Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе


В целом процессы развития производительных сил в АТР свидетельствуют о хозяйственное сближение стран и территорий региона. При этом, по подсчетам специалистов, со второй половины 80-х годов эти процессы стали более интенсивными и начали приобретать интеграционных рис.

Важным фактором усиления интеграционных тенденций в Восточной Азии выступает рост экономической взаимозависимости в рамках региона, прежде всего в треугольнике НИК - АСЕАН - Китай, который включает основные страны с новыми рынками.

В странах этого треугольника в 80-е годы - первую половину 90-х гг. существенно возрос удельный вес взаимных торговых и инвестиционных связей и несколько ослабла зависимость от торговли с ведущими индустриально развитыми странами, от притока инвестиций оттуда. Такая тенденция стала прямым следствием роста производственного и инвестиционного потенциалов стран треугольника, расширение ее внутренних рынков, углубление внутрирегионального разделения труда.

Особенно заметным стало падение доли Японии, как в торговле, так и в инвестициях. Ослабление ее позиций в регионе - следствие структурных изъянов японской экономики, в частности многочисленных нетарифных барьеров для импорта и пассивности основной массы фирм в иностранном инвестировании. Вместе с тем для Японии доля Восточной Азии в торговле заметно возрастает.

Вторым главным фактором роста интеграционных тенденций - все большая серьезная озабоченность тем, что по темпам и глубине интеграции Восточная Азия существенно отстает от двух других центров, и это может негативно отразиться на ее экономических перспективах. Действительно, в Северной Америке с 1994 г. действует блок НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле, подписанное США, Канадой и Мексикой), а в ближайшие годы, очевидно, будет создан мега-блок ФТАА (Американское соглашение о свободной торговле), что включает Северную и Южную Америку. В Европе произошло значительное распространение ПЬЕС, куда поступила большая группа стран ЦСЄ.

В Восточной Азии сегодня многосторонних интеграционных объединений нет. Как ожидается, с 2004 г. начнет действовать АФТА (зона свободной торговли АСЕАН). На двустороннем уровне в январе 2002 г. вступило в силу соглашение о ЗСТ между Японией и Сингапуром. В целом ни масштабы, ни динамика интеграции, здесь пока несопоставимы с американскими и европейскими.

Третий фактор восточноазиатского интеграции - стремительное усиление экономических позиций Китая и вызванная им изменение, что сложилась в регионе, механизма. Устойчивое определение этого механизма - «стая летящих гусей». Лидером-«вожаком» стаи является Япония. Второй ряд составляют азиатские «тигры»; третий - четыре самые крупные страны АСЕАН; четвертый - Китай; пятый - Вьетнам, Лаос. Каждый предыдущий ряд влечет за собой следующие за помощью трансферта технологий и ноу-хау, прямых инвестиций, обеспечения экспортных рынков. При этом эти производства, которые вчера были ключевыми в стране или странах предыдущего ряда, сегодня переходят в страны следующего. Предыдущий ряд идет дальше, развивая производства более высокого технологического уровня. Тем самым обеспечивается динамизм всего региона.

В других восточноазиатских странах этот процесс воспринимается двояко. С одной стороны, немало говорится о китайский вызов (в экономическом смысле). Например, для АСЕАН серьезной проблемой является увеличение отрицательного сальдо в торговле с Китаем. АСЕАН проигрывает Китаю в борьбе за привлечение новых инвестиций. Ряд западных и японских компаний сворачивают производство в странах АСЕАН и перемещают в Китай.

В первой половине 2002 года сумма прямых иностранных инвестиций в шести ведущих стран АСЕАН по оценкам составляла 6,5 млрд. долл. При этом в Малайзии сокращение составляло 80%, а в Индонезии и Филиппинах - около 70%. В Китае эта сумма прямых инвестиций с января по август 2002 года составляла 34,3 млрд. долл., увеличившись за этот же срок на 25,5%.

Китай поглощает все больше не только тайваньский капитал, но и человеческие ресурсы, что объективно приводит к ослаблению экономики острова (в Китае проживают и работают 500 тыс. тайваньцев).

