Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Сущность и характеристика системы международных экономических отношений


Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что ни одна страна не способна создать эффективную экономику изолированно от мировой экономической системы. Более 230 стран мира существуют, т.е. производят продукцию, потребляют ее, обмениваются ею, совершенствуют отношения, обмениваются опытом. Каждая из стран имеет свою национальную экономическую политику и вместе с тем, развивая свою хозяйственную систему, она использует опыт соседей и друзей. Национальное хозяйство страны подчинено национальному законодательству, но должно учитывать и международные регулирующие инструменты. Наряду с национальным хозяйством существует национальный экспортный потенциал, который меньше объем национального хозяйства, но значительно влияет на формирование экономических отношений.

Что собой представляет система международных экономических отношений? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть некоторые категории международной экономики.

Прежде всего - категорию национальное хозяйство.

Национальное хозяйство - это экономическая система (экономика) отдельной страны, что принадлежит к международному сообществу.

Во вторых, национальный экспортный потенциал - это совокупность природных, производственных, научно-технических, трудовых и финансовых ресурсов (средств), которые могут использоваться в международных экономических отношениях.

Национальные хозяйства изолированно существовать не могут, а между собой постоянно развивают, совершенствуют связи. Имеем ли мы право эти связи назвать системой? Наверное, нет, поскольку системные отношения должны прежде всего учитывать отношения между объектами и субъектами международной деятельности.

Субъектом или субъектами международных экономических отношений является действующие лица (физические и юридические), которые принимают участие в осуществлении международных хозяйственных соглашений, договоров и контрактов. В состав субъектов МЭО относятся:

• государства, их правительства;

• интеграционные объединения государств;

• международные организации;

• транснациональные корпорации;

• юридические и физические лица;

• союзы предпринимателей.

Объектом или объектами системы МЭВ есть все то, на что направлена деятельность субъектов мирового сообщества.

К объектам относят:

• товары и услуги;

• денежные ресурсы;

• трудовые ресурсы;

• материальные ресурсы;

• технологии и т.д.

В настоящее время формы международных экономических отношений существенно расширились.

В современных условиях основными формами международных экономических отношений являются:

1) внешняя и мировая торговля;

2) кредитные отношения;

3) валютные и полный пакет расчетные отношения;

4) миграция и вывоза капитала;

5) международная миграция рабочей силы;

6) международные интеграционные процессы;

7) создание и развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов;

8) межгосударственное регулирование международных экономических отношений (регулирования валютно-финансовых, торговых отношений);

9) деятельность международных кредитно-финансовых институтов (МВФ, МБРР) в сфере международных экономических отношений;

10) научно-техническое и производственное сотрудничество.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что международные экономические отношения - это система хозяйственно-производственных, финансовых, научно-технических и организационно-управленческих отношений и связей между суверенными государствами мира. Они являются внешними производными от экономики стран, образующих мировое сообщество.

Приведем краткую характеристику существующей системы международных экономических отношений.

Внешняя и мировая торговля. Внешняя торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. В последнее время для многих стран мира она стала основным фактором развития экономики. Это касается, прежде всего промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли. Современный мировой рынок - сфера обмена, которая охватывает совокупное вращения товаров разных стран. Сегодня нельзя представить ни одной страны, ни одной нации, которые бы существовали без внешней торговли.

Необходимость роста мировой торговли обусловлена рядом причин.

Во-первых, развитием национальных товарных производств и обмена.

Во-вторых, продолжающейся неравномерностью развития отдельных стран и отраслей общественного производства, который присущ рыночному хозяйству.

В-третьих, рост тенденции постоянного расширения производства с целью получения прибыли, которая присуща странам с рыночной экономикой. Стремление к получению прибыли и сравнительно узкие рамки национальных рынков для реализации продукции заставляют корпорации, компании, предприятия выходить за пределы своего рынка, что в результате приведет к поискам внешних рынков. В конце XX века значение внешних рынков для разных стран существенно возросло. Для ряда промышленных стран нужны рынки для нового ассортимента товаров, оборудования, новых технологий.

