Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Киево-Могилянская академия - выдающийся образовательно-культурный центр Украины


Начало XVII ст. в Украине отличается активным развитием образования. По всей территории открывались школы разного рода. Особую роль в становлении высшего образования сыграла Киево-Могилянская академия, созданная в 1632 г. в результате объединения лаврской школы, основанной накануне митрополитом Петром Могилой, с братской школой, основанной 1615 г. Иваном Борецким на Подоле в усадьбе, подаренной братству Гальшкой Гулевичівною. Сначала новообразованный учебное заведение имел статус коллегии, ее основатель Петр Могила (1597-1647) был одной из самых заметных фигур в истории украинской культуры. Он получал образование в Львовской братской школе и иезуитском коллегиуме, затем в западноевропейских университетах. Как просветитель и религиозный деятель Петр Могила без преувеличения сыграл едва ли не решающую роль в развитии образования в Украине накануне Освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого в 1648 - 1654 гг. Заботясь о своем любимом детище, киевский митрополит упорно добивался, чтобы коллегия получила право называться академией. Причин этому несколько. Во-первых, академия имела выше коллегию ранг, что приравнивался к университета. Как отмечает француз Жан-Бенуа Шерер в книге "Анналы Малороссии, или История казаков-запорожцев" (Париж, 1788), "под академией здесь следует понимать то, что мы обычно называем университетом". Во-вторых, только в академии существовали богословские классы; только академия имела право самоуправления и училищные колонии. В-третьих, академия должна стать очагом культурной "схизмы", образовательно-научным, литературным центром, который боролся против полонизации во всех сферах жизни, в частности духовной.

В большинстве научных работ, справочников, монографий официальной датой предоставления Киево-Могилянской коллегии статуса академии считается 26 сентября 1701 p., когда Петр И своей грамотой утвердил право преподавать богословие, добытое самоуправления и название: "Академии их Киево-Могилянской, что от прежнего своего основания имеет равные привилегии как обыкновенно иные Академии во всех государствах иноземческих право свободности иметь подтверждено". Однако исторические факты, последние исследования свидетельствуют, что Киево-Могилянская коллегия юридически получила право называться академией в 1670 г., а фактически стала ею в 1676 г.

Педагогическую деятельность в академии в начале ее становления вели известные тогдашние деятели культуры и церкви. Это - известный философ, поэт, профессор богословия Стефан Яворский (1658-1722) и Феофан Прокопович (1677-1736) - выдающийся украинский писатель, культурно-общественный деятель. Некоторое время он был ректором академии.

Незаурядную роль в учебном процессе и вообще в истории Киево-Могилянской академии первой половины XVIII в. сыграл ее бывший студент, а затем долголетний проректор, образовательный и религиозный деятель Рафаил Заборовский (1677-1746). Заметное место в развитии академии занимал также ее воспитанник, а впоследствии выдающийся писатель, профессор, префект и ректор Георгий Конисский (1717-1795).

Студентами Киево-Могилянской академии были представители различных слоев населения Украины, хотя и преобладали дети состоятельных граждан. Учились в академии и иностранцы. На начало XVIII в. здесь получали высшее образование более 2 тыс. студентов. Курс обучения длился 12 лет. Штудировали поэтику, риторику, философию, богословие, грамматику, арифметику, геометрию, нотный пение, греческий и латинский, старославянский и украинский языки. Обучение велось преимущественно на латинском языке. Но, что характерно, постепенно она вытеснялась на русском, которая была ежедневной языком общения студентов и профессоров.

За структурой, организацией, стилем академия была демократическим учебным заведением. К ней принимали и причисляли студентами в течение всего учебного года. Не было и возрастных или сословных ограничений.

Киево-Могилянская академия стала элитной высшей школой, центром науки и культуры казацкой Украины. В ней учился и работал цвет украинского народа. Тысячи граждан гордились тем, что они являются воспитанниками академии. Среди них - выдающиеся ученые, политические и религиозные деятели, учителя, композиторы. Многие из воспитанников занимал высокие государственные должности в Москве и Петербурге.

Образование в Киево-Могилянской академии получили шесть гетманов Украины: Иван Выговский, Иван Мазепа, Пилип Орлик, Павел Полуботок, Иван Самойлович, Юрий Хмельницкий. А гетман Петр Конашевич-Сагайдачный (1614-1622) был причастен до основания академии. Учениками академии были известные в Украине и на территории Российской империи такие подвижники науки и культуры, как Григорий Сковорода, Дмитрий Туптало, Григорий Полетика, Александр Безбородко, Иван Величковский, Петр Гулак-Артемовский, Филипп Козицкий, Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский и др.

