Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Особенности интеграционной политики Украины


Объективная необходимость интеграции Украины в мировое хозяйство и ее развития международных экономических отношений непосредственно следует, прежде всего, из потребностей использования в национальной системе воспроизведения международного разделения труда для ускорения перехода к рыночной экономике с целью развития страны и роста богатства общества. Такая необходимость направлена на формирование эффективной структуры экономики страны. Внешнеэкономические связи в процессе интеграции Украины в мировое хозяйство охватывают также комплекс решаемых совместными усилиями экологических проблем. Наконец, развитие внешнеэкономических отношений открывает дополнительные возможности для создания надлежащих условий для удовлетворения жизненных потребностей народа Украины.

Наряду с объективной необходимостью интеграции Украины в мировое хозяйство и развития ее внешнеэкономических отношений существуют и объективные возможности для таких процессов. К ним, прежде всего, принадлежит экономический потенциал нашей страны, что дает основание для участия в международном разделении труда.

Объективной возможностью для интеграции в мировое хозяйство является выработка механизма внешнеэкономических связей, по-первое - на макроуровне (общегосударственном); во-вторых - на микроуровне предприятий; в-третьих - на глобальном и региональном уровнях путем участия в специализированных и многоцелевых экономических международных организациях ООН и региональных экономических объединениях типа ПЬЕС, определенных структурах СНГ, зоны свободной торговли между Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдовой (ГУУАМ), Черноморской зоны сотрудничества и т.п. Сочетание объективной необходимости и объективных возможностей вхождения Украины в мировое хозяйство делает этот процесс закономерным.

Векторы интеграционных процессов Украины разнообразные. Ее геополитическое положение, уровень развития экономики и статус внеблокового государства отражается на интеграционных процессах.

Первый вектор - содружество Независимых Государств (СНГ) - организация, в основание которой в 1991 г. причастна Украина. Договор об учреждении СНГ предусматривал сотрудничество в таких сферах, как внешняя политика, экономическая и финансовая политика, политика в области безопасности и обороны. Однако интеграционные процессы в СНГ идут трудно и противоречиво через неодинаковое осмысления целей организации разными странами-членами. Так, Украина не принимает участия в оборонных структурах СНГ, поскольку это противоречило бы ее статуса. Экономическая интеграция также тормозится взаимным непониманием. Несмотря на то, что в 1993 г. государства-члены подписали Соглашения о создании Экономического союза, на самом деле и сегодня интеграция в СНГ отвечает лишь уровню зоны преференциальной торговли. Украина настаивает на принятии конкретных мер, которые способствовали бы созданию зоны свободной торговли в территориальном пространстве СНГ.

Несмотря на трудности, которыми сопровождается сотрудничество членов СНГ в его пределах, эта организация имеет для Украины большое значение. Для нас экономическое пространство СНГ является потенциально широким рынком сбыта наших товаров и источник поставки необходимого сырья (особенно энергоносителей), машин и оборудования, товаров широкого потребления. На страны СНГ приходится более 40% внешнего товарооборота Украины. Сохранилось еще немало производственных связей между предприятиями Украины и бывших республик СССР. Хоть и очень медленно, но осуществляются продвижения к образованию экономического пространства в рамках СНГ. Большинство стран имеет безвизовый режим, что облегчает свободное передвижение рабочей силы. Налаживаются на новой рыночной основе производственные и коммерческие связи между предприятиями стран-членов, развивается сотрудничество в кредитно-финансовой сфере.

Внешнеэкономическая деятельность Украины со странами СНГ регулируется национальным законодательством и Уставом СНГ.

Украина уделяет особое внимание развитию сотрудничества с членами СНГ на двусторонней основе. Еще в 1993 г. она заключила соглашения о свободной торговле с РФ и Беларусью, которые, к сожалению, не были полностью воплощены в жизнь в основном вследствие позиции этих двух партнеров. С другими членами СНГ Украина постепенно расширяет международно-правовую базу экономического сотрудничества, заключая соглашения о свободной торговле, взаимной защите инвестиций, транспортное сообщение, устранение двойного налогообложения и др.