Поэтому в современных условиях отдельные страны стали звеньями мирового хозяйства, а их экономики попали в большую зависимость от внешнего рынка. В этом отношении экономика США, ФРГ, Японии зависят от экспорта своей промышленной продукции. И наоборот, такие страны, как Нидерланды, Швеция, имеющие большой экспорт, зависят от импорта продукции из других стран. В большой зависимости от экспорта своей сельскохозяйственной продукции находится Новая Зеландия.

Зависит от внешних рынков и экономика развивающихся стран. Дело в том, что долгое время они развивались как аграрно-сырьевые приложения индустриальных стран Запада. Поэтому данные страны имеют слабую экономику и зависят от стран Запада, поставляя им сырье и сельскохозяйственную продукцию. Растущая зависимость многих стран от внешней торговли и внешних рынков отражает объективно действующую тенденцию к хозяйственного сближения различных государств. Это нашло свое отражение в создании разнообразных торговых союзов, объединений, в развитии интеграционных процессов в Европе, Азии, Америке и Африке.

Кредитные отношения. В сфере международных экономических отношений кредитные отношения возникают в трех случаях: во-первых, в связи с кредитованием внешней торговли; во-вторых, в результате движения ссудного капитала в пределах мирового рынка; в-третьих, в связи с проведением международных расчетов.

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и кредитование импорта. Кредитование экспорта происходит: в форме взносов покупателей, что выдают экспортеры той или иной страны иностранным производителям в виде банковского кредитования как кредиты под товары в страны-экспортеры; в виде займов под товары, находящиеся в пределах страны; кредитов под товары и товарные документы в стране-экспортере, бланковые кредиты без обеспечения. Значение первых трех кредитов заключается в ускорении кругооборота капитала экспортера, то есть трансформация его части из товарной в денежную.

Кредитование импорта также происходит путем коммерческого и банковского кредита. Коммерческий кредит (или фирменный) включает кредит по открытому счету (экспортер записывает на счет импортера как его долг стоимость товаров, проданных и отгружены, а импортер должен погасить кредит в установленный срок); вексельный кредит (экспортер заключает соглашение о продаже товаров в кредит, выставляет тратту на импортера); частное страхование (страховая компания берет на себя риск по экспортных кредитов и платит неплатежеспособность импортера своим экспортом); государственные гарантии (риск неуплаты берет на себя государство). В США и Японии государственные гарантии выдают экспортно-импортные банки, в Англии - Департамент гарантии экспортных кредитов, в ФРГ - Межминистерский комитет по экспортных кредитов, во Франции - Страховая компания для внешней торговли.

Банковский кредит по импорту включает: кредит, который выдается при акцепте или согласовании банка-импортера на уплату тратты экспортера; акцептно-рамбурсний кредит (акцепт векселя банком при условии получения гарантии из него со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера); прямое банковское кредитование иностранных покупателей; кредитные линии (для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок, разновидностью кредитной линии является возобновление ролловерної линии, которая широко используется на рынке евровалют); факторинг (экспортер, что продал товар на условиях кредита, получает от факторинговой компании ряд услуг в виде изъятия задолженности, учета экспортных тратт, осуществление контроля); лизинг (передача юридического права собственности потребителю товаров); компенсационные соглашения (долгосрочный кредит на базе взаимных поставок товаров на одинаковую стоимость); страхование мультинациональных контрактов (включает огромные суммы, которые совместно страхуются коммерческими банками и национальными страховыми компаниями экспортного кредитования).

Одним из разновидностей кредитных отношений является международный кредит, который делится на частный, государственный и частно-государственный. Международный частный кредит является одним из элементов международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда промышленно развитые страны начали осуществлять полную конвертируемость своих валют. Западные страны и раньше предлагали такие кредиты, однако, тогда они носили в основном случайный характер.

