Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Состояние и тенденции развития педагогики высшей школы


Система образования общества должен соответствовать его стратегической задачей. Как отмечается в Национальной доктрине развития образования, образование является стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечение национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене. Однако положение дел в области образования, темпы и глубина преобразований не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Глобализация, изменение технологий, переход к информационно-технологического общества, утверждение приоритетов устойчивого развития, другие присущие современной цивилизации черты предопределяют развитие человека как главную цель, ключевой показатель и основной рычаг современного прогресса, нуждаются в радикальной модернизации отрасли; ставят перед государством, обществом задачу обеспечить приоритетность развития образования и науки, первоочередность решения их насущных проблем.

Особое место в общегосударственной системе образования Украины занимают высшие учебные заведения. Они в первую очередь должны работать на перспективу развития общества. Как подчеркивает академик В.П. Андрущенко, высшая школа призвана формировать интеллект нации. От этого зависит будущее. Парадигма развития образования Украины в XXI в., в частности высшего, обусловлена качественными характеристиками общества будущего. По прогнозам ученых-футурологов, XXI в. будет характеризоваться следующими основными проявлениями: развитием информационных технологий, общей компьютеризацией и системным программированием всех сфер производства, широким использованием лазерной техники и микропроцессоров, применением телекоммуникаций с обратной связью, использованием новых полимерных материалов, появлением новых источников энергии. Все это изменит ритм и стиль общественной и индивидуальной жизни людей, которые станут интенсивнее, индивидуально ответственными, творческими. Жизнь будет требовать интеллектуально развитой личности, базовым компонентом духовного мира которой будут именно фундаментальные знания и способность к самообразованию в контексте информации, объемы которой постоянно растут.

Изложенное обусловливает формирование новых требований к образованию, прежде всего профессиональной. Она должна быть фундаментальной, базироваться на новейших достижениях науки, осуществляться за новейшими педагогическими технологиями. При этом нельзя забывать, что нынешний специалист должен обладать высокой профессиональной культурой, нравственно-духовными ценностями, чтобы не вступить в конфликт с окружающей средой. Общественно неконтролируемое развитие техники и технологии, внедрение гигантских технических проектов причиной глобального кризиса цивилизации. Выход из нее возможен только путем осуществления образовательно-интеллектуальной, образовательно-воспитательной революции в системе образования, и прежде всего в профессиональном образовании. Ведь большинство выпускников технических ВУЗОВ получают мощное оружие - информационные, энергетические, технологические и другие системы, которые без должного интеллектуальной и моральной подготовки могут оказаться опасным орудием в руках "сумасшедших". Современные ученые-инженеры в различных областях науки (особенно технической, биологической, химической) должны организовывать свою деятельность на принципах гуманизма, высокой нравственности, стоять "на плечах" гигантов духа Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко, Николая Бердяева, а не на силе интегральных схем. Человек, в которой не сформированы гуманистические принципы и жизнедеятельность которой проходит в железобетонном среде, в кругу компьютерных технологий, духовно деградирует, вырождается. "Человеческое" и "духовное" в ее существовании замещается "холодным металлом". Как предостерегал своего времени Г. Бердяев, "бессердечная техника" восстает против человека, вырывается из-под ее власти и хочет уподобить человека себе. Это порождает масштабные противоречия между деятельностью умного человека и техническими монстрами, созданными ею, что может приводить к возникновению катастроф планетарного масштаба. Изобретатели водородной оружия. Сахаров и И. Курчатов, осознав потенциальные последствия применения своего "детища", восстали против себя, против собственной идеи. А. Сахаров вообще выступил против дальнейшей разработки технологий ядерной энергии, а И. Курчатов направил свои научные поиски на использование атомной энергии в мирных целях, хотя и это, как оказалось в случае с Чернобылем, довольно опасно. Так же достижения биологов-генетиков в области генной инженерии, в частности разработка технологий клонирования живых организмов, таят в себе немало угроз.

Все это требует подходов к организации жизнедеятельности человека, которые основаны на принципах экологически безопасных, життєоберігальних, життєвідтворювальних, життєстверджувальних начал, одинаково актуальных для человека и природы. Надо идти путем, который очертил В.И. Вернадский, - учиться жить в условиях ноосферы.

Как видим, перед обществом планеты возникает ряд сложных проблем. К их решению опять-таки надо подходить с позиции, которую определил древний философ Протагор: "Человек - мера всех вещей".

Профессиональная школа, которая объединяет высшие учебные заведения всех уровней, должен сделать решительный шаг к решению этих проблем. ВУЗЫ и научно-исследовательские институты Украины обладают достаточным научным и интеллектуальным потенциалом, чтобы в течение 10 - 15 лет перестроить систему профессиональной подготовки специалистов в свете новых мировоззренческих, социальных и экономических потребностей.

