Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

4.4. Виртуальное общение


В конце XX в. благодаря развитию компьютерных технологий появился еще один способ общения - так называемое виртуальное общение. Это общение с виртуальным собеседником в виртуальном пространстве с помощью электронных средств.

Благодаря компьютеру человек осваивает новейшие электронные средства информации и научилась действовать в условиях открытой коммуникации. Глобальный размах приобретает проникновения информационных технологий в повседневный быт людей. Сегодня можно иметь доступ к миллионов документов, нажав несколько раз на кнопку "мыши". В 2006 г. прогнозируется рост количества пользователей Интернетом до 1,2 млрд [68]. Интернет дал возможность человеку значительно расширить границы своего общения. По исследованиям специалистов 91% пользователей используют Интернет для общения [102]. Следует отметить, что

Интернет способствует развитию личности и ее включения в процесс общения даже тогда, когда в реальной жизни человек может иметь определенные барьеры для общения.

Электронная почта превратила виртуальное общение на силу, которую нельзя не учитывать. Уже через 30 дней после открытия, без любой рекламы и публикаций в прессе, Amazon.com продавал книги во всех штатах Америки и 45 других странах мира. Для этого руководитель фирмы Джефф Безос лишь прислал электронные письма своим 300 друзьям и попросил их рассказать о новый сайт своим знакомым [93]. Только за последние два года процент пользователей Интернета в Украине вырос более чем в полтора раза. Ныне всемирной паутиной в стране пользуется 3,2 млн или 8% населения.

Много организаций в Интернете предоставляют возможность доступа к интерактивных сервисов, которые поддерживают "живую" беседу между жителями разных городов, стран или сообществ. Созданы программы, которые поддерживают "живое" общение в режиме реального времени. Например, в телеконференции с помощью электронных средств общения участвуют большие группы пользователей. Существуют и локальные телеконференции, посвященные конкретным событиям или четко определенной теме. В конференции общение происходит вокруг определенной темы, тогда как чат, как правило, определенной темы не имеет. Общение в некоторых программах можно считать аналогом телефонного разговора. При этом два человека, которые общаются, имеют доступ к одному серверу и находятся в системе в то же время. Каждый из собеседников имеет возможность сразу же видеть все, что набирает на клавиатуре своего компьютера его партнер. И хотя они не видят и не могут представить друг друга, но передают свои мысли, эмоции, обмениваются информацией и одновременно реагируют на нее.

Общение в Интернете имеет определенные особенности, а именно [18, с. 249-251]:

1) общение, опосредованное компьютером, происходит анонимно. Когда кто-нибудь посылает сообщение в Интернет, его могут читать все и отвечать на него. Можно присоединиться к чужому разговору, а можно начать свою;

2) теряют свое значение невербальные средства общения. Физическое отсутствие участников взаимодействия приводит к тому, что настоящие чувства могут скрываться или подаются совсем не те, которые человек в этот момент чувствует. Поэтому в Интернете легче вести серьезный разговор; можно общаться с тем человеком, который бы при встрече могла не понравиться, скажем, через внешность; люди реже обижаются. Можно говорить с людьми независимо от их возраста, пола, статуса и т. д. То есть в Интернете вследствие физического отсутствия партнеров по коммуникации исчезает целый ряд барьеров, которые мешают взаимодействия;

3) общаясь в Интернете, можно создать любой образ, выглядеть кем угодно, ибо нет ограничений, характерных для материального мира. Пользователи говорят: "В Интернете никто не знает, что вы - собака". Анонимность расширяет возможности же для презентации человека, дает возможность создавать другим какое угодно представление о себе. В этом контексте можно даже говорить о "виртуальную личность". Она наделяется именем, часто псевдонимом, а ее реальное "Я" очень отличается от созданного виртуального образа. Кроме того, взаимодействие здесь имеет свои особенности, а именно: предварительная неопределенность; уникальность для каждого рода взаимодействия; а также существование только в течение самой взаимодействия.