Довольно быстрому наращиванию частных кредитов способствовало восстановление экономики Западной Европы и Японии в 40-50 гг. после Второй мировой войны. Основными кредиторами были банки и другие кредитно-финансовые институты США. Страны-заемщики, как правило, получали кредиты в США при условии покупки американских товаров, а затем подавляющая часть долларов стала оседать на счетах банков Западной Европы и ряда других стран. В результате этого в 50-60 гг. возникает рынок евродоллара, что позволяет уже непосредственно предлагать кредиты в долларах банками и другими учреждениями с этого рынка. В связи с укреплением и стабилизацией европейской валюты, в итоге рынок евродоллара превращается в рынок евровалют. Основным источником для международных частных кредитов стали депозиты и вклады сначала под евродолларовые, а затем под євровалютні депозитные сертификаты. При этом подавляющая часть этих накоплений имеет краткосрочный характер. Долгосрочный кредит стал осуществляться в 60-е гг. как прямой банковский кредит в виде евровалют и облигационных займов в виде еврооблигаций и євроакцій. Основными поставщиками долгосрочного кредита стали коммерческие и инвестиционные банки как гаранты и организаторы, страховые и инвестиционные компании, частные пенсионные фонды и т.д. Как заемщики частного международного краткосрочного и долгосрочного кредита, как правило, выступают промышленные, торговые, транспортные корпорации и компании, правительства государств, международные кредитно-финансовые институты.

Наряду с частным международным кредитом существуют также межправительственные ссуды, получили большого распространения в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), экономического кризиса 1929-1933 гг., Второй мировой войны, а также в первые годы после ее окончания. Эти периоды характеризуются тем, что главным кредитором выступили США, а заемщиком - Западная Европа. В конце 50-х гг. к ним присоединилась Япония и ряд других стран Азии, Латинской Америки. Межгосударственные кредиты обычно предоставляются за счет средств государственного бюджета или средств специализированных государственных или полугосударственных банков типа экспортно-импортных банков. Так, межправительственный кредит в виде финансовой помощи США для восстановления западноевропейской экономики, включая «План Маршалла» в размере 17 млрд. долл., осуществлялся за счет федерального бюджета и средств Экспортно-импортного банка США. С 60-х гг. и до сегодня США, промышленно развитые страны Европы и Япония предоставляют межправительственные ссуды не друг другу, а в основном развивающимся странам. А с начала 90-х гг. - странам Восточной и Центральной Европы, формирующих рыночную экономику.

С начала 70-х гг. начинают действовать смешанные международные кредиты, в которых, кроме государства, принимают участие частные банки, в основном коммерческие банки США, Западной Европы и Японии. В результате предоставления международного кредита создалась большая сумма задолженности промышленно-развитым странам, которая составила на конец 1998 г. около 1,6 трлн. долл. Через несостоятельность ряда стран вернуть долги вовремя учитывая некоторые экономические причины возникли клубы задолженности. Это - Парижский (из государственных внешних долгов) и Лондонский (из долгов западным коммерческим банкам). Под эгидой этих клубов, а также международных кредитных институтов (МВФ, Всемирного банка и др.) возникла система реструктуризации международных долгов, которая сводится либо к списанию или к отсрочке долга.

Кроме указанных международных кредитов, стоит также отметить международный кредит, который предоставляют: МВФ - для стабилизации экономического положения различных стран, Всемирный банк и его учреждения - для финансирования целевых проектов, международные региональные банки (Европейский, Азиатский, Африканский, Межамериканский банк развития) - кредитующих и финансируют различные социально-экономические проекты в рамках своего континента.

Валютные и полный пакет расчетные отношения. Эти отношения также представляют собой форму международных экономических отношений. Сюда относятся валютные отношения между различными странами; валютные операции между различными участниками валютного рынка являются представителями официальных центров покупки-продажи валют на основе спроса и предложения, валютный арбитраж, что позволяет использовать разницу в квотировании валют на международных и национальных валютных рынках; развитие и регулирование национального валютного рынка, а также участие в операциях международного валютного рынка, осуществления валютных ограничений и использования валютных клірингів.

