Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Интеграционные процессы в мировой экономике


В настоящее время в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа в основных регионах и на континентах земного шара. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить такие: в Западной Европе - Европейский союз (ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЄАВТ); в Северной Америке - Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (нафта); в Азиатско-тихоокеанском регионе - Ассоциации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); в Азии - Ассоциации государств Юго-Східної'Азії (АСЕАН); в Латинской Америке - Латиноамериканскую ассоциации интеграции (ЛАИ) и «Меркосур»; в Африке - Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе во второй половине XX в. Шесть стран (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) в январе 1957 г. подписали в Риме договор. Интеграционная политика по замыслу участников договора была направлена на создание благоприятных условий для экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, на постепенное снижение пошлины на ввоз товаров, развитие предпосылок для свободного перелива капитала, услуг и рабочей силы.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении сообщества и углубления интеграции. С 1973 г. в него вступили Великобритания, Дания, Ирландия; в 1981 г. - Греция; в 1986 г. - Испания и Португалия; в 1995 г. - Австрия, Швеция, Финляндия. В настоящее время Европейский союз представляет собой интеграционную группировку, которая включает 15 государств. Кандидатами на членство в ЕС является 10 государств Центральной и Восточной Европы. Соглашение относительно их вступления уже подписано в Греции в 2003 году.

До 1 ноября 1993 г. интеграционную группировку западноевропейских стран называлось Европейским экономическим сообществом, которое возникло в результате слияния в 1967 г. трех ранее самостоятельных региональных организаций, образовавших общие руководящие органы и единый бюджет:

I. Европейское объединение угля и стали (ЄОВС). Договор о создании общего рынка угля, железной руды, металлургии вступил в силу с 1952 г. Были отменены все пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта. В торговле со странами, не входящими в ЕОВС, были введены единые пошлины на импорт угля и стали. В состав ЕОВС вошли ФРГ, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия.

II. Европейское экономическое сообщество (ЄЕС). Римский договор о создании ЄЕС («общего рынка»), как было указано, подписали в 1957 г. шесть западноевропейских стран.

Целями ЄЕС было провозглашено:

• снятие торговых ограничений между странами-членами;

• установление единого общего тарифа в торговле с третьими странами;

• обеспечение свободного передвижения капиталов, услуг и рабочей силы;

• согласование и проведение единой политики в области сельского хозяйства, транспорта, энергетики;

• унификация и гармонизация налогов;

• создание валютного союза.

Для реализации идеи «общего рынка» Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению препятствий в торгово-экономическом обмене между странами ЕС. До середины 90-х гг. эти препятствия были в основном устранены.

III. Европейское сообщество по атомной энергии (Євроатом). Договор о Євратом вступил в силу с 1958 г. в составе стран, подписавших также Римский договор 1957 г. (ФРГ, Франция, Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург).

Целями Євроатому были названы:

• контроль за использованием расщепляющихся материалов;

• проведение исследовательских работ;

• обмен технической информацией;

• совместное строительство предприятий атомной энергетики.

В декабре 1991 г. и феврале 1992 г. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), в результате чего в ЕС введена единая валюта евро и единственный центр формирования валютной и денежно-кредитной политики Центральный банк и Европейская система центральных банков по типу Федеральной резервной системы США.

С 1 ноября 1993 г. после вступления в силу Маастрихтских соглашений Европейский союз получил это название официально. К настоящему времени в ЕС почти завершилось создание основ единого рынка и системы межгосударственного управления. Страны вплотную подошли к окончательного оформления экономического, валютного и политического союзов.

Опыт продвижения ЕС к евро небезкорисний и для специалистов, которые занимаются хозяйственной реінтеграцією СНГ. Его основными особенностями являются принятия политических решений только после «вызревания» для этого необходимых экономических предпосылок; приемлемость данных решений для субъектов хозяйства и населения, диалог с ними; концентрация особого внимания на отработку технических деталей; развернутая правовая база, этапность, критериальность и, если необходимо, - разная скорость преобразований.

