Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

3.3. Установка на общение и ее гуманистическая направленность


Менеджер, работая с людьми, через них и благодаря им воплощая в жизнь идеи, планы, стратегии и др., должен хорошо знать роль и значение такого психологического феномена, как установка. Это неосознанный личностью состояние готовности к деятельности, посредством которой может быть удовлетворена та или иная потребность [104, с. 90]. Есть такой пример о роли установки в формировании позиции человека. Двум разным группам показали тот самый портрет, но при этом первой группе сказали, что это известная в обществе человек, талантливый и порядочный, имеет детей и внуков; второй - что это преступник, который убил женщину и ребенка. В соответствии с указанной установки группы сделали словесные портреты этого человека: первая - положительный, вторая - негативный. Участники эксперимента по-разному охарактеризовали одного человека, исходя из полученной установки о ней [104, с. 142-144].

В менеджменте большое значение имеет целевая установка, которая означает готовность человека к действию, направленной на достижение конкретной цели [229, ч. 2, с. 273]. Менеджер сам получает установку от других (владельца компании, высшего руководства) и, в свою очередь, дает и другим, установку, то сделать до конкретного срока и получить такой-то результат. И каким будет этот результат - положительным или отрицательным - зависит от той установки, которую дает менеджер. То есть установка играет важную роль в профессиональной деятельности менеджера.

Некоторые американские компании, например, принимая менеджера на работу, в первую очередь проверяют, сформирована ли у него установка на выполнение будущих профессиональных обязанностей. Это может происходить, например, так: кандидата на должность менеджера предупреждают о том, что вакансия закрыта, но можно испытать себя и отработать один день, потому что, возможно, нечто может измениться. Человек соглашается и выходит на следующий день на работу в парадном костюме для того, чтобы понравиться и произвести наилучшее впечатление. Но тут оказывается, что в его обязанности на этот день входит: покупка газет и бутербродов для шефа, подметание в туалете и прибивание полки (и это в новом костюме!). За всеми действиями новобранца внимательно наблюдает шеф. Шефа интересует только одно: есть у этого человека установка на выполнение конкретных поручений или нет. Работодателю нужен человек, который умеет выполнять его поручения (даже, если они и неприятные). Рассказывают, что в одну из американских компаний искали менеджера, который бы занимался материальными и финансовыми ресурсами. Собеседование с кандидатами происходила в кабинете владельца компании. Он сидел за своим столом, посетитель - напротив. На столе лежали сигареты, дорогие сигары, пепельница, зажигалка, спички. Свет был выключен, на столе стоял канделябр с зажженными свечами. Это создавало спокойные, приятные условия для беседы. Каждому кандидату хозяин предлагал зажечь, разговаривал с ним, а потом отпускал. Только двенадцатого кандидата он оставил для более глубокой беседы и сразу взял на должность. Почему? Что сделал то такого, что привлек к себе внимание владельца компании? Он взял сигарету (а не сигару и зажег ее от свечи. То есть на бессознательном уровне он обнаружил установку на бережливость.

Изменение установок на противоположные предыдущих - процесс длительный и противоречивый. Если во время общения необходимо повлиять на установку другого, в том числе и коммуникативную, то следует действовать в соответствии с рекомендациями психологов [244]:

• формируя необходимую установку, будь первым;

• закрепляя установку, что уже есть, будь "новым" (то есть подавай ее в новой форме или контексте);

• реконструируя установку действий, не прямо, а начинай с получения от собеседника согласия на некие слова, информацию и т.д.

Разновидностью социальных установок, о которых шла речь, коммуникативные. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительного восприятия информации, преодолеть безразлично или негативное отношение к тем или других идей, людей, ситуаций, в конце концов, побудить к конкретным действиям. Каждая установка в структуре общения имеет три основных компонента: поведенческий, познавательный, эмоциональный.

В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд психологических эффектов установок, главные из них таковы [140, с. 98-100]:

• эффект стереотипизации - наложение на восприятие отдельного человека некоторых упрощенных стандартов, которые обобщенно сопоставляются с определенной категорией людей (например, говорят: все немцы пунктуальны, все консервативные англичане и т.д.);

• эффект ореола - наделение человека определенными качествами и восприятие ее только через эту призму. При этом положительные качества преувеличиваются, а негативные недооцениваются. Поэтому нецелесообразно, чтобы человек, находящийся под ореолом, вела деловые переговоры;

• эффект общего впечатление - впечатление с первого взгляда влияет на неадекватное восприятие в дальнейшем;

• эффект первичности - еще Е. Берн советовал обращать внимание на первые десять секунд общения, когда человек ведет себя наиболее искренне;

• эффект новизны - если мы слышим о том, что вроде бы уже знаем, то новые сообщения воспринимаем невнимательно;

• эффект бумеранга - сильное давление порождает сопротивление;

• эффект стремление к внутренней несперечливості образа "Я" другого человека - когда желаемое восприятие человека, что нравится, отталкивает все, что противоречит этому образу;

• эффект инерции - когда существует барьер, который является тенденцией к устойчивого сохранения сложившегося представления о человеке;

• эффект самопроекції - когда мы наделяем другого человека своими качествами.

Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей называется каузальною атрибуцией [229, ч. 1, с. 215]. При этом каждый человек по-разному объясняет причины поведения своей и другого. Например, человек, договорившись о встрече, опоздала. Тот, кто опоздал, объясняет причину плохой работой транспорта, а тот, кому пришлось ждать, считает, что опоздание - это результат легкомысленности.

Для того чтобы общение проходило на высоком уровне культуры, необходимо не просто формировать у человека коммуникативные установки на общение с другими, а именно гуманистические коммуникативные установки. Каждый человек является "мерой всех вещей", высшей ценностью и главным богатством в обществе. Она должна жить и действовать как здоровая (в физическом, эмоциональном и ментальном отношении) и уверена в себе существо, которое не должна думать о защитную позицию, быть способной к творческому развитию и отвечать за себя и свои действия. Тогда отношения между людьми строятся на принципах уважения и доверия, а общение имеет гуманистическую направленность. Именно такой подход к общения и отношений между людьми способствовал становлению гуманистической этики и гуманистической психології. их представители рассматривают личность как уникальную целостную систему, для КОТОРОЙ характерно стремление к самоактуализации и самореа-реализации. Как утверждает Е. Фромм, высшие ценности человека - это любовь к себе утверждение человеческой значимости. Чтобы быть уверенной в своих ценностях, личность должна знать и понимать себя, свою способность к добру и самоотдачи и действовать согласно этому [352].

По образному выражению Г.К. Честертона, если в античные времена город мог думать как один человек, то современный Homo sapiens сам скорее напоминает город, охваченный гражданской войной [366, с. 32-36]. Это свидетельствует о растущей значимости внутреннего мира человека. Этот внутренний мир человека, его психологические особенности прямо и косвенно влияют на характер общения и взаимодействия с другими людьми.



Назад