Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Особенности развития высших учебных заведений Украины в XX - начале XXI века


Особое место в развитии украинской государственности, а следовательно, и образования, занимают годы между Февральской революцией (23 февраля по ст. ст. 1917 г. и утверждением большевистской власти (1920 г.) в Украине. Это был сложный социально-политический период развертывания освободительной борьбы украинского народа за независимость и государственную самостоятельность. Вместе с тем состоялись поиски по построению системы национального образования и, в частности, высшей школы. Смены правительств, сложная политическая ситуация, борьба различных социальных и партийных группировок наложили отпечаток и на развитие образования.

Известный украинский педагог-исследователь, профессор A.M. Алексюк выделяет три своеобразных этапы становления высшей школы в период 1917-1920 p.: украинская высшая школа суток Центрального Совета; развитие образования во времена Гетманата; период Директории.

Это были годы поисков, намерений, несбывшихся надежд во всех сферах общественной жизни, в области национального образования и, в частности, высшей школы. Чрезвычайная сложность социально-политической обстановки в Украине не давала возможности реализовать добрые намерения. Историк Орест Субтельный охарактеризовал этот период так: "В 1919 году Украину поглотил полнейший хаос. В новейшей истории Европы ни одна страна не пережила такой всеобъемлющей анархии, такой ожесточенной гражданской борьбы, такого окончательного развала власти, который в настоящее время понесла Украина. Шесть разных армий действовали на ее территории: украинская, большевистская, белая, Антанта, польская и анархистская. Меньше чем за год Киев пять раз переходил из рук в руки. Многочисленные фронта разделяли друг от друга города и целые районы. Почти полностью нарушился связь с внешним миром. Знелюдніли голодные города, а их жители в поисках пищи подавались в село... Украина стала краем, которым было легко овладеть, но невозможно управлять".

Сменяли друг друга правительства, министры образования. Были попытки создавать новые учебные заведения, переименовывали имеющиеся, составляли различные образовательные программы, проводили съезды педагогов, но заметного прогресса в развитии как общеобразовательной, так и высшей школы не было.

Новый этап в развитии образования и, в частности, высшей школы начался после завершения гражданской войны. Украинский народ получил печальное наследие в деле образования как результат 263-вещь-ного (с 1654 до 1917 г.) пребывания в составе Российской империи. Если в XVII ст., по свидетельству путешественника П. Алеппского, подавляющее большинство населения было письменною, то по данным переписи 1897 г. грамотность в Украине составила 27,9%.

Поэтому деятели большевистской партии, которая провозгласила программным задачей построение социализма, понимали, что успехи возможны лишь в условиях подъема образования и культуры населения с учетом национальных интересов того или иного народа.

20-е годы XX в. сказались двумя направлениями развития образования в Украине - коренізацією и украинизацией. Политика коренизации была разработана на XII съезде РКП (б) (апрель 1923 г.), в ней предусматривалось привлечение в партийное и государственное управление всех представителей коренного населения (отсюда и название "коренізація"). Украинизация предусматривала введение в государственных и образовательных учреждениях украинского языка.

На начало 20-х годов в Украине появились высшие учебные заведения нового типа - ИНО (институты народного образования). По состоянию на 1 октября 1921 г. в Украине действовали такие ИНО: Киевский, Харьковский, Екатеринославский, Одесский, Полтавский, Николаевский, Херсонский, Каменец-Подольский, Черниговский, Нежинский, Глуховский, Донецкий. Эти заведения готовили специалистов профессионального образования и воспитания.

В 1922 г. Всеукраинский центральный исполнительный комитет принял важный документ "О введении в действие Кодекса законов о народном образовании", которым были определены типы учреждений образования, обучения и воспитания. По степени классификации устанавливались типы образовательных учреждений:

а) для индустриально-технической и сельскохозяйственной отраслей: профшкола, техникум, институт;

б) для социально-экологической отрасли: техникум, институт;

в) для педагогического образования - институт.

Все это способствовало появлению новых высших учебных заведений. Особенно активно развивались педагогические учебные заведения, в которых осуществлялась подготовка учителей для различных типов общеобразовательных школ. В подавляющем большинстве образовательных учреждений обучение проводилось на русском языке. Создавались также условия для удовлетворения национальных потребностей других народов, которые проживали в Украине. По состоянию на май 1931 г. функционировало 10 средних педагогических учебных заведений (педтехнікумів) для национальных меньшинств, в том числе: еврейских - 3 (610 студентов); русских - 2 (140 студентов); немецких - 1 (295 студентов); болгарских - 1 (190 студентов); польских - 1 (140 студентов); греческих - 1 (270 студентов); молдавских - 1. Создавались и действовали национальные культурные центры, библиотеки, национальные районы.

Как справедливо отмечает профессор A.M. Алексюк, "есть все основания считать, что украинизация периода 20-х - начале 30-х годов как реальное историческое явление в жизни нашего народа, становление и развитие (пусть и кратковременный) его образования, в частности высшей школы как важного составного элемента национальной идеи, при всех многочисленных противоречий того времени все же объективно сыграла положительную роль".

До середины 80-х годов в Украине сложилась четкая структура высших педагогических учебных заведений, которые обеспечивали профессиональную подготовку учителей для общеобразовательных школ всех специальностей (табл. 1).

