Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Перспективы экономического развития стран Африканского континента


Африка - континент, вид которого полностью изменился за короткое время (с точки зрения исторической перспективы). Деколонизация стала предпосылкой современного социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой - ускоренное социальное положение, увеличила влияние на континент НТР, привела к бурному развитию городов и обострение конфронтации европейской и традиционной культур.

За времена колониальной системы решающим в определении направленности экономического развития стран Африки был внешний фактор, то есть потребности рынка метрополий и других индивидуальных центров Запада, экспорт иностранного капитала. Под влиянием этих факторов континент превратился в источник сырья крупных государств, рынок сбыта их продукции.

После обретения суверенитета внешних рынков, традиционные внешнеэкономические связи остаются решающими в определении структуры экономики. Наряду с тем политическая независимость повысила роль внутреннего фактора в формировании экономической структуры. Собственные усилия этих стран стали главными двигателями в преобразовании структуры хозяйства, в развитии сферы производственной деятельности, в создании импортозамещающих и экспортоориентированных отраслей.

После завоевания другими странами независимости, основной акцент в 50-60 гг. делался в основном на эксплуатацию природных ресурсов. Таким образом предполагалось аккумулировать (через торговые каналы) достаточное количество финансовых средств, которые бы дали возможность модернизировать и сделать эффективной эксплуатацию опять же природных ресурсов. Наряду с этим, пытаясь сократить долю аграрного производства и оставить зависимость от импорта, страны Африки активизируют деятельность, направленную на создание национальной промышленности, прежде всего імпортозамінюючого профиля. Однако, поскольку большинство из них смогла начать самостоятельную политику только с 60-х гг., то, несмотря на сравнительно высокие темпы промышленного роста (7,5% в год в 1960-1975 гг.), африканские государства оказались наименее индустриальные среди развивающихся стран. В первое десятилетие независимости были созданы в основном предприятия первой обработки сельскохозяйственной и минерального сырья и производства потребительских товаров. Вследствие этого появилась зависимость от импорта капитальных товаров и технологий. Этой индустриализации присущи: нехватка технологий, масштабность производства, несоответствие между ресурсной базой и промышленной структурой, поощрения неравномерности распределения прибыли. Однако, в указанный период были созданы новые рабочие места, увеличен квалификационный уровень работников, созданы институты подготовки кадров для новых промышленных структур.

Характерным признаком 70-х годов африканских стран было то, что они «застряли» на этапе создания промышленных отраслей с новыми технологиями, направленных на самообеспечение. Африка, не завершив імпортозамінюючу индустриализацию, не могла перейти в полном объеме до экспортоориентированной, потому что не имела промышленной продукции для экспорта и доступа к международным рынкам капиталов через ее недостаточную кредитоспособность (иностранные инвестиции направлялись в основном в добывающую промышленность). Такой метод индустриализации привел к снижению темпов роста производства обрабатывающей промышленности в 70-х гг., к смещение приоритетов от аграрного сектора к промышленных отраслей. Это привело к широкомасштабной миграции населения из сел в города, падения заинтересованности в сельскохозяйственном производстве, рост безработицы и обнищания больших групп населения. Все это осложнило и отодвинуло решения задач самообеспечения.

В 80-е годы во многих африканских странах были созданы энергетическая, электронная, электротехническая, машиностроительная, пищевая, шкіряно-обувная отрасли, получили развитие строительство, производство строительных материалов и др. Кроме большого и среднего начала развиваться мелкая промышленность, что было обусловлено небольшим спросом на новые виды товаров, необходимостью переработки сырья на месте через невозможность длительного ее транспортировки или высокие затраты на транспортировку.

Другим ведущим сектором экономики африканских государств является сельское хозяйство, которое обеспечивало в конце 80-х годов 72% занятости, 40% стоимости экспорта, 33% в ВВП (в странах с низкими доходами 50%). В товарном сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит экспортном направлении. Но через неустойчивый спрос на мировых рынках цены на большинство продукции спадают. Наблюдается постоянное сокращение производства продуктов питания и общий прирост населения (прирост населения составляет 3,2%, а производство продовольствия - 1,5%). Африка превратилась из самозабезпеченого района в импортера продуктов питания. Самообеспеченность продовольственными товарами ее спала с 98% в 60-х гг. до 50% в 80-х.

