Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

ПРЕДИСЛОВИЕ


В Национальной доктрине развития образования эта важная отрасль провозглашена движущей силой построения гражданского общества. В условиях становления Украины как правового государства, формирование в ней демократической политической системы образование должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных ориентиров личности.

Обеспечить фундаментальную научную, профессиональную и общекультурную подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их интересов и способностей, совершенствование научной и профессиональной деятельности, переподготовку и повышение квалификации призвана высшая школа.

Высшие учебные заведения занимают ведущее место в структуре социально-экономического развития общества. От деятельности высшей школы в значительной мере зависит процесс создания самого большого богатства государства - ее интеллектуального потенциала.

Роль высшего образования усиливается и актуализируется тенденциями общественно-экономического развития в начале XXI века. Это, по определению академика В.Г. Кремня, глобализация общественного развития, угроза обретения человечеством способности к самоуничтожению, переход от индустриального к информационно-технологического общества к обществу знаний. Итак, время требует организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе на научной, гуманистической, людиноцентристській основе. Если ране ше выпускники ВУЗОВ, которых привлекали к научно-педагогической деятельности, оставляли без внимания психолого-педагогические основы учебной и воспитательной работы со студентами, преимущественно копируя своих старших коллег, то на новом этапе развития высшей школы такая "самодеятельность" уже не может быть приемлемой. Во многих высших учебных заведениях среди преподавателей есть немало бывших инженеров, врачей, агрономов, зоотехников, правоведов, которые имеют недостаточные знания по педагогике и психологии. Это, естественно, негативно сказывается на эффективности учебно-воспитательной работы. Теперь необходимо целенаправленное системное обеспечение психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров для ВУЗОВ. Работу в этом направлении надо начинать еще на этапе обучения в магистратуре и аспирантуре. Молодые преподаватели, которые не имеют психолого-педагогической подготовки, должны обязательно овладеть научными основами психологии и педагогики высшей школы.

Материалы учебного пособия "Педагогика высшей школы" могут быть полезными в организации обучения магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей ВУЗОВ. В пособии систематизированы дидактический материал из базовых тем педагогики высшей школы. Каждая тема охватывает круг основных вопросов, углубленные ответы на которые можно найти в рекомендованной литературе, содержит систематическое изложение теоретического материала. Кроме того, предпринята попытка раскрыть методическая основа организации самостоятельной учебной работы. С этой целью определены задачи для самостоятельной работы по теме, задания и вопросы для творческих размышлений и самоконтроля.

Разработка курса "Педагогика высшей школы" предусматривает написание рефератов по актуальным проблемам организации учебно-воспитательной работы в ВУЗЕ. В приложениях представлена их ориентировочная тематика. Пригодятся будущим научно-педагогическим работникам и другие материалы, изложенные в приложениях.

Материалы пособия "Педагогика высшей школы" не исчерпывают всех аспектов этой важной области образования. Они - лишь предпосылка, своеобразный стартовую площадку для развертывания и совершенствования индивидуальной творческой работы преподавателя.



Назад