Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

9.3. Зависимость деловой культуры от менталитета народа


Считают, что деловая культура народа, в том числе и культура общения, зависит от его менталитета" менталитет Часто характеризуют как совокупность психологических особенностей поведения нации, которые сложились исторически. Социологи, психологи и другие специалисты отмечают генетические, исторические, даже природо-климатические истоки этого явления, определяют его как "код", как "программу" действий и поведения нации в целом и отдельных ее представителей. Менталитет - это совокупность принятых и, в основном, одобренных обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает это общество от других человеческих сообществ [255, с. 416-420]. Психологи [104, с. 465] раскрывают менталитет как духовную основу человека, которая включает в себя общественное самосознание и является средством практически-духовного освоения мира. Понятие "менталитет" отражает сложную систему основных представлений людей, заложенных в их сознание культурой, языком, религией, наукой, этносом, общением.

Когда говорят об национальный менталитет, то под этим понимают национальный образ мышления, то есть то, как та или иная нация, рассматривает и оценивает те или иные явления действительности. Менталитет формируется в течение всего времени существования нации и оказывается в стереотипах поведения, принятии решений, традициях и обычаях. Он имеет конкретно-исторический характер, отвечает определенным периодам развития общества, определяет стереотипное отношение к окружающему миру и обеспечивает возможность адаптации к нему человека. В сознании отдельного человека менталитет общества представлен в такой мере, которая зависит от активной или пассивной ее позиции в общественной жизни.

К структуры менталитета входят: во-первых, система архетипов и доминирующие потребности; во-вторых, знания, верования, стиле мышления; в-третьих, оценки, нормы, представления; в-четвертых, формы и способы поведения. Оказывается менталитет в стереотипах поведения и общения [153, с. 213].

Менталитет народа, его деловая культура прямо и косвенно влияют на восприятие другого и самого себя, а также окружающего мира, на мотивации, формы отношение к другим и формы активности. Есть исследования, которые сравнивают, как американская и российская деловые культуры влияют на взаимоотношения людей с окружающей средой [153, с. 29-31] г

• за восприятием индивидуальности и самого себя - в американской культуре одобряется индивидуализм; человек сам решает собственные проблемы и отвечает за себя и свои действия; в русском - человек ориентируется на группу, а ответственность за поступки зависит от общего восприятия их группой;

• за восприятием окружающего мира - в американской культуре человек отделена от природы, все сложное может быть простым, все неамериканське - плохое. В российской - человек зависит от природы, все простое является сложным, все русское - плохое;

• по мотивацией - в американской культуре личность - это фрагмент целостного и все достижения - результат собственных усилий; в русском - индивидуальность рассматривается через целостное; достижения личности зависят как от собственных усилий, так и от конкретной ситуации;

• по формам отношение к другим - в американской культуре дружеские связи многочисленные, но неглубокие и непостоянны; взаимоотношения между людьми неформальные и прямые; роли четко распределяются среди членов группы. В российской - связи более постоянные и глубокие; взаимоотношения более формальные и структурированные; определяющую роль играет формальный лидер; функции среди группы распределяются нечетко;

• по формам активности - в американской культуре результат оправдывает способы его достижения; решение принимается индивидуально; за групповые решения чувствует ответственность каждый член группы; работа и социальная жизнь разделяются. В российской - процесс более важен, чем результат; решения принимаются формальным лидером или ключевыми членами группы; работа и социальная жизнь смешиваются.

Менталитет имеет значительное влияние на менеджмент и на культуру общения, потому что человек действует часто подсознательно, исходя из своей ментальности. Например, если человек привык к группового жизни, то она действует и принимает решения, опираясь на коллектив. Если она исповедует систему ценностей, которая основывается на индивидуализме, то она самостоятельно действует и принимает решения, опираясь на индивидуальные качества. Существует даже закон соответствия менеджмента менталитета, который означает, что виды, формы, системы менеджмента соответствуют конкретным чертам национального характера, конкретной ментальности. Соответствие между менеджментом и менталитетом обусловливают устойчивую систему производства, нивелируют противоречия между руководителями и подчиненными, способствуют преодолению кризисных ситуаций. Примером может служить экономическое развитие таких стран, как США, Франция, Англия и Германия. В то же время именно противоречия между менталитетом и менеджментом является одной из причин, обусловливающих зарождения и продолжительность социально-экономических кризисов в России и в Украине.

