Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Новый тип интеграции на севере Америки


Место и роль Северной Америки в системе мирохозяйственных связей определяется целым рядом факторов.

1. США и Канада создали огромный экономический и научно-технический потенциал и как члены наиболее престижного и влиятельного клуба «Большая восьмерка» в течение достаточно длительного времени устанавливают «правила игры» в мировом хозяйстве.

2. Кроме того, США, несмотря на все кризисные потрясения, более века не знают себе равных в экономическом соревновании, в технологическом господстве и эффективном использовании достижений научно-технического прогресса; они стали наиболее влиятельной силой современного мира.

3. Указанные характеристики, а также уникальное географическое расположение дают возможность США занимать важные стратегические и тактические позиции в евроатлантических структурах, активно сотрудничать с Европейским Союзом. Активным является их участие в интеграционных процессах, происходящих в Азійсько-Тихоокеанском регионе.

4. Влияние США на мировые процессы значительно усиливается с возникновением на территории Северной Америки международного экономического объединения. Североамериканская экономическая интеграция обусловлена глобальными изменениями в системе мировых хозяйственных связей, что приобрели характер устойчивой планетарной тенденции. Она является продуктом прогрессирующего процесса интернационализации хозяйственной жизни.

Североамериканская экономическая интеграция является также результатом вхождения мирового хозяйства в качественно новый этап развития, на котором внешнеэкономические связи теряют свою вспомогательную относительно политики роль и превращаются в самостоятельный, даже решающий фактор формирования мирового сообщества.

На этом этапе небывало растет уровень единения мирового хозяйства, в котором отдельные страны или группы стран - европейский, североамериканский, африканские, латиноамериканские, азійсько-тихоокеанское - все в большей степени становятся составляющими огромной экономической системы, что приобретает черты глобального экономического пространства.

В таком пространстве роль Северной Америки определяется теперь уже не силой влияния США на світогосподарські связи, а силой общих потенциальных возможностей трех по-своему крупных национальных экономик Североамериканского континента, объединенных в одну.

В 90-е годы прошлого века на Североамериканском континенте возникает прообраз будущего единого хозяйственного комплекса, в котором национальные экономики (Мексики, Канады и США) интегрируются и начинают функционировать как составляющие единой хозяйственной системы.

Предпосылки возникновения Североамериканской зоны свободной торговли складывались постепенно. Они нашли проявление в довольно интенсивном проникновении в мексиканскую экономику транснациональных корпораций США, которые закрепились в ней целой системой филиалов со значительными льготными условиями производственной и торговой деятельности. Эти предпосылки складывались под влиянием активной «американизации» ведущих отраслей канадской экономики. Немалую роль в их возникновении играло расширение торговых отношений между США и Мексикой и США и Канадой.

Созданию «тройственного» интеграционного объединения в Северной Америке предшествовал также опыт «свободной торговли» между Канадой и США, проводимой соответствующим соглашением, подписанным в сентябре 1988 г.

О тесную связь экономики Канады с экономикой США свидетельствует хотя бы тот факт, что североамериканские монополии контролируют почти половину горнодобывающей и свыше 40% обрабатывающей промышленности в канадской экономике. В свою очередь США в значительной степени зависят от импорта из Канады сырьевых ресурсов, не говоря уже о том, что Канада традиционно является крупным торговым партнером США.

В Мексике на долю ТНК США приходится более 70% всех иностранных инвестиций в ведущие отрасли национальной экономики - автомобильную, химическую, электротехническую и др.

В конце 80-х годов начинается серия консультаций и переговоров по поводу углубления и юридического оформления интеграционных связей между Мексикой и США. Конечно же, Канада не могла остаться в стороне мексикансько-американского сближения: она присоединяется к переговорному процессу, который завершился в сентябре 1992 г. подписанием трехстороннего соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли - North American Free Trade Agreement (NAFTA). Согласно этому соглашению, с января 1994 г. начато формирование крупнейшего в мире рынка. Создание предусмотрено завершить в 2009 г.

Подписание трехстороннего соглашения означало начало нового этапа развития интеграционного процесса в Западном полушарии, а также в мировом хозяйстве в целом. Североамериканское интеграционное объединение по основным экономическим показателям превышает Европейский Союз, а с распространением зоны свободной торговли на Латиноамериканский регион подводит базу под создание межконтинентального общего рынка товаров и услуг.

О масштабах и потенциальные возможности североамериканского экономического объединения свидетельствует сравнение основных показателей НЕФТЬ и ПЬЕС.

Показатели НЕФТЬ уступают лишь перед данным, характеризующие АТЭС, на долю которого, по оценкам зарубежных экспертов, приходится около 56% выпуска ВВП и 46% объема мировой торговли. Правда, до этого азійсько-тихоокеанского интеграционного конгломерата входят все три участника североамериканского интеграционного процесса.

