Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Теоретические основы, сущность и факторы международной экономической интеграции


Интеграция в переводе с латинского - integratio означает соединение отдельных частей в общее целое.

Важнейшим признаком сегодняшней действительности является интенсивное развитие интеграционных процессов на различных уровнях. Экономическая взаимозависимость государств, интернационализации производительных сил способствуют развитию интеграционных процессов в экономике. Основной целью экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей является более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства.

Теоретические обоснования необходимости экономического интеграционного процесса в странах с рыночной экономикой были предложены еще в 70-80-х годах XIX в. представителями немецкой исторической школы - Ф. Листу, Г. Шмолером, В. Рошером и др.

В 50-60-е годы XX в. на проблемы экономической интеграции обратили свое внимание К. Мейер Же. Рюєф, Г. Шуман, А. Панич, Е. Бенуа, Же. Моне, Б. Баласса и много других.

Региональной интеграцией интересовались теоретики мировой экономики. Они рассматривали проблемы интеграции как элемент учение о эффективность внешней торговли или как учение о государственном регулировании внешнеэкономических процессов.

В условиях государственного регулирования режима торговли, международных кредитных и валютных отношений приобрели развития прикладные области внешнеэкономической теории, прежде всего теория таможенных союзов, которую предложил Дж. Вайнер.

В основу его анализа положено сравнение торговли между странами в условиях существования в каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях подписания между ними соглашения о таможенном союзе, что уничтожает тарифы во взаимной торговле.

Эта теория имеет и определенные недостатки, потому что ее положение объясняют только стандартные ситуации. На практике возможна ситуация, когда одна отдельно взятая страна достигает таких же показателей, а по некоторым параметрам даже лучших, чем интегрированная, если применяет односторонние меры по либерализации внешней политики, например, ликвидирует таможенные барьеры. В таком случае наблюдается эффект отклонения торговли, диверсификация товарных потоков. Она означает переориентацию закупки товара местными потребителями в более эффективного, позаінтеграційного источники поставок на менее эффективное внутрішньоінтеграційне источник, что происходит в результате устранения пошлины в рамках таможенного союза.

Классическую попытку определить эффекты создания и отклонения торговли в пределах ЕС сделал в 1974 г. американский ученый Бы. Баласса. Он сделал сравнение эластичности спроса на импорт стран ЕС до создания интеграционной группировки с тем же показателем после образования ЕС по отраслям. Согласно полученных результатов создания ПЬЕС мало эффект создания торговли очень существенных размеров. Если до создания ПЬЕС каждый 1% роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на 2,4%, то после создания ПЬЕС - на 2,7%. Эффект отклонения торговли имел место только в отдельных отраслях (продукты питания, напитки, табак, химические товары).

Недостатки, которые могут возникнуть при образовании таможенного союза, не дают возможности рассматривать такую модель торговой политики, как однозначное позитивное явление в международной экономике. После политики свободной торговли нет другой альтернативной торговой политики, которая бы влияла на международный благосостояние положительно. На этих выводах построена идея «второго лучшего», что рассматривалась англичанином Дж. Мидом в 1955 г. Представители другой школы (Л. Кеохане, П. Робсон, Г. Дюватріон и др.) сделали попытку отделить как доминирующие внеэкономические факторы: интеграционные группировки позволяют странам обеспечить более надежную обороноспособность, вступление к «элитного клуба» считается делом национального престижа. Сторонники еще одного подхода считают, что создание интегрированной системы дает возможность ставить общую цель и совместно ее достигать (рост занятости, производства, социальная стабильность и т.д.). При этом увеличивается роль государства в решении общих проблем в рамках интегрированной системы.

Голландский социал-демократ Ян Тінберген предложил различать два аспекта интеграции хозяйственной политики государств-членов: «негативную интеграцию» и «позитивную интеграцию». Под «негативной интеграцией» Я. Тінберген имел в виду «устранение различных инструментов международной экономической политики». Под «положительной» - «дополнительные меры для устранения несоответствий, которые могут существовать между пошлинами и налогами в разных странах», а также «положительные акции в производственных отраслях для осуществления реорганизации программ». Он различает меры по согласованности тех или иных инструментов хозяйственной политики и меры по созданию новых ее инструментов в условиях интеграции.

Представители другой теории (П. Робсон, А. Рюгман) считают, что страны стремятся к интеграции своих экономик с целью преодоления «фактора ограниченности» (сырье, другие факторы производства). Считается, что этот фактор способствовал росту масштабов производства, развития товарной дифференциации и новых технологий.

Еще одно преимущество интеграции по данной теорией - это тот факт, что интеграция способствует росту конкуренции. А конкуренция, как известно, - мощный стимул для развития производства, качества и др.

Неокейнсіанський направление теории международной интеграции отражено в концепции диріжизму (А. Филипп, Г. Купер и др.). Главной проблемой региональной экономической интеграции является поиск оптимального сочетания национальных программ хозяйственной политики с обеспечением преимуществ, которые предоставляет тесное экономическое сотрудничество. Однако интеграционные программы требуют создания наднациональных руководящих структур, на что не все субъекты интеграции всегда соглашаются.

