Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

2.4. Роль менеджера в формировании этики поведения и общения


Есть некоторые рекомендации о том, как менеджеру формировать моральную культуру в организации [402]:

1) найти лидера и ориентироваться на его лучшие качества;

2) в своих действиях исходить из тех ценностей, которые уже сложились в организации;

3) заручиться поддержкой генерального директора, собственника или совета директоров;

4) создать кодекс поведения, взаимоотношений и общения между сотрудниками, между работниками и клиентами и партнерами по бизнесу;

б) активно содействовать распространению информации о нормы и принципы, провозглашенные в кодексе, среди работников; заявлять о том, что организация руководствуется в своих действиях принятым кодексом и имеет программу осуществления изложенных в нем принципов на практике;

6) сделать так, чтобы кодекс работал; строить систему оценки персонала на всех уровнях на основе принципов, изложенных в кодексе;

7) личным примером показывать уважение к принятого кодекса.

По своим профессиональным долгом менеджер должен прилагать усилия к формированию этических норм поведения, взаимодействия и общения в организации. А для этого сам должен исповедовать эти нормы, иметь высокие нравственные качества и придерживаться того, что называем нравственной культурой.

Выдающиеся менеджеры отмечают, что эффективность бизнеса зависит во многом от моральных качеств менеджера, которые проявляются в его деловой поведении, взаимодействии и общении, в частности это: верность слову, заключенному договору; чувство меры в стремлении к получению прибылей; ответственность за порученное дело; корпоративная солидарность; установка на повышение квалификации, самосовершенствование; признание и уважение человеческого достоинства.

Как правило, корпорации отводят менеджерам значительную роль в формировании своей системы ценностей, принципов и норм деловой культуры и делового поведения, а также определяют и этические качества, которые менеджерам самим желательно иметь. Так, японская фирма "Мацусита электрик" (Matsushita Electric) в своем нравственном кодексе определила, что менеджеры должны придерживаться таких ценностей, как объективность; справедливость; способность к сплочению других; скромность; упорядоченность жизнедеятельности; гармония; умение выражать положительную оценку деятельности другого человека. В Кодексе деловой этики компании "Проктер энд Гэмбл" этические принципы менеджеров сформулированы в следующем виде: "Перед тем, как принять некое решение, поставьте перед собой следующие вопросы: будет ли мое исполнение лучшей в определенной ситуации; выдержит ли моя действие публичное обсуждение; будет ли моя действие способствовать укреплению репутации фирмы как компании с высокими этическими принципами. И если на все эти вопросы не сможете ответить без сомнений "да", лучше не делайте этого". Если менеджер будет руководствоваться такими требованиями, тогда и выполнение им профессиональных обязанностей будет успешным. Американская ассоциация высших руководителей 250 корпораций (среди которых "Боинг" (Boeing), "Ксерокс" (Xerox), "Джонсон энд Джонсон" (Jonson and Jonson), "Хьюлетт-Паккард" (Hewlett-Packard) и др.) опубликовала отчет о нравственную политику и практику своих членов. В отчете сделан вывод о том, что менеджеры, особенно высшего звена, должны открыто и уверенно поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами восстановления нравственных ценностей в компании [54].

Для того чтобы соответствовать подобным требованиям, менеджер должен воспитывать в себе [54]:

• в сфере профессиональной этики: уважение к закону, порядочность, честность, стремление к сотрудничеству, компетентность;

• в сфере деловой этики: верность слову, ответственность и настойчивость в выполнении обязательств по подписанным соглашениям, соблюдение правил рыночных отношений;

• в сфере личной этики: тактичность, справедливость, уважение к партнеров, контрагентов и конкурентов;

• во взаимоотношениях с другими: придерживаться Золотого правила нравственности.

В процессе совместной деятельности, деловом общении участвуют все люди. Каждый человек является личностью с присущими ей положительными и отрицательными чертами, жизненной позицией и моральными ценностями. Соблюдение каждым общечеловеческих моральных норм и правил имеет исключительно большое значение для эффективного общения и достижения взаимопонимания между людьми. Выдающийся немецкий ученый-философ Л. Фейербах писал, что человеческая сущность проявляется только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, что опирается только на реальность различия между "Я" и "Ты".



Назад