Начало восьмидесятых характеризуется усилением кризисных явлений в мировом хозяйстве, внедрение ресурсо - и энергосберегающих технологий в ведущих странах, увеличение их сырьевой самообеспеченности. Поэтому на мировом рынке продукция превышало спрос, снизились цены на сырье и материалы, появились новые производители и поставщики сырья. На фоне уменьшения качественных запасов и уменьшения рентабельности месторождений полезных ископаемых понижались потенциальные возможности Африки. В результате упало производство товаров, уменьшилась стоимость экспорта почти в три раза, сократились частные иностранные финансовые потоки. Отражением состояния аграрного и минерально-сырьевого секторов стала эволюция ВВП. Так, среднегодовой прирост ВВП континента в 1961-1970 гг. составлял 5,9%, в 1971-1980 - 4,1%, в 1980-1991 гг. - 1,9%. Регрессивного характера приобрели процессы индустриализации. Во многих отраслях наблюдается рост незавантаженості промышленных производственных мощностей (до 50-70%); темпы роста промышленного производства упали на конец 80-х до 0,7%. Удельный вес обрабатывающей промышленности снизилась до 10% (в латинской Америке - до 24%), а в мировом хозяйстве составляла менее 1%.

Одна из центральных проблем экономического развития африканских стран заключается в неспособности самообеспечения процессов накопления капитала с целью общественного воспроизводства. Объясняется это тем, что Африка производит то, что не потребляет, а потребляет то, что не производит.

В африканской экономике возникла своеобразная цепная реакция. Падение спроса на сырье, товары африканского экспортоориентированного сектора нанесло удар по экономических отраслях. Сократились валютные поступления от реализации их продукции, увеличилась незагруженность производственных мощностей. Зависимость национальных бюджетов от внешней торговли при уменьшении экспорта увеличила их дефицит, усугубила проблему выплат по займам, повлекла за собой рост инфляции, заставила сократить импорт с целью уменьшения отрицательного сальдо торгового баланса, создала проблемы с імпортозамінюючими предприятиями, которые обеспечивались иностранным сырьем и оборудованием. Социальным следствием стало увеличение безработицы, сокращение доходов населения, резкое сужение других жизненно важных социальных сфер, политическая нестабильность.

В новых условиях более 30 африканских стран принимают чрезвычайную стратегию, разработанную при активном участии ведущих государств и международных организаций, с приоритетом проведение финансовой и кредитной политики. Независимо от качественного характера и направленности полученных извне рекомендаций, африканские государства вновь попали под жесткий контроль развитых стран и международных структур.

Много проблем Африки вызванные характером организации государственной власти и ее влиянием на общее состояние дел, что объясняется глубоко укоренившейся традиционной воображением о системе организации общества вообще. Речь идет о коррупции. Политические доктрины и юридические нормы соблюдаются, пока они соответствуют воли правящего лидера. По мнению исследователей, причиной принятия программ структурной перестройки стало не только стремление вывести свои страны из кризиса, а ее желание реализовать узкогрупповые интересы. Донорская программа и доходы от внешней торговли использовались на формирование африканской элиты.

Следовательно, рост кризиса африканской экономики заставило большинство стран континента в 80-е гг. прибегнуть к проведению внутренних реформ в рамках чрезвычайных экономических программ: экономической стабилизации, структурного приспособления и восстановления экономики.

Первые из них, продолжительностью от 6 месяцев до 3 лет, появились в африканских странах еще в 70-е гг. и были направлены на восстановление баланса внешних финансовых расчетов, сокращение бюджетных дефицитов. Однако, в них не рассматривается вопрос развития производства и структурных изменений. Инициатором таких программ был МВФ, который разработал стабилизационные мероприятия и отметил обязательность их выполнения для получения финансовой поддержки. Но этого было недостаточно для исправления валютно-финансовых диспропорций в экономике. Корни диспропорций заключались в неспособности местной экономики быстро реагировать и адекватно приспособиться к изменениям в мировом хозяйстве. Поэтому появились программы структурного приспособления к экономической эволюции в развитых странах, что разрабатывались МБРР. Программы восстановления экономки или любой отрасли по своему содержанию приближенные к планов и программ развития, но отличаются чрезвычайным характером обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), на основании которых они вводятся.