В свою очередь полный пакет расчетные отношения представляют собой регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые образуются в результате экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, юридическими лицами (компаниями, предприятиями и гражданами разных стран. Расчеты осуществляются через коммерческие или специализированные банки, обслуживающие внешнюю торговлю обычно безналичным методом. Банки используют свои зарубежные филиалы или корреспондентские отношения с иностранными банками. Это сопровождается открытием корреспондентских счетов ЛОРО (иностранных банков в данном банке) и НОСТРО (данного банка в иностранных). Данные отношения содержат порядок расчетов, размер комиссии, методы пополнения использованных средств.

Внешнеторговые контакты предусматривают передачу товара или товарораспорядительных документов, которые пересылаются банком-экспортером банка-импортера или банка страны-плательщика для уплаты в установленный срок. Расчеты организуются путем различных платежных средств: векселей, чеков, платежных поручений, телеграфных переводов инкассо и т.д.

Миграция и вывоз капитала. Вывоз капитала представляет собой размещение капитала за рубежом с целью систематического получения дополнительной прибыли за счет использования местных производственных, материальных и трудовых ресурсов. Если при продаже товаров вследствие неэквивалентного обмена присваивается часть прибыли, созданного в другой стране, и идет однократная реализация прибыли, то при вывозе капитала прибыль присваивается непрерывно до тех пор, пока размещен капитал находится в собственности иностранных компаний. Современное мировое хозяйство и международные экономические отношения характеризуются усилением вывоза и миграцией капитала.

Процесс интенсификации вывоз капитала на сегодняшний день определяется такими факторами:

1) развитием мирового рынка и втягиванием в него все большего количества стран;

2) последующей концентрацией и централизацией капитала в национальных экономиках;

3) перенагромадженням капитала на национальных рынках ссудного капитала промышленно развитых стран;

4) заинтересованностью отдельных стран в притоке иностранных капиталов вследствие недостатка внутреннего капитала.

Основными чертами вывоз капитала на современном этапе является его миграция как в развивающихся, так и в развитые страны. При этом с 70-х гг. усилилась тенденция к вывозу капитала в развитые страны (США, Западную Европу, Японию и наоборот), что связано в основном с отсутствием серьезных экономических и политических потрясений. Другими чертами вывоз капитала продолжают оставаться военно-политические аспекты, широкая государственная поддержка, усиление господства транснациональных корпораций, наличие неэквивалентного обмена, периодические валютно-финансовые потрясения, которые приводят к быстрой миграции капитала в ту или иную страну. Последнее довольно ярко подтверждает азиатский финансовый кризис на конце 1997 г., а также ее продолжение в 1998-1999 гг.

Основной формой вывоз капитала остаются вывоз функционирующего ссудного капитала, которое осуществляется в виде вложений в промышленность, торговлю, транспорт. При этом существуют прямые вложения (инвестиции), которые дают право контроля и портфельные, что обеспечивают лишь участие в распределении прибылей, а не контроль предпринимательской деятельности. Формой дохода может быть прибыль или прибыль в виде дивидендов. Вторая форма миграции - вывоз ссудного капитала, который отличается сроками, назначению, характеру обеспечения и субъекта. Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде международных ссуд на разные сроки, которые предоставляются как частным сектором, так и государствами, и в форме вложений в ценные бумаги (акции и облигации). Причем облигационные займы и международные кредиты имеют как производственный, так и непроизводственный характер. В свою очередь международный краткосрочный кредит выступает в виде коммерческого, банковского кредитов, а также текущих счетов в иностранных банках (привлечение денежных средств других стран). Как и ранее, основными экспортерами капитала являются промышленно развитые страны, прежде всего Большой восьмерки, а основными импортерами - развивающиеся страны, страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, а также некоторые промышленно развитые страны Европы, Америки и Азии.

Международная миграция рабочей силы. Миграция рабочей силы является одной из важных форм международных экономических отношений в современных условиях. Внутренние рынки рабочей силы одних стран являются внутренними источниками пополнения армии наемного труда других государств. В сферу мирового рынка рабочей силы попадает только та часть наемных работников, которые вынуждены продавать свою рабочую силу за рубежом.

