Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Инвестиционная политика Украины


С провозглашением независимости возникла необходимость разработать свою национальную экономическую политику. Одной из составляющих этой политики является инвестиционная сфера.

При разработке механизма инвестиционной деятельности оказалось много проблем, прежде всего, - несостоятельность банковского сектора обеспечить долгосрочное кредитование реального сектора, низкая покупательная способность и уровень сбережений населения, отток капитала за рубеж, кризис государственного регулирования инвестиционного процесса и галопирующая инфляция. Эти факторы обусловили резкое снижение роли государства как инвестора и практическое отсутствие внутренних инвестиционных ресурсов.

При таких условиях источником финансирования структурных реформ украинской экономики, внедрения новых технологий, повышения конкурентоспособности продукции, создания новых предприятий и рабочих мест стало привлечение иностранного капитала в виде инвестиций и кредитов.

Однако, мы можем констатировать, что объемы иностранных инвестиций не соответствуют потребностям и возможностям экономики Украины. На начало 1996 г. в экономику Украины привлечено прямых инвестиций на сумму 897 млн. долл., а на начало 2001 г. - 3866 млн. долл. Несмотря на положительную динамику, абсолютный размер ПИИ не соответствует возможностям и потребностям Украины. Иностранные инвесторы еще плохо знают рынок капитала Украины, а кроме того, их отвлекают таковы реалии нашей жизни, как несовершенство законодательства и частые изменения законов и постановлений в области инвестиционной деятельности, существование теневого сектора в экономике, коррумпированность части чиновничества.

Больше всего прямых иностранных инвестиций в Украине сконцентрировано в пищевой промышленности (20,1%) и во внутренней торговле (18,8%). Далее идут машиностроения (9,0%), топливная промышленность (5,9%), финансы, кредит и страхование (6,4%).

Подавляющая часть инвестиций идет в Украину из стран дальнего зарубежья. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что Украина еще не стала привлекательным государством для инвестиционных поступлений.

В чем основная причина такого положения? Одной из причин, что препятствует привлечению в экономику Украины иностранного капитала (в том числе ПИИ), является отсутствие условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Политико-правовая нестабильность, промедление с проведением реформ, отсутствие права частной собственности на землю, медленные темпы приватизации, фискальная направленность налоговой политики, несоответствие существующей инфраструктуры инвестиционной деятельности мировым требованиям, несовершенство организационного механизма регулирования инвестиционного процесса, коррупция и высокая преступность создали нашем государстве негативный имидж.

Преодоление этих проблем возможно только тогда, когда будет разработана прозрачная национальная стратегическая инвестиционная политика.

Основным стратегическим направлением этой политики должно быть создание привлекательного инвестиционного климата и развитие инфраструктуры, необходимой для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Экономическая политика государства должна быть направлена на устранение проявлений бюрократизма и коррупции, на сужение теневого сектора экономики. Это позволит проводить единую государственную регуляторную политику в сфере предпринимательства, в определении правовых основ государственной поддержки малого предпринимательства и регулировании процедуры лицензирования.

Инвестиционный климат государства - это совокупность политических, правовых, экономических и социальных условий, обеспечивающих и способствуют инвестиционной деятельности отечественных и иностранных инвесторов. Благоприятный инвестиционный климат должен обеспечить защиту инвестора от инвестиционных рисков.

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависит состояние производства, положение и уровень технического оснащения основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решения социальных и экологических проблем. Инвестиции являются основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.

Учитывая состояние экономического потенциала и ограниченные внутренние инвестиционные возможности на протяжении всего периода трансформации экономики, украинское государство пытается создать благоприятные условия для развития инвестиционной сферы.

Осуществлен переход к управлению инвестициями на базе рыночных отношений. Формируется багатосекторна система капитального строительства. Розукрупнені и приватизируются строительные организации. В макроэкономической политике упор делается на создании предпосылок роста инвестиций - ослабление инфляции, обеспечение оптимальных процентов по депозитам и вложениями, снижение процентных ставок по кредитам, сокращение задолженности и рост потребительского спроса населения.

Важным фактором, влияющим на инвестиционный климат, является уровень развития инвестиционной сферы, особенно ее активных элементов - предприятий и организаций строительного комплекса.

Большинство строительных предприятий имеют изношенное и морально устаревшее оборудование, но при первоочередном их перевооружении могут стать влиятельным фактором активизации инвестиционных процессов в Украине. Приватизация этой сферы с привлечением иностранных инвестиций также будет способствовать этим процессам.

