Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Виды международной торговли


Международная торговля занимает особое место в сложной системе мирохозяйственных связей. Хотя в современных условиях главной формой международных экономических отношений является не вывоза товаров, а зарубежное инвестирование, все же международная торговля по своим масштабам и функциями в общем комплексе МЭВ сохраняет исключительно важное значение. Она опосредствует почти все виды международного сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов.

В экономической литературе, а также в периодических изданиях не всегда можно понять сущность некоторых категорий, связанных с международными торговыми отношениями. Прежде всего, категория "внешняя торговля". Это может быть торговля одной страны с другой или с другими странами. Но собственно слово "торговля" предусматривает обмен товарами и услугами и расчеты по их получения.

Поэтому внешняя торговля - это торговля любой страны мира с другими странами товарами или услугами, состоящий из оплачиваемого экспорта и оплачиваемого импорта.

Категория "международная торговля" по содержанию шире, чем внешняя торговля, прежде всего потому, что она охватывает широкий круг отношений между субъектами мирохозяйственных связей, таких как интернационализация производства, интенсификация международного разделения труда.

Международная торговля - специфическая форма обмена продуктами труда и услугами между различными странами мирового сообщества, связанный общей интернационализацией хозяйственной жизни, интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Мировая торговля - сознательное перемещения товаров и услуг от производителя к потребителю за пределы национальных границ с целью получения прибыли. Для осуществления мировой торговли, или участия в мировой торговле нужно иметь свою внешнеэкономическую инфраструктуру.

Внешнеэкономическая инфраструктура - это совокупность институтов, обеспечивающих скорость передвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В состав основных инфраструктурных элементов мировой торговли относятся:

• материально-техническая база (склады, базы, которые оснащены необходимым оборудованием);

• специализированные подразделения, обеспечивающие допродажне и послепродажное техническое обслуживание;

• организации, обеспечивающие проведение расчетных операций;

• транспортная сеть мира;

• информационное обеспечение внешнеторговых связей и т.д.

Внешнюю и международную торговлю характеризуют три важные параметры: общий объем (товарооборот), товарная структура и географическая структура.

Объем мировой торговли определяется в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели в основном рассчитываются в национальной валюте и переводятся в доллары США для их сравнения. Страны с высоким уровнем инфляции рассчитывают экспорт и импорт сразу в долларах США. Для стоимостной оценки экспорта большинство стран использует базу цен ФОБ (FOB - Free of Board ("свободно на борту судна")), по которой продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и загрузить его на борт судна. Для оценки импорта чаще всего используется база цен СИФ (СІF - Cost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт")); при этом продавец за свой счет фрахтует судно, грузит товар и страхует его от рисков.

При таких условиях стоимость мирового экспорта всегда меньше стоимости мирового импорта на размер расходов для перевозки и страхования грузов.

Физический объем мировой торговли оценивается в весовых единицах (тоннах, килограммах, фунтах) или в специфических единицах измерения (баррелях, бушелях, мешках).

Изменение объемов торговли характеризуется динамикой внешнеторгового товарооборота. Внешнеторговый товарооборот страны - это сумма экспорта и импорта. Разница между совокупным импортом и экспортом в течение определенного периода (года, квартала и т. п.) составляет сальдо торгового баланса. Оно является активным (положительное), если экспорт по стоимости превышает импорт, и пассивным (отрицательным), когда ситуация противоположная. Покрывают отрицательное сальдо торгового баланса золотом или конвертируемой валютой.

Если измерение ведется в натуральных единицах, динамика внешнеторгового товарооборота выражается в индексах физического объема экспорта и импорта. Эти индексы отражают тенденции в изменении объемов реальных масс товаров.

На стоимостные показатели влияют цены. Поэтому стоимость, к примеру, экспорта, может уменьшиться, даже если увеличиваются физические объемы проданных товаров, когда цены на них снизились. И наоборот, увеличение стоимостных показателей внешнеторгового товарооборота может отображать не физическое увеличение торговли, а рост товарных цен.

Товарная структура международной торговли характеризует товарное наполнение экспорта и импорта.

Степень активности в мировой торговле является одной из главных признаков участия страны в международных экономических отношениях. Для ее оценки используются следующие показатели:

а) экспортная квота;

б) импортная квота;

в) структура экспорта;

г) структура импорта;

д) сравнительное отношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле.

Экспортная квота отражает отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП. На уровне отрасли - это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме.

Импортная квота - это отношение объема импорта к ВВП/ВНП. Удельный вес экспорта и импорта в ВВП/ВНП является количественным индикатором открытости экономики в первом приближении. Комплексным показателем открытости считают внешнеторговую квоту. Она выражается отношением объема внешнеторгового оборота к ВВП/ВНП.