Специфичность НЕФТЬ определяется рядом характеристик, которые в определенной степени отличают ее как от западноевропейской, так и от других моделей международной экономической интеграции.

Во-первых, Североамериканская зона свободной торговли должна континентальные масштабы. В мировом хозяйстве - это первое интеграционную группировку с такой характеристикой. Оно объединяет только три, но достаточно большие по территории, человеческими ресурсами и экономическим потенциалом страны.

Во-вторых, страны, объединившиеся в НЕФТЬ, имеют различные уровни экономического развития, более того, уровень Мексики резко контрастирует с уровнем США и Канады. Собственно это не является исключительным явлением: в Западном полушарии подобный пример демонстрирует МЕРКОСУР, к которому наряду с такими великанами Латинской Америки как Бразилия и Аргентина, входят Уругвай и Парагвай, которые значительно уступают им в экономическом развитии.

В-третьих, ярко выраженным центром Североамериканской зоны свободной торговли остаются США - мировой лидер по огромным научно-техническим, технологическим потенциалом и конкурентоспособной экономикой. Основные торговые и инвестиционные потоки в пределах группировки направлены преимущественно из США или в США; большая часть внешнеторгового оборота Канады (74%) и Мексики (65%) приходится на торговлю с США. Что же до канадсько-мексиканских торговых и инвестиционных связей, то до последнего времени они были слишком слабыми.

По-четвертых, соглашение имеет широкомасштабный характер: она охватывает производственную сферу, международную торговлю, финансовые отношения между странами-інтегрантами, инвестиционную деятельность, расширяет свободное движение капиталов, неограниченный вывоз прибылей и доходов, углубляет либерализации взаимной торговли, регулирует порядок миграции рабочей силы и т.д.

По-пятое, страны-члены НЕФТЬ является одновременно и атлантическими, и тихоокеанскими; они почти равноудалены от двух других мощных мировых экономических регионов - Западной Европы и Азійсько-тихоокеанского региона, что дает возможность равномерно развивать экономические связи с ними и существенно влиять на развитие этих связей.

В отличие от Европейского Союза, который поднялся на самый высокий интеграционный ступень, НЕФТЬ не имеет совершенной структуры наднациональных органов регулирования трехсторонних отношений, что в настоящее время вполне устраивает Канаду и Мексику, которые видят в ней угрозу своей политической и экономической независимости. В конце концов зона свободной торговли - это первый этап в международной экономической интеграции, и ему присущи свои институциональные механизмы.

Особенность соглашения о НЕФТЬ заключается также в том, что впервые в мировой практике в системе мировых хозяйственных связей интеграционную группировку объединило наиболее высокоразвитые государства современности с одной из развивающихся государств, которая едва поднялась до уровня «новых индустриальных средних государств». Поэтому вполне естественной можно считать пестрота североамериканского интеграционного объединения, что подтверждается даже наиболее общими показателями.

Главными стимулами интегрирования есть общие экономические интересы, что вместе с принципами взаимовыгодных отношений составляют фундамент соглашения. Цели соглашения заключаются в том, чтобы избавиться от препятствий в торговле, создать условия для справедливой конкуренции, увеличить целесообразность инвестирования, совместно защищать права интеллектуальной собственности, внедрить эффективный механизм сотрудничества и разрешения противоречий, а также развивать трехстороннее региональное и многостороннее кооперирования.

Общий для трех сторон интерес заключается в том, чтобы объединенными усилиями противостоять усилению влияния западноевропейского интеграционного объединения в лице ЕС. Как известно, в свое время политика панамериканизма была направлена против распространения европейского влияния в Западном полушарии. В трехстороннем соглашении об этой политике не говорится, но на самом деле антиевропейская направленность очевидна. НЕФТЬ имеет также противостоять мощному экономическому подъему Азійсько-тихоокеанского региона, который, по мнению многих исследователей, достаточно серьезно претендует на роль мирового центра в XXI ст. США пришли к выводу, что их единоличной присутствия в этом регионе уже недостаточно, чтобы адекватно реагировать на возможные изменения в расстановке мировых экономических сил или, по крайней мере, поддерживать равновесие между ними.

Каждая из трех стран-участниц имеет свои экономические интересы в НЕФТЬ и, конечно, каждая из них лелеет надежду посредством свободной торговли реализовать эти интересы.

США стремятся, прежде всего, усилить могущество североамериканского «центра» и его влияние на мировое хозяйство, расширить беспошлинный рынок реализации продукции собственных товаропроизводителей, укрепить позиции национального капитала ТНК в экономике Мексики и Канады, увеличить доступ к мексиканских и канадских экономических ресурсов, через Мексику распространить влияние на всю Латинскую Америку в духе известной политики панамериканизма.

