Электронная онлайн библиотека

 
 Культура делового общения менеджера

10.1. Внешнее проявление корпоративной культуры в организации


Каждый из нас, имея дело с кем-какой организацией, всегда сначала видит верхушку айсберга и из нее делает соответствующие обобщения. На поверхности лежат этикетные формы поведения работников, их внешний вид, традиции, обычаи, символика, легенды. Они е внешним отражением культуры организации, составляющими, которые формируют ее имидж и репутацию, ее фирменный стиль. Еще со времен Ф.У. Тейлора много организаций уделяли значительное внимание созданию фирменного стиля как визитной карточке организации. Фирменный стиль - это элемент духовной культуры организации, определенный срез корпоративной культуры, ее внешний сторону [319, с. 199]. Он отражает уровень общения, обычаи, традиции организации, проявляется в поведении ее работников во внешней и внутренней среде. Элементы фирменного стиля постепенно становятся стандартами.

На протяжении того самого дня человек меняет много ролей: она может быть руководителем и подчиненным, служащим и пассажиром, отцом и сыном. Каждая из этих ролей предусматривает свою линию поведения, в каждой из них человек выбирает особые слова, жесты, позы, интонации. Однако воспитанный человек в любой ситуации будет придерживаться общепринятых этикетных форм поведения, проявлять вежливость, учтивость, будет пытаться даже в простой форме приветствия способствовать созданию хорошего настроения у другого человека. Доказано, что хорошее настроение положительно влияет как на здоровье человека, так и на результаты ее труда. В одной японской фирме, где в основном работали молодые девушки и женщины, однажды резко упала производительность труда. Специалисты, которых пригласила фирма, обнаружили причину этого. Стены вестибюля фирмы были украшены зеркалами, и женщины, которые здесь работали, придя на работу, останавливались возле них, смотрели на себя, улыбались себе и шли на работу в хорошем настроении. Во время ремонта помещения, зеркала сняли. Женщины, придя на работу и не увидев зеркал, начали смотреть друг на друга и говорить такие вещи: "Что ты плохо сегодня выглядишь", "А почему у тебя такое бледное лицо?", "Ой, у тебя синяки под глазами" и др. После таких слов женщины шли работать с плохим настроением. И именно это стало причиной резкого падения производительности их труда. Фирмой были приняты срочные меры относительно быстрого окончания ремонта, повесили на свои места зеркала, и снова выросла производительность труда. И снова женщины шли на работу приветливые, улыбчивые, с хорошим настроением и желанием продуктивно работать.

Внешним проявлением культуры в организации является то, как соблюдаются ее работники общепринятых правил этикета, как они выглядят, как они относятся к клиентам, как излучают доверие к себе и организации. О культуре организации также свидетельствуют определенные символы, обычаи, традиции. Эти компоненты корпоративной культуры находятся на поверхности и создают представление об организации. О ней также говорят название организации, торговый знак, логотип, визитные карточки сотрудников. Они передают отношение работников друг к другу, клиентов, партнеров по бизнесу, к своей организации. Все это влияет на формирование у клиентов желание иметь дело с ними. Недаром в рекламном буклете фирмы "Джонсон энд Джонсон" говорится: "Имя и торговая марка нашей компании являются ценнейшими ее активами" [148]. Внешние признаки культуры, конечно, вместе с хорошо поставленным делом, ради которого создана организация, формируют ее имидж и репутацию, способствуют закреплению корпоративной идентичности работников. Говорят, что критерием оценки организации является то, может ли работник с гордостью и понятно объяснить своим детям, где он работает и чем занимается. По исследованиям, проведенным в России, 60% из числа опрошенных работников из различных организаций ответили, что они хотят, чтобы их организации отличались нечто от других и имели свои традиции. Видимо, процесс развития нашей экономики медленно происходит, потому что ныне принято гордиться скорее новой машиной, чем той организацией, где человек работает.

Известные менеджеры мира уделяют значительное внимание формированию внешних признаков культуры в своей организации и стремятся к тому, чтобы она опиралась на новейшие технологические достижения, способствовала повышению творчества и самосовершенствованию ее работников.

Вот, например, каким видят офис организации ведущие специалисты по организационному развитию [161]:

• каждый работник должен иметь персональный рабочее пространство, который давал бы возможность обустроить рабочее место в соответствии с потребностями, которые возникают во время работы;

• команды должны иметь комнаты с выделением отдельных частных рабочих мест и места для встреч;

• в организации должен быть центр доступа к информации, которым могут свободно пользоваться все сотрудники;

• должны быть выделены специальные комнаты для проведения "мозгового штурма", обучения и других креативных мероприятий, к тому же это должно быть оборудовано всем необходимым - досками, экранами, специальной техникой и др.;

• при оформлении помещения следует добавить немного эстетики и уюта;

• в офисе должны быть также возможности для снятия стресса (кафе, тренажеры и т.д.).

Считают, что подобное оборудование рабочих помещений организации добавит креативности до рабочего процесса и способствовать повышению производительности труда людей, которые в ней работают.



Назад