Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Регулирования торгово-экономических отношений


Государство как субъект внешнеэкономических отношений должна в полном объеме осуществлять их регулирования. Внешняя торговля является особым элементом международной политики, поэтому процесс регулирования внешнеторговых отношений выступает как самостоятельное звено зовнішньорегулюючого процесса.

По степени вмешательства государства в регулирование внешней торговли можно выделить протекционистскую политику и политику свободной торговли.

Политика свободной торговли характеризуется минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, то есть, когда торговля развивается на основе действия свободных рыночных цен, спроса и предложения.

Протекционистская политика - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции за помощью тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Можно также выделить умеренную политику, что в определенных пропорциях содержит элементы первых двух.

В целом методы регулирования внешней торговли можно распределить на:

• тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа);

• нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

Рассмотрим методы тарифного регулирования внешнеторговых операций.

Таможенный тариф является главным экономическим регулятором внешней торговли.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которым облагаются товары при импорте или экспорте из данной страны.

Пошлина можно определить как налог, взимаемый при пересечении товаром таможенной границы, что повышает цену импортируемых (экспортируемых) товаров и, следовательно, влияет на объем и структуру внешней торговли страны.

Основные функции таможенного тарифа:

• пошлины могут служить защитой национальных производителей от иностранной конкуренции (отечественные производители могут расширить свои продажи, потому что спрос на отечественную продукцию будет расти в результате повышения цен на импортные товары. Кроме того, отечественные производители также могут немного повысить цены на свои товары и получить дополнительную прибыль);

• сбор пошлины представляет собой важный источник поступления средств в государственный бюджет;

• таможенные тарифы широко используются с целью улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки;

• ставки таможенных тарифов влияют на состояние платежного баланса страны.

Виды пошлин:

Пошлина можно классифицировать по объектом обложения, характером, происхождению, способом стяжки, видам ставок.

В Украине применяются такие виды пошлин:

• экспортные;

• импортные;

• транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию страны транзитом).

Экспортной пошлиной облагаются товары, вывозимые за пределы данной страны (в настоящее время на Украине не применяется). В большинстве развитых стран экспортной пошлины не существует. Оно используется в основном развивающимися странами и отдельными странами с переходной экономикой, и в основном применяется к товарам традиционного экспорта.

Пошлина на импорт является одним из наиболее распространенных методов ограничения торговли, что представляет собой государственный денежный сбор с ввезенных на таможенную территорию страны товаров. Таким образом, импортной пошлиной облагаются товары, ввозимые на территорию Украины. Они имеют дифференцированный характер.

Пошлины по способу начисления можно распределить на:

• адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, облагаемых пошлиной;

• специфические, которые начисляются в установленном размере до единицы измерения товара (веса, площади, объема и т.д.);

• комбинированные, которые объединяют специфические и адвалорные пошлины.

По характеру своего происхождения пошлины делятся на:

• автономные пошлины: устанавливаются постановлением государственной власти данной страны независимо от соглашений с другими государствами;

• конвенционные пошлины: производятся в процессе заключения сделки или договора с другой страной и фиксируются в договоре. Не могут быть изменены в течение срока их действия.

Специфические виды пошлин:

• Специальная пошлина. Применяется для защиты отечественных производителей от импортных конкурирующих товаров; для предотвращения недобросовестной конкуренции; в ответ на дискриминационные действия со стороны других государств. Ставка специальной пошлины устанавливается отдельно в каждом случае.

• Антидемпинговую пошлину. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО с целью защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины. Однако, по правилам их введению должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга. Демпинг заключается в продвижении товаров на внешнем рынке за счет снижения экспортных цен ниже среднего уровня в принимающих странах.

• Компенсационную пошлину. Применяется в случае ввоза на территорию Украины товаров, при производстве и экспорте которых используются субсидии, если подобный импорт наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров; в случае экспорта с территории Украины товаров, при производстве, экспорте которых использовалась субсидия, если экспорт противоречит государственным интересам Украины. Ставка компенсационной пошлины не может превышать выбранного размера субсидии.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины вводятся только после специального расследования, проведенного Министерством внешнеэкономических связей и торговли Украины по заявке украинских или иностранных заинтересованных государственных органов.

Существуют также сезонные пошлины - пошлины, установленные на отдельные товары на срок не более четырех месяцев.

Для определения величины пошлины, которым облагаются товары, необходимо прежде всего установить страну происхождения данных товаров.

В основе таможенных тарифов лежат товарные классификаторы, которые содержат перечень товаров, которые распределяются по соответствующей схеме. Классификация товаров означает их распределение по подгруппам, группами и разделам в соответствии с определенных признаков. Наиболее распространенным классификатору товаров, что встречается в международной торговле является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (используемая и Украиной). Рядом с ней отдельными странами используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Закон Украины "О едином таможенном тарифе" базируется на международно признанных нормах, прежде всего рекомендациях ГАТТ, и направлен на максимальное соответствие общепринятым в международной практике принципам и правилам таможенного дела.