Кроме ПЬЕС в Европе в 1960 г. возникла еще одна организация - Европейская ассоциация свободной торговли (ЄАСТ) на основе подписанной в Стокгольме конвенции. ЕАСТ - это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании как ответ на образование Общего рынка. В момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 г. до ЄАСТ присоединилась Финляндия как ассоциированный член. В 1970 г. участницей ЄАСТ стала Исландия. В 1973 г. с ЄАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. - Португалия, а в 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия. В настоящее время членами ЄАСТ является Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле отменены пошлины и количественные ограничения, однако, отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЄАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.

Ассоциация не ставит целью создание экономического и валютного, а тем более - политического союза.

Деятельностью ЄАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В ее задачи входит разработка рекомендаций и выполнения правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единогласия. Текущими делами руководит Секретариат. Штаб-квартира - в Женеве.

Другим примером центростремительных интеграционных тенденций, развивающихся уже не в Европе, а в Северной Америке, является НЕФТЬ. Североамериканская ассоциация свободной торговли была создана путем подписания соглашения в декабре 1992 г. между тремя странами - США, Канадой и Мексикой, который вступил в силу с 1 января 1994 г. Возникновение НЕФТЬ предшествовал вывод в 1989 г. соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли, что положило начало интеграции в Северной Америке. Мексика присоединилась к соглашению в феврале 1991 г.

В рамках НЕФТЬ предусмотрены меры для либерализации движения товаров, услуг и капиталов через границы, разделяющие три страны. Почти все торговые и инвестиционные барьеры должны быть сняты в течение следующих 5 лет. Создаются условия для принятия этими тремя странами аналогичных законов в области охраны окружающей среды, а также трудового законодательства. Между США и Канадой такие меры уже приняты, и теперь речь идет о принятии их Мексикой. В соглашении предусмотрена защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, стремящихся обойти американские таможенные барьеры путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику. Стороны договорились также о снятии ограничений на движение капитала (за исключением нефтяного сектора в Мексике, культуры в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США). Мексика обязалась постепенно снять ограничения для американских и канадских прямых инвестиций в 2007 г.

Достигнуто соглашение о ликвидации большинства тарифов на продукцию сельского хозяйства, за исключением ограничений в торговле кукурузой, сахаром, некоторыми овощами и фруктами, а также о постепенной (в течение 10 лет) ликвидации таможенных барьеров в торговле автомобилями и текстилем. Предусмотрены необходимые меры по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм.

По подсчетам специалистов НЕФТЬ объединяет сегодня территорию с населением более 375 млн. человек; на долю группы приходится 20% объема мировой торговли.

Надо отметить, что в рамках НЕФТЬ не созданы пока что специальные механизмы, которые регулируют сотрудничество подобно тем, которые существуют в ЕС.

В целом НЕФТЬ - молодое экономическое формирования. Механизмы сотрудничества в НЕФТЬ находятся в стадии формирования.

В настоящее время трудно оценить эффективность деятельности НЕФТЬ, поскольку период ее существования незначительный. Но уже сейчас в ряде южноамериканских стран просматривается стремление к присоединению к НЕФТЬ.

Для Украины североамериканский регион, и главным образом США, представляет определенный интерес с точки зрения перспектив развития экономических и научно-технических связей.

В последние 20 лет начались интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Первым из них является Ассоциация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Она была создана в 1989 г. как оформлено региональное интеграционную группировку. АТЭС только складывается, в ней начинаются интенсивные поиски схем сотрудничества. Сегодня модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе процесс интеграции шел от создания единого рынка к экономического, валютного и политического союза, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы охватывают, в первую очередь, микроуровень на базе транснациональных корпораций.

В настоящее время АТЭС входит 21 государство Азии, Северной и Южной Америки: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа-Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, КНР, Японии, Чили, Россию, Перу, Вьетнам. Заявления на вступление подали Индия, Пакистан, Монголия, Колумбия, Эквадор.