Благодаря институтам СНГ удалось избежать серьезных конфликтов при разделе собственности бывшего СССР. До этого времени данный процесс в основном завершен. Основным принципом при этом стал «нулевой вариант», который предусматривает распределение собственности за ее территориальным размещением. Что касается активов и пассивов бывшего СССР, правопреемницей по его международными обязательствами стала Россия, к которой в соответствии отошла и зарубежная союзная собственность.

Особое значение имеет восстановление разорванных межреспубликанских торговых и коммерческих связей. Этот разрыв крайне негативно сказался на экономике государств СНГ и серьезно усилил структурный кризис. Поэтому задача формирования нового интеграционного механизма приобрело жизненно важное значение.

Второй вектор интеграции - организация черноморского экономического сотрудничества - была также основана при непосредственном участии Украины 25 июня 1992 г. в Стамбуле. Она состоит из 11 государств: Азербайджана, Албании, Болгарии, Армении, Греции, Грузии, Молдовы, России, Румынии, Турции и Украины. В качестве наблюдателей в работе ОЧЭС принимают участие следующие страны: Австрия, Египетского, Израиль, Италия, Польша, Словакия и Тунис. Статус наблюдателя предоставляется государствам на двухлетний срок, который может быть возобновлен, а международным организациям - на неограниченное время.

Общей целью создания ОЧЭС было объединение стран для создания общего рынка, осуществления совместных капиталовложений, развития совместных транспортных и коммуникационных систем и др. Исходя из этой общей цели, можно выделить такие основные цели создания ОЧЭС, которые были зафиксированы в Декларации о ОЧЭС:

• превращение Черного моря в территорию мира, стабильности и процветания благодаря развитию дружественных и добрососедских отношений;

• развитие экономического сотрудничества между странами-членами на основе принципов Хельсинкского заключительного акта и решений, содержащихся в документах ОБСЄ;

• улучшение условий для предпринимательской деятельности и стимулирование индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и фирм;

• содействие экономическому сотрудничеству с учетом специфических условий, интересов и проблем стран-участниц;

• развитие всеобъемлющего многостороннего и двустороннего черноморского экономического сотрудничества;

• оптимальное использование всех возможностей для расширения и диверсификации сотрудничества.

Кроме основных целей, в Декларации также определяются приоритетные области сотрудничества. Среди них можно выделить такие: транспорт и коммуникации; обмен экономической и коммерческой информацией; стандартизация и сертификация продукции; энергетика; добыча и обработка минеральных сырьевых материалов; туризм; сельское хозяйство и сельскохозяйственная промышленность; ветеринарный и санитарный защита; здравоохранение и фармацевтика; наука и технология.

Для осуществления возложенных на него функций ОЧЭС формирует бюджет за счет взносов стран-участниц.

Среди целей ОЧЭС - многостороннее сотрудничество черноморских государств в различных отраслях экономики, в первую очередь в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, в развитии туризма, телекоммуникаций. Одной из сфер сотрудничества определены экологию Черного моря. Механизм интеграции в рамках ОЧЭС предусматривает безналоговую торговлю, свободное движение капиталов и услуг, создание свободных экономических зон, обмен экономической информацией.

Черноморское экономическое сотрудничество находится пока на начальной стадии интеграционного процесса. Несмотря на это, участники ОЧЭС рассматривают реальные перспективы для плодотворного сотрудничества. Уже сегодня оно осуществляется в таких отраслях, как энергетика, транспорт, связь, экология. Наиболее перспективными направлениями интеграции является объединение электросетей в единой системе Черноморского кольца; создания региональных транспортных коридоров; прокладка линий оптиковолоконного связи; программы по охране Черного моря. Много надежд возлагается на Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), который начал свою деятельность в 1999 году. Его функциями являются кредитование внешнеторговых операций и поддержка финансовых систем стран-членов.