Единый таможенный тариф Украины представляет собой систематизированный перечень ставок пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на территорию Украины или вывозе за ее пределы. Единый таможенный тариф Украины утверждается Верховной Радой Украины.

Все изменения и дополнения к Единого таможенного тарифа, действующего на территории Украины, должны быть официально опубликованы в общедоступных средствах массовой информации не позднее, чем за 45 дней до даты введения их в действие.

Товарная классификационная схема Единого таможенного тарифа Украины (товарная номенклатура) базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Все товары, подлежащие таможенному контролю, систематизированные в 21 разделе, 97 главах, 1241 товарного предложения и 5019 підпозиціях. Наименование и цифровые коды приведены в соответствии с Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В четырехзначный код товарной номенклатуры заложена основная информация о товаре и его место в товарной номенклатуре.

Товары облагаются пошлиной на основе их таможенной стоимости:

• внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта или экспорта: лицензирование, квотирование, антидемпінгів и компенсационные пошлины, импортные депозиты и налоги, "добровольное" ограничение экспорта, введение минимальных импортных цен, компенсационные сборы и др.;

• мероприятия, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, специфические стандарты качества, нормы безопасности, требования к упаковке и маркировке, санитарные и ветеринарные нормы и др.;

• мероприятия, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирования экспорта, но действие которых влияет на внешнеэкономическую деятельность.

Нетарифные барьеры менее открыты, чем пошлины, которые дают больше возможностей для произвольных действий государства и создают значительную неопределенность в международной торговле.

Методы осуществления внешнеэкономической политики можно разделить также на:

• экономические;

• административные.

Под экономическими понимают инструменты, которые действуют через рыночный механизм, в частности направленные на удорожание импорта и удешевления экспорта, а под административными - такие, которые непосредственно влияют на экономические отношения.

К экономических инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:

• относительно импорта: таможенные тарифы, налоги и сборы с товаров, ввозимых, импортные депозиты др.;

• относительно экспорта: налоговые кредиты экспортерам, гарантии, субсидии, освобождение от налогов, предоставление финансовой помощи и др.

Административными инструментами являются: эмбарго (полный запрет внешнеэкономических операций), лицензирования, квотирования, специфические требования к товара, упаковки, маркировки, добровольное ограничение экспорта, бюрократическое усложнение таможенных процедур и др. (установка и использование различных технических, фармацевтических, санитарных, фитосанитарных, ветеринарных, экологических стандартов и требований).

Важное значение среди нетарифных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности имеют валютные ограничения, которые выступают или фактором сдерживания развития внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, или фактором, который стимулирует развитие внешнеэкономических связей страны. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и является частью валютного контроля государства. Сферой применения валютных ограничений могут выступать внешняя торговля товарами и услугами, движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей. Во внешней торговле действие валютных ограничений приравнивается к количественных ограничений импорта, поскольку импортер в этом случае обязан получить разрешение на использование валюты для импорта товаров и услуг, что негативно сказывается в целом на внешней торговли страны.

Таким образом, регулирования торгово-экономических отношений осуществляется государственными органами и негосударственными институтами и имеет целью защиту национальной экономики и стимулирования развития торговых отношений.

Теоретически внешняя торговля дает странам возможность специализироваться на тех видах деятельности, в которых они имеют некоторые преимущества, и подчиняет национальных производителей здоровой дисциплине, что ее требует конкуренция с иностранными компаниями. Это обусловливает более высокую производительность и рост жизненного уровня, поскольку потребители получают возможность пользоваться широким выбором товаров и услуг по более низким ценам.

Процветания в мировом масштабе за последние 50 лет базируется главным образом на быстрому развитию международной торговли товарами и услугами, которая из года в год росла более быстрыми темпами, чем объемы производства.

Страны на всех стадиях своего развития демонстрируют снова и снова: открытая экономика процветает. Будь-яка страна, которая развивалась быстрыми темпами в течение последней половины века, обеспечила это развитие благодаря стратегии интеграции в мировую экономику, центральным звеном которой является торговля.

Новые индустриальные страны, как Южная Корея и Чили, вводя експортозорієнтовану стратегию развития, доказали возможность экономического роста благодаря глобализации. Исследование, проведенное Всемирным банком, показало наличие тесной связи между развитием внешней торговли и экономическим ростом. Поэтому диверсификация внешнеэкономических связей является одним из самых актуальных задач.

Почти все страны зависят от международной торговли, но для разных стран, учитывая их ресурсообеспеченность и емкость внутреннего рынка, такая зависимость является неодинаковым. По методике Всемирного банка она определяется как отношение стоимости экспорта товаров и услуг (в соответствии с записями в национальных счетах) к ВВП (в рыночных ценах). Удельный вес экспорта в ВВП развитых стран колеблется от 10 до 70% (в США - 12,1%, Канаде - 40, Нидерландах - 56, Бельгии - 73,4%). По данным Всемирного банка, в Украине этот показатель составляет 39,8%.



Назад