Для дальнейшей активизации международной инвестиционной деятельности нам нужно рассмотреть и усовершенствовать некоторые нормативно-правовые документы по регулированию предпринимательской деятельности с целью повышения эффективности и конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, усовершенствование процедуры реализации инвестиционных проектов и регламентации проверок підприємництв.

Для формирования привлекательной инвестиционной политики и активизации инвестиционной деятельности большое значение имеет формирование соответствующей нормативно-правовой базы и создание в Украине правового поля, что соответствовало бы рыночной экономике.

Создание правового поля полностью зависит от политической воли законодательной и исполнительной ветвей власти. Так, например, реализация соглашения о свободной торговле между Украиной и РФ разрешила вести торговлю с Россией без взимания НДС, что значительно улучшился инвестиционный климат.

Общее правовое поле инвестиционной деятельности регулируется законами, большинство из которых приняты еще в 1991 г.

Закон «О внешнеэкономической деятельности» определяет равенство субъектов этой деятельности (отечественных и иностранных), гарантии прав собственности, право представительства, регистрационный порядок организации деятельности. В законе предусмотрены налоговые, таможенные нормы регулирования, экспортно-импортные квоты.

Расчеты между субъектами инвестиционной деятельности (резидентами и нерезидентами) осуществляются в соответствии с Законом «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте».

В Законе «Об инвестиционной деятельности» зафиксированы государственные гарантии прав инвестора. Прежде всего предусмотрено стабильность условий деятельности инвесторов в результате изменения законодательства на протяжении 10 лет возмещение убытков, повлекших инвестору государственные органы и др. Закон Украины «Об иностранных инвестициях» (март 1992 г., его действие приостановлено 19.03.1996 г.) был признан одним из лучших в странах бывшего Советского Союза по поощрению прямых иностранных инвестиций. Он предоставлял значительные гарантии, права и льготы иностранным инвесторам.

Принятым 19 марта 1996 года Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» для иностранного инвестора в Украине установлены равные условия деятельности с отечественным инвестором. Указанным Законом иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их капиталовложений.

Если в будущем специальным законодательством об иностранных инвестициях будут варьироваться гарантии защиты иностранных инвестиций, установленные вышеуказанным Законом, то в течение десяти лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования».

Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные соглашения «О содействии и взаимной защите инвестиций». Такие договоры являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям и их защите на территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд проектов договоров находится на стадии согласования.

Распоряжением Президента Украины 20.05.1997 г. создан Палату независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций. Утвержден перечень споров, с которыми инвесторы могут обращаться к Палаты, в том числе о нечестную конкуренцию, одностороннее невыполнение договоренностей, разглашение конфиденциальной информации.

Сегодня статус иностранного инвестора в Украине определяется Законом «О режиме иностранного инвестирования», который был принят в марте 1996 г. Последние льготы иностранным инвесторам отменены новой редакции законов о НДС и налогообложении прибыли, предусматривающие налогообложения иностранных инвестиций на общих основаниях.

Большое значение для формирования экономической стратегии имеет расширение сотрудничества с влиятельными мировыми финансовыми организациями.

Сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком (ВБ) и Европейским банком реконструкции и развития, Европейским Союзом, с отдельными странами-донорами помогло внедрить программы финансовой стабилизации и привлечь в экономику страны льготные кредиты. Сотрудничество с указанными организациями и странами стала для Украины принципиально новой форме финансово-экономических отношений, которая требовала создания соответствующей нормативно-правовой базы, институциональной способности Правительства своевременно осваивать кредиты, введение жесткой дисциплины по выполнению обязательств, определенных заключенными международными договорами.

С момента вступления в 1992 г. Украины к Всемирного банка нашим государством было заключено с ним соглашения о предоставлении займов для внедрения 17 проектов на общую сумму более 2,5 млрд. долл. На начало 2001 г. портфель проектов ВБ в Украине состоял из 6 проектов, в рамках которых Всемирный банк планирует предоставить Украине более 600 млн. долл.

Львиную долю средств Всемирного банка, уже предоставленных Украине для поддержания курса экономических реформ, а именно - 1,6 млрд. долл., было привлечено в качестве займа на структурную перестройку. Эти займы предоставляются для выполнения согласованной с ВБ программы действий по реформированию отдельных секторов украинской экономики. Кроме того, за период с 1993 г. по 2000 г. в Украине осуществлялась реализация 12 инвестиционных проектов, в рамках которых Всемирный банк предоставил займы на сумму свыше 800 млн. долл.