Канада надеется избавиться протекционистских ограничений со стороны законодательства Соединенных Штатов и таким образом повысить конкурентоспособность своих товаров производителей на рынках США; существенно увеличить товарооборот с Мексикой, который ранее был незначительным; через США и Мексику выйти на рынки стран Латиноамериканского региона; через активизацию связей в пределах объединения оживить экономическую ситуацию в стране, повысить темпы экономического роста, расширить границы занятости. Канада рассматривает НЕФТЬ как «символ дальнейшей либерализации торговли и торгового законодательства».

Свои интересы в НЕФТЬ видит и Мексика, которая поставила себе цель посредством свободной торговли получить доступ к достижениям научно-технического прогресса для создания мощных основ модернизации национальной экономики. Интегрируясь в крупнейшей в мире зоны свободной торговли, Мексика рассчитывает на выгодные условия экспорта своей продукции на рынках США и Канады; особые надежды связываются с залучениям дополнительных инвестиций, новейших технологий в национальное производство, что должно обеспечить значительное увеличение количества рабочих мест, повышение конкурентоспособности национального производства.

Участники НЕФТЬ провозгласили своей главной целью создания общего рынка западноевропейского образца, а зоны свободной торговли, которая дала бы возможность каждой стране-інтегранту без препятствий и ограничений развивать экономические отношения с другими государствами и регионами.

Речь идет не о согласовании торгово-экономической политики каждого из членов НЕФТЬ с определенными наднациональными структурами, как это практикуется в ЕС. Более того, создание подобных структур пока не планируется. Правда предусмотрено функционирование трехсторонних комиссий по разрешению споров между странами-партнерами в сферах трудовых отношений и сохранения окружающей среды.

Исходя из соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли, намечено поэтапное, в течение 15 лет, отмена таможенных тарифов, а также нетарифных ограничений во взаимной торговле; обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности; разработка совместной программы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Перечисленные направления деятельности несколько расширяют традиционные представления о начальный этап интеграционного процесса в «классическом» его определении. Соглашение дает возможность практического решения важных вопросов не только торговли, но и всего взаимного сотрудничества, в частности:

• в таможенной сфере: в соответствии с соглашением страны-інтегранти сделали существенный шаг к отмене таможенных ограничений - США на 84% и Канада на 79% мексиканского экспорта (за исключением нефтепродуктов); Мексика ликвидировала таможенные ограничения на 43% товаров из США и на 41% товаров из Канады. Через 15 лет такие ограничения будут вообще ликвидированы;

• в инвестиционной сфере: введено инвестиционный механизм не предусматривает каких-либо ограничений в деятельности иностранных инвесторов; при этом гарантируются конвертируемость национальной валюты и возможность перевода средств за границу;

• в производственной сфере: соглашением предусмотрено создание режима наибольшего содействия местным фирмам; из сферы действия соглашения изъяты отрасли, которые согласно Конституции находятся в исключительной компетенции государства;

• в непроизводственной сфере: введен режим наибольшего благоприятствования во взаимоотношениях между государствами-інтегрантами;

• в финансовой сфере: вся система расчетов остается под контролем государств; под действие соглашения о НЕФТЬ не подпадают политика денежного обращения и обмена валют, а также деятельность по социальному страхованию и капитального строительства.

Для решения спорных вопросов согласован механизм действия институтов трех уровней - межправительственные консультации, комиссия по свободной торговли, арбитраж.

Функционирование такого мощного объединения, как НЕФТЬ, при условии сохранения ним характера открытого экономического группировки сохраняет, и даже обещает новые возможности для развития торговых отношений с третьими странами. Правда указанное существенное уменьшение таможенных ограничений внутри группировки ставит экспортеров из этих стран в заведомо невыгодные условия.

Поэтому вполне оправдано, что Мексика в ходе переговоров по поводу образования зоны свободной торговли добилась признания разницы по уровням развития мексиканской экономики по сравнению с американской и канадской и, таким образом, получила возможность в течение 15 лет на льготных условиях сотрудничать с партнерами по НЕФТЬ. Итак, в течение указанного срока Мексика будет пользоваться льготами в реформировании своей таможенной системы, а также обладать исключительным правом распоряжаться национальными запасами нефти и газа, нефтепродуктами и продуктами нефтехимической промышленности. Мексике предоставлено беспошлинный режим экспорта в США и Канаду легковых автомобилей собственного производства, к тому же значительно ослаблен режим таможенного налогообложения мексиканского экспорта сельскохозяйственной продукции.

