Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Содержание и общая характеристика экономической политики государства


Украина вступила в XXI век в условиях стремительных изменений на международной арене. Поэтому поиска парадигмы будущего развития Украины придается большое значение. Современному состоянию экономического развития присущи два основных направления: глобализация и регионализация. Они являются отражением объективного процесса модернизации общества под влиянием уменьшения количества производственных ресурсов и значительным ростом потребностей общества.

В этих условиях Украина, получив независимость, формирует и развивает свою национальную международную экономическую политику, которая выступает составной частью общей экономической политики.

В широком понимании, экономическая политика охватывает политические отношения, политическую организацию и политическую идеологию. Исходя из этого можно определить, что экономическая политика является комплексом действий государства по регулированию экономической ситуации и коррекции экономических интересов. Безусловно, что экономическая политика базируется на четком определении органами власти ее основных целей, направлений, методов и рычагов развития экономики.

Разработка экономической политики предусматривает четкую постановление задач. Для Украины такими задачами являются:

1. Определение цели (цели), на достижение которой будет сориентирован развитие хозяйства.

2. Определение средств, которые нужно мобилизовать на достижение поставленной цели.

Основными приоритетами экономической политики являются:

1. Обеспечение экономической свободы в рамках действующего законодательства.

2. Обеспечение полной занятости рабочей силы и других факторов производства.

3. Поддержание и обеспечение экономического роста и экономического развития.

4. Обеспечение эффективности экономики.

5. Организация справедливого налогообложения.

6. Обеспечение охраны окружающей среды.

7. Обеспечение защиты предпринимательской деятельности и социальной защиты населения.

Безусловно, что любая экономическая деятельность и экономическая политика должна определить приоритетные направления. Приоритетный подход к экономике - это всегда политический, стратегический подход. Приоритеты должны определяться на основе интересов и осуществляться через них. Они должны содействовать научному предсказанию будущего состояния развития экономики, его структуры, воздействия на социальную сферу, человека, природу. В свою очередь, на этой основе можно прогнозировать реальные противоречия и пути и способы их решения. Таким образом, экономическая политика, построенная на научной теории, превращается в фактор общественного прогресса.

Приоритетное развитие экономики, той или иной сферы возможен при условии взаимодействия двух процессов:

• обеспечение передовой материально-технической базы в этой сфере, использования подготовленных кадров, предметов труда, других элементов производства;

• материального и морального стимулирования его развития.

Это обеспечит единство научно-технического и социального подхода к решению ключевых проблем экономики. Следовательно, изменение приоритетов в экономической политике возможна лишь в том случае, если она будет подкреплена адекватными изменениями перечисленных процессов.

Для национальной экономической системы Украины основными направлениями считаются:

1. Постоянный рост темпов и эффективности производства.

2. Обеспечение оптимального платежного баланса.

3. Регулирования инфляционных процессов.

4. Достижение и поддержание сбалансированного бюджета.

5. Повышение уровня жизни населения страны.

В каждый период времени важно определить конкретные направления экономической политики, их содержание, политическую значимость. Выбор их не может быть произвольным. На каждом этапе развития общества определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, конкретными историческими условиями, ситуацией в мире.

Направления экономической политики разнообразные по содержанию и политической значимости. При этом важное значение имеет выделение главных направлений общественного производства, которые обеспечивают создание прогрессивной структуры экономики - непременном условии ее перехода к новому качеству роста. Без этого нельзя эффективно использовать стимулы к труду, реализовать совокупность разнообразных интересов общества и двигаться вперед в поступательном развитии.

В условиях функционирования рыночной экономики действуют два основных направления экономической политики: фискальный и монетарный.

Объектами регулирования при фискальном направлении выступают:

• уровень налогов;

• уровень государственных расходов.

При монетарном направлении объектами регулирования выступают:

• объем денежной массы;

• процентная ставка.

Следует отметить, что в экономической литературе достаточно долго исследуется вопрос об основных средствах достижения экономических целей. По нашему мнению, наиболее полно эта проблема освещена в учебном пособии «Основы экономических знаний» (авторы: Гальчинский А. С., Єщенко П. С., Палкин Ю. I. - Киев, 1999. - С. 46).

Исторический опыт убеждает, что политика становится движущей силой развития общества и человека, если она научно обоснованная. Такова политика, основанная на объективно действующих законах, учитывает различные интересы общества, предполагает многовариантность решений и свободу выбора.

