Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Педагогика, ее место в системе наук


Какие же средства необходимо применить, чтобы успешно решать задачи образовательно-воспитательной парадигмы, и какое место будут занимать в ней вопросы интеллектуального и морально-духовного развития личности? И вообще существуют ли они? Средства такие есть, и они носят как объективный, так и субъективный характер, зависят от социальных и экономических факторов. Главное место среди них занимают учение о человеке. Если мы хотим обеспечить всестороннее гармоничное развитие человека, надо овладеть широким спектром знаний о ее развитие и воспитание. Этими знаниями и оперирует педагогика.

Педагогика (rp.pais - дитя и ago - веду, руковожу) - наука об обучения и воспитания детей. Правда, ныне понятие "педагогика" расширился и охватывает сферу обучения и воспитания не только детей, но и человека вообще. Стоит отметить, что с середины XIX в. ученые выделили как отдельную науку об образовании и воспитания взрослых - андрагогіку. Андрагогіка (гр. andros - взрослый, зрелый мужчина и ago - веду, руковожу) - педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающийся исследованием проблем образования, самообразования и воспитания взрослых людей. Задачей андрагогики является определение содержания, организационных форм, методов и средств обучения взрослых. Впервые в истории педагогической науки термин "андрагогіка" ввел немецкий ученый В. Конт (1833 г.). Однако становление андрагогики как самостоятельной науки произошло в середине XX в. и связано с именами американцев М. Ноулза и Г. Смита, англичанина П. Джарвиса, немца Ф. Пьоггелера, голландца Т. Тен Хаве, поляка Л. Туроса и др. Конец XX и начало XXI века характеризуются значительным расширением исследований проблем андрагогики.

На наш взгляд, педагогика - это традиционно объединительная наука об образовании и воспитания человека. И именно на этой базе основывается система педагогических наук. Педагогика тесно связана с другими науками, прежде всего с анатомией и физиологией человека, психологией. Эти дисциплины, по сути, составляют засадницькі основы педагогики. К.Д. Ушинский утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Поскольку физиология человека и, в частности, возрастная физиология изучает закономерности и особенности физического развития человека, а психология - психического, то рабом этих наук составляет надежный фундамент для успешного и эффективного развития педагогической науки вообще и педагогической деятельности в отдельности.

Российский философ ученый Б.М. Кедров (1903-1985), систематизируя науки, построил, как на нас, целесообразную их модель (рис. 1).

2

Такая модель, в которой психолого-педагогические науки размещены в центре, отражает объективный характер взаимосвязей между различными группами наук. Ведь научные исследования в той или иной отрасли является результатом деятельности человека. Следовательно, познание человека, его обучение и воспитание - приоритетное направление в общественно-экономическом прогрессе. От него зависят успехи во всех других сферах жизнедеятельности человека.

Педагогическая наука, как и другие науки, находится в постоянной внутренней динамике, обогащаясь пониманием закономерностей, принципов, форм, средств, методов, приемов едукації человека. Источниками развития педагогической науки служат народная педагогика, образовательный опыт прошлых поколений, научно-практические достижения современных подвижников педагогического дела.

Поскольку смысл жизни человека заключается в продолжении своего рода, в центре внимания жизнедеятельности родителей, других членов общества является Человек в лице ребенка. Народная мудрость учит, что важно не только родить, но и воспитать ее. Этим всегда занимались не только родители, но и представители рода, общины. На протяжении многих веков приобретен огромный опыт воспитания детей с учетом социально-экономических потребностей, общественных задач, общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. Сложился колоссальный пласт знаний о воспитании, обобщенный народной педагогикой. Выдающийся украинский поэт Максим Рыльский писал:

Нет мудріших, чем народ, учителей; У него каждое слово - это жемчужина, это труд, это вдохновение, это человек.

Обзор памятников народной педагогики (обряды, думы, легенды, сказки, песни, пословицы, загадки и др.), афоризмов мыслители всех веков дают возможность заметить яркую закономерность: в сфере естествознания, физики, математики, техники, медицины, искусства свои соображения выражали только специалисты соответствующего научного профиля. Зато проблема воспитания всегда находилась в поле зрения мыслителей различных отраслей знания: философов, теологов, а также художников, священнослужителей, деятелей многих других сфер. Вот почему наследство народной педагогики до сих пор остается драгоценным сокровищем, неисчерпаемым источником дальнейшего развития педагогической науки.

Научная педагогика, что развивается с начала становления школы, опираясь на опыт народной педагогики, узагальнювала и обосновывала закономерности, принципы, формы и методы организации учебно-воспитательной работы с учетом социально-экономического и культурного контекста. Достояние научной педагогики является "энергоносителем" развития системы образования и воспитания, теоретико-методологическими основами совершенствования учебно-воспитательного процесса. Педагогическая мысль прошлого, в том числе таких известных исследователей, как Я.А. Коменского, А. Дістервега, Г. Песталоцци, М.И. Пирогова, П.Ф. Каптєрєва, К.Д. Ушинского, А.В. Духновича, Дж. Дьюи, Е. Торндайка, В. Оконя, П.Ф. Лесгафта, М.И. Лобачевского, Д. Менделеева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других - это непреходящий научный задел, без опоры на который нельзя двигаться вперед.

Еще один важный источник развития педагогической науки - опыт педагогов-практиков. Большое количество творческих учителей, преподавателей высшей школы пополняют педагогику своими наработками, что является базой для осмысления, высшего теоретического синтеза. Педагогические взгляды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского - это результат их собственной педагогической практики. В последние десятилетия XX века имел место вспышка творческих педагогических поисков, который тоже стал веским основанием развития научной педагогики. Они связаны с именами известных педагогов Ш.О. Амонашвили, М.П. Гузика, Є.М. Ильина, С.М. Лысенкова, А.А. Хмури, В.Ф. Шаталова. Яркой жемчужиной новаторского педагогического опыта стали достояние известного украинского педагога, народного учителя, действительного члена АПН Украины, директора Сахновской средней школы на Черкасщине Александра Антоновича Захаренко, который посвятил свою жизнь исследованию проблем духовного возрождения сельской школы, внедрению подлинно гуманистических принципов в образовательную дело. Определенные творческие педагогические достижения есть и в деятельности высших учебных заведений, но они малоизученные и недостаточно освещены.

Педагогическая наука имеет достаточно разветвленную структуру, что можно отобразить графически (рис. 2).

 2-1

Рис. 2. Структура педагогической науки

 

К.Д. Ушинский, размышляя о сущности педагогики как науки, пишет: "Педагогика - не наука, а искусство - наиболее обширно, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклона, и как искусство же оно стремится к идеалу, которого вечно пытаются достичь и который никогда полностью недоступен: к идеалу совершенного человека. Способствовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением среди воспитателей тех самых разных антропологических знаний, на которых оно основывается". И далее продолжает: "Мы не говорим педагогам - делайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы психических явлений, которыми вы хотите управлять, и делайте, руководствуясь этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их применить. Не только эти обстоятельства без края разнообразные, но и сами нравы воспитанников не похожи друг на друга. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитуемых индивидуумов вызывать какие-либо общие воспитательные рецепты?".



Назад