Поэтому образовательная деятельность должна основываться на следующих основных постулатах:

1) соответствие образования потребностям социально-экономического развития общества;

2) обеспечение интеллектуального развития личности, овладение ею эффективными методами самостоятельной познавательной деятельности;

3) формирование у молодых поколений высоких морально-духовных качеств на основе общечеловеческих и национальных ценностей;

4) развитие высокой экологической культуры и ответственности за сохранение окружающей среды, готовности вести целесообразную жизнедеятельность в условиях ноосферы.

Решение этих сложных задач зависит прежде всего от целенаправленной, научно обоснованной деятельности педагогов высшей школы, которые обладают научными знаниями по теории образования.

Предметом педагогики высшей школы как одной из педагогических наук обучения и воспитания студентов. Основные задачи этой дисциплины - изучение и анализ социальных и исторических характеристик системы высшего образования, содержания, средств, форм, методов обучения и воспитания, особенностей организации самостоятельной учебной работы студентов, особенностей оценивания их познавательной деятельности, направлений развития и формирования студенческих коллективов, системы управления различными звеньями высшего учебного заведения.

В последнее время педагогику высшей школы пытаются отождествлять с андрагогікою ли антропологией. Думается, это искусственный подход. Если андрагогіка занимается проблемами образования взрослого человека вообще, то функционирования педагогики высшей школы ограничено рамками высшего учебного заведения.

Педагогика высшей школы, как и общая педагогика, тесно связана с другими науками, объектом изучения которых является человек. Достаточно отметить, что феномен человека постигают более 130 научных дисциплин. Однако ближе к педагогики высшей школы стоят такие науки, как философия, психология, физиология и анатомия человека, семиотика, теория коммуникации, культурология, социология, история, логика, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, генетика, кибернетика, медицина и т.д. На протяжении предыдущих десятилетий педагогика высшей школы как наука развивалась очень медленно. Организация учебно-воспитательного процесса в ВУЗЕ осуществлялась не на научных принципах, а по принципу подражания, копирования, путем "проб и ошибок". Подавляющее большинство преподавателей высшей школы разных уровней привлекалась к научно-педагогической и педагогической работы, не имея достаточного (или и никакой) теоретической подготовки по педагогике высшей школы. В части научно-педагогических работников сложилось скептическое отношение к этой науке. Даже в системе подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру и аспирантуру чтение курса "Педагогика высшей школы" не всегда предусматривается учебными планами. В Украине, как и в других постсоветских государствах, не было научно-исследовательских институтов, которые бы исследовали проблемы педагогики высшей школы. Понятно, что все это было (и, к большому сожалению, остается) препятствием в развитии высшей школы; сдерживает процессы ее модернизации, обновления форм и методов обучения. Лишь в 90-х годах прошлого века в Украине произошли определенные сдвиги: созданы научно-исследовательские институты педагогики и психологии профессионального образования, высшей школы; начаты периодические издания, посвященные проблемам организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе; появились глубокие исследования A.M. Алексюка, В.И. Бондаря, В.М. Галузинського, М.Б. Євтуха, О.Г. Мороза и др. по педагогике высшей школы. Почти до середины прошлого века считалось, что человек после достижения зрелости (20 лет) находится в состоянии "психической закам'янілості" и неспособности к обучению, а потому психология и педагогика развивались в основном как науки, касающиеся детей. Возраст обучения в высшей школе охватывает период поздней юности и ранней зрелости (17-23 года). Если в обучении и воспитании студентов младших курсов можно в определенной степени руководствоваться положениями школьной психологии и педагогики, то на старших курсах нужны другие подходы, необходимые знания психологии взрослого человека, андрагогики. Организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе Украины нуждается в модернизации, которая может быть осуществлена только на основе научной педагогики высшей школы. В последнее время и у нас, и за рубежом появились содержательные труда, в которых с учетом результатов современных исследований рассматриваются психологические и педагогические проблемы высшей школы.

 

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: Курс лекций. - К.,1993.

Андрущенко В. Основные тенденции развития высшего образования на рубеже веков //Высшее образование Украины. - 2001. - №1. - С 11-17.

Закон Украины "О высшем образовании" / / Голос Украины. - 2002. - 5 марта.

Закон Украины "Об образовании" / / Голос Украины. - 1996. - 25 апреля.

Кремень В.Г. Философия образования XXI века / / Образование Украины. - 2002. - 28 декабря.

Национальная доктрина развития образования / / Образование Украины. - 2002. - 23 апреля.



Назад