Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Истоки и основные вехи становления образования и высшей школы в мире и в Украине


В 1991 г. украинский народ одержал историческую возможность своего национального возрождения и утверждения в мировом сообществе. Это дало толчок росту внимания к наследию прошлого, к накопленного веками духовного богатства.

Каждый народ в своем историческом развитии на протяжении многих веков создавал и аккумулировал свой главный капитал - морально-духовные ценности как основу формирования культуры. Но культура определенного народа - не автономное образование. Она возникает и развивается как часть общечеловеческой культуры. Национальная культура в широком понимании формируется в тесной взаимосвязи с культурами других народов.

Общеизвестно, что период Киевской Руси был чрезвычайно богат на расцвет науки, образования, культуры, искусства, литературы. Монгольское нашествие XIII в. прервала культурное развитие государства, а Западная Европа тем временем продолжала развитие сети учебных заведений, обогнав Украину примерно лет почти на 400.

В XII-XIV вв. в Западной Европе постепенно возникают так называемые универсальные школы, что собирали молодых людей, которые стремились получить знания по многим дисциплинам, а не только из узкого ремесла. Для защиты своих прав учителя и студенты (студенты) объединялись в своеобразные корпорации (цеха). Подобные объединения-корпорации постепенно перерастали в университеты и высшее образование в это время как раз и была представлена классическими средневековыми университетами. Название происходит от латинского слова universitas, что означает объединение, совокупность, корпорация, "средневековая гильдия", которая объединяет за примером цеха и студентов, и преподавателей. Еще одно название - Alma mater (мать-кормилица). Руководитель университета "ректор" - начальник цеха.

Прототипами европейских университетов были учебные заведения, близкие к высших, такие как "Атенеум" (в некоторых источниках "Антенеум") в Древнем Риме (II-III вв. н. э.), где изучались философия, риторика, архитектура, медицина. Одним из таких образовательных учреждений была также открыта в 425 г. н. э. в Константинополе высшая школа под названием "Аудиторий".

Даты основания европейских университетов в разных авторов разные, но наиболее вероятными являются такие: в Италии (Болонья - 1119р., Виченца - 1205 p., Ареццо - 1215 г., Падуя - 1222, p. Неаполь - 1224 г., Рим - 1303 г.); во Франции (Монпелье - 1180 - 1289 гг., Париж - 1215 г., Сорбонна - 1259 г.); в Германии (Гейдельберг - 1386 г., Лейпциг - 1409 г., Виттенберг - 1502 г., Кенігсбер - 1544 г.).

К концу XVI в. в Европе было 63 университеты. Большинство из них имели интернациональный характер. Университеты* которые принимали студентов из любых государств, назывались studium generate, а те, в которых учились только местные жители, - studiumparticulare. Последние давали не универсальные, а узкоспециализированные знания, не имели права присуждать ученые степени и не обеспечивали привилегий.

В середине XV в. в Германии возникло книгопечатание, начатое немецким изобретателем Иоганном Гутенбергом (1406-1468). Этот факт имел колоссальное влияние на развитие образования и образования.

Деятельность учебных заведений Западной Европы была известной в украинских землях. Эти сведения распространялись через студентов-путешественников, песняров и др. В западноевропейских университетах того времени училось немало украинцев. Так, с Болонским университетом связана деятельность украинского ученого, первого из известных докторов медицины Юрия Дрогобыча (Котермака). В Падуанском университете в XVII в. учились украинцы Станислав Ореховский, Василий Русянович, Яков Сєдовський, Павел Боем; Иван Курцевич-Булыга (друг и сподвижник гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного), С. Морозенко (впоследствии полковник и соратник Богдана Хмельницкого) и др. Воспитанниками Краковского университета было много сыновей украинского народа - Григорий Чуй-Русина, Севастьян Клеповик, Симон Пекалід, Касиян Сакович, Петр Могила и др. Нередко украинцы - воспитанники западноевропейских университетов, становились основателями высших школ в Украине. Все это имело позитивное значение для зарождения и становления высшего образования в Украине.

Украинский народ всегда стремился к развитию и подъем образования и культуры. Постепенно, начиная с XV в., образованность Мероприятия проникает в Украину и набирает силы в братских школах XVI-XVII ст., а потом расцветает в стенах Киево-Могилянской академии. Конец XVI и начале XVII в. сказались пробуждением "спящего гения" украинского народа. После Брестской унии 1596 г. активизируется деятельность братств, которые возникали при православных церквах. Они не ограничивались религиозными делами, а считали своей основной задачей распространения образования среди украинского населения и защиту православия перед католичеством и одновременно защиту украинской нации. При братствах учреждались школы, типографии, которые становились основными очагами развития национальной культуры. Особенно активную работу проводили Венское (1588), Берестейское (1591), Минское (1592), Бельское (1594), Могилевское (1597), Луцкое (1597), Киевское (1615) братства.