Еще одним стратегическим направлением инвестиционной деятельности следует считать реформирования налоговой системы - с тем, чтобы она обеспечивала достаточный объем поступлений в бюджеты всех уровней. Реформа этой системы должна быть направлена на снижение налоговой нагрузки за счет сокращения перечня налогов и сборов; расширение базы налогообложения путем отмены льгот, которые непосредственно не связаны с инновационной и инвестиционной деятельностью; внедрение механизма декларирования налоговых льгот субъектом-плательщиком налогов; введение налогообложения недвижимости.

Для разработки инвестиционной стратегии большое значение имеет совершенствование процесса приватизации и разгосударствления. Существующие законы, регулирующие этот процесс не полностью отвечают современным требованиям. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на замену фискальной модели приватизации на инвестиционную и инновационную; приватизацию крупных предприятий и предприятий-монополистов по отдельным планам путем продажи контрольных пакетов акций промышленным инвесторам; техническое и технологическое обновление предприятий за счет части средств, которые поступят от приватизации. Мы имеем хороший пример сотрудничества со Всемирным Банком.

Так, с помощью кредитной линии по поддержке малого и среднего бизнеса СБ через украинские коммерческие банки предоставил предприятиям малого бизнеса кредиты на сумму 121 млн. долл., ЄБРР принимает также участие в подготовке к приватизации значительного количества предприятий в сфере энергетики и телекоммуникаций. В частности, для предприватизационной подготовки «Укртелекома» СБ было выделено 100 млн. ЕВРО.

Одним из основных факторов расширения масштабов инвестиционной деятельности является стимулирование долгосрочного банковского кредитования реального сектора экономики и привлечения средств населения. Решение этой задачи требует внедрения эффективного механизма защиты прав кредиторов и «прозрачного» порядка реализации залогового имущества, повышение уровня концентрации банковского капитала путем улучшения капитализации и платежеспособности банков, стимулирование привлечения денежных вкладов населения, внедрение механизма ипотечного кредитования, стимулирование поступления иностранного капитала в банковской сферы.

Одним из направлений разработки стратегии инвестиционной политики можно считать также развитие фондового рынка. Учитывая это, необходимо создать условия для повышения уровня его капитализации и ликвидности, расширить сотрудничество с ОЭСР, Международной организацией по ценным бумагам и другими международными организациями.

Одним из важнейших направлений активизации инвестирования является развитие специальных (свободных) экономических зон, территорий, где введен специальный режим инвестиционной деятельности. Преодолеть депрессивное состояние отдельных территорий возможно только при государственной поддержке, которую целесообразно предоставлять в виде комплекса мероприятий по содействию созданию экологически безопасных условий для жизнедеятельности населения, а также по развитию малого бизнеса, повышение занятости населения за счет целевого финансирования выполнения программ переквалификации и профессионального образования населения.

Почти 5 лет в Украине продолжались дискуссии относительно целесообразности путей введения специальных экономических зон. В 1998-1999 гг. на основании ряда указов о специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальные экономические зоны было создано 10 специальных экономических зон и 9 территорий приоритетного развития.

В Украине создано такие экономические зоны:

1. «Порто-франко» (Одесса).

2. «Рени» - юг Одесской обл.

3. «Сиваш» - Автономная республика Крым.

4. «Донецк».

5. «Азов» (Мариуполь).

6. «Славутич».

7. «Закарпатье».

8. «Яворов».

9. Курортополис «Трускавец».

10. Интерпорт «Ковель».

Основными территориями приоритетного развития со специальным режимом инвестирования в Украине являются:

1. Специальный режим инвестиционной деятельности в АРК.

2. Специальный режим инвестиционной деятельности в Донецкой обл.

3. Специальный режим инвестиционной деятельности в Луганской обл.

4. Специальный режим инвестиционной деятельности в г. Харьков.

5. Специальный режим инвестиционной деятельности в Черниговской обл.

6. Специальный режим инвестиционной деятельности в Житомирской обл.

7. Специальный режим инвестиционной деятельности в Закарпатской обл.

8. Специальный режим инвестиционной деятельности в Львовской обл.

9. Специальный режим инвестиционной деятельности в Волынской обл.