Китайский фактор оказывает влияние на экономику Японии, Южной Кореи. Наплыв в Японию дешевого китайского импорта и перенос в Китай значительной части промышленного производства обусловлен прежде всего большим, по сравнению с Японией, по разным оценкам, двадцати-тридцятикратним разрывом в стоимости рабочей силы. На страницах японской прессы, в выступлениях представителей деловых и политических кругов, все чаще звучит мнение, что с Китаем пора конкурировать на равных, а не относиться к нему, как к развивающейся страны.

Сегодня экономическое положение и перспективы Японии и других восточноазиатских стран в большой степени зависят от того, смогут ли они закрепить связи с Китаем, а именно: расширить экспорт, используя возможности китайского рынка, и повысить свою конкурентоспособность путем переброски в Китай части производств и технологических процессов. Отсюда - объективная потребность в создании варианта регионального экономического объединения, включающего Китай. Такой подход находит в Восточной Азии широкую поддержку.

До второй половины 90-х годов вопрос о создании восточноазиатского экономического объединения почти не затрагивался. Среди главных причин - и основные трудности на пути к интеграции - существенные (более значительные, чем в Америке и Европе) исторические разногласия между странами региона; разница в уровнях их экономического развития; политические проблемы, трудности психологического характера, не говоря уже о территориальные вопросы относительно отношений Японии с Китаем и Северной Кореей.

В Америке и Европе основная роль в продвижении интеграционных процессов принадлежит ведущим экономическим державам. В Восточной Азии, однако, Япония не готова к такой роли ни политически, ни психологически, ни экономически. Роль интеграции должен брать на себя кто другой, - эту роль взяли на себя страны АСЕАН.

Нельзя не учесть и американский фактор. До последнего времени США довольно напряженно относились к идее создания восточноазиатского регионального группировки, появление которого воспринималась в Вашингтоне как угроза собственным экономическим и политическим интересам, тем более, что некоторые восточноазиатские лидеры (премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммед) увлекались риторикой, которая подчеркивала неприемлемости для Восточной Азии американской модели и системы ценностей.

На рубеже 80-90-х годов М. Махатхир выступил с инициативой создания Восточноазиатского экономического группы как форума для межправительственных консультаций в середине региона, эта идея не прошла прежде всего именно за противодействия США.

Во второй половине 90-х годов возник такой форум, как «АСЕАН плюс три», АПТ (три - это Япония, Китай и Северная Корея). АПТ ежегодно осуществляет встречи на высоком уровне. В их рамках проводятся трехсторонние саммиты Япония - Китай - Северная Корея. Таким образом, в Восточной Азии основные многосторонние контакты с экономическим вопросам осуществляются через АСЕАН, пока что закрепляет за этой ассоциацией ключевую роль в интеграционных процессах.

В ноябре 2000 года на саммите АПТ в Сингапуре было принято решение создать рабочую группу для изучения вопроса создания загальнорегіональної восточноазиатского зоны свободной торговли. На следующей встрече глав государств и правительств в 2001 году в Брунее группа не представила никакой концепции регионального объединения, сделав заявление, что работа продолжается.

На Сингапурском саммите шла речь о возможных масштабные загальнорегіональні проекты. Главный из них - строительство Трансазіатської железнодорожной дороги от Сингапура до Кунминя. Была выдвинута идея восточноазиатского «информационного пояса», что связывает наиболее передовые в технологическом отношении города от Куала-Лумпура до Сеула. Японская сторона уклонилась от поддержки идеи Восточноазиатского саммита.

Очевидно, именно трудности в создании общерегионального группировки заставили попробовать другой вариант: создание объединений АСЕАН с каждой из трех стран - Китаем, Японией, Северной Кореей отдельно. В ноябре 2001 года стороны объявили о намерении создать зону свободной торговли в течение десяти лет, а в 2002 году начались официальные переговоры. Отношения Япония - АСЕАН должны развиваться в духе откровенного партнерства. Основной принцип этих отношений - «вместе идти вперед». Выделяются три основные сферы сотрудничества. Первая - помощь со стороны Японии относительно осуществления странами АСЕАН экономических реформ, в том числе с учетом опыта современных структурных реформ в Японии. Вторая - глобальные проблемы, прежде всего, борьба с бедностью и предотвращения военных конфликтов. Третья - сотрудничество (развитие разнообразных контактов, в частности, молодежных и культурных).

