Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Особенности реформирования экономики стран СНГ и Балтии


Страны - члены СНГ и Балтии принадлежат к стран с переходным типом экономики, характерной чертой которой является создание рыночных отношений и соответствующей инфраструктуры. В то же время страны СНГ имеют большой потенциал для развития хозяйства. Здесь проводятся реформы, разные по содержанию и темпами, что отражаются на уровне развития экономики отдельных стран.

Природно-ресурсный потенциал региона является основой развития экономики стран СНГ. Разнообразные природные условия, имеющиеся минерально-сырьевые, гидроэнергетические, агроклиматические, растительные и животные ресурсы, трудовые навыки населения и его этнокультурный уровень способствуют развитию хозяйства стран региона и рыночным преобразованиям.

Топливно-энергетические ресурсы представлены каменным и бурым углем, нефтью, газом, торфом, горючими сланцами, ураном. Лучше всего обеспечены ими Россия, Украина и Казахстан. Остальные страны СНГ добывают отдельные виды ресурсов: угля - Грузия и Киргизская Республика, нефть и газ - Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан.

Рудами черных металлов (железная, марганцевая, хромитовая) богатые Россия, Украина и Казахстан. Руды цветных металлов представлены залежами меди, полиметаллов, олова, никеля, алюминиевого сырья, ртути, сурьмы, молибдена, золота, серебра и др. Их запасы в России, Казахстане, в странах Закавказья. На ртуть и трубу богатая Киргизская Республика. Среди нерудных полезных ископаемых самыми ценными являются горно-химическое сырье, строительные материалы и гидроресурсы. Горно-химическое сырье представлена самородною серой, серным колчеданом, солью (калийной, кухонной, глауберовою), апатитами, фосфоритами. Больше всего этих полезных ископаемых имеет Россия. Сера и соль есть в Туркменистане, соль и фосфориты - в Казахстане, соль - в Беларуси, Армении, Таджикистане.

Гідроресурсами самая богатая Россия, где находятся крупнейшие реки и озера Европы и Азии. Потенциальные гидроресурсы есть в странах Закавказья и Центральной Азии. На развитие и специализацию сельского хозяйства, а также на некоторые перерабатывающие отрасли промышленности влияют агроклиматические условия. Так, природные условия лесной зоны, в пределах которой находится значительная часть территории России и Беларуси, обусловили наличие здесь запасов древесины, особо ценных хвойных пород, пушных зверей и развитие соответствующих отраслей хозяйства.

Природно-ресурсное богатство стран СНГ и Балтии безусловно важная особенность дальнейшего развития экономики.

Однако, переход к рынку требует коренных изменений не только в экономике, но и в обществе в целом.

Относительно реформирования экономической системы, то следует отметить, что все страны прошли свой путь и выполнили целый ряд преобразований, основными из которых являются нижеперечисленные:

1. Реформирование собственности и создание разветвленной системы различных форм собственности путем разгосударствления и приватизации.

2. Формирование национальной денежной системы и наладка денежно-кредитной политики.

3. Формирование национальной банковской системы.

4. Создание условий для формирования рынка труда.

5. Создание и развитие конкурентной среды.

6. Реформирование внешнеэкономических связей.

7. Формирование рыночного механизма и инфраструктурных элементов рынка.

8. Создание биржевой системы и системы цен.

9. Организация бюджетной системы стран.

10. Организация и реформирование страховой системы.

11. Разработка национальной налоговой политики.

12. Проведение структурных преобразований в экономике.

13. Организация системы социальной защиты населения.

Балтийский регион является своеобразным регионом на постсоветском пространстве.

Для лучшего понимания сущности и целесообразности концепций развития стран СНГ и Балтии нужно рассмотреть исходные условия, которые отреагировали проведению реформирования.

Прежде всего нужно отметить, что все страны СНГ и Балтии можно условно разделить на страны, которые имеют природные ресурсы мирового значения (Казахстан, Туркмения, Азербайджан, Узбекистан, Россия) те, что имеют важные природные ресурсы (Украина, Грузия, Киргизия, Таджикистан) и те, что бедные на природные ресурсы (Беларусь, Молдова, Армения, страны Балтии). Выгодное географическое расположение и систему транспортных коммуникаций имеют страны Балтии, Украина, Грузия. Невыгодное географическое расположение имеют Азербайджан и Армения. Для всех стран (особенно для стран, расположенных в европейской части Євразії) характерным является высокий уровень квалификации рабочей силы.

В наследство от СССР в структуре экономики преобладают отрасли тяжелой промышленности, ВПК, топливно-сырьевая ориентация производства.

После распада Советского Союза для перехода к рыночному механизму функционирования экономики во всех странах бывшего СССР были проведены системные реформы. По методам проведения реформ и по интенсивности страны можно разделить на 3 группы: радикальные (страны, применившие «шоковую терапию») - страны Балтии (особенно Эстония), Киргизия, Казахстан, Россия и консервативные (которые избрали осторожны способы перехода к рыночной экономике) - Узбекистан, Туркмения, Беларусь и промежуточные (входят все другие страны).

