Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

СНГ как новое интеграционное группировки


СНГ была основана на Алматинской совещании 21 декабря 1991 г. представителями 11 независимых стран (Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Решение этой совещания стали завершающим шагом на пути ликвидации СССР, начало ей было положено Беловежской встречей 8 декабря 1991 г. председателей парламентов Украины, России и Беларуси: Л. Кравчука, Б. Єльцина и С. Шушкевича. Три прибалтийские республики (Эстония, Литва и Латвия), суверенитет которых был фактически признан СССР еще в сентябре 1991, p. четко определили свое негативное отношение к этой организации. Азербайджан первые два года не принимал участия в работе СНГ, и лишь в сентябре 1993 г. новый глава государства Г. Алиев подписал Алматинську декларацию. Грузия присоединилась к СНГ в 1994 г. - также после смены политического режима в стране и прихода к руководству Е. Шеварднадзе. В настоящее время в деятельности Содружества с разным статусом принимают участие 12 суверенных государств, то есть все бывшие советские республики, кроме стран Балтии.

В течение 12 лет существования СНГ значительных сдвигов в экономическом пространстве не произошло. Каждое государство отстаивала свои интересы. Содружество независимых государств действовала, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». В последние 5 лет (1998-2003гг.) начались определенные сдвиги в направлении усовершенствования экономических и политических отношений. Начался медленный процесс формирования наднациональных органов управления важными сферами и направлениями деятельности.

Так, постоянно действуют Совет Глав государств и Совет Глав правительств, Межгосударственный экономический комитет Экономического Союза, Экономический Суд, Совет министров иностранных дел, Межпарламентская ассамблея, другие межгосударственные советы, комиссии и комитеты. Все они предназначены для улучшения процесса регулирования взаимных отношений.

Всего в рамках СНГ функционирует около 90 межгосударственных и других органов, в 58 из них представлена Украина.

В современных условиях регулирования отношений между государствами СНГ осуществляется на основе Устава, который был принят 22 января 1993 г. Этот документ определил ее функциональные и организационные основы. Решение о принятии Устава было одобрено семью делегациями, но не подписан представителями Молдовы, Туркменистана и Украины. Делегация Украины не согласилась с теми статьями документа, которые требовали создания наднациональных органов руководства, что нарушали ее статус как внеблокового государства.

На совместном заседании Глав государств и Глав правительств СНГ 24 сентября 1993 г. было решено сформировать Экономический союз с целью активизации взаимного сотрудничества в хозяйственной сфере. В «Заявлении Украины в связи с Договором о создании Экономического союза» подчеркивалось, что «Украина с учетом нашего внутреннего законодательства заявляет о своем намерении сотрудничать с экономическим сообществом в качестве ассоциированного члена на основе отдельного соглашения». Договор о создании этого союза также не был подписан делегацией Туркменистана.

С целью усиления координации хозяйственного сотрудничества стран СНГ Украина поддержала идею о формировании этого органа, рассчитывая на возможность его использования против ухудшения условий взаимной торговли и экономического сотрудничества в целом.

Невысокая результативность деятельности СНГ в политической и особенно экономической сферах побудила отдельных членов Содружества к более четкого определения позиций относительно цели его существования, возможностей и моделей дальнейшего развития. За годы существования СНГ было принято и подписано много соглашений, но большинство из них на пользу содружества не работала. Это касается прежде всего соглашения о создании Платежного союза.

Проявлением ускоренной интеграции стало соглашение о Таможенном союзе РФ и Беларуси от 6 января 1995 г., к которой через две недели присоединился Казахстан, в марте 1996 г. - Кыргызстан и в 1998 г. - Таджикистан. Это соглашение предусматривало унификацию законодательства членов этого союза не только в сугубо внешнеэкономической сфере (валютный и экспортный контроль, ценовая политика и т.д.), но и «экономических условий хозяйствования» в целом. Фактически это означало необходимость перестройки национальных экономических механизмов партнеров по образцу наиболее мощного члена союза - России.

Таможенный союз в рамках СНГ имеет не столько экономический, сколько политический характер.

Мировой опыт интеграции свидетельствует о необходимости создания ее руководящих органов. Основная задача этих органов регулирования и коррекции сложных отношений на начальных ступенях интеграции. Организационная структура СНГ также нуждается в усовершенствовании. В соответствии с Уставом высшим ее органом является Совет Глав государств, которая должна собираться дважды в год и решать «принципиальные вопросы», связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. В течение года также должны происходить четыре заседания Совета Глав правительств, задачей которой является «координация сотрудничества органов исполнительной власти». Ассоциированный статус Украины в СНГ дает возможность ее высшим должностным лицам принимать полноправное участие в работе этих главных органов Содружества.