Князь Константин Острожский в 1576 г. в городе Остроге основал высшую школу - Острожскую греко-слов'-русский коллегию, что в историю школы Украины вошла как Острожская академия. За несколько десятков лет функционирования академия подготовила 500 выпускников, многие из которых стали организаторами и реорганізаторами уже существующих школ, отыграв таким образом немалую роль в распространении образования среди украинского и других народов. Острожская академия была не только учебным и научным заведением, но и литературным и книговидавничим центром. Здесь увидело свет первое полное кириллический издание Священного писания - знаменитая Острожская Библия (1581 г.). Долгое время шла дискуссия относительно статуса Острожской академии: можно ли называть ее высшим? Профессор A.M. Алексюк считает, что рассматривать этот вопрос необходимо с учетом исторического периода ее существования. На то время, по сравнению с другими школами, Острожская академия стояла выше. Однако до сих пор этот вопрос остается открытым. Исследователи истории развития образования еще в начале 70-х годов XX в. высказывали предположение, что школы "высшего типа" существовали еще во времена Киевской Руси. Есть также мнение, что первая высшая школа в Киеве была основана в 1037 г. в храме Святой Софии. Она готовила кадры "высшего духовенства и феодальной знати". Часть исследователей склонны оставаться на позиции, согласно которой первым высшим учебным заведением на территории восточного славянства была Киево-Могилянская академия.

В Острожской академии обучали учеников всех предметов "тривиуму" (грамматика, риторика, диалектика) и "квадривіуму" (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Здесь изучали дисциплины, связанные с медициной, философией, богословием и др. Для преподавательской работы в академии приглашали ученых из западноевропейских университетов. В частности, в Острожской академии работали Герасим Смотрицкий (первая половина XVI в. - октябрь 1594 г.) - первый ректор академии, автор полемического трактата "Ключи царства небесного" Дамин (светское имя Демьян) Наливайко (вторая половина XVI в. - 1627р.) - украинский церковный и культурный деятель, писатель, переводчик; Мелетий (Максим) Смотрицкий (1578-1634) - известный украинский писатель и общественный деятель, доктор медицины, епископ, ректор Киевской братской школы, проповедник; Ян Лятос - профессор Краковского университета, математик, астролог, доктор медицины и философии; Иова (Иван) Княгининський (ок. 1550-1621) - украинский церковно-образовательный деятель, писатель-полемист и много других. Среди воспитанников академии был и будущий гетман Петр Конашевич-Сагайдачный.

После смерти князя К. Острожского (1608 г.) начался процесс упадка Острожской академии, и в 1624 г. она прекратила существование, поскольку внучка князя Анна-Алуїза Ходкевич открыла на ее базе єзуїтську коллегию.

С возрождением независимого Украинского государства Острожская академия как высшее учебное заведение начала новую страницу в истории высшей школы нашего государства.

Украина по географическому положению относится к числу европейских стран, поэтому развитие культуры в Европе XV-XVI ст., когда происходило возвращение к лучших традиций античного искусства и литературы, который впоследствии получил название Ренессанс, или Возрождение, произвел благодатный влияние на культуру украинского народа. В пределах общекультурного процесса европейских стран развивались писательство, учительство, начала складываться система образования: монастырские школы, школы при соборах и университеты.

Ориентиром были страны Западной Европы. Речь шла не только о расширении общеобразовательных школ разных уровней, а прежде всего о становлении университетского образования.

В 1750 г. в Глухове при поддержке императрицы России Єлизавети Петровны был избран последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского. Перед этим он получил высшее образование в университетах Западной Европы, побывал во Франции, Италии, Германии. Очевидно, под влиянием увиденного в этих странах относительно организации образования в К. Разумовского возникла идея открытия Батуринского университета. На то время Батурин был гетманской столицей Украины. В 1760 г. была завершена работа над проектом Батуринского университета. Ознакомление с этим документом дает основания утверждать, что будущий университет по структуре и содержанию деятельности должен быть прогрессивным образовательным учреждением. Однако замыслы К. Разумовского не оправдались: императрица своим указом от 10 ноября 1764 г. отменила гетманство в Украине, в 1775 г. было разрушено Запорожскую Сечь, а вскоре в 1783 г. было введено крепостное право.

Все же стремление украинского народа к развитию образования не удавалось уничтожить. В сентябре 1820 г. в Черниговской губернии было открыто Нежинскую гимназию высших наук. Инициатором возникновения этого заведения были Александр Безбородко (1747 - 1799) и его родственники. Гимназия высших наук функционировала 13 лет. В течение этого времени состоялось восемь выпусков. Почти 100 выпускников получили хорошее образование. В гимназии учились М.В. Гоголь, Є.П. Гребенка, В.М. Забила, Н.В. Кукольник, украинский этнограф А.С. Афанасьев (Чужбинский), баснописец Л.И. Глебов, украинский этнограф, фольклорист К.М. Сементовский.

С годами имперская власть начала обвинять преподавателей гимназии в свободомыслии, что послужило причиной различных реорганизаций. Последний выпуск гимназистов состоялся в 1837 г. И за такой короткий срок существования Нежинская гимназия высших наук стала заметным явлением в образовательно-культурной жизни украинского народа.

