Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

9.1. Понятие "деловая культура"


В 1960 г. известный американский исследователь М. Мак-Лухан (М.Мс. Luhan) впервые употребил выражение "всемирная деревня", говоря, что в мире все больше нивелируются границы между странами [320]. Наша современность отличается от предыдущих эпох тем, что возникла и развивается как мировая бизнес-система, в которой тесно переплетаются процессы производства и торговли товарами и услугами разных стран. Активизируется внешнеэкономическая деятельность, расширяются торговые и иные связи, создаются и активно работают совместные предприятия.

В последнее время весьма популярной становится профессия менеджера внешнеэкономической деятельности. Она связана с осуществлением внешнеэкономических операций как в Украине, так и за ее пределами. Менеджеры внешнеэкономической деятельности должны:

• формировать политику, стратегию и тактику внешнеэкономической деятельности предприятия, политику ценообразования на внутреннем и внешнем рынках;

• формулировать стратегические и оперативные цели и находить оптимальные пути их достижения;

• анализировать, оценивать и прогнозировать эффективную производственную, сбытовую и рекламную деятельность организации на внешнем рынке, осуществлять маркетинг внешнеэкономической деятельности;

• реализовывать финансовые программы, внедрять инвестиционные проекты совместно с зарубежными партнерами и привлекать инвестиции в украинскую экономику.

Анализ свидетельствует, что в Украине много выгодных внешнеэкономических проектов остались нереализованными через ошибки в выборе вида международного бизнеса, недооценку разнообразных форм регулирования внешнеэкономической деятельности в стране, нечеткое распределение функциональных обязанностей между работниками и др. Одной из наиболее существенных причин провала этих проектов является отсутствие у наших менеджеров знаний и умений о том, как устанавливать контакты, учитывать национальные и психологические особенности иностранных партнеров, соблюдать эффективной тактики ведения переговоров, индивидуальной беседы, презентации и т.п . [129, с. 54].

В эпоху глобализации благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и границы между ними становятся более прозрачными. Благодаря развитию транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации происходит процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру, то есть процесс глобализации культуры. При этом культура рассматривается как совокупность ценностных ориентаций и пове-дінкових стереотипов, принятых в конкретной стране или группе стран и усвоенных большинством [241, с. 114]. В межкультурные коммуникации она проявляется в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую. Учитывая это, Организация Объединенных Наций, в частности, провозгласила 2001 год Годом диалога между культурами [67, с. 90].

Каждый народ имеет свою национальную культуру. ее неповторимость и оригинальность оказываются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, производства и т.д.) сферах жизни и деятельности. Культурные, психологические, национальные особенности народа не могут не сказываться на его деловой культуре, не могут не влиять на культуру общения и взаимодействия. Различия культур могут быть весьма существенными и касаться языка, правил этикета, стереотипов поведения, использование определенных средств общения. Взаимодействие с иностранными партнерами - это всегда столкновение различных национальных культур. Именно через непонимание этого при контактах представителей разных стран происходят недоразумения, а иногда и конфликты. В конце 70-х годов делегация Советского Союза находилась в Индии с визитом и была приглашена на ужин до одного бизнесмена. Когда советские гости зашли к нему в дом, то увидели развешаны хозяином под потолком многочисленные свастики. Руководитель делегации (ветеран Великой Отечественной войны) сразу обнаружил протест, причем сделал это в весьма эмоциональной форме. В ответ хозяин объяснил, что на Востоке свастика с древности считается символом счастья и благополучия. Именно поэтому он и развесил эти символы, желая счастья и благополучия гостям. Конфликтная ситуация возникла через непонимание истории и культуры другого народа [241].

Тем, кто работает в бизнесе и имеет желание распространить свою деятельность в другой стране, надо помнить, что для достижения успеха нет другого пути как изучение языка, культуры и истории народа этой страны. Те, кто недооценивают это, могут понести значительные убытки, в том числе и материальных, как это произошло с одной известной британской компанией. Она открыла свои филиалы в трех других странах и потратила на это 10 млн фунтов стерлингов. Но через несколько лет только одна из вновь открытых филиалов нанесла компании ущерб на сумму почти в 100 млн фунтов стерлингов. Дело в том, что компания не учла исторических и культурных особенностей местного народа и использовала здесь тот же подход к реализации товара, который хорошо воспринимался в Англии, однако в этой стране не был воспринят [195].

Менеджеру следует исходить из того, что на процесс заключения любого международного соглашения обязательно повлияют национальные культуры страны происхождения и страны назначения товара. Так, например, при продвижении российской модели автомобиля "Жигули" на Запад пришлось сменить название на "Лада", ибо на французском языке первое слово звучит как "альфонс". "Дженерал Моторе" изменила название своей модели "Новая" при экспорте в испаноязычные страны, потому что испанском это звучит как "не работает". Примером гибкого приспособления к культурным традициям других стран является история с изображением тигра - знаменитой эмблемы фирмы "Экссон". В некоторых странах для того, чтобы он не выглядел агрессивным, тигру сделали более мягкие формы, длинные ресницы и придали вид игрушки [201, с. 166-167]. Внимание к культурным корням и национальных особенностей людей в других странах даст менеджеру возможность предвидеть и четко представлять, как они будут реагировать на наши предложения. Практическое знание базовых рис культур других народов (как и своей собственной) даст понимание того, как преодолевать определенные барьеры в общении с представителями других стран. Это крайне важно в первую очередь для тех организаций, которые начинают внешнеэкономическую деятельность.