В целом программы стабилизации и развития содержат такие необычные элементы:

• поощрение экспорта, в частности путем девальваций и увеличение закупочных цен на сельскохозяйственное сырье, а также ограничения импорта;

• создание благоприятных условий для функционирования иностранного капитала через либерализацию инвестиционных кодексов и стимулирования его притока;

• ликвидация или уменьшение дефицита госбюджета за счет уменьшения расходов на социальные нужды и отмены субсидий на товары массового спроса;

• замораживание заработной платы;

• ограничение вмешательства государства в экономику, рост осуществляемых программ и приватизация предприятий госсектора;

• стимулирование внутренних сбережений, в том числе с помощью ссудного процента;

• поощрение частной инициативы для создания эффективных производств мелкого и среднего звена «неформального сектора».

Девальвация была направлена на устранение дефицита платежного баланса по текущим операциям, достижения общей финансовой стабилизации и обеспечения эффективного распределения ресурсов. Но на практике все оказалось гораздо сложнее, потому что взаимосвязи, из которых выходят сторонники девальвации, действуют в условиях стран Африки слишком неоднозначно. Через нехватку материальных и финансовых средств для быстрой настройки или распространение ценовая эластичность экспортных предложений сельских производителей в регионе оставалась довольно низкой. К тому же, хотя в ряде стран, которые взяли на вооружение рекомендации МВФ/МБРР, уровень закупочных цен было существенно повышена (в 1980-1986 гг. - на 50%), разница между закупочными и мировыми ценами на экспортную сельскохозяйственное сырье оставалась значительной. Дефицит поступлений от экспорта 1986 г. составил 19 млрд. долл., в 1992 p. - 50 млрд. долл.

Либерализация внешнеторговых операций не улучшила ситуацию. Ликвидация протекционистских тарифов и смягчения государственного контроля взорвали развитие импортозамещающих отраслей, поскольку высококачественная продукция ТНК подавила местное производство и в структуре импорта произошел сдвиг в пользу потребительских товаров.

Относительно предлагаемого экспортоориентированного развития, то он навязывал формирования сырьевого экспорта странам, оказавшимся в долговом кризисе через неповоротливость своего сырьевого сектора. Такая политика осуществлялась на случай нового экономического бума, если возникнет потребность в сырье.

Предложения МВФ/МБРР идут вопреки реальностям Африки, где частный сектор слаб и разъединен. Главный выгода достается в этом направлении иностранному капиталу, который за бесценок экспортирует промышленные предприятия и еще больше усиливает позиции в Африке. «В ряде случаев, - отмечает африканский ученый Т. Мкадаріве, - приватизация означает денационализации и иностранный контроль.»

Мало что изменили программы структурной перестройки и в аграрном секторе. Если в 1980 г. безработица в сельском хозяйстве составляло 40% активного населения, то в 1985 г. - 70%.

Рекомендуемые меры МВФ/МБРР по прекращение дотаций на продукты первой необходимости, снижение реальных заработков населения, сокращение расходов на образование, здравоохранение - мероприятия, что должны были стабилизировать государственные финансы, ухудшили неблагоприятную ситуацию в экономике в целом и ускорили процесс снижения уровня социальной обеспеченности населения. Это стало причиной социальных взрывов во многих странах.

Провалы программ стали следствием абстрактно-теоретического и в то же время технократического подхода экспертов МВФ и МБРР к решению проблем. Смоделировать экономические процессы проще, чем социальные.

Под давлением критики и напряженной ситуации в Африке во второй половине 80-х гг. встал вопрос об отказе от программ, потому что концептуальный подход МВФ/МБРР до африканских проблем претерпел некоторые изменения. Эти изменения отразились в социальном блоке вопросов (борьба с бедностью, рассчитанные на кратко - и долгосрочную перспективы).