Еще один вектор - это создание ГУУАМ.

В 2001 году юридически оформлено статус ГУУАМ как международной организации. Эта аббревиатура происходит от начальных букв названий государств, которые составляют ГУУАМ: Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова. Украина в этой организации является государством с самым большим экономическим потенциалом. Одной из целей ГУУАМ является содействие транспортировки газа из Центральной Азии и азербайджанской нефти на Запад, возрождения «Великого шелкового пути». Некоторые наблюдатели видят в создании ГУУАМ попытку найти альтернативу СНГ, в которой управляющая роль принадлежит России. Однако, как президенты стран-членов ГУУАМ, так и президент России определяют, что членство в ГУУАМ не становится в противоречие с обязанностями этих стран по СНГ.

Стратегической целью Украины является вступление в Европейский Союз. Привлечение к европейскому сообществу открыло бы для Украины большие возможности по ускорению экономического развития и повышения благосостояния нашей страны. Наше желание стать членом ЕС до сих пор не реализовалось через несоответствие экономического механизма Украины нормам и требованиям Европейского Союза. Однако, Украина шаг за шагом продвигается к Западной Европы, ища возможности согласования общих интересов. Отношения с ЕС основаны на конкретных соглашениях и программах партнеров.

В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной (вступило в силу в 1998 году). Основными целями Соглашения являются: развитие тесных политических отношений путем постоянного диалога по политическим вопросам; содействие торговле и инвестициям, гармоничным экономическим отношениям; обеспечения основ для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, научно-технического и культурного сотрудничества; поддержка Украины в ее усилиях укреплять демократию и завершению перехода к рыночной экономике. В 1999 г. была принята «Общая стратегия Европейского Союза в отношении Украины», в котором особый упор делается на содействие демократическим преобразованиям в Украине. В «Стратегии» подчеркивается также, что стратегическое партнерство между ЕС и Украиной, которое основывается на общих ценностях и интересах, является фактором укрепления мира, стабильности и процветания в Европе.

Одним из наиболее эффективных направлений сотрудничества Украины с ЕС программа TACIS - Техническая помощь странам СНГ. Это - очень разветвленная программа поддержки реформ в странах СНГ, в том числе и в Украине. На экономические реформы в Украине выделено расходы для 32 проектов; среди них - проекты по реструктуризации сельского хозяйства, содействие развитию финансовых рынков в Украине и другие. TACIS передает ноу-хау, которым владеют государственные и частные организации, что позволяет сочетать опыт с профессиональными знаниями и навыками на местах. Ноу-хау предоставляется в форме консультативного содействия по вопросам управления, направления групп экспертов.

Со своей стороны, Украина разработала национальную программу интеграции в ЕС. В 1998 г. вышел Указ Президента об утверждении Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз». В «Стратегии» предполагается 17 направлений, которые необходимо реализовать в три этапа: первый приходится на 2000 год; второй - на 2001-2003 годы; третий - 2004-2007 годы.

Перспективной формой регионального сотрудничества является интеграция на мезорівні, то есть сотрудничество приграничных административных регионов. Такая форма успешно развивается в Западной Европе с конца 50-х годов прошлого века, она получила название «еврорегионы». Сегодня в Европе действует более 50 еврорегионов.

Украина принимает участие в четырех єврорегіонах: «Буг»(Волынская область и приграничные регионы Польши); «Карпаты» (Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Черновицкая области и смежные территории Польши, Словакии, Венгрии и Румынии); «Верхний Прут» (Черновицкая область и прилегающие территории Молдовы и Румынии).

В рамках еврорегионов осуществляется трансграничное сотрудничество и торговля, совместное предпринимательство, экологическое и культурное сотрудничество.

Таким образом, Украина активно ищет свой личный путь в мировых интеграционных процессах.



Назад