Наличие мирового рынка рабочей силы обусловлена международной миграцией работающих, то есть взаємопересічним потоком миграции (выезда из страны) и иммиграции (въезд в страну). Международная миграция рабочей силы - движение лиц наемного труда через государственные границы в поисках работы. При выезде из своей страны работник является эмигрантом, а при въезде в другую - иммигрантом. Главная причина перемещения наемной рабочей силы заключается в колебании спроса на нее со стороны различных сфер рыночной экономики в лице частного и государственного секторов. Неравномерность накопления капитала в разных странах вызывает необходимость международного обмена рабочей силой. Этот обмен, как правило, возникает стихийно, отражает реакцию на изменения потребностей в капитале. Ряд западных экономистов, которые стоят на позициях мальтузіанства, называют причиной миграции давление «избыточного населения» на производственные силы. В определенной степени такая трактовка приемлемое для развивающихся стран, где рост производственных сил отстает от прироста населения за счет высокой рождаемости. В то же время «избыточное перенаселения» в развитых странах обусловлено выталкиванием рабочих с производства, а миграция - неравномерностью спроса на наемный труд. Поэтому накопление капитала может создавать источники миграции и определять направление потоков. В целом стихийное переброски избыточной рабочей силы из одного звена мирового хозяйства в другие олицетворяет неравномерность развития рыночной экономики.

Современная миграция характеризуется такими особенностями: движение рабочей силы направлен преимущественно в капіталоекспортуючі страны (США, западная Европа, Япония), т.е. в направлении, обратном вывозу капитала; подавляющим социальной группой миграционных потоков является низкоквалифицированные рабочие, безземельные крестьяне, служащие; миграция квалифицированных инженеров, врачей, ученых в развитые страны обусловлено низкими доходами на национальных территориях (страны, шо развиваются; страны с переходной экономикой). Последняя особенность характерна в основном для стран Большой восьмерки, которые активно поддерживают так называемую «утечке мозгов» за счет высокой оплаты труда. При этом доминирующую роль играют США, Германия, Англия, Япония, Франция. Основными формами миграции рабочей силы является текущее переселения (создание промышленных комплексов и интеграционные процессы); миграция в пределах пограничных зон (живет в одной стране, работает - в другой), что развивается во Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Нидерландах, аграрная миграция - миграция сельскохозяйственных рабочих (поставщиками такой рабочей силы является Италия, Португалия, Греция, Испания, Мексика, страны Африки и Юго-Восточной Азии, а ее потребителями - США, Канада, Германия, Франция, Швеция, Англия, Австралия, Аргентина); сезонная миграция, связанная в основном с переменным циклом сельскохозяйственных и строительных работ.

По мере роста мирового хозяйства и рынка усиливается тенденция к миграции населения. Этот процесс создает некоторые проблемы для развитых стран, обостряя социальные, расовые и религиозные противоречия.

Международные интеграционные процессы. Одной из форм международных экономических отношений являются интеграционные процессы, происходящие в рамках мировой экономики. Интеграция представляет собой межгосударственное регулирование национальных экономик; формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, которые направлены на нужды некоторых экономик; устранение национальных барьеров для движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы; создание единого регионального рынка; обеспечение общего роста производительного труда и уровня жизни в странах объединенной группировки. Лучшим примером такой интеграции стало Европейское экономическое сообщество (ЄЕС), созданное на базе Римского договора в 1958 г. шестью странами Западной Европы, затем оно расширилось в 1973 г. - к 9 стран, а в 1980-1982 гг. - до 12 стран и в 1992 г. - к 15 стран. На основе Маастрихтского соглашения 1 ноября 1993 г. ЄЕС было переорганізовано в Европейский союз.

Целью всех интеграционных процессов, которые осуществляются между различными странами, является повышение эффективности национальных экономик, рынков капиталов, внешней торговли. Как показывает практика последних лет, процесс интеграции углубляется и расширяется, потому что она приносит отдельные выгоды и отдельным государствам, и их населению.

Развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов. Важной формой современных международных экономических отношений является деятельность транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов. В конце 60-х - начале 70-х гг. наиболее четко определилась деятельность транснациональных корпораций, которые стали активно создавать производственную, сбытовую, дилерскую и финансовую сеть на национальных рынках других стран. Они внесли весомый эволюционный влияние на формирование международных экономических отношений путем воздействия на внешнюю и мировую торговлю, инвестиционный процесс, рынки капиталов, валютные операции, миграцию рабочей силы, передачи новейших технологий.