Структура экспорта - это отношение или удельный вес экспортированных товаров по видам и степени их переработки. Этот показатель характеризует направленность экспорта (сырьевая, машинно-технологическая и др.) и роль страны в международной отраслевой специализации.

Структура импорта характеризует состав и отношение объемов сырья и готовой конечной продукции, которые ввозятся в страну.

Показатель сравнительного отношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доля в мировой торговле характеризуют соответствие производимых товаров мировому уровню качества и уровень развития отрасли. Так, если доля страны в мировом производстве определенного вида товара составляет 5%, а доля в мировой торговле этим видом товара 1%, то это свидетельствует о несоответствии качества этого вида товара мировым требованиям, а следовательно, и о низкий уровень развития отрасли в целом.

Товарная структура внешней торговли Украины отражает сегодняшнее состояние нашей экономики. Во-первых, доля машин, оборудования, средств транспорта и приборов как в экспорте, так и в импорте слишком невысока: в соответствии 12,7% и 18,8%, тогда как в развитых странах она обычно превышает 30%. Во-вторых, почти половина стоимости нашего экспорта (44,4%) приходится на черные металлы, которые являются товаром невысокой степени обработки и потому относительно недорогим. В импорте 46,9% приходится на нефть, газ и другие минеральные продукты; эта группа товаров почти полностью импортируется из России и Туркмении. Совсем малая доля в торговле товаров легкой промышленности: 4,2% в экспорте и столько же в импорте. Это является следствием, с одной стороны, - развала нашей легкой индустрии под влиянием конкуренции товаров иностранного происхождения, а с другой - низкой покупательной способности основной массы населения страны. На продукцию агропромышленного комплекса приходится 9,5% общего экспорта и 6,5% импорта.

Географическая структура международной торговли - это распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделенными по территориальному или организационным признакам.

Географическая структура торговли товарами является следствием по крайней мере двух обстоятельств. Во-первых, исторически так сложилось, что Украина еще значительно сохраняет основные черты своего участия в территориальном разделении труда, который происходил в течение нескольких веков в территориальных сетях Российской империи и СССР. Значительное количество украинских фирм сохранила кооперативные связи с предприятиями бывших союзных республик, рынки стран СНГ для нас хорошо знакомы, как и наш для них. Во-вторых, Украине нелегко пробиться на рынки развитых стран и развивающихся стран, через очень сильную конкуренцию и часто через несоответствие наших товаров мировым стандартам; нередко наш экспорт страдает и через дискриминационную политику некоторых стран в отношении Украины. Поэтому основная часть украинского внешнего товарооборота приходится на страны СНГ.

Постепенно Украина диверсифицирует свою географическую структуру торговли, и доля СНГ снижается: в 1995 г. она составляла 59%, а в 2000 г. - 44%; соответственно доля России упала с 47% до 33%. В то же время растут объемы торговли с развитыми странами. За период 1995 г. - 2000 гг. товарооборот с Германией увеличился в 1,7 раза, с США - в 1,2, с Италией - в 3,5, с Бельгией - в 1,5, с Францией - в 2,9 раз. Из развивающихся стран, существенно укрепились торговые связи с Турцией; товарооборот между нашими странами вырос в 4,7 раз. Следует также отметить рост торговли с Китаем: она выросла в 1,8 раза.

В 2000 году Украина торговала со 119 государствами мира. Крупнейший торговый объем приходился на страны СНГ - товарооборот составлял 12537,4 млн. долл.; на Европу приходилось 8991,7 млн. долл.; на Азию - 4269,9 млн. долл.; на Америку - 1798,9 млн.долл.; на Африку - 867,9 млн. долл.; на Австралию и Океанию - только 61,7 млн. долл.

На современном этапе развития человечества и международного сообщества международная торговля существует как наиболее развитая форма международных экономических отношений. Необходимость ее обусловлена:

1. Созданием мирового рынка как исторической предпосылки капиталистического способа производства.

2. Неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах. Быстрое развитие этих отраслей создает избыток продукции на внутреннем рынке.

3. Тенденциями к более распространенного развития производства, при этом возможности внутреннего рынка ограничиваются платежной способностью населения.

Под влиянием научно-технической революции торговые связи между странами усложняются и обогащаются, все больше превращаются в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля продолжает занимать ведущие позиции.

Существующий международный разделение труда будет постоянно углубляться, и на его фундаментах опережающими темпами будут расти и совершенствоваться виды международной торговли.

К основным видам международной торговли следует отнести:

• торговлю товарами и услугами;

• биржевую торговлю;

• торговые ярмарки;

• аукционы;

• встречную торговлю;

• торговлю на компенсационным сделкам и т.д.

Торговля товарами нами рассматривалась в первом вопросе темы. Здесь мы уделим больше внимания торговли услугами.