Психологические исследования особенностей виртуального общения в Интернете ведутся сравнительно недавно, в основном зарубежными, в том числе российскими специалистами. Они выделяют такие основные функции виртуального общения: обмен информацией; взаимодействие с целью решения каких-либо проблем; развитие личности, повышение образовательного уровня, обучение [278].

Конечно, для того чтобы иметь быстрый доступ к информации в любой части земного шара, возможность одновременной работы в системе многих пользователей необходимо придерживаться соответствующей культуры общения во всемирной сети. Она предусматривает следующие компоненты: культуру представления информации; культуру восприятия и использования информации; культуру использования новых информационных технологий и др. Для сообщества, которое возникает благодаря Интерната, сама сеть является инструментом общения. Эффективность общения, его влияние на человека зависят от соблюдения всеми участниками этических и психологических требований к общению.

Пользователи Интернета иногда сталкиваются с определенным противоречием. Интернет - это среда, в которой декларируется абсолютная свобода, полная демократия, здесь каждый имеет право голоса и доступа к информации. А если это так, то некоторые считают возможным делать в Интернете все, что угодно, тем более, что эти действия могут быть анонимными. Анонимный характер общения в виртуальной среде определенным образом нивелирует систему традиций, правил, ценностей, сложившихся исторически и характеризуют принадлежность личности к любой содружества, как-то: нация, класс или религиозная конфессия. Здесь нельзя жестикулировать, менять тон. Только слова видят на экране собеседники. Когда ведется разговор по электронной почте или в конференции, можно очень легко ошибиться в толковании слов собеседника. К сожалению, во время разговора в виртуальном пространстве иногда забывается о том, что адресат тоже человек со своими чувствами и привычками. И еще одно, информация, которая передается в виртуальное пространство, фиксируется и может сохраниться, а потом вернуться и повредить тому, кто ее прислал, и повлиять на этот процесс возможности уже не будет.

Виртуальное общение имеет свою виртуальную структуру, свои правила и свои традиции. Здесь общение происходит в режиме реального времени, как в случае "живого разговора", но с помощью клавиатуры. Но то, о чем говорят двое людей, могут видеть и читать десятки других. К сожалению, подключившись к некоего канала, можно прочитать любую ерунду, хулиганские высказывания и т.д. В то же время человек, который уважает себя и других, и в той среде, где никто ее не видит, общаясь с другими, будет опираться на этические ценности, нормы и принципы.

Для того чтобы общение в виртуальном пространстве не унижало человека, а, наоборот, способствовало ее личностному росту необходимо придерживаться общепринятых этических требований, правил сетевого этикета. С появлением Интернета в нашу жизнь даже вошло такое понятие, как нетикет (netiqutte - от англ. net - сеть и франц. etiqutte - этикет). Сформированы такие правила сетевого этикета [85]:

1) помните, что Вы разговариваете с человеком. Не делайте другим то, чего не хотите получить от них сами. Поставьте себя на место человека, с которым разговариваете. Отстаивайте свои взгляды, но не обижайте тех, кто вокруг Вас. Не забывайте об главный принцип сетевого этикета: повсеместно в сети находятся реальные люди. Вудьте терпеливы и вежливые. Не используйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта;

2) придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Люди иногда забывают о том, что "за экраном" находится живой человек, и считают, что в сети правила поведения не такие же, как в обычной жизни. Не верьте тому, кто говорит: "Вся этика общения здесь заключается в том, что Вы сами для себя установите". Если Вы сталкиваетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, - представьте, что Вы в реальной жизни;

3) помните, что Вы находитесь в виртуальном пространстве. Если Вы решили вмешаться в некую дискуссию, то можете навредить другим. Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки, "послушайте", как и о чем говорят люди. Только после этого присоединяйтесь к разговору;