Система управления в АТЭС включает 10 рабочих групп, секретариат, специальный комитет по торговле и инвестициям. Вместе с тем АТЭС не имеет механизма принятия решений и во многом сохраняет черты консультативной группы.

Особенность АТЭС заключается в географической принадлежности входящих в Ассоциацию стран, находящихся на огромных расстояниях друг от друга и объединенных лишь выходом к Тихому океану.

Особенность АТЭС с экономической точки зрения заключается в том, что в нее входят как крупнейшие промышленно развитые страны (США, Япония, Канада, Австралия), так и такие государства, что уступают им в развитии, такие как Мексика, Чили, Филиппины и др. На АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 40% мировой торговли, более 40% населения земного шара.

На встречах участников АТЭС в Сиэтле в 1993 г. и в Богоре в 1994 г. были разработаны программы либерализации торговли (региональной и глобальной); создание благоприятных условий для иностранных инвестиций, сотрудничества в области технологий; меры таможенного разоружения и создания зон свободной торговли в 2000 г. (для менее развитых стран к 2020 г.).

В ноябре 1995 г. лидеры 18 стран на встрече АТЭС в г. Осака (Япония) не смогли прийти к согласию о конкретный «план акций» по реализации поставленных в 1994 г. целей. В АТЭС существуют серьезные противоречия между «азиатскими» и «неазіатськцми» участниками группировки.

Годом позже, в ноябре 1996 г., в Маниле на Филиппинах участники АТЭС сумели договориться о координации индивидуальных и совместных планов либерализации рынков товаров и услуг. Было подтверждено стремление создать к 2020 г. зону, свободную для перемещения товаров и капиталов, сохранить мораторий на вступление новых членов до конца столетия.

На азиатском пространстве существует такая организация, как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - региональная политико-экономическая организация, созданная в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1970 г. в АСЕАН вступили Мьянма, Лаос, Камбоджа; в 1984 г. - Бруней; в 1995 г. - Вьетнам.

Официальными целями АСЕАН провозглашено такие, как содействие экономическому росту, социальному прогрессу и культурному развитию стран-членов.

Система управления представлена высшим органом - Советом министров иностранных дел и постоянным Секретариатом АСЕАН по месту пребывания в Джакарте.

Специфика деятельности АСЕАН определяется тем, что ее участницы фактически являются одновременно членами других региональных объединений, а также наличием двусторонних договорных обязательств между АСЕАН и США.

Следует отметить, что АСЕАН является в настоящее время наиболее эффективная структура в Азиатско-тихоокеанском регионе. За 30 лет существования она довольно успешно способствовала формированию субрегиона свободной торговли, хотя доля взаимной торговли ее стран в общем объеме их внешнеторгового оборота не превышает 20-22%. АСЕАН планирует снизить пошлины до 5% по 38 тыс. наименований товаров и создать систему беспошлинной торговли, своего рода «общий рынок».

Следует отметить, что в последние годы Украина прилагает значительные усилия по расширению внешнеэкономических связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вступает в силу интеграция в Латинской Америке. Одним из интеграционных группировок есть Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) - торгово-экономическая организация, созданная в 1981 г. по договору «Монтевидео-80» вместо Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая действовала с 1961 г. Участниками ЛАЙ являются: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. В рамках ЛАЙ сохраняется деление на три субрегиональные группировки:

• договор бассейна Ла-Платы;

• Андский пакт;

• Амазонский пакт.

Некоторые страны являются одновременно и членами других региональных группировок.

Система управления ЛАЙ представлена высшим органом - Советом министров (штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай).

Внутрізональна торговля и региональная интеграция ЛАЙ осуществляются путем заключения региональных и субрегиональных, а также функциональных (двусторонних и многосторонних) соглашений, предусматривающих конкретные меры для торговли и таможенных вопросов. Договорные отношения могут распространяться не только на торговлю, но и на сотрудничество в сфере промышленности и сельскохозяйственного производства, транспорта, валютно-финансовых отношений и др.

