Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Особенности формирования, регулирования и развития мирового рынка труда


Международная миграция представляет собой стихийный процесс распределения трудовых ресурсов в мире между национальными и интегральными звеньями мирового хозяйства. Экономической основой такого распределения является отчуждение непосредственных производителей от средств производства, невозможность приобрести объекты собственности производственного и послугового направлении в своей стране, неравномерность социально-экономического развития различных стран. С определенным допущением можно сказать, что трудовая миграция является важным источником формирования мирового рынка труда.

Спрос на этом рынке формируется под влиянием различных факторов. Прежде всего, возможность воплощения в экономический процесс достижений научно-технического прогресса, наличие неквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы в стране, темпы цикличности и т.д.

Предложение рабочей силы зависит от ситуации на внутренних рынках труда стран-экспортеров, а также от общей социально-экономической ситуации.

На современном этапе международная трудовая миграция приобрела определенных особенностей.

Социально-экономические последствия миграции рабочей силы.

Мировой опыт свидетельствует о том, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как странам, принимающих рабочую силу, так и странам, которые ее поставляют. Вместе с тем, международная миграция рабочей силы порождает и острые социально-экономические проблемы.

Страны, принимающих рабочую силу, получают при этом такие преимущества:

• вследствие уменьшения издержек производства повышается конкурентоспособность товаров, производимых страной, что связано с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

• иностранные рабочие, создавая дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

• при импорте квалифицированной рабочей силы страна, что ее принимает, экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

• иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризиса и безработицы;

• иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации различного рода социальных программ.

Международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграционных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивелировали спад прироста населения, в первую очередь это касается стран Западной Европы.

Привлечение иностранной рабочей силы приводит к росту конкуренции на внутреннем рынке труда, в определенной степени стимулирует рост производительности труда и эффективности производства в стране.

Необходимо также отметить, что экономика целого ряда промышленно развитых государств была создана за счет массового привлечения рабочей силы таких стран, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль. Иммигрантами сделан значительный вклад и в развитие экономики США, ЮАР, Аргентины и других стран.

Но импорт рабочей силы имеет и "обратную сторону". Так, дополнительная конкуренция на рынке труда приводит к росту безработицы. Кроме того, массовую иммиграцию всегда сопровождают рост социальной напряженности в обществе, конфликты на расовой, национальной и религиозной почве, рост преступности и других негативных явлений.

Необходимо также отметить, что трудящиеся-иностранцы, как правило, испытывают в стране-импортере рабочей силы различных форм дискриминации, начиная с условий принятия на работу, оплаты труда и заканчивая сферой медицинского обслуживания и страхования.

Страны, экспортирующих рабочую силу, также получают целый ряд как преимуществ, так и дополнительных трудностей. К преимуществам можно отнести следующее:

1) экспорт рабочей силы является важным источником поступлений СКВ в страну. По данным МВФ средняя норма прибыли от экспорта товаров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы она значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-х годах XX в. получала от экспорта рабочей силы только в виде переводов 3,5 млрд долл. США, а при возврате работников из-за границы - еще столько же;

2) экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и соответственно - социальной напряженности в стране;

3) бесплатное для страны-экспортера обучения рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и т.д.

В то же время страны-экспортеры рабочей силы сталкиваются с определенными негативными явлениями. Главное - это "отток интеллекта", то есть квалифицированных инициативных кадров, которые необходимы национальной экономике.

В последние десятилетия сформировались новые рынки рабочей силы вследствие не только межконтинентальной, но и внутриконтинентальной миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сформировался в Западной Европе. Здесь только в странах Европейского Союза насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть иммигрантов принимают Германия, Франция, Великобритания, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

По прогнозам европейских экспертов в связи с созданием единого рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо организована массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место коллективным договорам целевого назначения.

Второй центр тяжести трудящихся мигрантов сформировался в 70-е годы XX в. в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны привлекают на промыслы огромное количество людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Ємену, а также из Греции, Турции, Италии. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран Ближнего Востока довольно значительная. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, в Кувейте - 86,5%, Саудовской Аравии - 40%.

Третий центр иммиграции рабочей силы находится в США. Исторически трудовые ресурсы этой страны сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Послевоенная иммиграция в Соединенные Штаты Америки состояла из нескольких этапов. Первый представлял собой мощный европейский поток, когда из стран Западной Европы приехали в США 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965, p. когда был принят закон, который создал благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1983 г. ведет свой отсчет третий этап, в котором отдается предпочтение эмигрантам из Европы - Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии, где работает более 200 тыс. иностранных рабочих.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

В Латинской Америке формируется шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла.

Миграционные процессы последних лет характеризуются не только ростом масштабов, но и формированием новых явлений, которых не было в недалеком прошлом. Так, до недавнего времени можно было четко отграничить страны, которые принимают рабочую силу от стран, которые ее поставляют. В современных условиях все большее количество стран втягивается в процесс одновременной эмиграции / иммиграции населения.

Регулирование миграции рабочей силы очень сложный процесс. Его совершенствование и развитие происходят в течение большого срока времени. Сложности миграционных процессов побуждают к постоянному прогнозирования этого рынка. В наше время регулирование международной миграции рабочей силы осуществляется на различных уровнях с помощью различных методов и различными формами, международными организациями, межправительственными соглашениями. Это дает возможность достичь цели, которую ставят страны-экспортеры и импортеры рабочей силы.