4) уважайте время и возможности других. Когда Вы отправляете электронную почту или сообщения в конференции, то фактически претендуете на чужое время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря. Следует также помнить о пропускную способность канала, через который происходит связь. Прежде, чем Вы отправите человеку свое письмо, подумайте, действительно ли он нужен ей. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды, прежде чем отправить сообщение;

5) храните личность. В сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретились в реальной жизни, и никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за ваш вес, возраст или манеру одеваться. Однако Вас будут оценивать с точки зрения того, как Вы пишете. Таким образом, правила грамматики играют важную роль. Кроме того, убедитесь, что Ваши послания понятны и логично выдержаны;

6) помогайте другим там, где Вы это можете сделать. Задавайте вопросы, общаясь в виртуальном пространстве. Почему это эффективно? Потому что Ваши вопросы будут читать много людей, которые, может, знают на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в сети увеличится. Обмен опытом в Интернете - увлекательное занятие;

7) не вмешивайтесь в конфликты и не допускайте их. Сетевой этикет против злостных посланий, которыми иногда обмениваются отдельные участник дискуссии;

В) не злоупотребляйте своими мы

ожливостями. Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Имея более полные и глубокие знания или полномочия, они автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что таким преимуществом можно пользоваться;

9) научитесь прощать другим их ошибки. Когда кто допускает ошибки - будь это ошибка в слове, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ, - будьте к нему снисходительны. Если у Вас хорошие манеры, это еще не означает, что Вы имеете право навязывать их всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на припущенный ошибку, сделайте это корректно и лучше в частном письме;

10) уважайте право на частную переписку, не читайте чужие письма.

Деловые люди рассматривают Интернет как мощное средство решения деловых проблем, эффективный инструмент ведения бизнеса. И если организация платит за подключение к Интер-нета, то его не будут использовать для чтения анекдотов, игр и т.п., здесь осуществляется политика пользования Всемирной сетью, которая опирается на этические принципы. Выход в Интернет предоставляется работникам: для поддержания и развития бизнеса; коммуникации с клиентами и партнерами по бизнесу; аналитических исследований; сбор необходимой информации для решения производственных вопросов; повышение квалификации.

Характеризуя общения в Интернете, психологи, в частности российские [278], отмечают, что здесь происходит не столько групповое общение, сколько большое количество актов общение один на один. Причем каждый человек играет для партнера одну из своих ролей. И нельзя увидеть истинное отношение этих людей друг к другу, сделать выводы о них за пределами этой их коммуникации. Но в то же время эти люди, общаясь анонимно, влияют друг на друга. И это влияние может быть значительным - как положительным, так и отрицательным. Психологи отмечают, что посещение чатов на протяжении длительного времени нередко приводит к тому, что партнеры по общению воспринимаются уже как друзья, то есть происходит нивелирование границы между виртуальным и реальным общением [158]. Отмечается, что большинство посетителей чатов включены в постоянную деятельность за счет наличия эмоциональных связей с другими посетителями, потребности во взаимодействии, осознание созданной своей роли и статуса в чате, а также тенденции к продолжению взаимодействия в будущем.

Кроме огромного, безусловно положительного эффекта, общение в Интернете, специалисты выделяют и такие тревожные тенденции [102, 103]:

• чрезмерное увлечение "виртуальным пространством" приводит к отрыву от реальной жизни и уменьшение жизненного опыта;

• молодые люди имеют практически бесконтрольный доступ к огромному количеству материалов, имеющих антиобщественный, антигуманный и порнографический характер;

• некоторые люди, не имеющие устойчивой свободы, становятся Интернет-зависимыми. В результате этого формируется новый тип личности с техногенным мышлением, который общения с людьми заменяет общением с компьютером.

Именно поэтому Интернет иногда сравнивают с морем, в котором можно утонуть, то есть увлечься тем, что тебе предложили. Только сильная личность, общаясь во Всемирной паутине, пользуясь нужной информацией, растет в личностном плане.



Назад