Украина участвует также в работе Совета министров иностранных дел, которая имеет характер координационно-консультативного органа. Вместе с тем как внеблоковая страна, она не представлена в двух других органах Содружества - Совете министров обороны и Совете командующих пограничных войск. Принципиально выступая против создания в СНГ наднациональных органов, Украина не подписала соглашения о создании Объединенного командования Коллективных миротворческих сил, Экономического суда и других структурных подразделений СНГ. По некоторым из них такую же позицию заняли Туркменистан, Молдова, закавказские государства.

Особое значение в СНГ предоставляется Межпарламентской ассамблеи, задачами которой предусмотрены консультации между законодательными органами, разработка совместных предложений по деятельности национальных парламентов, подготовка так называемых «модельных правовых документов» (унифицированных актов внутреннего законодательства стран-участниц). Украина присоединилась к МПА лишь в марте 1999 г.

Кроме того, в рамках Содружества созданы такие органы, как Межгосударственный совет по вопросам агропромышленного комплекса, Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Комиссия по правам человека, Совет коллективной безопасности, Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» и др. В работе некоторых из них Украина принимает участие, но не нарушая своего внеблокового статуса и в целом придерживаясь негативного отношения к наднациональных структур распорядительного характера.

Организацией текущей работы СНГ занимается Исполнительный секретариат во главе с Исполнительным секретарем. Местонахождение этого постоянного органа - м. Минск.

На протяжении своего существования СНГ приняла около 800 документов, из которых Украина подписала 560, в том числе свыше 80 с определенными оговорками. Основная часть не подписанных документов включает такие подходы к военно-политических и организационно-правовым вопросам, которые не соответствуют национальному законодательству Украины.

Несмотря на большое количество принятых высшими органами СНГ документов, результативность деятельности этой организации по сравнению с другими интеграционными группировками мира невысокая, особенно в экономической области.

Через отсутствие реальных результатов работы были ликвидированы такие органы СНГ, как Межправительственный совет по промышленности, Межгосударственная комиссия по военно-экономического сотрудничества, Совет по антимонопольной политике и др. Не развернули свою деятельность Межгосударственный валютный комитет, Межгосударственный банк.

Слабая эффективность характерна и для главного экономического органа СНГ - Межгосударственного экономического комитета.

В целом в главных решениях органов СНГ преобладают, особенно в последние годы, вопросы политического характера (значительная часть этих решений не была поддержана Украиной, а также Туркменистаном, Молдовой, Азербайджаном и др.). К чисто политическим относятся, в частности, решения о предоставлении военной помощи руководству Таджикистана, о формировании Коллективных миротворческих сил (в основном на базе российского контингента), Концепция и Декларация о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 г., решение о сотрудничестве военных и пограничных служб, о создании объединенной системы противовоздушной обороны (подписано представителями Украины с оговорками) и др.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что в СНГ до сих пор не найдено совершенной модели взаимных экономических связей, которая хотя бы в основных чертах отвечала потребностям стабилизации и развития национальных экономик, углубление сотрудничества между субъектами хозяйственной деятельности на взаимовыгодной основе.

Начиная с 1995 года на территории СНГ появляется целый ряд альтернативных группировок, своеобразных клубов по интересам. Почти в одно время появились:

• Экономический Союз Центральной Азии (1995 г.);

• Таможенный Союз четверки в составе России, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана 1995 г. (потом ЄврАзЕС);

• ГУУАМ 1996-1999 гг.

При этом все сделки создаются в рамках текущих конъюнктурных интересов и не имеют социально-экономического основания. Будем надеяться, что единое экономическое пространство, заявление о который сделали президенты России, Беларуси, Украины и Казахстана 23 февраля 2003 года, будет настоящим образованием, что приведет к улучшению работы СНГ в целом.

Несмотря на некоторые препятствия, которые существуют в пределах СНГ, Украина уделяет большое внимание двусторонним и многосторонним отношениям между интегрированными странами.

Вместе с тем Украина постепенно расширяет международно-правовую базу экономического сотрудничества, заключая соглашения о свободной торговле, взаимной защите инвестиций, транспортное сообщение, устранение двойного налогообложения и др.