Постепенный взвешенный переход экономики Украины к рынку возможен только благодаря использованию реальных причинно-следственных связей в экономической жизни, учету интересов всех хозяйствующих субъектов, то есть благодаря политике, построенной на научной теории и адекватно трансформированной в хозяйственном механизме.

Исходя из этого, можно сказать, что первоосновой выработки научно обоснованной экономической политики является экономическая теория, которая отражала бы закономерности переходной экономики нашей страны.

Научное обоснование экономической политики будет способствовать глубокому обновлению материального производства, более полному раскрытию социальных ресурсов общества, шо находятся в стадии перехода к новым экономическим отношениям.

Для выработки экономической стратегии на основе всестороннего учета требований объективных экономических законов первостепенное значение имеет обеспечение реалистичной объективной оценки, с одной стороны, достижений в осуществлении социально-экономических задач, выяснение трудностей и недостатков, которые возникли, их причин, а с другой - такой же реалистичной оценки имеющихся возможностей, ресурсов для дальнейшего социально-экономического развития.

Научная объективность в политике требует учета присущих обществу противоречий и трудностей. Более того, экономические законы действуют как тенденции. Формы их проявления не однозначные и могут изменяться под влиянием различных обстоятельств.

Непременным условием осуществления стратегических целей, направлений, приоритетов экономического развития является определение методов и рычагов экономической политики. Последние становятся факторами обновление экономики в том случае, когда совершенствуются не сами по себе, изолированно от стратегических целей и приоритетов, а в органическом единстве с ними, в процессе непрерывного движения.

Существует два основных группировки методов экономической политики: экономические и административные.

Мировой опыт показывает, что экономические методы управления не устанавливаются с утверждением определенной формы собственности на средства производства, а также после принятия государственных и других решений, как это длительное время утверждалось в нашей стране. Более того, такие методы в нашей экономике, за исключением периода новой экономической политики, почти не использовались через неизменность производственных отношений.

Требуют уточнения и сами понятие административно-командных и экономических методов управления. Сущность первых чаще всего сводится к тому, что они действуют через приказы, распоряжения, приказы и другие приемы неэкономического давления. Это - поверхностное выявления административно-командных методов управления. Причину следует искать глубже, в экономических отношениях.

Экономическая политика, построенная на административно-командных методах, применяет соответствующие рычаги: нормативные документы, инструкции, приказы, распоряжения и т.п., которые на практике является ничем иным, как рычагами давления.

Все это сковувало самостоятельность коллективов, желание проявлять инициативу, творчество; порождало безразличие и апатию к совершенствованию производства.

Если совершенствования производственных отношений осуществляется через интересы и на основе интересов, то в этом случае используются экономические методы управления.

Экономические методы управления - это система экономических и неэкономических рычагов, направленных на сочетание интересов всех субъектов хозяйственной деятельности.

Общество может перейти к экономических методов хозяйствования при выполнении следующих условий:

• учет и реализация интересов всех хозяйствующих субъектов, которые участвуют в экономической жизни;

• выявление объективных противоречий экономических интересов и решения их благодаря применению эффективных форм и средств управления;

• субъекты собственности, а значит и власти, на всех уровнях должны заниматься управлением интересами и через интересы;

• все субъекты экономической политики должны быть равноправными.

Этого можно достичь созданием равных экономических и политико-правовых условий для всех хозяйствующих субъектов.

Переход к экономическим методам хозяйствования требует радикальных изменений функций государства. Она не должна вмешиваться в деятельность предприятий, которые не подведомственные ей, в работу регионов различных уровней. Внимание государства должно сосредотачиваться на конкретных задачах, нацеленных на реализацию общенациональных интересов, укрепления финансовой системы, развитие инфраструктуры, защита Отечества, охрану окружающей среды, осуществление социальных гарантий.

Таким образом, при выработке экономической политики следует широко использовать мировой опыт хозяйствования, развития научно-технического прогресса, научное прогнозирование.

Экономическая политика как фактор экономического развития должна нацеливать хозяйство на решение главных задач, выбор приоритетных направлений развития, которые, с одной стороны, обеспечат рост отраслей, отражающих достижения научно-технического прогресса, а с другой - создадут предпосылки для дальнейшего роста уровня жизни населения.



Назад