Международная торговля услугами является комплексом разнородных видов экономической деятельности. Исторически экономисты пытались выяснить сущность услуг и их роль, исходя из разных аспектов. Часто услуга определялась как нечто неосязаемое, невидимое, то, что не является предметом торговли, или категория, которую невозможно объяснить и которая охватывает почти все.

Впервые всестороннее обоснование и определение услуги сделал американский экономист Гилл (1977 г.). Он писал, что услуга - это изменение условий принадлежности лица или товара любом экономическом субъекте, которая вытекает из деятельности другого экономического субъекта с согласия первого.

Гилл выделил два важных аспекта услуг:

• они не могут передаваться далее;

• предоставление услуг нуждается деятельности одного человека для другого.

Однако, обмен не является необходимым условием для услуг. Элемент необходимого взаимодействия между продавцом и покупателем пытался объяснить Герце (1989). Поскольку одной зумов услуги является "фактор одновременности", Герце определяет услугу как соглашение (трансакцию с положительным фактором одновременности). Что же касается товаров, то они характеризуются нулевым фактором одновременности. Он также предположил, что на международном рынке услуги имеют относительно низкий фактор одновременности, чем услуги, которыми не торгуют.

Классификация услуг составляет довольно серьезную проблему. Например, в странах ОЭСР и публикациях ЮНКТАД услуги разделены на пять категорий:

1) финансовые;

2) информационные (коммуникационные);

3) профессиональные (производственные);

4) туристические;

5) социальные.

На практике сегодня широко используется классификация услуг, предложенная МВФ:

1) морские перевозки;

2) другие виды транспорта;

3) поездки;

4) другие частные услуги;

5) другие официальные услуги.

Рынок услуг - это разветвленная система узкоспециализированных рынков, в частности рынка транспортных услуг, коммуникаций, коммунального обслуживания, общественного питания, туристско-рекреационных услуг. Гостиничный бизнес, рекламные и консалтинговые услуги, страховые и финансовые услуги, агентские и брокерские услуги, адвокатские услуги, риэлторские услуги, франчайзинг, торговля лицензиями и патентами, "ноу-хау", промышленными образцами и полезными моделями, инжиниринг, лизинговые услуги и т.д. так же формируют комплекс услуг, которые предлагаются на упомянутом рынке. Международная статистика свидетельствует о том, что рынок услуг является одним из наиболее растущих секторов мирового рынка.

Значение рынка услуг за последние десятилетия очень возросло - как во внутренней экономике, так и в мировой. Сектор услуг в развитых странах достиг минимум половины полученных прибылей. Общий объем рынка услуг в 1997 г. составил 1,310 трлн. долл., что равнялось 20% мирового экспорта. Торговля услугами развивается более быстрыми темпами, чем внешняя торговля в целом: если рынок услуг вырос вдвое за период с конца 80-х - начале 90-х годов до 1997 г., то есть за 7-8 лет, то такое же двукратное увеличение мирового экспорта произошло за последние 15 лет.

В 2001 г. Украина предоставляла услуги более чем 170 странах мира. Общий объем экспорта составил около 4,3 млрд. долл. США, сократившись на 206 млн. долл. США, по сравнению с 1998 г.

Львиная доля (85%) в общем объеме экспорта услуг принадлежит транспортным услугам. А 60% из них (1,8 млрд. долл. США) приходится на транзит энергоносителей. Экспорт компьютерных услуг в 1999 г. равнялся лишь 4 млн. долл. США (0,1% общего объема). На международном рынке технологий Украина почти не представлена - лицензионные услуги составили только 3,9 млн. долл. США. В целом экспорт услуг пока что напоминает улицу, а точнее трубу, с односторонним движением.

Международная торговля как основная форма международных экономических отношений в своем арсенале имеет много форм.

Историческая практика свидетельствует о существовании различных форм международной торговли. Это - фактории, ярмарки, торговые компании и товарные биржи, которые существовали еще с древних времен и в средневековье. Это - аукционы, международные торги, торговые дома эпохи индустриальной цивилизации. Это - прямая международная торговля на основе кооперации, встречная торговля и внутрифирменный обмен, которые появились в наше время. В современных условиях существуют такие формы международной торговли.

Товарная биржа как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартность, взаимозаменяемость. Во-вторых, это - хозяйственное объединение (общество) продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчение, ускорение и удешевление торговых сделок и операций. Такие объединения организуют для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорение оборота капитала. Члены биржи выигрывают не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посредники (брокерские, торговые и др.) производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевых правил заключают сделки купли-продажи товаров по ценам, которые складываются в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и предложения на них. Это свидетельствует о том, что биржа - особый ценообразующий механизм. В свободном ценообразовании также заключается цель биржи.

Товарная биржа - ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов, в специальном месте, где цены на товары определяются путем свободной конкуренции.

