга, совместно решая проблемы и учитывая при этом интересы каждого. Тогда и цели достигаются, и крепнет желание сотрудничать в будущем.



Назад