Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

3.1. Общение как одна из насущных потребностей человека


Человек не может существовать вне социальной действительностью. Только включаясь в процесс практической деятельности, она обнаруживает свою социальную сущность, формирует социальные качества, производит ценностные ориентации. Каждый человек выполняет определенные социальные функции: одна учит, вторая лечит, третья выращивает хлеб, четвертая строит дом. Менеджер, в частности, организует производство и направляет действия других людей на выполнение конкретных задач, обеспечивает материальные потребности людей. В процессе трудовой деятельности на человека влияют такие факторы, как общественный характер и форма организации труда, ее предметное содержание, общественная значимость результатов, технологический процесс, возможность проявить себя и взаимодействовать с другими, общаться с ними. Общение с другими людьми, трудовая деятельность, удовлетворение человеком потребностей с помощью социальных институтов - это все разновидности ее социальной деятельности. Поэтому можно сказать, что социальная деятельность характеризует процесс взаимодействия человека с социальной средой, ее активность в использовании или преобразовании общественных отношений с целью удовлетворения необходимых для жизни нужд [316, с. 272-274].

Потребности - это требования, которые обнаруживают зависимость человека от того, что ей необходимо для жизни и деятельности. Они всегда отражают устойчивые жизненно важные зависимости организма от среды [104, с. 89, 307], а осознание человеком отсутствия чего предопределяет у нее стремление к соответствующей деятельности. Первичные потребности заложены генетически (например, потребности в пище, одежде, дыхании, сне и т. п.), а вторичные производятся в процессе познания и получения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерить, о их существовании можно узнавать, следя за поведением людей.

Голодный человек сначала будет искать пищу, потом будет строить жилье, заботиться об одежде. Если она в безопасности, то будет стремиться к деятельности, обусловленной потребностью в социальных контактах, хочет чувствовать уважение со стороны окружающих. Потребности высших уровней не являются мотивами для человека, пока не удовлетворены (хоть частично) потребности низшего уровня. Если продолжительность жизни человека в среднем составляет 600 тыс. часов, то из них 400 тыс. она тратит на поддержание своего существования (еда, сон, обслуживание себя и т.д.) и только 200 тыс. часов остается на реализацию свободного времени и того, что составляет смысл жизни человека - на работу, учебу, самоутверждения и самоактуализацию, контакты с другими, общение [254, с. 16]. Любая совместная деятельность не может осуществляться успешно, если между теми, кто ее выполняет, не будут налажены соответствующие контакты и взаимопонимание. Через это общение рассматривается как разнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями совместной деятельности. Человеку трудно быть счастливой, успешно работать, самосовершенствоваться, самоутвердиться, не контактируя с другими. Поэтому общение является важной духовной потребностью человека как социального существа [104, с. 136]. Большинство психологов называют такую потребность коммуникативной и считают, что она проявляется через стремление человека к пониманию ее другими. Отсутствие коммуникативных умений и навыков выступает как следствие дефицита общения [229, ч. 2, с. 79].

Потребность в общении возникает в первые месяцы жизни ребенка, а уже на третьем году в ней четко проявляется желание общаться с другими [187, с. 11 - 14]. Через общение ребенок усваивает то, что психологически делает его человеком. Это касается человеческих особенностей поведения (мораль, культура), человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность и др.). В общении формируется характер ребенка, воля, чувства, способности, мотивы и социальные нужды, в частности потребности во взаимодействии с другими людьми. Эти потребности остаются у человека важнейшими на всю ее жизнь. Происходит переход от простых форм потребностей в эмоциональном контакте до более сложных - в сотрудничестве, интимно-личностном, деловом общении [229, ч. 2, с. 76-79]. Менеджеру следует внимательно наблюдать за другими людьми, чтобы понять, какие потребности движут ими. Однако следует помнить, что потребности меняются со временем, поэтому в принятые планы надо вносить соответствующие коррективы.

Потребности тесно связаны с мотивацией - процессом стимулирования себя и других (отдельного человека или группы людей) на деятельность, направленная на достижение определенных целей. Мотив - это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной ситуации, при определенных жизненных обстоятельствах [104, с. 89-90]. Однажды прохожий увидел группу каменотесов и спросил у них: "Для чего вы работаете?". Один из каменотесов ответил: "Для того чтобы иметь пищу". Второй сказал: "Делаю это потому, что ничего другого не умею делать". Третий ответил, не долго думая: "Потому, что надо обтесать камни для стены". Четвертый, подумав немного, сказал: "Я хочу, чтобы меня уважали за то, что я умею это делать". А последний каменотес, взглянув вокруг, ответил: "Я хочу, чтобы здесь был построен удивительный храм". Так каменотесы связали свои потребности по мотивам труда. Мотивация - это внутренний психический механизм человека, который согласно потребности как будто запускает целенаправленную поведение на ее удовлетворение. Она рассматривается как процесс выбора между различными возможными действиями, объясняет целеустремленность действия [229, ч. 1, с. 261]. Вступая в контакт с другими людьми, менеджеру важно уметь распознавать их мотивы общения. Эти мотивы могут быть такими, что совпадают (облегчают общение), и противодействующими (мешают эффективному общению).

Рассматривая потребности как начало деятельности, некоторые ученые придерживаются положения о единстве общения и деятельности. Одни из них считают, что общение и деятельность - две равнозначные категории бытия человека, другие понимают общения как одну из сторон деятельности и, наконец, есть взгляды, что общение является особым видом деятельности [187]. Однако все отмечают, что процесс общения напрямую зависит от личностных свойств его участников.



Назад