Важным этапом в развитии образования и культуры в Украине было становления университетов. Старейшим в Украине является Львовский университет. И хотя нет единства мнений относительно даты основания этого учебного заведения - 1661 или 1784 p., большинство исследователей останавливается на дате 1661 г. Поскольку Львов, как и вся Галичина, был под властью Австрийской империи, обучение велось на немецком, латинском языках, а впоследствии - на польском. Однако с годами в университете начали побеждать украинские тенденции. В частности, в 1873 г. при Львовском университете было создано Научное общество имени Тараса Шевченко.

Львовский университет сыграл и продолжает играть огромную роль в становлении независимости Украины, утверждении национальной идентичности украинского народа. Это признанный научный центр в западном регионе нашей страны.

Воспитанниками Львовского университета были известные ученые, общественные деятели, как, например: писатели и литературоведы Михаил Павлик (1853-1915) и Осип Маковей (1864-1925), Александр Колесса (1867-1945), Яков Головацкий (1814 - 1888), Василий Щурат (1871-1948), известный ученый-этнограф, историк Степан Рудницкий (1877-1937), литературовед Кирилл Студинский (1868-1941), филолог, искусствовед Илларион Студинский (1876-1956) и много других.

В 1805 г. началась история Харьковского университета. Это первый университет, который создан на территории Украины, которая входила в состав России. Ученые - педагоги и выпускники университета сделали значительный вклад в развитие образования и науки в Слобожанской Украине, в дело национального возрождения страны. В Харьковском университете работали Александр Потебня (1835-1891) - украинский филолог, философ, этнограф; Петр Гулак-Артемовский (1790-1865) - поэт, историк, ректор этого же университета; фольклорист, этнограф, литературовед Николай Сумцов (1854-1922); биолог, физиолог, эмбриолог, иммунолог Илья Мечников (1845-1916). С Харьковским университетом связаны имена его известных в будущем воспитанников, в частности историка и этнографа Николая Костомарова (1817-1885), психолога Дмитрия Узнадзе (1886-1950) и многих других.

Открытие Киевского университета состоялось 15 июля 1834 г. Сначала в университете функционировал лишь философский факультет с историко-филологическим и физико-математическим отделениями. Деятельность Киевского университета в центре Украины стала определяющим этапом в развитии образования, науки и культуры страны. Первым ректором университета был выдающийся ученый-натуралист, писатель, фольклорист, историк Михаил Максимович (1804-1873). С Киевским университетом связана деятельность многих известных ученых, писателей, поэтов, общественных деятелей, которые принесли славу Украине. Это историк, археолог, этнограф Владимир Антонович (1834-1908); историк Дмитрий Багалей (1857-1932); литературовед, фольклорист, историк, философ, публицист, общественный и культурный деятель Михаил Драгоманов (1841-1895); историк, фольклорист, этнограф Митрофан Довнар-Запольский (1867-1934); украинский писатель, театральный и общественный деятель Михаил Старицкий (1840-1904); историк Иван Лучицкий (1845-1918) и много других.

В настоящее время Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко является ведущим центром развития науки и культуры в Украине.

В мае 1865 г. на базе Ришельевского лицея основан Одесский университет, который назывался Новороссийским университетом. Инициатором открытия Одесского университета были российский педагог и врач МЛ. Пирогов и генерал-губернатор Строганов. Функционирование этого учебного заведения давало возможность молодежи Южной Украины (Таврийского края) получать высшее образование. Да и вообще он стал центром науки и культуры юга Украины. Много воспитанников и педагогов Одесского университета стали его украшением, сделали значительный вклад в развитие отечественной науки. Прежде всего это выдающийся биолог Илья Мечников (1845 - 1916), имя которого носит университет с 1945 г.; эпидемиолог и микробиолог Заболотный Даниил (1866-1929); патофизиолог и организатор науки Александр Богомолец (1881-1946); химик Лев Писаржевский (1871-1938) и много других. С Одесским университетом связана научная деятельность выдающихся фигур в отечественной науке: биологов Ивана Сеченова и Александра Ковалевского, химика Николая Чеботарева, историков Євгена Щепкина, Федора Успенского, психолога Николая Ланге, терапевта Николая Стражеско, офтальмолога Владимира Филатова. И в начале XXI в. Одесский университет имени Ильи Мечникова остается центром развития образования и науки в южном регионе Украины.

В 1875 г. основан Черновицкий университет. Буковина, расположен в предгорьях Карпат, была под протекторатом разных стран - Австрии, Румынии. Лишь в 1940 г. эти земли воссоединились с Украиной. Черновицкий университет был и остается центром развития образования и науки на Буковине.

Краткий экскурс в историю развития образования и культуры в Украине свидетельствует, что конец XVIII и XIX вв. сказались активным становлением и развитием научных и образовательных учреждений высшего уровня, которые стали центром развития культуры и науки в разных регионах государства. Ими были созданы надежные основы для новых уступок в области образования, науки и культуры в XX ст.



Назад