В свою очередь, масштабы операций транснациональных компаний начали требовать кредитно-инвестиционного обслуживания, которое взяли на себя транснациональные коммерческие и инвестиционные банки, а также страховые инвестиционные компании и частные пенсионные фонды. Именно эти институты, начиная с 60-х гг., занимаются предоставлением банковских кредитов, размещением и покупкой крупных облигационных займов (еврооблигации) и євроакцій на рынке евровалют, что позволяет удовлетворить потребности в ссудном капитале транснациональных корпораций и обеспечить их финансирование. За счет такого связи осуществляется глобализация современных международных экономических отношений. В то же время не всегда деятельность корпораций и банков достаточно эффективна. В ряде случаев эти учреждения занимаются валютными спекуляциями, осуществляют переброску краткосрочных капиталов («горячих денег») из одних стран в другие, получают дополнительную прибыль за счет высоких процентных ставок, проводят спекулятивные операции с ценными бумагами, особенно с деривативами, что подрывает стабильность и рынка капиталов и валютных рынков. Примером таких действий могут быть валютно-финансовые потрясения в 1992, 1995, 1997, 1998 гг.

Межгосударственное регулирование международных экономических отношений. Это регулирования, являя собой форму международных экономических отношений, позволяет поддерживать их в течение длительного времени на уровне относительной стабильности.

Межгосударственное регулирование обычно сводится к выработке общей политики между группой стран в области различных сфер международных экономических отношений: торговли, миграции капиталов и рабочей силы, валютной политики, таможенных тарифов, инвестиций. Это регулирование осуществляется путем проведения совещаний министров: финансов, торговли, экономики; глав правительств и государств. Такое координационное регулирования проводят либо в рамках интеграционных группировок, или вне их. В современных условиях регулирования международных экономических отношений осуществляется на уровне стран Большой восьмерки - ведущих промышленно развитых стран Запада (США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Канады, Италии и России). Ими обычно принимаются глобальные решения в области мировой торговли, валютно-денежной политики, инвестиций, миграции капиталов. На сегодняшний день эти решения являются определяющими для многих стран и международных кредитно-финансовых институтов.

Деятельность международных финансово-кредитных институтов. Их деятельность в послевоенные годы также стала важной формой международных экономических отношений. Это, прежде всего, касается МВФ, МБРР, ЄБРР, СМР, а также региональных учреждений такого типа.

Основные направления деятельности этих институтов сводятся к предоставлению валютно-финансовой помощи различным странам в виде кредитов на стабилизацию экономики, выравнивания платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирования денежно-кредитных и валютных систем. Подавляющее большинство денежных ресурсов, реализуемых данными институтами, идет на оказание помощи развивающимся странам, и в меньшей степени - развитым странам (в основном малым, а с начала 90-х гг. - странам Восточной и Центральной Европы, СНГ, с так называемой переходной экономикой).

В наше время роль и значение институтов, таких, как МВФ, МБРР, ЄБРР, резко увеличилось в системе международных экономических отношений с точки зрения предоставления ссуд на развитие национальных экономик. При этом МВФ и МБРР определяют основные параметры развития экономики (объем денежной массы, размер дефицита бюджета, уровень инфляции, процентные ставки, реструктуризация отдельных отраслей национальных экономик).

В связи с растущей задолженностью по кредитов и займов МВФ и МБРР осуществляют также меры по реструктуризации долгов ряда стран. Особую роль спасителей эти заведения стали играть в 1997-1998 гг. В связи с мировым финансовым кризисом, в частности, Мексике, было выделено 50 млрд. долл., странам Юго-Восточной Азии - 47 млрд. долларов на стабилизацию финансово-экономического состояния. Предусматривается также оказание помощи Бразилии размером 40-50 млрд. долл. в связи с финансовым кризисом и девальвацией денежной единицы - реал - в январе 1999 г. Таким образом, международные кредитно-финансовые институты принимают активное участие в формировании валютно-финансовой сферы современных международно-экономических отношений.