Однако прошедшие годы, ставят под сомнение действенность «социального пользования» программ. В 1992 г. в докладе американской независимой организации определена связь между «скорректированным» программами и дальнейшим снижением расходов на социальные нужды африканцев. Авторы определяют то, что программы МВФ/МБРР, которые осуществлялись в Африке в течение 1986-1990 гг., в 90% привели к сокращению расходов в сферах жилищного строительства, здравоохранения, услуг в профессиональном обучении, помощи малообеспеченным и социальном страховании. Экономический кризис продолжала накаляться, валовые внутренние инвестиции как доля ВВП сокращались - с 23,9% в 1980 г. до 19,2% в 1986 г. и до 17,6% в 1989 г. Валовые внутренние сбережения снизилась до уровня 16% в течение 1986-1989 гг. по сравнению с 24% в 1980 г.

После 10 лет структурной перестройки падение доходов, по мнению населения, не прекратилось (с 1982 по 1992 гг. - на 1,1%). Темпы развития африканской экономики с 1989-1992 гг. приблизились к 1,9% (по прогнозам МБРР 4-5%), были ниже темпов прироста населения - 3,2%. Произошел рост внешнего долга (1980 г. - 56 млн. долл., 1987 г. - 129 млрд. долл., 1992 г. - 270 млрд. долл. т.б. 80% ВНП).

Из 34 стран Африки, что взялись за структурную перестройку экономики, программы провалились в 31. Такая экономическая реформа разваливает промышленность, создает множество социальных проблем. Методы ее реализации «вели к расслоению общества, подрыва политической и социальной системы».

Успеха в приватизации достигнуто лишь в Кот-д'ивуар. Общим положительным результатом для всех стран стало сокращение госаппарата и увеличение ВВП в целом, а не на душу населения.

Неудача программ структурной перестройки вызвана, прежде всего, не учетом местных условий, игнорированием особенностей африканского менталитета, противостоянием правящих кругов и большой части бюрократической буржуазии, для которых потеря механизмов вмешательства в экономику означает уменьшение доходов и потерю власти, нежеланием местных чиновников реализовать идеи экономической интеграции в жизнь.

На сегодня наблюдается тенденция к активизации работы африканцев над разработкой собственных программ восстановления и развития экономики. Такие программы разработаны в Нигерии (до 2010 г.) и в Гане (до 2020 г.). Руководство африканских стран пришло к выводу о необходимости упростить законодательство в отношении иностранных инвестиций. Наиболее благоприятными странами для вложения инвестиций считаются Гана, Марокко, Тунис, Египетского, ЮАР, Нигерия.

Будущее Африки и ее место в мировом хозяйстве зависит от многих обстоятельств. Во-первых, от того, как быстро и насколько эффективно правительствам и народам этого континента удастся преодолеть тенденции распада и социального хаоса, а некоторым странам - превратить параекономіку в нормально функционирующую экономику с устойчивым развитием. Во-вторых, от действий мирового сотрудничества, что представленные международными организациями, финансовыми институтами. В-третьих, от появления в Африке лидеров, которые владели бы авторитетом, способностью вести за собой общество в любых условиях, которые понимали бы африканские реальности с учетом глобальных изменений. Придерживаясь данных обстоятельствах, необходимо уделять больше внимания развитию сельскохозяйственных районов в сельскохозяйственном производстве, при этом ценовая политика и стимулирование инвестиционной деятельности мелких фермеров должна подкрепляться институциональными и структурными реформами. Важно усилить контроль по предупреждению нарушений окружающей среды и опустыниванию земель. Необходимо решить проблемы неэффективных государственных предприятий и отменить бюрократические процедуры в государственном секторе экономики. Возможно осуществление приватизации в случаях, когда это обосновано с финансовой точки зрения и приемлемое в социальном аспекте. Необходимо повысить роль социальной защиты и восстановить поток финансовых поступлений из государственных и частных источников в страны Африки.

Особого внимания заслуживает современное состояние экономического и социального развития стран Тропической и Экваториальной Африки. На эту группу стран приходится 1,24% мирового ВВП. Их совокупный внешний долг составляет 223 млрд. долл. Его отношение к ВВП - самый высокий в мире - 70%, его стоимость в 2,5 раза превышает экспортные поступления, а на обслуживание долговых обязательств идет 20% доходов от экспорта.