Здесь в случае внедрения инвестиционных проектов инвесторам предоставляются значительные льготы относительно уплаты налога на добавленную стоимость, прибыль таможенных сборов, других платежей. Введение специального режима инвестиционной деятельности более чем на 10% территории страны за такой короткий срок стало беспрецедентным мероприятием по созданию предпосылок для существенного улучшения инвестиционной привлекательности Украины.

Решающим фактором в определении стратегии инвестиционной деятельности является ведущая роль государства, направленная, прежде всего, на устранение структурных деформаций в экономике. С этой целью в течение прогнозного периода будут происходить изменения в структуре капитальных вложений путем обеспечения государственной поддержки производства высокотехнологичной продукции и развития малого и среднего бизнеса за счет возмещения из государственного бюджета части ставок по банковским кредитам; расширение прав субъектов хозяйственной деятельности по формированию и использованию собственных амортизационных средств; направление государственных инвестиций на пополнение (восстановление) основных фондов приоритетных отраслей экономики, а также внедрение ресурсо - и энергосберегающих техники и технологий; инновационного инвестирования предприятий за счет средств, получаемых от приватизации объектов государственной собственности.

От государства зависит и развитие инфраструктуры внутреннего рынка, что расширит круг источников для формирования инвестиционных ресурсов и упростит доступ к ним. В частности, развитие транспортной инфраструктуры позволит реализовать возможности выгодного транспортно-географического положения Украины, активизировать работу по созданию национальной сети международных транспортных коридоров и ее интегрирования в транспортных систем стран Европы и Азии, Балтийского и Черноморского регионов. Модернизация транспортной инфраструктуры предусматривает привлечение частного капитала и кредитов отечественных и международных финансовых организаций, введение строительства и реконструкции автомобильных дорог на концессионных началах, создание сети лизинговых компаний для морского и речного флотов, отечественной авиационной техники, железнодорожного и морского транспорта.

По активизации инвестиционной деятельности в отрасли связи, то она должна осуществляться за счет продолжения реформирования сектора телекоммуникаций; ускоренного развития самых прибыльных сегментов рынка услуг связи; внедрение новых сетевых технологий; формирование правовых основ регуляторной политики в этой области; упорядочения расчетов за услуги электросвязи, предоставляемые бюджетным учреждениям; совершенствование тарифного регулирования в системе связи; реорганизации отраслевых систем стандартизации и сертификации, а также их адаптации к международным стандартам.

Одной из важнейших функций государства следует считать содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций в сфер научной, научно-технической и инновационной деятельности. Для стимулирования их привлечения необходимо обеспечить создание системы льготных кредитов для реализации инвестиционных проектов по разработке и внедрение высокотехнологичного оборудования, расширение практики льготного кредитования под залог имущества субъектов хозяйственной деятельности, создание паевых инвестиционных фондов для реализации крупных инновационных проектов, расширение форм кредитования инновационных предприятий путем осуществления лизинговых, факторинговых и других операций.

Составляющими государственной политики в области инвестиционной деятельности является создание высокопроизводительных рабочих мест (особенно на рынках труда монофункциональных городов и шахтерских регионов) и обеспечения занятости сельского населения. Поэтому целесообразно продолжить работы по реструктуризации государственных предприятий, обеспечивать их эффективное функционирование в послеприватизационный период, вводить благоприятный инвестиционный режим для предприятий, которые создают новые рабочие места.

Результаты прогнозных расчетов свидетельствуют о том, что в 2005 г. в развитие экономики Украины предполагается инвестировать 55,8 млрд. грн., а в 2010 г. - 82,6 млрд. грн. При этом подавляющую часть инвестиций будет сформировано за счет собственных средств субъектов хозяйствования.

Объем инвестиций до 2010 г. в основной капитал увеличится в 3,5 раза, причем самые высокие темпы роста предполагаются по средствам местных бюджетов (5 раз), средствами населения (5,6 раза) и средствами иностранных инвесторов (5,9 раза). С 2005 г. структура инвестиций в основной капитал стабилизируется на уровне, который в целом соответствует стратегическим задачам инвестиционной деятельности в Украине.

Таким образом, можно утверждать: с помощью экономических методов активизации инвестиционной деятельности и эффективного использования всех источников финансирования, а также при должном государственном регулировании инвестиционного процесса и его соответствующем ресурсно-строительном обеспечении наше государство будет иметь все возможности в инвестиционной сфере, чтобы обеспечить процессы экономического обновления и роста.



Назад