Например, доминирующей чертой японского менталитета - есть групізм. Это возникло исторически, когда жизнь одного человека зависело от поддержки ее другими и помощи с их стороны. Японцы говорят так: "Фирма нас кормит, мы ей всем обязаны и если надо, отдадим ей все, что имеем". Японец видит смысл своей жизни в коллективе и только в нем. Известен такой случай. В концерне "Мацусита Денкні" работника уволили за то, что он распространял коммунистическую газету, но по решению суда его пришлось восстановить на работе. Тогда руководство концерна приказал построить возле проходной небольшую будку, где этот рабочий должен был сидеть целый день и ничего не делать, а зарплату ему платили как и всей бригаде, в которой он раньше работал. Через месяц японца были отправлены в больницу с тяжелым психическим заболеванием. Основная причина - даже не то, что он ничего не делал, а то, что он был удален из коллектива [126]. Японские менеджеры работают с коллективом, через него влияют на личность. И в этом особенность японского менеджмента. К тому же, положительным в японском менталитете является то, что японцы "умеют слушать" иностранцев и перенимать лучший опыт.

Противоположностью японском групізму являются американцы и англичане - индивидуалисты. Они считают, что своим успехом обязаны только себе, решение принимается индивидуально. Оптимизм и уверенность в себе - характерные черты для них. Американец, если даже не знает, как это сделать, скажет: "Я беру это на себя". Американские менеджеры работают не с коллективом, а с отдельными личностями, используют стремление каждого американца к обогащению. Если японцы считают, что можно одновременно и сотрудничать, и конкурировать, то американцы выходят из другого: или сотрудничать, или конкурировать. Японцы выходят из формулы: "проявляй интерес ко всему, что вокруг тебя", американцы - "не вмешивайся не в свое дело" [126].

Для российского менталитета характерно тяготение к крайности. Об этом хорошо сказал один из русских поэтов: "Коль любить, так без рассудка, коль грозит, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж с плеча, когда спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело, коль простит, так всей душой, когда пир, так пир горой". Можно вспомнить некоторые процессы в бывшем СССР: если коллективизация - то стопроцентная (люди помнят к чему это привело в 1982-1933 р.Ш), если сеять кукурузу - то к Полуночи, если бороться с пьянством, то уничтожили все элитные виноградники (антиалкогольная компания в СССР в конце 80-х годов нанесла ущерб на сумму 150 млрд долларов), если коммунизм строить - то за 20 лет (выступление Хрущева на XX съезде партии), если рыночную экономику ввести - то за 500 дней (программа Г. Явлинского). Если говорить о российскую ментальность, то большое влияние на нее имеет географическое положение и расово-этническая многоукладность. И поэтому от Азии Россия переняла форму группового мышления - групізм, а от Европы - индивидуализм. И именно этот дуализм создает основу российской ментальности. Россия занимает промежуточное место между "индивидуализмом - коллективизмом". Еще Г. Бердяев отмечал "...противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента" [126]. В России рядом уживаются трудолюбие и леность, устойчивость при достижении цели и беспорядочность, стремление к новому и догматизм, аскетизм и расточительство, набожность и воинствующий атеизм. При контакте с культурами колективістського типа россияне проявляют черты индивидуализма - сдержанность, холодность, индивидуализм; при контакте с культурами индивидуалистического типа - черты коллективизма - коммуникабельность, жертвенность, доброжелательность, коллективизм и т.д. Российские социологи выделяют следующие особенности деловой культуры современных российских предпринимателей: склонность к манипулированию, завуалирование целей и собственных интересов; решения деловых проблем на уровне межличностных взаимоотношений, которые заменяют контрактные; стремление к получению быстрой выгоды; управленческая некомпетентность, что проявляется в невыполнении решений, которые принимаются; психологические установки на диктат, давление, жесткость позиции и стремление навязать свои условия [153].