В широком понимании международную экономическую интеграцию определяют и как отношения, и как процесс. Интеграцию в первом смысле можно толковать как отсутствие какого-либо формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик. В таком плане международная экономическая интеграция рассматривается как высший уровень развития МЭВ. Как процесс интеграция проявляется в стирании различий между экономическими субъектами - представителями разных государств.

В анализе экономической интеграции анализируются ее определенные уровни, такие как микроуровень и макроуровень.

На микроуровне отличают горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, которые производят подобные или однородные товары.

Вертикальная интеграция предполагает объединение фирм, которые функционируют в разных производственных циклах. Различают три формы вертикальной интеграции:

1) интеграция «вниз» (например, присоединение завода-производителя сырья или полуфабрикатов к компании, которая ведет главное производство);

2) производственная интеграция «вверх» (например, приобретение сталеплавильною компанией завода, который производит металлоконструкции);

3) непроизводственная интеграция «вверх», что включает сферу распределения.

На определенном уровне развития мікроінтеграції возникают транснациональные корпорации.

На макроуровне интеграция развивается на основе формирования экономических объединений стран с различными типами согласования их национальных политик. Здесь речь идет о явлении экономического регионализма.

Таким образом, можно сказать, что закономерным этапом интернационализации хозяйственной жизни, что предполагает более тесное сближение отдельных национальных хозяйств, является экономическая интеграция, в рамках которой обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, проведения согласованной международной экономической политики.

«Международная экономическая интеграция» объективный, регулируемый и направлен процесс сближения, сращивания и взаимодействия национальных хозяйственных систем, в основу которого положен экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.

Международная экономическая интеграция выступает как регулируемый процесс и приобретает формы международных соглашений и согласований. Целью интеграции является наращивание объема товаров и услуг в результате обеспечения эффективности хозяйственной деятельности в международных масштабах.

Интеграционные объединения в основном носят региональный характер и различаются по глубине процессов, происходящих в пределах группировки.

К предпосылок международной экономической интеграции можно отнести:

• принадлежность (близость) уровней экономического развития и степени рыночной зрелости стран;

• географическую близость стран, которые интегрируются, наличие в большинстве случаев общих границ и экономических связей;

• наличие общих экономических и других проблем, стоящих перед странами в различных отраслях;

• демонстрационный эффект. В странах, которые создали интеграционные объединения, обычно происходят позитивные экономические преобразования.

Экономическая интеграция как процесс и как отношения определяется факторами, важнейшими из которых являются:

• интернационализация производства и создание международных монополий нового типа, так называемых транснациональных корпораций;

• глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда, когда производственные связи образуют взаимодействие между фирмами и внутри отдельных компаний, составляя «цех одного завода» с широко развитой внутрішньогалузевою специализацией;

• научно-техническая революция, которая выводит интернационализацию рынка и производства на качественно новый уровень, обуславливая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники, формирование нового технического базиса;

• открытость национальных экономик и свобода торговли, поскольку либерализация международного обмена облегчила бы адаптацию национальных хозяйств к внешних условий и влияний, способствовала более активному включению их в международное разделение труда и кооперации, в процесс широкого межгосударственного сотрудничества.

Большинство интеграционных объединений, которые возникают и развиваются в современной мировой экономике, должны выполнить ряд задач:

• Использование преимуществ экономики масштаба. Достичь этого можно благодаря расширению размеров рынка, уменьшению трансакционных издержек и использованию других преимуществ на основе теории экономики масштаба.

• Решение задач торговой политики. Региональные группировки позволяют создать более стабильное и предсказуемое среду для взаимной торговли, имеют возможность укрепить переговорные позиции стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО.

• Содействие структурной перестройке экономики. Достигается благодаря использованию странами, что строят рыночную экономику или осуществляют глубокие экономические реформы, опыта ведущих развитых стран, являющихся членами объединения. Более развитые страны, что подключают своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емкостных рынков.

• Поддержка молодых отраслей производства. Интеграционное объединение очень часто рассматривается как способ поддержать местных производителей за счет выхода на более широкий региональный рынок.

• Создание благоприятного внешнеполитического среды. Важной целью большинства интеграционных группировок является укрепление взаимопонимания и сотрудничества стран, участвующих в политической, социальной, военной, культурной и других внеэкономических сферах; обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности.

• Возможность регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне. Цель такого регулирования - устранение национальных преград на пути взаимных обменов и взаимодействия национальных экономик, обеспечению благоприятных условий хозяйствующим субъектам, раскрепощение конкуренции.

Определяющим моментом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни.

Анализируя различные взгляды на сущность интеграционных процессов, можно сделать вывод о том, что единой теории интеграции не существует. Каждая страна выбирает свой путь к интеграции, ища конкретные преимущества.

В разные периоды своего развития страны шагают к интеграции, учитывая свои национальные аргументы.



Назад