В этом процессе задействованы правительства государств и специфические международные организации. Рассмотрим уровне регулирования. Международная практика регулирования международной миграции рабочей силы включает следующие уровни:

• национальный - совокупность мероприятий отдельного государства относительно осуществления миграционной политики в своей стране;

• международный - система мероприятий международных организаций по осуществлению регулирования ММРС;

• интеграционный - методы, которые применяются странами-участницами интеграции по регулированию ММРС в рамках интеграционного объединения.

К методам регулирования международной миграции рабочей силы относятся:

1) административно-правовые включают административные и экономические методы:

- законодательство о юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов;

- национальные службы иммигрантов, которые проводят:

• контроль за въездом иммигрантов в страну;

• выдают разрешение на въезд на работу;

• выдают разрешение на пребывание иммигрантов в стране;

- межправительственные соглашения по регулированию миграции рабочей силы;

2) экономические методы включают:

а) вербовки иностранных рабочих, что включает следующие стимулы:

• предоставление работы;

• сравнительно высокий уровень заработной платы;

• жилищные условия;

• получение квалификации и образования;

• медицинское обслуживание и т.д.;

б) привлечение частных посредников к вербовке иммигрантов;

в) выдача лицензий, которые позволяют вербовать рабочих за рубежом.

Важной формой регулирования миграции со стороны государства является установление количественных квот на въезд иммигрантов в страну. Смысл количественных ограничений заключается в том, что с их помощью обеспечивается постепенность наплыва иммигрантов в страну, исключается их бесконтрольный въезд, а следовательно, сводятся к минимуму возможные негативные внешние эффекты. Так, согласно закону об иммиграции США, начиная с 1995 г., въезд в страну для лиц, которые ищут работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Осложняется иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а Германия приняла решение не предоставлять свидетельство на проживание претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, которые работают по контракту.

Кроме того, в пределах установленной квоты, страны, которые принимают рабочую силу, действуют избирательно, отбирая иммигрантов для допуска в страну. Преимущество предоставляется мигрантам, которые обладают значительным человеческим и финансовым капиталом.

Для иммигрантов существуют также определенные ограничения по состоянию здоровья. Так, многие страны отказывают во въездной визе больным СПИДОМ, лицам с психическими заболеваниями, наркоманам и др. Затруднено или запрещено иммиграцию для людей, которые имеют криминальное прошлое, членов экстремистских политических или религиозных организаций.

Квотирование иммиграции обычно сочетается с жестким контролем за сроками пребывания мигрантов в стране, которая их принимает. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двух - и многосторонними. Основная их цель заключается в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Так, в январе 1991 г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

На указанных уровнях регулирования ММРС осуществляется соответствующими органами.

I. На национальном уровне к ним относятся:

• министерство труда;

• министерство юстиции;

• министерство внутренних дел;

• национальные миграционные службы;

• посреднические миграционные фирмы.

II. На международном уровне действуют международные организации:

• Международная организация труда (МОТ);

• Международная организация по миграции (MOM).

МОТ создана в 1919 г. С 1946 г. это - специальное учреждение ООН, членами которой являются:

• правительства стран-участниц;

• профсоюза;

• организации предпринимателей.

Основные задачи МОТ:

• регламентация рабочего времени;

• регламентация набора рабочей силы;

• борьба с безработицей;

• гарантии заработной платы, которые обеспечивают нормальные условия жизни;

• защиту работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на предприятии;

• защита детей, подростков и женщин;

• регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения;

• организация профессионально-технического обучения.

Именно благодаря деятельности МОТ смягчилась и ослабла дискриминация трудящихся-мигрантов. Большинство государств мира в той или иной форме включили в своих законов положения, которые соответствуют духу конвенции МОТ.

Украина как суверенное государство и субъект международных отношений, участвует в регулировании и стимулировании миграции рабочей силы. Если рассмотреть эмиграцию населения Украины, то главными причинами ее можно считать:

1) низкий жизненный уровень населения;

2) недовольство работой и условиями труда;

3) недостаточный уровень заработной платы;

4) национальные причины (выезд на историческую родину, например, евреев);

5) экологические причины;

6) политические причины.

Эти причины эмиграции рабочей силы отвечают общим причинам международной миграции рабочей силы, но вместе с тем имеют некоторые особенности.

Основными странами импорта рабочей силы из Украины являются США и Канада. В современных условиях в США проживает 1 млн. 200 тыс. иммигрантов из Украины, в Канаде - 530 тыс. иммигрантов, в России проживает около 2 млн., в Казахстане - 800 тыс.

Прежде всего, 40 млн. граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума. По уровню безработицы Украина занимает одно из первых мест в Европе, а уровень ВВП на душу населения - в 30 раз ниже, чем в среднем по Европейскому Союзу и в 3,5 раза ниже среднего мирового уровня.

Вместе с тем Украина проводит активную защитную политику национального рынка труда.

Так, согласно Постановлению Кабинета Министров от 2 июня 2003 года всего в нашу страну могут въехать почти 24 тыс. иностранных граждан (23980). Из этого количества 11 тыс. 200 человек является квотой для близкого семьи (братья, сестры, внуки, бабушки, дедушки) граждан Украины. 10 тыс. иностранцев имеют право на визу, если они являются родителями иммигранта, квота для беженцев составляет 1400. Право на статус иммигрантов в 2003 году получили 1283 лица, которые ранее были гражданами Украины, а также 53 иностранцы инвестировали в экономику Украины не менее 100 тыс. долларов США.

В целом можно говорить о том, что развитие в Украине международной миграции рабочей силы, которая приводит к значительному оттоку трудовых ресурсов, неблагоприятно влияет на развитие трудовых ресурсов нашей страны.



Назад