Основными составляющими системных реформ были:

• либерализация цен;

• организация приватизационного процесса;

• создание новых налоговой и бюджетной систем;

• реформирование денежно-кредитной сферы;

• создание новой банковской системы;

• формирование рыночного механизма регулирования внешней торговли;

• реформирования валютной сферы.

Рассмотрим каждую составляющую.

1. Либерализация цен. Это начальный момент системных реформ. В 1995-1997гг либерализация охватила 70-90% товарооборота. Контроль за ценами сохранился на продукцию и услуги государственных монополий, а также во многих странах сохранился контроль за ценами на стратегические товары (страны Центральной Азии - хлопок, зерно).

2. Приватизация. Для всех стран бывшего СССР является характерным проведения приватизации в несколько этапов:

1) начальный этап - «малая приватизация»;
2) «ваучерная приватизация»;
3) «коммерческая приватизация» (покупка государственной собственности на аукционах).

Последний этап продолжает действовать и сейчас. В странах Балтии действуют нормы реституции (возвращение собственности ее бывшим владельцам).

Для Казахстана главной формой приватизации крупных предприятий является передача их в трастовое управление иностранным компаниям с последующим правом покупки по низким ценам и с определенными требованиями.

Типичными проблемами, которые характерны для всех стран является:

• расслоения общества;

• недостаточная эффективность приватизации предприятий.

3. Создание новой налоговой и бюджетной системы. Налоговые реформы в странах являются схожими по основным видам налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог, импортная пошлина) и по доле налогов в доходах бюджета (>80% доходов).

Для всех стран характерны:

• преимущество косвенных налогов над прямыми;

• уклонение от налогов;

• большое налоговое бремя на предприятиях;

• увеличение сектора теневой экономики.

Для Армении и Таджикистана характерна значительная доля иностранного финансирования для покрытия бюджетного дефицита.

В бюджетной политике некоторых государств наблюдается уменьшение военных расходов и увеличения социальных расходов (кроме стран Балтии, где идет резкое сокращение жилищно-коммунальных субсидий для населения).

4. Реформирование денежно-кредитной сферы. После обретения суверенитета все бывшие республики Советского Союза ввели свои собственные валюты (последней это сделала Украина в 1996 году). Для финансирования дефицитов бюджета государства в 1992-1994 годах активно привлекали кредиты как внутри страны, так и за ее пределами (в основном в международных финансовых организациях): Армения и Таджикистан. Также для реформирования экономики внутренние и внешние кредиты привлекали: Украина, Киргизия, Грузия, Узбекистан, Казахстан. Страны Балтии в 1996-1997 гг. прекратили привлекать средства МВФ и переорієнтовувались на международные рынки частного капитала. Активное участие в реформировании денежно-кредитной сферы бывших республик СССР принимали иностранные банки и государства.

За короткий срок была создана национальная банковская система с достаточным количеством коммерческих банков.

5. Создание новой банковской системы. Переход от одноуровневой к двухуровневой банковской системы начался в СССР еще в 80-е гг. и в странах наблюдался быстрый рост количества коммерческих банковских учреждений. В середине 90-х годов в каждой стране насчитывалось несколько десятков банковских учреждений (в Украине - около 150, в Азербайджане - более 200). В дальнейшем большинство банков обанкротились. Для стран Балтии характерна более развита банковская система, чем в странах СНГ, где наблюдаются неэффективная деятельность центральных банков и некачественные банковские услуги.

6. Формирование рыночного механизма регулирования внешней торговли осуществлялось в условиях резкой разницы внутренних цен и мировых, отсутствия инфраструктурных отношений и внешнеторговых кадров. На первом этапе (1992-1993 гг.) ограничивался не только импорт, но и экспорт. С середины 90-х гг. происходит рост импортной пошлины.

7. Реформирования валютной сферы. Это важнейшая составляющая системных реформ. Первой задачей реформы является введение оберненості валют. Для этого применяется отмены ограничений для нерезидентов по текущим счетам, либерализация перехода за границу доходов от иностранных капиталовкладчиков (для притока иностранных инвестиций). В странах СНГ применяется ограничение на внутреннюю обратимость валют (свободная купля-продажа валют для резидентов), что обусловливает появление «черного рынка». Также остается требование продажи валютной выручки от 100% до 20% (в разных странах). Высокая оборачиваемость валют текущим операциям наблюдается в России, Киргизии, Казахстане, Украине, больше всего в Туркмении, Кавказских республиках, Белоруссии. Валютный режим Литвы, Латвии находится на уровне России. В Эстонии почти все ограничения по движению капиталов, уровень либерализации по иностранным валютным операциям примерно такой, как в странах Западной Европы. Большинство стран СНГ устанавливают плавающий валютный курс с периодическим регулированием Центральным банком. Страны Балтии устанавливают фиксированный валютный курс с привязкой к иностранным валютам (Эстония - евро, Латвия - американский доллар, Литва - СДР).