Научно-техническое и производственное сотрудничество. В послевоенные годы широкого развития в рамках мирового хозяйства приобретает научно-техническое сотрудничество. Это обусловлено прежде всего влиянием достижений научно-технической революции на международные экономические отношения. Быстрое развитие производительных сил и производительности труда позволяет преодолеть сложившиеся различия в условиях экономического роста некоторых стран.

Научно-техническая и производственная сотрудничество может осуществляться либо путем лицензионных и патентных отношений, что было характерно в основном для капиталистических стран (проводилось преимущественно через частный корпоративный сектор), или путем соглашений о научно-техническом сотрудничестве между государствами, как практиковалось между социалистическими странами в 60-80-х гг., а также между ними и некоторыми развивающимися странами.

Важное место в реализации научно-технического сотрудничества занимают интеграционные группировки типа Европейского союза или АСЕАН. Аналогичное сотрудничество и кооперация осуществлялись в рамках СЭВ между социалистическими странами до роспуска этой организации. Кроме того, научно-техническое сотрудничество может осуществляться по реализации отдельных целевых программ, в которых заинтересована группа государств. Так, в Западных странах, особенно среди членов НАТО, научно-техническое сотрудничество проводится в области производства вооружений, в основном в авиации и ракетостроении, а также в атомной энергетике. Например, многоцелевой истребитель «Торнадо» - результат научно-технического и производственного сотрудничества Англии, Франции, Италии. Новый европейский истребитель XXI в. также разрабатывается рядом стран Европы, в частности Англией, Францией, ФРГ, Испанией.

Такую же научно-техническое сотрудничество по ряду целевых проектов осуществляют между собой и крупные частные корпорации. Разработку и выпуск гражданского самолета типа «Аэробус», например, длительное время ведут французские и английские авиационные корпорации. Сотрудничество обусловлена также экономией финансовых ресурсов корпораций, поскольку одной корпорации трудно осуществить подобный проект. В начале 90-х гг. Россия и США в области освоения космоса, наряду с общими полетами на орбитальной станции, начали осуществлять конкретную научно-техническое сотрудничество в разработке отдельных компонентов космической техники. Заслуживает внимание и сотрудничество по программе «Морской старт», в которой принимают участие США, Россия, Украина, Норвегия.

Научно-техническое сотрудничество, которое проявляется в самых разных формах, способствует индустриализации и повышению технологического потенциала ряда государств, и особенно некоторых развивающихся стран. Россия в этом отношении длительное время сотрудничает с Индией, что позволило последней повысить свой научно-технический потенциал в области металлургии, машиностроения, энергетики, производства военной авиации. В последнее время Россия осуществляет научно-техническую и производственную помощь в строительстве атомной электростанции в Иране. Аналогичная помощь была оказана много лет назад Финляндии. Украина плодотворно сотрудничает с Ираном, Ливией, Бразилией и т.д.

Кроме того, одной из форм научно-технического сотрудничества является подготовка кадров и специалистов, обмен учеными, заключения соглашений между академиями наук, университетами, научными и другими учреждениями высшего образования. Данная форма сотрудничества позволяет готовить национальный рабочий потенциал для новых технологий, научных разработок, производственных процессов. Все это в конечном итоге способствует ускорению темпов экономического развития, повышению эффективности экономики отдельных стран. Научно-техническая и производственная сотрудничество отражается, как правило, через торговый и платежный баланс стран-участниц и в соответствии обслуживается через внешнюю торговлю и международную полный пакет расчетную систему, что действуют в пределах современных международных экономических отношений.

Существует несколько уровней развития международных экономических отношений. Прежде всего, нужно различать общие уровне развития и качественные уровни развития.

В свою очередь общий уровень развития разделен на:

Первичный уровень - характеризуется отношениями, которые формируются между физическими и юридическими лицами, а также отдельными государствами.

Вторичный уровень - это отношения, которые формируются физическими и юридическими лицами и государством с одной стороны и международными организациями - с другой.