 

Таблица 1. Высшие педагогические учебные заведения в Украине в 1980-х годах

№ п/п

Название института

Всего студентов на 01.09.05

3 ним дневной
формы
обучение

1

Бердянский

3 427

1169

2

Винницкий

5 538

3 901

3

Глуховский

1852

1039

4

Горловский иностранных языков

1238

1063

5

Дрогобычский

4 207

2 507

6

Житомирский

3 583

2 236

7

Ивано-Франковский

4 631

2 394

8

Измаильский

1997

1317

9

Каменец-Подольский

4 105

2 192

10

Киевский

10 761

4 599

11

Киевский иностранных языков

2 608

1 796

12

Кировоградский

4 586

2 701

13

Криворожский

4 383

2 858

14

Луганский

6 466

3 499

15

Луцкий

5 221

3 047

16

Мелитопольский

2 241

1299

17

Николаевский

4411

2 452

18

Нежинский

3 298

2 256

19

Одесский

4 531

1973

20

Полтавский

4 929

3 003

21

Ровенский

4 238

1936

22

Славянский

4 766

1 713

23

Сумский

3 503

2 717

24

Тернопольский

4 773

2 056

25

Уманский

2 378

985

26

Харьковский

5 285

3 205

27

Херсонский

4 710

2 873

28

Черкасский

2 971

2 230

29

Черниговский

4 057

2 451

 

Всего

120 694

68 067

Практически на протяжении всего советского периода, за исключением 20-х годов, развитие образования в Украине сказывался потерей национальной самобытности, русификацией и нивелированием учреждений образования всех типов относительно структуры, содержания, форм, направлений деятельности на принципах централизации.

Вот только один красноречивый пример количество школ с украинским и русским языками обучения в областных центрах Украины по состоянию на 1987 г.

Такие же трудности с обучением на родном языке имели место и в высших учебных заведениях. По переписи населения Украины (2001 г.) 77,8% граждан считают себя украинцами и признают, что их родной язык русский.

С 1991 г., когда Украина обрела независимость, начинается новый этап в развитии национальной высшей школы. Возрождаются и внедряются бывшие лучшие образцы функционирования высших учебных заведений и опыт зарубежных стран. За последние годы принят ряд государственных документов, направленных на дальнейшее развитие национальной системы образования в Украине и, в частности, высших учебных заведений. Это Закон Украины "Об образовании" (1993 г.), Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI века) (1992 г.), Закон Украины "О высшем образовании" (2002 г.). В соответствии с этими документами значительно изменена структура высшего образования (введено понятие высших учебных заведений i, II, III и IV уровней аккредитации; введен ступенчатое образование). Все это дает возможность развивать национальную систему образования в целом и высшего профессионального частности.

 Таблица 2. Распределение школ по языку преподавания в областных центрах Украины


№ п/п

Название областного центра

Школы с языком обучения

 

 

на русском

русском

смешанной

1

Винница

10

21

-

2

Донецк

-

146

-

3

Луганск

-

60

1

4

Днепропетровск

9

125

6

5

Житомир

14

16

1

6

Ужгород

12

3

2

7

Запорожье

1

95

5

8

Ивано-Франковск

18

6

2

9

Кировоград

4

17

11

10

Симферополь

-

33

-

11

Львов

66

26

11

12

Николаев

-

26

5

13

Одесса

3

90

-

14

Полтава

19

16

-

15

Ровно

15

9

-

16

Суммы

3

20

-

17

Тернополь

20

3

-

18

Харьков

2

156

3

19

Херсон

5

49

1

20

Хмельницкий

9

17

2

21

Черкассы

5

19

7

22

Черновцы

15

23

-

23

Чернигов

-

24

6

24

Киев

34

152

88

В начале третьего тысячелетия состоянию на 1 сентября 2003 г. украинская высшее образование представлено 1009 высшими учебными заведениями И-IV уровней аккредитации, в которых обучается свыше 2,1 млн. студентов.

Глобализационные и интеграционные процессы выдвигают новые задачи перед национальной высшей школой. Украина четко определила курс на вхождение в европейское образовательное пространство, в связи с чем настойчиво и последовательно осуществляется модернизация образовательной деятельности в контексте европейских требований, предпринимаются решительные шаги по присоединению к Болонскому процессу, который начался в 1999 г. подписанием министрами образования 29 европейских стран Болонской декларации. Стержневым дискурсом Болонского процесса является превращение Европы на наиболее развитый и конкурентоспособный образовательное пространство на планете. Болонская декларация предусматривает реализацию ряда идей и преобразований: формирование в Европе единого открытого образовательного пространства; переход к двухступенчатой структуры высшего образования, признания квалификации бакалавра на рынке труда; увеличение доли самостоятельной работы студента до 50% и выше; улучшение контроля качества образования; внедрение системы академических кредитов (ECTS) - Европейской кредитно-трансферной системы.

Болонский процесс направлен на сближение образовательных систем европейских стран с сохранением большинства достижений и лучших традиций в образовании, достигнутых Украиной за ее более чем тысячелетнюю историю.

Подытоживая, можно констатировать, что украинская высшая школа прошла сложный и неоднозначный путь развития и заняла передовые позиции в европейском и мировом образовательном пространстве. Качество деятельности, сеть и структура высших учебных заведений в Украине дают основания для уверенности в воспроизведении интеллектуального богатства нации и обеспечении успешности социально-экономического развития Украинского государства.



Назад