От менталитета народа во многом зависят корпоративные ценности, которые формируются в организации. Примером могут служить сравнительные ценности, на которых строится американский и российский менеджменты и деловые культуры (табл. 9.1) [153, с. 31-33].

Из табл. 9.1 видно, что корпоративные ценности в американской деловой культуре сфокусированы на более полное раскрытие собственных сил и возможностей человека. Видимо, благодаря этому американцы имеют более высокий уровень жизни и большие достижения. Специфика российского менталитета строится на превосходстве моральных ценностей над правовыми, духовных над материальными. Жизнь человека зависит не столько от его личных усилий, сколько от внешних обстоятельств, от судьбы. Это, конечно, негативное отношение к ценностям, к себе.

Принимая во внимание исторические, расовые, географические, культурно-морфологические особенности менталитета украинцев, можно найти "генетическое объяснение" специфики мировосприятия и поведения народа, который живет в современной Украине. Менталитет

Таблица 9.1. Сравнительные ценности, на которых выстраиваются американский и российский менеджменты и деловые культуры

Отношение к Американская деловая культура Российская деловая культура
1. Планирование Индивидуальность влияет на будущее Жизнь идет заданным курсом, а личность может делать выбор только в пределах своей судьбы
2.Організаційного среды, морального состояния и производительности Человек может изменить и улучшить окружающую среду Люди должны жить согласно окружающей среды, а не пытаться изменить его
3. Постановки целей, развития карьеры Человек должен быть реалистичной в своих стремлениях Идеалы более всего, их следует добиваться, даже когда этом противоречит здравый смысл
4. Мотивации в системе стимулирования Следует тщательно работать, чтобы достичь своих целей Для достижения целей нужны не только усердие, но и нрав и время
5. Переговоров и соглашений Взятые обязательства обязательно должны выполняться Обязательства можно изменить, а обещания можно давать даже тогда, когда нет реальных возможностей их выполнить
6.Довгострокового и краткосрочного планирования Время - это деньги Время ценится мало
7. Лояльности и мотивации Главный смысл жизни работника - организация Главное не организация, а группа, с которой он себя идентифицирует
8. Продолжительности работы в одной организации Работодатель и работник могут ограничить свои отношения во времени Работа на одном месте должна быть долговременной. Люди, которые часто меняют работу, - несерьезные
9. Работы в нескольких местах Можно работать только в одном месте Для элементарного выживания нужно работать в нескольких местах
10. Трудоустройства, продвижения по службе, наград Квалифицированные специалисты занимают лучшие места, им открыты все уровне руководства Положение человека определяют личностные качества, связи, дружеские отношения
11. Карьеры Для того чтобы продвигаться по службе, нужно много работать. Можно соревноваться с другими за продвижение на престижную должность Прежде всего следует сохранять хорошие отношения с другими. Соревнования по продвижению на престижную должность приводит к нестабильности
12. Принятие решений Усилия направляются на отбор нужной информации, интуитивный подход не допускается Тенденция собирать как можно больше информации, даже ненужной. При принятии решений преобладает интуитивный подход
13. Информации Информация должна быть точной и достоверной Информации должно быть много
14. Организации коммуникаций Информация о фирме доступна любом ее работнику Информация часто скрывается для удержания власти
15. Организационных взаимоотношений Каждый работник высказывается открыто, несмотря на то, что его мнение не совпадает с мнением других Высказана мысль должна быть балансом личных и групповых интересов