Причины долговой проблемы - узость слабодиференційованого сектора, несбалансированность экономики, неспособность использовать преимущества международного разделения труда, огромная зависимость от внешних ресурсов.

При удельном весе населения в 10,8% в эту группу стран приходится 0,4% мирового экспорта; 0,7% мирового промышленного и 3,23% сельскохозяйственного производства.

В 90-х годах по сравнению с 80-ми среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения выросли в Нигере, Нигерии, Гане, Эфиопии, Танзании, Мозамбике, Сенегале, Буркина-Фасо, Судане и Свазиленде; не изменились - в Малые и на Мадагаскаре и снизились - в других странах тропической Африки.

Доля экспорта в ВВП с 1970 года стабильно росла в Мавритании, Свазиленде, Малые и Маврикии; спадала - в ЦАРЬ, Судане и Замбии. Больше всего от экспорта зависят такие страны, как Ангола, Конго, Габон. В Мавритании, Свазиленде, Ботсване и Маврикии поступления от экспорта дают от 50 до 82% ВВП. Изменение рыночной конъюнктуры сильно может ударить именно по экономике этих стран.

В ряде стран доля экспорта в накоплении ВВП ниже 15% (Судан, Нигерия, Буркина-Фасо, Руанда). На эти страны возможны изменения рыночной конъюнктуры не повлекут за собой существенного негативного влияния, но в то же время столь низкий показатель экспортных возможностей свидетельствует или о перестройке структуры хозяйства (в Судане и Нигерии) за счет реформ, или о слабые экспортные возможности (Буркина-Фасо, Руанда).

Самые высокие темпы годового прироста ВВП в регионе отмечались в 1951-60, pp. во время освобождения от колониальной зависимости. За последние 10 лет они снизились до 1,3%. Если развивающиеся страны, за период с 1900 года в основном наращивали среднегодовые темпы роста ВВП, то страны Тропической Африки их неуклонно снижались с 60-х годов. В настоящее время эти темпы в 3,8 раз ниже, чем в целом по развивающимся странам.

В большинстве стран Тропической Африки внедрение неолиберальной модели хозяйствования привело к снижению общего уровня жизни. Самые высокие темпы снижения лично подушового потребления за 1980-1999 годы наблюдались в Кот-д'ивуаре, Мадагаскаре, Гамбии, Нигере, Нигерии, Замбии и Анголе (их темпы составляли 2,5-7,8% в год). В отличие от других регионов страны, которые развиваются, где ареалы нищеты и бедности за последние 10 лет сократились, в Тропической Африке разрослись и это - 28% населения.

В последнее время несколько изменилось положение в сельском хозяйстве ряда стран: они стали отказываться от традиционного монокультурного хозяйства. Например Гана, известная как главный производитель какао-бобов, теперь занимается выращиванием ананасов и производством ананасового сока. По оценкам экспертов, для модернизации сельского хозяйства в него ежегодно нужно вкладывать 25% бюджетных средств стран Тропической Африки; в настоящее время эта цифра составляет 7-8%.

Африканские страны пытаются подражать экономические модели НИК Юго-Восточной Азии. Так, Гана в своей программе достижения к 2020 г. статуса государства со средним доходом пытается соединить подходы Сингапура - по развитию человеческих ресурсов и рынков капиталов, с достижениями Малайзии и Индонезии в сельскохозяйственном производстве, республики Кореи, Таиланда и Индонезии - в текстильном производстве. В созданных при поддержке МБРР зонах совместного предпринимательства по выпуску электроники и высокоточных приборов осуществляется программа компьютерной подготовки, создаются научно-исследовательские центры. Все это приводит к значительным изменениям в экономике Африканских стран. Таким образом можно сделать вывод, что в некоторых странах Африки разрабатываются и внедряются в жизнь программы модернизации национальной экономики. Однако, для большинства стран международное сообщество должно предоставить свой опыт и материальную помощь для создания условий перехода к рынку.



Назад