С Киево-Могилянской академии вышли деятели, которые способствовали становлению высшего образования в России. Показательно, что именно киевляне начали высшее образование в России. Так, в 1687 г. в Москве по инициативе питомца Киевской академии Симеона Полоцкого было открыто Елліно-греческий академию. Она создавалась как общеобразовательная высшая школа для подготовки государственных и религиозных деятелей. 1701 г. школу переименован на Слов'-русский, а потом на Слов'-греко-латинскую академию. И только в 1755 г. предстал Московский университет.

Многих воспитанников Киево-Могилянской академии русские цари приглашали на работу в Московскую академию, а затем и в Московский университет.

Исторические факты свидетельствуют, что в первой половине XVIII в. Киево-Могилянская академия переживала период подъема, готовила высококвалифицированные кадры не только для Украины, но и для всей России, в том числе, для Российской академии наук, московской Слов'-греко-латинской академии, Московского и Петербургского университетов. Воспитанники академии принимали активное участие в государственном и духовном управлении Российской империей. Слава о украинскую элиту возвышалась над образовательными просторам империи. Можно только сожалеть, что эти силы рассеивались за пределами Украины, приумножали культуру других народов.

Во второй половине XVIII в. положение Киево-Могилянской академии ухудшается. Однако администрация, профессора и передовая украинская общественность пытались сохранить предыдущие достояние, отстоять национальный духовное заведение, утверждать статус высшего учебного заведения европейского качества. С другой стороны, под давлением имперских посягательств, враждебного влияния московских и петербургских вельмож, тенденций русификации слава высшего заведения Украины начинает приходить в упадок. Русские цари усматривали в академии, в ее прогрессивных просветительских идеалах, в воспитании национального самосознания опасность.

На судьбе академии сказалась личная неприязнь Екатерины II (1729-1796). Все больше Киево-Могилянская академия подвергалась различным притеснениям. Закончилось все это царским указом, которым Академию в 1817 г. была ликвидирована, а на ее богатейшей учебно-материальной базе создано духовную семинарию. В 1819 г. это заведение реорганизован в Духовную академию, подчиненную Синода.

После октябрьского переворота 1917 г., в последний год освободительных соревнований в Украине, большевистская власть передала помещение Духовной академии штабові Днепровской военной флотилии, а бывший академический корпус академии - филиала Центральной научной библиотеки АН Украины. В 1967 г. на территории Киево-Могилянской академии открыто Высшее военно-морское политическое училище.

Лишь с утверждением независимости Украины 16 октября 1991 г. началась новая страница истории Киево-Могилянской академии. Указом Президента Украины было начато Независимый международный университет "Киево-Могилянская академия".

Но этой датой не завершается летопись становления и возрождения Киево-Могилянской академии. 24 августа 1992 г. был официально открыт Университет "Киево-Могилянская академия", состоялось посвящение в студенты первых поступающих. 23-24 мая 1993 г. проходила международная совещание экспертов ЮНЕСКО, посвященная анализу деятельности УКМА. 19 мая 1994 г. издан Указ Президента Украины о предоставлении УКМА нового статуса - Национальный университет "Киево-Могилянская академия" (НаУКМА). 30 июня 1994 г. принято решение республиканской Межотраслевой аккредитационной комиссии о лицензировании НаУКМА по IV уровню аккредитации.

Следовательно, развитие образования Украины в XVII-XVIII ст., появление сети различных видов учебных заведений и в частности Киево-Могилянской академии как центра образования и культуры имели большое влияние на подъем образованности среди населения, формирование интеллектуальной элиты в стране. Общая грамотность граждан Украины тех времен бросалась в глаза даже иностранным путешественникам, которые имели возможность сравнивать это с другими странами. Сирийца архидиакона Павла Алеппского, что сопровождал своего отца - антиохийского патриарха Макария в Россию и Украину в 1657 г. приятно поразило то, что в стране даже во время длительной национально-освободительной борьбы (1648-1657 гг.) против шляхетской Польши, султанской Турции, Крымского ханства, население умело читать и писать, знало порядок церковных служб, прекрасно пел церковные вокальные службы. "По всей русской земле, - писал П. Алеппский, - мы заметили замечательную черту, которая вызвала наше удивление: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знать порядок церковных служб... В земле казаков все дети умеют читать, даже сироты".

В этом же плане интересен такой исторический факт: в процессе заключения в 1654 г. Переяславского соглашения между Украиной и Россией о военной взаимопомощи выяснилось, что гетман Богдан Хмельницкий владел шестью языками, а московский царь Алексей Михайлович был неграмотным.



Назад