Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Проблемы современного общества в сфере образования


Как известно, жизнь (в широком смысле) - чрезвычайно сложный и многогранный феномен в его биологическом и социальном измерениях. С философской точки зрения, жизнь - это активное начало, существенный признак биологических и общественных форм движения материи - процесс человеческого бытия. Биологическая жизнь - это особая форма существования материи и ее движения. Общественная жизнь составляет реальный процесс существования социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом), что происходит в конкретных исторических условиях и характеризуется определенной системой видов и форм деятельности как способа освоения человеком реальной действительности. Итак, жизнь в социальном плане действий индивида. И как такое создает ряд общественно обусловленных норм жизнедеятельности (производственной, политически-правовой, культурно-духовной, семейной), которые диалектически взаимосвязаны.

Возникает важный вопрос: кто или что является главным фактором, вокруг которого должна выстраиваться вся система жизнедеятельности? Прежде всего - это Человек. Во-первых, она - вершина, венец творения природы и общества. Во-вторых, человек может сознательно вмешиваться в разные процессы биологической и социальной жизни: продолжать род человеческий (и в этом, в конце концов, смысл ее жизнедеятельности), активно влиять на окружающую среду.

С древних времен центром внимания философов, ученых, художников был Человек. В течение многих веков изучались особенности ее физического, психического и социального развития. Начиная со второй половины XIX и на протяжении XX в. внимание значительной части ученых концентрируется на проблемах научно-технической революции. Личность человека все больше стала играть роль приложения к технических систем.

Образовательная отрасль большинстве стран целенаправленно работала в алгоритме образовательно-дидактической революции, проводником которой был большой чешский мыслитель середины XVII ст. Я.А. Коменский. Главная задача школ всех уровней в рамках тогдашней системы сводилось к передаче тем, кто учился, определенной суммы знаний, необходимых для обеспечения общественного и научно-технического прогресса.

Следует отметить, что в конкретном историческом измерении такие действия были оправданы. Однако, как показывает дальнейшее развитие общества в новых социально-экономических условиях, такой подход тормозит естественное развитие. Возникает противоречие между значительным объемом знаний, которыми обладает человек, и уровнем ее морального, физического, эстетической, трудовой и умственной воспитанности. Об этом говорится и в Евангелии: "В богатой мудрости много печали. Кто умножает знания, умножает скорбь". Чтобы более-менее нивелировать это противоречие, необходимо обеспечить всестороннее развитие личности, который, как известно, предполагает гармонию умственного, физического, нравственного, трудового и эстетического составляющих воспитания. Ведь еще Платон говорил: "Образованный, но плохо воспитанный человек страшнее любого зверя". Известный российский ученый Д.И. Менделеев уже на начальной стадии развития технического прогресса писал: "Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего".

В дальнейшем должны осознать, что развитие современного общества инспирирует значительное возрастание роли человеческого фактора и межличностных отношений в противоположность материальным ценностям. Тем более, что нынешний период характеризуется стремительными общественными трансформациями. Если развитые страны осуществляют переход от информационного общества к обществу знаний, то Украина находится на начальном этапе перехода от индустриального к информационному обществу. Уроки истории, опыт человечества свидетельствуют, что материальная культура, успехи в социально-экономической сфере зависят от глубины понимания значимости человека в современном мире, ее интеллектуального и морально-духовного развития. Именно морально-духовное и интеллектуальное развитие личности и общества в целом определяют уровень общественно-экономического положения, уровень цивилизованности.

Сейчас очевидной является расхождение между материальным и духовным измерениями человека. С одной стороны, имеем огромные технические и технологические достижения как результат развития образования и науки. Достаточно лишь вспомнить, что на протяжении XX в. сделано больше открытий и изобретений, чем за предыдущие 6 тыс. лет, что через каждые 5-6 лет объем знаний по всем отраслям науки удваивается, что более 80% ученых, которые когда-либо жили и работали на планете, действуют в наше время.