украинцев (в широком, а не только собственно этническом смысле) гораздо более скептичен и недоверчивый, чем сознание россиян [186]. По своему менталитету западные области, безусловно, тяготеют к центральноевропейской структуры ценностей (ориентация основной массы населения на малый и средний бизнес, индивидуализм в сочетании с умением политически же-организовываться, идеал бытового комфорта и др.). В то же время население восточных, южных, и в значительной мере центральных областей Украины органично соединяется с постросійсько-постсоветской культурно-ценностной наследием, результатом чего является недоверие к частной собственности, большой коллективизм за отсутствия навыков политической само-организации и в соответствии иронично-скептическое отношение к политических партий и их лидеров, неустроенность быта, ориентированность в основном на стандарты потребления 60-80-х годов [254, с. 332-345]. Конечно, на менталитет украинцев повлияло то, что 300 лет они были под татарами, 300 лет в Украине царили поляки, 300 лет Украина находилась в объятиях старшего брата - России. Кстати, украинца за рубежом (это описано в очерках к истории украинской этнопсихологии, выданных в 1993 г. в Мюнхене) воспринимают так: украинец - это интроверт, с сильным ощущением своего "я" и желанием его самовыражения; это - человек, у которого развито чувство собственного достоинства и которая направляется к уничтожения препятствий и ограничений собственной свободы. Украинцы проявляют сердечность, незлопам'ятність, сострадание к ближнему, желание оказать помощь обиженным. Они чтят традиции, заложенные предыдущими поколениями, уважают семью, общину. В то же время украинцы пассивные, завистливые, имеют рассудительный холодный аналитический ум и не очень обращают внимание на крупные сообщества" [282, с. 50].

В журнале Business-communication (2003. - №16) опубликовано интервью с менеджером Инной Гертсберг, что успешно работала в компаниях США и Канады, а затем была приглашена на работу в одну из известных украинских организаций. Она так сравнивает зависимость украинского менеджмента от украинского менталитета: "Особенность украинского рынка в том, что он не готов к западных подходов еще и в плане деловой культуры. Она сориентирована на межличностные отношения. На Западе, если у человека есть собственные профессиональные мнения относительно кого идеи, она их честно высказывает, и межличностные отношения при этом остаются такими, как были до этого, даже если замечания были критическими. В Украине замечания по работе воспринимаются как личное оскорбление. При этом часто говорят не все так, как думают. Здесь не могут от чего отказаться ради творческого труда и не умеют работать так, чтобы творчество стала частью жизни каждого работника. Более того, творчество не поддерживается и творческий человек занимается своим делом исключительно ради самореализации. Непонятно и то, почему здесь постоянно опаздывают. Нельзя рассчитывать на людей, которые не ценят время". Источниками конфликтов между деловыми культурами Украины и Мероприятия является то, что менеджеры-иностранцы, в частности американские, не достаточно полно изучают, а следовательно, и используют в практике менеджмента на территории Украины элементы и характеристики ее национальной культуры и менталитета, не учитывают различия, которые существуют в семантике, деловой терминологии и деловой языке [33]. Менеджеров, которые приезжают с Запада, часто удивляют грубость в отношениях украинцев. Но потом они отмечают, что через некоторое время барьер исчезает и происходит родства с украинцами душой. Отмечается, что способность украинцев к глубокого общения - большое преимущество, которая помогает создавать сильные и эффективно действующие команды [289].

Украинскому менталитету отвечают лучшие черты и японского и американского менеджмента. Часть людей в Украине работает на одном предприятии всю жизнь (и такая тенденция поощряется), а другая часть часто меняет место работы. У нас могли принять на работу человека не по специальности, то есть не всегда преобладала специализированная деятельность. Применяются и формальные, и неформальные механизмы контроля, коллективное и индивидуальное принятие решений. Нашей системе управления более присуща индивидуальная ответственность. Официально считают, что человек решает все, в то же время она рассматривается как "винтик" [192]. В последнее время и в России, и в Украине происходит движение к рост индивидуализма с ориентацией на личность, то есть влечение к американского и северо-европейского менталитета. Однако часто украинские организации, обращаясь к лучшим образцам мирового опыта и пытаясь их перенять, не всегда четко осознают, насколько заимствованные методы созвучны особенностям украинского менталитета. Через это далеко не всегда заимствованный опыт в Украине дает положительные результаты. Менеджерам следует выявлять и понимать, на каких принципах строился чужой успех и ориентироваться на них, используя методы, приемлемые к украинского менталитета. Сотрудничая с иностранными компаниями, важно не игнорировать специфику своей национальной культуры, вырабатывать свой национальный подход к менеджмента и бизнеса.



Назад