Третичный уровень - это отношения, формирующиеся между государствами и международными организациями как самостоятельные отношения.

Характеристика качественных уровней включает:

Экономические международные контакты - их можно ввести, как упрощенные и нерегулярные хозяйственные связи между субъектами международных экономических отношений.

Экономические взаимодействия - это постоянные международные экономические связи между двумя или несколькими субъектами, которые имеют устойчивый характер.

Экономическую интеграцию - как развитие всесторонних хозяйственных связей в различных отраслях экономики между субъектами МЭВ.

Международные экономические отношения представляют собой сложную систему. Для того, чтобы система работала безупречно, нужно обеспечить ее стабильность. Своеобразным гарантом такой стабильности выступают принципы (общие правила) функционирования системы МЭВ. Сами принципы отражают и сущность, и уровни функционирования системы. Они условно делятся на общие или международные и специфические, или национальные.

Обобщенная характеристика международных принципов была принята в 1974 году в декларации ООН «Новый экономический порядок».

Основными из них являются:

• принцип суверенитета - означает право на разработку и осуществление внутренней и внешней политики отдельным государством;

• принцип мирного сосуществования; принцип равных прав и обязанностей;

• принцип преодоления несправедливости, возникающей в случае территориальных проблем;

• принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

• принцип мирного регулирования противоречий;

• принцип уважения к свободе человека;

• принцип взаимопомощи и взаимной выгоды;

• принцип недопущения дискриминации;

• принцип свободы выбора формы осуществления МЭВ;

• принцип единых требований к выполнению национального законодательства для всех субъектов МЭО;

• принцип невмешательства во внутренние дела друг друга и много других.

Относительно характеристики специфических, т.е. национальных, принципов, то они обычно определяются национальным законодательством. Так, в законе Украины «О внешнеэкономической деятельности» говорится, что субъекты хозяйственной деятельности Украины и иностранных при осуществлении внешнеэкономической деятельности руководствуются следующими принципами.

Принципом суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности, которая заключается в:

• исключительном праве народа Украины самостоятельно и независимо осуществлять внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, руководствуясь законами, действующими на ее территории;

• обязанности Украины неуклонно выполнять все договоры и обязательства Украины в области международных экономических отношений.

Принципом свободы внешнеэкономического предпринимательства, которая заключается в:

• праве субъектов внешнеэкономической деятельности добровольно вступать в внешнеэкономические связи;

• праве субъектов внешнеэкономической деятельности осуществлять ее в любых формах, которые прямо не запрещены действующими законами Украины;

• обязанности соблюдать при осуществлении внешнеэкономической деятельности порядка, установленного законами Украины;

• исключительном праве собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на все полученные ими результаты внешнеэкономической деятельности.

Принцип юридического равенства и недискриминации, которая заключается в:

• равенства перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, в том числе государства, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

• запрету любых, кроме предусмотренных настоящим Законом действий государства, результатом которых является ограничение прав и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности, месту расположения и другим признакам;

• недопустимости ограничительной деятельности со стороны каких-либо ее субъектов, кроме случаев, предусмотренных этим Законом.

Принципом верховенства закона, заключается в:

• регулировании внешнеэкономической деятельности только законами Украины;

• запрещении применения подзаконных актов и актов управления местных органов, шо у будь-какой образ создают для субъектов внешнеэкономической деятельности условия менее благоприятные, чем те, которые установлены законами Украины.

Принципом защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, который заключается в том, что Украина как государство:

• обеспечивает равную защиту интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности на ее территории в соответствии с законами Украины;

• осуществляет равную защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности Украины за пределами Украины в соответствии с нормами международного права;

• осуществляет защиту государственных интересов Украины как на ее территории, так и за ее пределами только в соответствии с законами Украины, условий подписанных ею международных договоров и норм международного права.

Принципом эквивалентности обмена, недопустимости демпинга при ввозе и вывозе товаров.

Таким образом, несмотря на то, что каждая форма экономических отношений имеет свою специфическую сферу и способы реализации, все они взаимосвязаны между собой и все вместе образуют систему международных экономических отношений.



Назад