С другой стороны, бросается в глаза сравнительно низкий уровень духовности человека. Анализ исторических событий, асоциальных действий отдельных членов общества дает основания говорить о определенную моральную и духовную деградацию человечества. Проявления терроризма, жестокости, воровства, лжи, подлости, бесчестье, бесстыдства, подкупа, моральной измены охватили значительную часть общества. Причин этому много. Во-первых, в едукації человека предпочтение отдается обучению. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что труд педагогов, преподавателей ВУЗОВ оценивается и оплачивается прежде всего за обучение. Это снижает ответственность образовательной системы за воспитание подрастающих поколений. Создается иллюзия, что задача нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания будут решаться автоматически, сами по себе. Во-вторых, многие дети лишены надлежащего семейного воспитания из причин психолого-педагогической неподготовленности родителей к воспитательной работы, низкого уровня экономического обеспечения семьи, рост количества нуклеарних, неполных и асоциальных семей. В-третьих, утверждение постулатов партийно-классового воспитания в течение предыдущих десятилетий, замалчивание и запрет достижений народных традиций, изъятие из воспитательной сферы религиозного компонента привели к обеднению системы воспитательных воздействий на процесс формирования общечеловеческих и национальных социально-духовных ценностей у детей и юношества. По-четвертых, разрушение сельской общины, которая служила надежным оберегом нравственности и духовности, повсеместная урбанизация тоже стали одной из причин духовного обнищания общества.

Надо заметить, что образовательная революция также увеличивает достаточно большой и угрожающий разрыв между знаниями и воспитанностью людей как в нашей стране, так и во всем мире. А это таит в себе реальную опасность самому существованию человеческого сообщества.

Стоит обратить внимание еще на один аспект этой важной проблемы. Современная общеобразовательная и профессиональная школы сосредотачивают свои усилия в основном на усвоении учащимися определенной совокупности знаний, который осуществляется в рамках разъяснительно-репродуктивного обучения. И, как следствие, ученики и студенты тратят много усилий, а результаты не соответствуют ожидаемым. Так, исследования показывают, что и у выпускников средних общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, и у студентов остается сравнительно небольшая часть программных знаний. При этом не решается главная задача обучения - обеспечение в должном объеме интеллектуального развития личности. Интеллект (лат. intellectus - ощущения, восприятия, понимания, постижения, познания, ум, рассудок) - это умственные способности человека: способность ориентироваться в окружающей среде, адекватно отражать его и превращать, мыслить, учиться, познавать мир и усваивать социальный опыт; способность решать задачи, принимать решение, разумно действовать, предвидеть. Исследования известных психологов (С.Л. Рубинштейна, Б.М. Тепловая, Б.Г. Ананьева, Н.С. Лейтеса и др.) убеждают, что интеллект не абстрактное биологическое образование, а результат социально-исторического развития. Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности, и прежде всего - познавательной. Развитый интеллект как отдельной личности, так и общества в целом - самое большое достояние и залог социально-экономического прогресса. Богатство любой страны определяется не столько наличием природных ресурсов (полезных ископаемых, леса, земли, водных запасов), сколько интеллектуальным фондом. Поэтому главная задача общеобразовательной и профессиональной школы заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные социально-экономические и психолого-педагогические условия для надлежащего интеллектуального развития граждан. Это должно осуществляться путем перестройки системы обучения, выбора таких типов, форм, средств, методов и приемов познавательной деятельности, которые бы обеспечивали приобщения каждого ученика, студента к самостоятельной учебной деятельности. Отсюда эффективность обучения на любом уровне следует оценивать по уровню интеллектуального развития личности. В программном документе "Национальная доктрина развития образования" определено: "Образование - основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Она является определяющим фактором политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование воспроизводит и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества". Для дальнейшего развития и формирования здорового, социально зрелого общества необходимо сместить акценты с знаниевого, сцієнтичної парадигмы едукації человека на воспитательную. Если сосредоточить морально-духовные, интеллектуальные, материальные силы и ресурсы на воспитании подрастающего поколения, можно добиться ощутимых успехов в социально-экономическом подъеме страны.



Назад