Страны СНГ остаются тем основным регионом мира, с которым Украина осуществляет торгово-экономические отношения, хотя их доля в торговом балансе за последнее пятилетие существенно снизилась. Если в 1991 г. 85% украинского экспорта приходилось на другие республики бывшего СССР, то в 1998 г. доля стран СНГ и Балтии в вывозе из Украины равнялась 35%, в том числе 33% - до стран Содружества. При этом главным торговым партнером Украины остается Российская Федерация (23% общего экспорта и 48,1% импорта по данным Минстата, объем товарообугу с которой превышает не только уровень обмена с кем-какой другой страной, но и с таким крупным интеграционным объединением, как Европейский Союз.

Отраслевая структура внешней торговли Украины с членами СНГ в основном совпадает с общими показателями ее экспорта и импорта. Основными экспортными товарами являются: продукция черной металлургии, АПК (сахар, водочные изделия, масло), химической индустрии, машиностроения (в том числе комплектующие для ранее поставленной техники и поставки в рамках производственной кооперации). При этом условия проникновения украинских товаров на рынок СНГ постоянно ухудшаются - как через усиление прямого защиты этими странами собственных производителей (особенно после образования Таможенного союза), так и через низкую конкурентоспособность изделий украинских предприятий по сравнению с высокотехнологичными товарами западных фирм или дешевыми товарами из Китая и стран Южной Азии, через отсутствие надлежащей товаропроводящей сети, рекламы, сервисной службы. Как следствие, Украина постепенно теряет этот традиционный рынок сбыта товаров.

Ослабление позиций Украины на рынке СНГ особенно губительно для нее вследствие высокой потребности в импорте энергоносителей и отсутствия до этого времени альтернативных (по сравнению с СНГ) источников получения нефти и газа. Доля этой товарной группы в импорте (в среднем около половины ввоза) является уникальной в мировой практике и связана с нерациональной структурой национальной экономики и экстенсивным характером ее функционирования.

Торговые отношения Украины со странами СНГ имеют сложный и противоречивый характер. Украинские экспортеры не смогли обеспечить себе стабильное место на рынке Содружества, эффективность связей с большинством партнеров является невысокой. Но отсутствие даже таких позиций в других регионах мира влечет за собой сохранение приоритетности СНГ в качестве основного направления внешнеэкономической политики Украины. Это - важнейший сектор вывоза отечественной продукции и главный источник получения товаров, так называемого критического импорта (энергоносители, запасные части для ранее поставленной техники и т.д.), без которых невозможны функционирования национальной экономики и поддержка социальной сферы, даже в условиях их сокращения во время кризиса. Повышение эффективности отношений с СНГ и обеспечения альтернативных направлений сотрудничества с другими регионами мира являются двумя взаимосвязанными важнейшими задачами внешнеэкономической стратегии Украины.

Сложность нынешнего экономического сотрудничества Украины со странами СНГ вовсе не означает бесперспективности дальнейших усилий по использованию потенциала взаимных отношений. Современные и стратегические потребности украинской экономики требуют более гибкой и взвешенной политики в отношении закрепления в отдельных региональных и отраслевых нишах этого великого для украинских экспортеров рынке. Взаимовыгодные отношения со странами Содружества должны оставаться одним из приоритетов долгосрочной концепции утверждения Украины в мировом хозяйственном пространстве.

Вместе с тем необходимо учитывать и тенденцию к переориентации большинства стран СНГ на ускоренное развитие отношений за пределами этой организации, прежде всего с наиболее экономически развитыми странами.

Тенденция к смещению приоритетов стран СНГ должно учитываться во внешнеэкономической политике нашего государства как весомый фактор конкурентной борьбы в хозяйственном пространстве Содружества. В этих условиях особенно важное значение приобретает использование геоэкономической позиции Украины как транзитной территории на пути грузопотоков между этими странами и мировым рынком. Целенаправленных усилий государственных органов и коммерческих структур требуют стратегия и тактика завоевания отдельных сегментов упомянутого пространства, дифференцированный подход к тем или других национальных рынков учитывая местные особенности потребления продукции, потенциал экспортно-импортных потребностей производственной сферы и населения, а также на ограничения, вытекающие из национального законодательства и международных соглашений, в частности об участии в Таможенном союзе. Необходимо, наконец, в полной мере использовать возможности создания с партнерами по СНГ совместных предприятий, финансово-промышленных групп, развертывание кооперационных связей и т.д.

Таким образом СНГ как новое индустриальное группировки сложилось. Для усовершенствования его работы с учетом интересов всех стран нужна добрая воля, взаимопонимания и добросовестное выполнение взятых обязательств.



Назад