И все же отметим, что усиление североамериканской ориентации не грозит Мексике самоограничением зоной свободной торговли. Скорее будет происходить расширение торговых отношений с другими странами и регионами. Мексиканским политикам импонирует открытый характер Североамериканской зоны свободной торговли и они за любой случаю подчеркивают это. К тому же указанные преференции, которыми Мексика будет пользоваться в течение всего «испытательного периода», обеспечат ей хорошие перспективы адаптации к новым условиям сотрудничества с североамериканскими партнерами.

Итоги первых пяти лет функционирования НЕФТЬ были достаточно неоднозначными для участников трехстороннего соглашения. В целом мало что изменилось в расстановке сил на континенте. США, как и прежде, занимают ведущие позиции во всех сферах межгосударственных экономических отношений и остаются центром тяжести как для Мексики, так и для Канады.

Эксперты считают, что от участия в НЕФТЬ больше всего выиграла Мексика, которая в большей степени, по сравнению с США и Канадой, улучшила положение в таких сферах, как благосостояние, реальный ВНП, реальные расходы, рабочее время, реальная зарплата, капитальные инвестиции, импорт, экспорт. Определенных сдвигов страны-інтегранти добились в решении проблем занятости, инфляции, промышленного производства, внешней торговли.

Первым серьезным испытанием для НЕФТЬ стала мексиканская финансовый кризис, разразившийся в конце 1994 - начале 1995 г. Причина кризиса - чрезмерные инвестиционные потоки извне. Определенные успехи экономического реформирования в Мексике породили иллюзию «безграничных возможностей» для зарубежных инвесторов. В свою очередь, мексиканское правительство именно за счет иностранных портфельных инвестиций, которые поступали в основном из США, финансировал значительную часть национальных проектов и одновременно пытался покрыть дефицит текущего платежного баланса, который заметно превышал оптимальные пределы и составил более 6% ВВП. В начале 90-х годов за счет североамериканских портфельных инвестиций финансировалось 2/3 дефицита текущего платежного баланса, тогда как оптимальным вариантом считается уровень 20-30%. Кризис была погашена беспрецедентными объемами международной помощи Мексике, что превысило 50 млрд. долл. Значительную долю этой помощи составила заем США, которые в первую очередь были заинтересованы в том, чтобы не допустить провала Мексики в кризисную бездну. Конечно же, поддерживая партнера, США заботились прежде всего своими интересами, защищая национальных предпринимателей и владельцев мексиканских ценных бумаг, сохраняя объемы экспорта в Мексику и ограничивая поток нелегальных иммигрантов с ее территории.

Перспективу североамериканского экономического развития США связывают с интеграционными процессами в Латиноамериканском регионе, а следовательно - с распространением их на все Западное полушарие. Причем в намерениях и действиях США достаточно отчетливо прослеживается связь современности с историческим прошлым, а именно с политикой панамериканизма, провозглашенной в начале XIX в. и известной как доктрина Монро. Главная идея доктрины сводилась к усилению влияния США на Латиноамериканский регион как обязательной составляющей их внешней политики и до максимального ограничения такого влияния со стороны любого европейского государства. «Америка для американцев» - так кратко формулируется эта идея.

Позже, в 70-е годы XIX в., политика панамериканизма трансформируется в идею «сотрудничества стран Западного полушария». Но в Латинской Америке монроїзм всегда рассматривался как доктрина силы со стороны США, что дамокловым мечом нависла над странами региона. Латинская Америка никогда не признавала эту доктрину ни как норму международного права, ни как региональную идею. Уже в наши времена идеи панамериканизма получают воплощение в новой программе, предложенной США, под названием «Инициатива для Америк». В соответствии с нее интеграционный процесс должен распространиться на оба континента Западного полушария - вплоть до создания в будущем единой зоны свободной торговли от Аляски до Огненной Земли.

О том, что такие намерения США не является утопией, свидетельствует, в частности, встреча в Майами глав государств и правительств 34 стран обоих американских континентов (декабрь 1994 г.), в результате которой достигнута договоренность о подготовке к 2005 г. предпосылок для создания такой зоны. Этот торговый пространство будет способен удовлетворить потребности в товарах и услугах 850 млн. граждан. Безусловно, процессы таких масштабов в международной экономической интеграции приведут к существенным изменениям не только в регионах Западного полушария, но и в мировом хозяйстве в целом.

Не менее важными являются и другие параметры. Утверждение североамериканского интеграционного экономического блока убедительно свидетельствует, что политическая воля, готовность к сотрудничеству на равных, наличие конструктивных подходов способны преодолеть разногласия и противоречия и вывести на путь сближения и взаимодополняемости национальных экономик, способствовать углублению взаимопонимания и дальнейшему экономическому росту стран-інтегрантів.



Назад