Более влиятельным и известным является организация «Меркосур». «Меркосур» - зона свободной торговли, которая возникла в 1995 г. как союз четырех стран Латинской Америки - Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая. Летом 1996 г. в состав блока вошла Боливия. На страны «Меркосур» приходится примерно 68,6% территории Латинской Америки, 51% населения региона, 60% общего ВВП. По совокупному объему ВВП «Меркосур» занимает 4-е место в мире после ЕС, НАФТА, АТЭС. Соглашением о создании «Меркосур» были ликвидированы пошлины на 90% товаров, перемещаемых в пределах группировки. По системе общих внешних тарифов членам «Меркосур» удалось согласовать тарифы с 85% товаров, а на 15% товаров тарифы должны быть согласованы не позднее 2006 г.

Конечная цель создания «Меркосур» участниками определена как образование в регионе «общего рынка» и для достижения этого необходимо:

• унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства;

• создание механизма регулирования обменных курсов валют;

• введение приоритетности решений и правил «Меркосур» над национальным законодательством.

В рамках «Меркосур» разработан и действует механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, соцобеспечения.

В декабре 1995 г. «Меркосур» и ЕС подписали соглашение о создании первой в истории Южной Америки трансконтинентальной зоны свободной торговли.

В последние годы начались активные интеграционные процессы в Африке. Одним из таких интеграционных объединений является Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), основанное в 1975 г. Членами ЭКОВАС являются: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и Кот д'ивуар.

Целями организации провозглашены:

• развитие всестороннего экономического сотрудничества;

• мобилизация природных ресурсов;

• выравнивание уровней развития стран региона;

• поэтапное создание в течение 15 лет африканского общего рынка;

• проведение общей экономической политики, координация планов развития государств-членов.

Экономическая интеграция в рамках ЭКОВАС развивается по следующим направлениям:

• либерализация региональной торговли;

• создание таможенного и валютного союза;

• установление свободного режима передвижения граждан и имущества;

• развитие и реализация совместных проектов в области энергетики, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства.

В рамках ЭКОВАС создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития (ФККД) со штаб-квартирой в г. Ломе (Того). В функции ФККД входит, в частности, возмещение потерь от снижения пошлин в результате создания зоны свободной торговли; финансирование строительства совместных объектов и др.

В конце 80-х гг. торговля между странами ЭКОВАС составляла около 5% всего объема торговли стран группировки, а в начале 90-х гг. - 7,7%.

Правовые основы функционирования ЭКОВАС представляет высший орган сообщества - ежегодная конференция глав государств и правительств. Постоянный административный орган - Исполнительный секретариат. Штаб-квартира - м. Логос (Нигерия).

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в результате подписания соглашения о создании организации в 1964 г. в г. Браззавиль (Конго), которая вступила в силу 1 января 1966 г. Страны-члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, цар, Чад, Экваториальная Гвинея (с декабря 1983 г.).

В рамках блока на межгосударственную торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов.

Целями ЮДЕАК провозглашено:

• образование общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле;

• согласование экономических программ;

• унификация налоговых систем;

• строительство совместных предприятий;

• финансовая взаимопомощь и создание льготных таможенных условий для стран-членов, не имеющих выхода к морю (Чад, ЦАРЬ).

В рамках ЮДЕАК функционируют такие финансовые организации, как фонд солидарности, Банк развития (БДЕАС), Банк государств Центральной Африки (БЕАС).

В ЮДЕАК хранятся многочисленные препятствия на пути межгосударственного движения товаров, капиталов и рабочей силы. До основных причин, препятствующих расширению внутрирегиональной торговли, в первую очередь следует отнести:

• общий низкий уровень развития ее участников;

• однотипность их специализации в международном разделении труда;

• отсутствие развитой транспортной сети в регионе.