Понятие "культура" в контексте взаимоотношений с иностранцами определяется как устойчивая совокупность ценностных ориентиров и пове-дінкових стереотипов, принятых в конкретной стране и усвоенных личностью. Совокупность разнообразных форм взаимоотношений и общения между людьми и группами, принадлежащими к разным культурам называют межкультурной коммуникацией [67]. В процессе межкультурной коммуникации сторонам, которые взаимодействуют, приходится сталкиваться с необходимостью осмысления другой культуры, которая имеет свои особенности. Сама установка на осмысление другой культуры принципиально отличается от осмысления тех или иных явлений своей собственной культуры. Здесь будут невозможными попытки использовать нормативно-ценностную систему своей культуры, потому что это приведет к негативным последствиям. И, наоборот, попытка осмыслить чужую культуру характерными для нее способами тоже принесет те самые неправильные результаты [67, с.50, 142].

На деловые отношения на международном уровне накладывают отпечаток две основные культуры - Запада и Востока. Основой западной социокультурной системы является принципиальная автономия] семейных домохозяйств, наличие которых способствует формированию социально-экономической самостоятельности, полноценного гражданского статуса и личного достоинства хозяина-собственника. Это привело Запад до победы принципов рационализма и индивидуализма, утилитаризма и меркантильности, буржуазных отношений и парламентаризма, утверждении основных ценностей западной цивилизации: свободы, равенства, братства, а также закона (права) и частной собственности. Восточный путь становления цивилизации и развития определяется неизменным повышением роли надобщинних органов власти и управления во всех сферах жизнедеятельности. Это было связано с необходимостью организации коллективной работы больших масс людей (выполнения іригаційно-мелиоративных работ, построение террас на склонах гор, возведение пирамид и др.). Государство здесь оставляет за собой лишь общий контроль над политическим, экономическим, религиозно-культурной жизнью. Представители легализованного частного сектора находятся почти в бесправном положении о всесильной бюрократии [254, с. 48-53, 100-722]. Поэтому западная культура концентрируется на индивидуальности, ставит личность в основу всего, подчеркивает активное отношение человека ко всему, культивирует рационализм, прагматизм, а восточная культура в основу ставит отказ от личности на пользу определенном абсолюта, культивирует коллективизм, интуитивное познание мира, внимание к медитации, самовоздействия. Европейские государства строились "снизу", азиатские - "сверху". В Европе социальное положение человека определялось ее статусом как члена общества, в Азии - принадлежностью к семье, касты, клана. В Европе ценилась свобода, в Азии - зависимость, умение подчиняться другому; в Европе ценились такие качества человека, как мобильность и способность к изменениям, в Азии - устойчивость и приверженность традициям [114]. Видимо, эти культурно-исторические корни объясняют во многом те различия, которые составляют основу западной и восточной культур. В то же время, несмотря на все политические, национальные и культурные различия и противоречия, человечество фактически живет общей жизнью, его отдельные части тесно взаимодействуют между собой, Запад и Восток находятся в непрерывном и тесном общении [254, с. 122].

Если говорят о деловую культуру, то имеют в виду, что это набор общечеловеческих, общегуманитарных базовых ценностей и морально-этических норм как фундамент взаимопонимания и взаимодействия представителей разных наций, как основа для установления деловых контактов [195]. То есть под деловой пуль' ладьей понимаем ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность людей в процессе производства и обмена во время переговоров и заключения сделок на международном уровне. И именно из общечеловеческих ценностей и морально-этических норм следует прежде всего исходить, общаясь с иностранцами. Однако деловая культура каждой нации имеет свои специфические характеристики, связанные с определенными психологическими и культурными особенностями, вытекающими из ее истории и развития. В любой деловой культуре главный связующие элемент управления рассматриваются коммуникации. Однако английские менеджеры только в 60% случаев отдают приоритет коммуникациям, американские - в 73%, а японские - в 86%. Именно японцы считают, что размещение работников одного подразделения в разных помещениях мешает эффективному в реальном времени обмена информацией между работниками, а следовательно, негативно сказывается на эффективности управления [320, 324].

Самые известные менеджеры мира исходят из того, что развитие и изучение деловых культур станет одним из ключевых аспектов конкурентоспособности в будущем. Менеджеры, которые умеют понимать, ценить и эффективно мотивировать коллег, принадлежащих к разным культурам, станут самым ценным ресурсом в будущем.



Назад