После распада Советского Союза произошли изменения и во внешнеэкономической сфере. В этой сфере характерным является колебания объемов товарооборота и смена главных направлений товаропотоков. Происходит уменьшение товарооборота между странами Балтии и СНГ и увеличение товарооборота между такими странами: страны Балтии - Скандинавские страны; Украина - страны Западной Европы, Польша; Закавказья - Турция, Европа; страны Центральной Азии - Китай, Южная Корея, Япония, Иран, Турция.

Дефицит торгового баланса имеют: Армения, Украина, Грузия, Киргизия.

Наиболее активно привлекают иностранный капитал такие страны: Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Кыргызстан, страны Балтии (особенно Эстония), Армения. Традиционными инвесторами выступают: США, Западная Европа, Япония. Южная Корея, Китай, Турция вкладывают свои средства в экономику стран Центральной Азии и Закавказья.

За время постсоветского существования в странах СНГ и Балтии сократились объемы ВВП (по сравнению с советскими временами). Произошло свертывание производства, капитального оборудования, товаров народного потребления, легкой промышленности. Особенно остро кризис поразил АПК (это не касается Армении и Эстонии, где успешно внедрены фермерские хозяйства).

По первоначальным результатам системных преобразований в 1994 году помітилась стабилизация в странах Балтии, а уже в 1996 году началось поступательное развитие экономики. Этому способствовали крупные иностранные инвестиции (только в экономику Эстонии - более 1,2 млрд. долларов США) и то, что преобразования в странах начались еще в 1990 году. Что же касается СНГ, то здесь стабилизация началась со 2-й половины 90-х гг. В 1997 году по темпам экономического роста первое место занимала Беларусь. Высокие темпы экономического роста наблюдались в Узбекистане и Киргизии. В России, Украине и Таджикистане не наблюдалось роста ВВП и промышленного производства. Кризис 1998 года больно ударил по хозяйствах России, Украины, Беларуси, Киргизии и Казахстана, затормозив этим самым рыночные преобразования. Начиная с 1999 года, почти во всех странах СНГ есть положительные сдвиги в развитии экономики.

Это, прежде всего, касается изменений в основных макроэкономических показателях.

Значительные изменения произошли и в выпуске валового внутреннего продукта. Они характеризуются индексом физического объема ВВП.

Анализ показателей свидетельствует о том, что реформирование экономической системы в странах СНГ и Балтии можно считать стабильным. Дальнейшее их развитие возможно только благодаря активной экономической политике.

Значительные сдвиги за прошедшие годы произошли в Балтийском регионе.

В его реформировании экономики есть много различий.

Этот незначительный по численности населения (в 2000 г. - около 7,5 млн. человек) и масштабам производства (ВВП - около 22,6 млрд. долл.) район оказался наиболее подготовленным к процессов реформирования.

В балтийском регионе существовали наиболее благоприятные предпосылки для проведения рыночных реформ. К ним можно отнести наличие предпринимательских навыков, специализированной отраслевой структуры, сравнительно высокий уровень общехозяйственного инфраструктуры и традиционную ориентацию производства на внешние рынки. К тому же западные инвесторы отдавали вполне определенное преимущество этому региону по мотивам возможного превращения его в опорный пункт для освоения крупного, но довольно рискованного восточноевропейского рынка.

Более быстрому внедрению принципов рыночного хозяйствования способствовала также недостаточно твердая противодействие со стороны прежней административно-партийной властной элиты, что немало способствовало достижению определенного уровня общественной стабильности. Вместе с тем эффективность процессов трансформации в этой группе стран оказалась в большой зависимости от масштабов развития радикально-националистических движений, шо нанесли ущерб демократизации общества в результате дискриминации прав национальных меньшинств.

В социально-экономическом развитии всех трех стран региона достаточно четко просматриваются общие черты - отсутствие собственной енергосировинної базы, ставка на развитие экспортных отраслей обрабатывающей промышленности, использования преимуществ транзитно-транспортного географического расположения, ориентация на интеграцию в западноевропейскую хозяйственную систему и др. Во внешнеэкономической сфере оказалось общее стремление добиться скорейшего вступления в Євросоюз, а затем - и в НАТО.

В этих условиях особое значение уделяется процессам формирования балтийской единства. Ни В одном другом регионе постсоветского пространства не происходит столь заметного сближения стран, создания наднациональных органов взаимодействия, формирование общих принципов единого экономического пространства и военно-политического сотрудничества. Подписаны соглашения об обеспечении общей государственной безопасности, о достижении важнейших стратегических целей. Создано Балтийскую совет министров, Балтийскую парламентскую ассамблею. Постоянно проходят совместные военные учения, сформированные единый балтийский батальон (Балтбат) и военно-морской подразделение (Балтрон).

В рамках строительства общего балтийского дома действует безвизовый режим, создана зона свободной торговли, ведутся переговоры о формировании единого таможенного пространства, предпринимаются попытки создания общего балтийского экономического рынка. Доля взаимной торговли постоянно растет (с 6-7% до 12-13% в 2000 г.).



Назад