В начале 90-х годов в странах, где существует рынок, насчитывалось около 50 товарных бирж с общим оборотом более 10 триллионов долларов, что составляет 35% их валового национального продукта. На них реализуется продукция 60 наименований.

Сейчас в Украине существует более 50 универсальных, товаросировинних и товарных бирж.

Особенностями украинских бирж по сравнению с западными маленький уставный капитал и универсальность, низкий уровень специализации.

В зависимости от объекта продажи биржи делятся на универсальные и специальные. Например, на бирже "Чикаго Борд оф Трейд" реализуются пшеница, кукуруза, овес, соя, бройлеры, фанера, золото, серебро, нефть, бензин, мазут, то есть продовольственные и промышленные товары. Объектом продажи Киевской универсальной биржи являются картофель, капуста, консервированные помидоры и огурцы, говядина, свинина, скот и т.д.

Биржи, на которых объектом торговли есть отдельные товары или их группы, называются специализированными. В свою очередь они подразделяются на специализированные широкого профиля и узкоспециализированные. Так, американская биржа "Чикаго Меркантайл Ексчендж" включает в обращение сельхозпродукты (КРС, живых свиней, бекон и т.п.), Нью-Йоркская - кофе, какао, сахар, а "Канзас Сити Борд оф Трейд" - пшеницу, то есть только один товар. До узкоспециализированных принадлежат Лондонская биржа шерсти и Лондонская международная нефтяная биржа.

В Украине значительно чаще встречаются специализированные биржи широкого профиля. Среди них выделяются "Украгропромбиржа", в которую входят центральная биржевая структура и несколько региональных. Через "Украгропромбіржу" реализуется сельскохозяйственная и промышленная продукция для удовлетворения потребностей АПК Украины. В перспективе предусматривается проведение как национальных, так и международных торгов сахаром, зерном, металлоизделиями, сельхозтехникой и транспортными средствами.

Торговый дом - это многоцелевое образования, которое экспортирует и импортирует почти все товары, осуществляет обмен ими, а также транспортные и другие внешнеэкономические операции. Его компетенцией является приобретение предприятий, передача в аренду оборудования, предоставление кредита, образование новых предприятий. Клиенты торгового дома могут воспользоваться широким кругом таких услуг, как финансирование, перевозки продукции, страхование, ремонт и т.д. Торговый дом может сотрудничать с иностранными партнерами в строительстве за рубежом различных объектов, предоставлении консультаций, подготовке кадров, а также иметь филиалы в других странах, совместные предприятия различного профиля, заниматься туризмом.

Ярмарки - чрезвычайно важный элемент рыночной инфраструктуры. Они бывают всемирные, международные, региональные, местные. Ярмарки - это торги, рынки товаров, которые периодически организуются в установленном месте. В свое время они играли важную роль в экономической жизни стран Западной Европы. С развитием общественного производства, расширением торгово-обменных операций, усилением конкуренции со центров привоза крупных партий имеющегося товара ярмарки превратились на ярмарки-выставки образцов товаров, которые можно заказать.

Аукционы - форма продажи в определенное время и в определенном месте товаров, предварительно выставленных для ознакомления. На аукционах реализуются определенные виды товаров, которые, как правило, пользуются повышенным спросом. Например, главными центрами аукционной торговли мехом Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Копенгаген, Стокгольм, Санкт-Петербург, Москва. Особенностью аукционов является ограниченная ответственность продавца за качество предлагаемых товаров.

Итак, аукцион - это продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей. Международные аукционы - преимущественно коммерческие организации, имеющие помещения, необходимое оборудование и квалифицированные кадры. Аукционы организуются также специализированными брокерскими фирмами, которые перепродают товары своих клиентов за комиссионное вознаграждение.

Встречная торговля. Существует несколько форм встречной торговли.

Бартерная сделка - это один из видов экспортно-импортных операций, оформленных единственным договором, между субъектами внешнеэкономической деятельности, что предусматривает сбалансированный по стоимости обмен товарами, не опосредованное движением денежных средств в наличной или безналичной форме.

Встречная закупка - это обязательство экспортера закупить на определенную сумму товары в стране импортера. При этом товары могут быть любыми, в том числе такими, которые не имеют отношения к предмету настоящего соглашения.

Компенсационные сделки отличаются от бартерных тем, что осуществляется обмен несколькими товарами с каждой стороны.

Операции с давальческим сырьем - это операции по переработке (обработке, обогащения или использования) сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, энергоносителей, ввезенных на таможенную территорию Украины иностранными заказчиком для использования в выработке готовой продукции с последующим возвратом всей продукции или ее части в страну владельца сырья.

Таким образом, международная торговля осуществляется по основным видам, которые постоянно развиваются и совершенствуются.



Назад