Содружество Независимых Государств

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято 8 декабря 1991 года в соответствии с Соглашением Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. В наше время есть определенный прогресс в формировании и развитии организационной структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеет Договор о создании экономического союза (сентябрь 1993 г.), Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ (сентябрь 1994 г.), Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Беларусью от 6 января 1995 г., к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизия. Кроме того, были созданы Межгосударственный банк СНГ и Межгосударственный валютный комитет (МВК). Однако, Соглашение о платежный союз реализуется в очень сложных условиях. Фактически только в 1995 г. сдвиги в этом направлении произошли в двусторонних отношениях России с Беларусью, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.

На встрече глав государств и правительств СНГ в мае 1996 г. в Москве главным вопросом повестки дня был план интеграционного развития Содружества на 1996-1997 г. Важно отметить, что в правительственных сферах государств СНГ и прежде всего в России, начинается некоторая эйфория по поводу проектов скорейшего восстановления разорванных экономических связей на территории бывшего СССР и создания интегрированной системы новых независимых республик. Последнее, безусловно, остается общей целью. Однако, сколько потребуется времени для ее достижения, - сегодня сказать трудно.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить перспективные планы интеграционного развития Содружества в 1994 г. и 1996 г. Если первый состоял на срок 4-5 лет, то второй - гораздо скромнее (его срок два года). Речь шла о серьезные корректировки, под которым понималось, что большая часть намеченных мероприятий, особенно в сфере экономической интеграции, в последние годы просто не была выполнена.

Главное препятствие на пути экономического сближения в СНГ на данный момент - серьезное различие в этапах реформ в отдельных странах, что диктует несовпадение, а иногда и противоположность экономических интересов внутри СНГ. Именно это обстоятельство заставляет сегодня сосредоточиться в первую очередь на гармонизации развития государств СНГ, создании общего правовой среды для решения экономических проблем.

Для реализации этих задач участникам московского саммита был представлен план интеграционного развития Содружества, что, в частности, предусматривал:

• принятие Концепции экономического интеграционного развития СНГ;

• разработка проектов законов о транснациональные корпорации, регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг, об акционерных обществах и ипотеку;

• создание основ единой методологии ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий;

• меры относительно усовершенствования и расширения Таможенного союза;

• обработку условий вхождения в платежный союз и др. Проблема платежного союза затруднена, как известно, наличием долга республик бывшего Союза Москве размером 9 млрд. долл. Решение долговых вопросов продвигается пока что медленно.

Свидетельством большего реализма нынешнего этапа интеграции в СНГ стал ее разноскоростной принцип, провозглашенный в Указе Президента РФ в сентябре 1995 г. Конкретно он был реализован при создании так называемого Союза четырех (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия) и Союза двух (Россия, Беларусь).

Ожидается, что эти государства станут лидерами интеграции в СНГ, увлекая за собой других. Однако на сегодняшний день у фаворитов интеграционного сближения едва ли не меньше острых проблем, чем на уровне СНГ в целом. Наиболее заметная из них - Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.

Отмена таможенного контроля внутри этого образования пока что не столько продвинуло эти государства к формированию действительно таможенного союза, сколько добавило новых проблем. Например, Казахстан объявил в апреле 1996 г. о снижении импортных тарифов на широкую номенклатуру именно тех товаров, что облагается пошлиной Россия, защищая своих производителей. Таким образом, в Таможенном союзе образовалась брешь.

20 сентября 2003 года на встрече глав государств СНГ в Ялте (Ливадии) было подписано соглашение между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном о создании в рамках СНГ нового экономического пространства, который предусматривает создание регулирующих органов и формирования зоны свободной торговли.

На данном этапе развития СНГ можно сказать: по сближению, развития интеграционных процессов центростремительные силы начали преобладать центробежные. Для будущего развития интеграционных процессов в СНГ необходимо в дальнейшем согласовать целый ряд важнейших проблем внешнеэкономического и внешнеполитического характера, чтобы отработать стратегию всестороннего взаимодействия.



Назад