Среди конкретных предложений, сформированных премьером, - поездка специальной рабочей группы японского правительства по странам АСЕАН для изучения возможностей сотрудничества между вузами; провозглашение 2003 года «годом контактов Японии и АСЕАН» и организация в связи с этим серии мероприятий; проведение совместной конференции по стратегии экономического развития в рамках совместной Инициативы «развития Восточной Азии», возможность создания зоны свободной торговли.

Реально позиция Японии по экономическому сотрудничеству в Восточной Азии определяется несколькими причинами. Во-первых, отсутствует политическая воля активно продвигать идею региональной интеграции. Правительство стремится отложить принятие серьезных решений по східноазіатській интеграции на потом.

Во-вторых, есть проблема либерализации импорта продукции сельского хозяйства и морского промысла. Здесь есть стремление защитить национального производителя. В результате этого в японских правительственных кругах стали говорить о том, что нужно изучить возможности договоров о свободной торговле. В последнее время министерство сельского хозяйства и рыболовства заявляет обратное: при создании ЗСТ не должно быть исключений.

Третья причина. Сегодня зона свободной торговли не ограничивается либерализацией в одной только торговой сфере. Каждая зона является экономическим сообществом со свободным движением товаров и капитала, свободным передвижением людей и т.д. Важное место занимают проекты межгосударственного экономического сотрудничества.

Япония является одним из крупнейших в мире доноров: по размерам официальной помощи развитию (ОПР) она была лидером на протяжении десятилетий и только недавно переместилась на второе место после США. Однако в условиях, когда внутреннее финансово-экономическое положение ухудшается, дефицит госбюджета достиг критической величины, а сама помощь, оказывается, не всегда используется эффективно и часто порождает коррупцию. В этих условиях создание восточноазиатского объединения является неприемлемым.

В сентябре 2002 года по результатам встречи министров экономики Японии и стран АСЕАН в столице Брунея было провозглашено, что они рассмотрели и утвердили подготовленную экспертами доклад, в котором содержится концепция партнерства, включающего «определенные элементы возможностей ЗСТ». В ноябре 2002 года этот доклад одобрена на встрече лидеров Японии и стран АСЕАН.

Япония все больше вовлекается в процесс региональной интеграции, ее активность будет возрастать по мере того, как усиливаются интеграционные связи других стран региона.

Еще один главный участник АПТ - Северная Корея - также проявил интерес к созданию зоны свободной торговли с АСЕАН. Ключевую роль играет АСЕАН, создается зона свободной торговли АСЕАН - Китай, Япония и Северная Корея не могут себе позволить остаться в стороне, и поэтому формируются структуры тесного сотрудничества АСЕАН - Япония и АСЕАН - Северная Корея. Одновременно возникает ряд двусторонних торговых зон Японии с отдельными странами АСЕАН.

Добавим, что возможно создание зон свободной торговли за рамками данной схемы. Так, начинаются консультации по этому вопросу между японскими и тайваньскими экспертами, в связи с чем Китай выразил японской стороне серьезное беспокойство.

В Китае идет поиск различных вариантов. Обратила на себя внимание опубликована в японской прессе статья старшего исследователя китайского Центра по изучению положения страны Ху Ангана, в которой развивается идея создания зоны свободной торговли - Япония - Северная Корея - Китай - Гонконг.

В регионе будет формироваться сеть многосторонних и двусторонних зон свободной торговли. На более длительную перспективу возможно создание восточноазиатского экономического сообщества со своей институциональной структурой. Формирование единого ареала осуществит стимулирующее влияние на экономику стран региона и существенно повлияет на соотношение сил в мировой экономике. О масштабах ареала говорит и то, что его население составляет 2 млрд. человек.



Назад